Отчет о водном походе 5 к.с., по р. Жомболок – р. Ока, В.Саян
- Главная ›
- Отчёты ›
- Водный туризм ›
- Отчет о водном походе 5 к.с., по р. Жомболок - р. Ока, В.Саян
- Дата проведения:
- с 5 по 26 августа 2013 г.
- Место проведения:
- р. Жомболок - р. Ока, В.Саян
Посвящается друзьям:
Емелину Валерию
Докторову Сергею
Шиханову Алексею
Отчет о водном путешествии 5 категории сложности в районе Восточных Саян по маршруту: р. Жомболок – р. Ока, совершенном группой турклуба «Гравицап» с 05.08. по 26.08.2013 года
Руководитель: Марков М.В.
Паспорт маршрута
Вид путешествия: водный.
Категория сложности: пятая.
Средства сплава: 2-х и 4-х местные катамараны.
Нитка маршрута: г. Ярославль- ст. Слюдянка – пос. Орлик –зимник Хадарус- сплав по р. Жомболок –сплав по р. Ока (Аха) – пос. Верхнеокинский – ст. Зима – г. Ярославль.
Количество участников: 10 человек.
Состав группы
№ п/п | Фамилия И.О. | Год рожд. | Туристский опыт | Обязанности, рапределение по судам |
1. | Марков Михаил Витальевич | 1963 | Белая Уба-Уба-4р; Шавла-Аргут-Катунь-5у | руководитель, капитан “Tвикс-2″ |
2. | Васильев Михаил Анатольевич | 1969 | Черный Черемош-Черемош-3у | ремонтник, “Tвикс-2″ |
3. | Прокопов Олег Владимирович | 1964 | Шавла-Аргут-Катунь-5у | врач, капитан “Иркут-4″ |
4. | Прокопова Нина Александровна | 1959 | Шавла-Аргут-Катунь-5у | видео, “Иркут-4″ |
5. | Прокопов Валерий Олегович | 1991 | Писта-3у | “Иркут-4″ |
6. | Сажина Татьяна Юрьевна | 1969 | Кутсайоки-Тумча-4у | завхоз, “Иркут-4″ |
7. | Галанин Михаил Георгиевич | 1969 | Она-Абакан-4у | страховка, капитан «Тритон-2» |
8. | Вихарева Ирина Игоревна | 1971 | Умба-3у | казначей, «Тритон-2» |
9. | Голубев Константин Александрович | 1964 | Илекса-Вама-Водла-4у | капитан “Стерх-2″ |
10. | Линник Олег Анатольевич | 1967 | Умба-3у | фото, “Стерх-2″ |
Подъезд к началу маршрута.
Поездом № 80 Москва – Благовещенск. Отправление из Ярославля в 18-50. Прибытие в Слюдянку в 7-22 по московскому времени. Разница местного времени с «московским» составляет + 5 часов. Для экономии времени мы заранее заказали машину в пос. Орлик у Анатолия Урбаева. У него в парке несколько 12-местных микроавтобусов «Истана» с багажниками на крыше и бортовые «Уралы». Все транспортные заброски в этом районе у него отлажены, т.к. занимается этим он уже несколько лет. Все контакты осуществляет Людмила: urbaev@rambler.ru ,телефоны 8-914-631-75-59 и 8-908-590-02-87. За заброску до пос. Орлик мы заплатили 14 тыс. рублей. Дорога неплохая, сначала асфальт, потом накатанная грунтовка. В поселке Кырен заехали в поисково-спасательный отряд №2 Бурятской республиканской ПСС и встали на учет. Контакты отряда: burspas02@mail.ru ,тел.8 (301-47) 41-153,начальник-Л. Усольцев. В поселке Монды находится пограничный пост, где идет проверка документов для въезда в приграничную зону. Можно сократить время проверки, если заранее напечатать список группы с паспортными данными. Здесь же советуем пообедать в «Позной» с очень гостеприимной хозяйкой и хорошей кухней, для экономии времени заранее заказав приготовление обеда. Телефоны всех «Позных», которые находятся по дороге, знают водители (они сами предлагают это сделать, видимо имея коммерческий интерес). В Орлик приехали около 21 часа. Нас высадили за посёлком, на большой поляне, возле самой реки. Эта поляна является своего рода перевалочной базой для туристов: отсюда группы начинают сплав по Оке, забрасываются на Тиссу, Жомболок, Хойто-Оку и др. Через 1 час подъехал открытый бортовой «Урал», на котором доехали до Хадаруса. Время в пути около 3 часов. Дорога до моста через Жомболок в Шарзе- хорошая грунтовка, далее- очень плохая, только для машин с повышенной проходимостью. У зимника большая ровная стапельная поляна.
С поляны видно последнее (пятое) из озер Олон-Нур. За заброску от Орлика до Хадаруса заплатили 12 тысяч рублей
Маршрут закончили в районе посёлка Верхнеокинский (местные называют Верхняя Ока). Напротив впадения в Оку протоки Тунгуски находится красноватый скальный массив Толстый мыс. Далее река делает плавный правый поворот. На повороте- остров, за которым, на левом берегу, виден флагшток с яркими тряпками, временный навес и выход дороги к реке. Здесь дежурят местные водители, подрабатывающие частным извозом (3-4 микроавтобуса возят в очередь). До посёлка по дороге около 3 км. Там есть магазин. Такса проезда до Зимы=800 руб. с человека, торговаться не получилось. В настоящее время это единственный способ выехать из Верхнеокинского, т.к. сотовой связи здесь нет, а автобус не ходит. Время в пути около 2 часов. Дорога- грунт и асфальт, но местами сильно разбита. Из Зимы в 03-04 (время московское), поездом № 43 Владивосток-Москва мы выехали в Ярославль.
Р. Жомболок. Техническое описание.
Уровень воды чуть выше среднего. За основу бралась лоция и техническое описание М. Бузыкина (2005г., сайт: www.skitalets.ru/water/2005/zhomboloka_busikin/index.htm ). Уровень воды в реке Жомболок не сильно зависит от объёма осадков, т.к. река зарегулирована озёрами. Все препятствия, описанные в лоции, имеют чёткие ориентиры, что позволяет точно определить их на местности. Все пороги представляют собой локальные сливы (как ступени, вырубленные в лаве), с короткими разгонными шиверами перед ними.
11.08.
После старта идет короткий быстроток около 500 м, затем река начинает дробиться на многочисленные протоки с завалами.
При прохождении нужно выбирать самые правые протоки (в этом году все они были чистые, без завалов). Ориентирами следующих двух порогов являются: увеличение скорости течения реки и вертикальные лавовые стенки по берегам.
Пороги №40, 41. Оба порога, однотипные по структуре: левый поворот на 90°, затем правый на 90° (S-образный). От левого поворота начинается скальное сужение, на правом—пологий слив 1 м с валами до 1 м. Второй порог заметно мощнее и длиннее.
В конце его река перегорожена бревном. Проход под правым берегом. Группой были осмотрены эти препятствия. Препятствия технически для прохождения несложные, но невозможность просмотреть весь порог с наплыва создаёт опасность при его прохождении. Осмотр проводили по левому берегу. Прохождение выполнялось поочередно: сначала катамаранами-двойками, затем четвёркой. Первый катамаран страховали тремя спасательными концами в ключевых местах и в конце препятствия. После прохождения порога первый катамаран дополнительно страховал остальные суда с воды. Наличие локальных сливов в пороге, небольшая протяженность порогов, участки спокойной воды после порогов, небольшая ширина реки делают страховку первого судна с помощью спасательных концов достаточно эффективной. Такую тактику организации страховки использовали при прохождении всех препятствий на р.Жомболок. Встали на стоянку на пороге №42.
12.08.
Порог №42.Ориентир для чалки- правый поворот реки, песчаное улово под левым берегом, рядом стоящий летник на огромном ровном поле. Здесь ещё одно хорошее место для стапеля.
Порог расположен в скальном сужении, состоит из левого и правого поворота реки (S-образный). На входе, по центру реки, гребенка подводных камней. На левом повороте пологий слив 1,5 м с валами до 1 м. Прижим к правому берегу. Бочка проносная. На правом повороте чистый трек. Заходили в порог по внутреннему радиусу. Второй поворот проходили по треку.
Мы обнесли часть вещей до “Бильярда”, чтобы отметить место чалки. Тропа, идушая через лавовые поля (около 1,5км), местами теряется.
Далее идут разбои, острова, река отворачивает к правому краю долины. Сплошных завалов нет, траектория движения читается с воды. Скорость течения реки уменьшается. Перед следующим порогом река снова собирается в одно русло. Впереди видны выходы лавы—ориентир порога. Осмотр порога и страховка по левому берегу. Для чалки к левому берегу есть удобные улова перед входной шиверой.
Порог №43- “Бильярд” Имеет три поворота: левый, правый, левый. На первом повороте пологий мощный слив около 2 м, валы, бочки до 1 м (последняя- очень жесткая).
На повороте основная струя сильно сносит вправо. Под правым берегом, в сливе, бревно и скальный клык. После слива струя наносит на обливную плиту у левого берега, поворачивает вправо во второй пологий, скрученный слив высотой 1,2 м., с бочкой 0,8 м. Второй левый поворот—это пологий трек с валами до 0,8 м, за ним- чистое песчаное улово. При заходе старались держаться внутреннего радиуса реки, и после прохождения первого слива, отрабатывали вправо. Порог проходили без вещей. Все суда прошли порог “чисто”.
На фоне уже пройденных порогов,”Бильярд” представляет собой первое серьёзное препятствие. Необходима тщательная разведка и страховка. Этот порог является одним из ключевых на Жомболоке. Порог соответствует V категории сложности. На левом берегу в конце порога есть небольшая стоянка. Заночевали здесь.
13.08.
Далее пороги следуют один за другим, так что, при желании, можно сразу их все осмотреть. Но все пороги, за исключением пор. “Вариант”, имеют чёткие ориентиры, и при определённой осторожности и внимательности, можно успевать зачаливаться перед ними. Многие пороги начинаются за поворотами.
Порог №44. Выход из улова после «Бильярда» заканчивается водопадной ступенькой, высотой 1 м, через все русло. Бочка 1 м, весьма ощутимая. Проходили без осмотра.
Порог №45. Пологий слив 1,5 м через все русло, за ним пульсирующие валы до 1,2 м., с максимумом высоты под левым берегом. Вал достаточно жёсткий. Порог расположен за левым поворотом и плохо просматривается с наплыва. Осмотр порога возможен по обоим берегам. Проходили под самым правым берегом, уходя от вала.
Осмотр многих порогов проводился не столько из-за их сложности, сколько из-за возможности нахождения брёвен в сливах.
С плеса за порогом 45 речка уходит вправо, и на следующем левом повороте начинается порог “Катапульта”. У левого берега удобное улово, от которого идет тропа вдоль порога и далее, до следующего ключевого порога— “Недотроги”. Просмотр всех порогов по левому берегу.
Порог №46-“Катапульта”. Порог начинается разгонной шиверой с неприятной косой бочкой 0,5 м. Через 30 метров начинается основной водопадный слив, высотой не менее 2,5 м.
Поскольку в нем сконцентрирован весь поток реки, он достаточно эффектный, а бочка за ним глубокая. Острые кромки лавы в пороге добавляют опасности при неудачном прохождении. За сливом, на левом берегу, большой камень, в который бьёт часть струи. Ниже, на плавном левом повороте, расположены еще два небольших пологих слива, с прижимом к правому берегу. Далее около 200-300м идет выходная шивера с валами до 1м, в конце разбиваясь на несколько проток. Порог соответствует V категории сложности.
Порог проходили без вещей. При прохождении косой бочки старались держаться правого берега, потому что струя в ней разворачивает катамаран влево. Есть вариант прохождения этого места по языку под левым берегом, но есть риск быть выброшенным на большой обливной камень левого края слива. За порогом стоянка, где может расположиться не одна группа. Отсюда по левому берегу идет хорошая тропа до “Недотроги” (около 1 км).
Порог успешно пройден экипажами катамаранов «Иркут-4» и «Стерх-2».Катамаран «Тритон-2» перевернулся в заходной бочке, но успел зачалиться до основного слива. Экипаж катамарана «Твикс-2» отказался от прохождения основного слива, ввиду малой грузоподьемности судна и опасности препятствия. Экипажи «Твикса» и «Тритона» прошли вторую часть порога, стартовав сразу за основным сливом.
Порог №47. Два слива, 0,5 и 1 м с интервалом 30 м. Бочки, по всей ширине реки, требуют внимания. Проходили без осмотра, по центру.
Порог №48. Два слива высотой 0,5–0,7 м с валами до 0,7 м. Первый слив —динамичная горка, образующаяся после поворота струи от левого берега. До второго слива около 100 м и левый поворот. Слив пологий.
Порог №49. Слив 1,5 м через все русло. Бочка 1 м, наиболее пологий язык под левым берегом. Сразу за сливом, улово под левыи берегом. От него до заходной шиверы «Недотроги» около 200м. Встали на стоянку на пороге “Недотрога”.
14.08.
Порог №50-“Недотрога”. Начинается сливом 0,6 м перед правым поворотом. Слева маленькое улово для чалки. Порог представляет собой длинный многоступенчатый слив на резком левом повороте, с общим перепадом около 3,5 м. Сильный прижим к правому берегу.
Бочка за сливом справа и в центре достигает 1,5 м.
За сливом основная часть потока выходит на обширную мель у левого берега, откуда легко добраться до берега или поймать спасательный конец. Здесь над водой нависает береза. Порог соответствует V категории сложности.
Заходили в порог под левым берегом. Все экипажи успешно прошли порог без вещей.
Порог №51. Пологий слив 1,2 м через 60 м после “Недотроги”, на левом повороте. Справа косой вал 1 м, к центру превращающийся в сбойку струй высотой 1,2 м. Данный порог можно проходить в связке с «Недотрогой». После порога мель с острыми камнями. Здесь была порезана оболочка 4-х местного катамарана.
За порогом № 51снова начинаются разбои. Нужно идти по широкой правой протоке. Здесь завалов нет. До пор. “Вариант” 8-10 минут сплава. Чётких ориентиров порога нет. Ориентиром близости порога можно считать перпендикулярное раздвоение реки. Обе протоки проходимы. Мы шли левой протокой.
Порог “52-“Вариант”. Чалка к левому берегу, в небольшое улово, которое появляется неожиданно, за травянистым мыском с березкой. В прямой левой протоке видно только постепенное ускорение струи. Завершается она водопадным сливом через всю реку. Ширина реки в этом месте около 5м. За сливом несильный снос влево, бочка и пульсирующие валы до 1 м.
За порогом обширный плес, слева небольшая стоянка- очень красивое место для дневки. Суммарное падение порога составляет около 2,5 м, включая разгонную шиверу.
Правая протока отходит под прямым углом и описывает широкую петлю. В конце ее расположен пологий слив высотой около полуметра и зигзагообразная горка (левый, затем правый поворот), выбирающая остальные 1,5 м. Валы до 1 м. Протока заканчивается на том же плесе. Из четырех именных порогов на маршруте,”Вариант” является наиболее простым.
Порог №53. Пологий метровый слив на выходе с плеса завершает каскад основных порогов.
Далее начинается хорошо обжитая Шарзинская котловина. Много ферм, сенокосов. Снизу, из долины Оки, приходит дорога и ЛЭП. Река очень спокойная, препятствий нет. Примерно за 1,5 км до конца котловины находится зимник Шарза. Здесь реку пересекают 2 низких моста. Через эти мосты идет дорога, по которой мы забрасывались из Орлика к месту начала сплава. Суда обнесли, не рагружая, по левому берегу, около 50м. Здесь есть возможность купить хлеб.
54-“Шарзинская шивера”. За котловиной река собирается в одно русло и начинается шивера, переходяшая затем, в разбои и завалы. Необходимо быть предельно собранным. Через 2 часа динамичного сплава разбои заканчиваются, скорость течения уменьшается, левый берег понижается, на нем начинаются сенокосы и пастбища, видны несколько строений. Это улус Сорок. Через реку построен пешеходный деревянный мост. Чалится к левому берегу, перед мостом. Здесь живет большая семья. Глава улуса- дед Прокопий (75 лет).
Помимо основных сельскохозяйственных занятий, они предоставляют услуги туристам: оборудованная стоянка, баня, продажа продуктов животноводства (молоко, творог, сметана), других продуктов (жареный хариус, пончики), обвоз на машине “Обтойской» шиверы”. Хозяева гостеприимные, продукты недорогие, очень вкусные. Встали на ночевку здесь.
Следующие препятствия (пр. 55-57) мы решили объехать на машине. Прохождение этого участка сопровождается затратой больших физических сил из-за большого количества опасных завалов, в т.ч. непроходимых. Поэтому описание этого участка маршрута мы приводим из отчёта М.Бузыкина, без изменений.
55. “Обтойская шивера”. Начинается перед устьем реки Обтой, широкая долина которой хорошо заметна издалека. Валы до 0,5 м. Кульминация шиверы — слив высотой около 1 м непосредственно перед мостом дороги Саяны-Хужир. Просвет под мостом 1 м. Перед сливом ощущается несильный снос в правый пролет. Слив в центре пологий, слева жесткая бочка в сочетании с отбойным валом от опоры моста. Перед этим же мостом находится устье р. Обтой, а реку пересекает ЛЭП, справа хорошее улово.
Еще через 1–1,5 км шивера переходит в самый сложный и опасный участок реки, где достаточно большой уклон (10–15 м/км) и соответствующая скорость течения сочетаются с большим количеством завалов и заломов. Основной капитальный завал представляет собой, по существу, гребень широкого переката, на котором река, разбившись на множество проток, постепенно переходит из левой половины русла в правую. Один участок был обнесен. Как выяснилось, вся вода постепенно собирается в одной протоке у правого коренного берега, куда и следует перетаскивать лодки кратчайшим путем.
На протяжении “Обтойской шиверы” и начального участка завалов берега невысокие, но обрывистые, уловов крайне мало. Далее сплошных завалов нет, но часто встречаются закрытые повороты, с опасными для катамаранов заломами у внешнего берега. Постепенно лес по берегам сменяется лугами, струя становится более чистой и концентрированной.
56. Простой порог. Не выделяется на окружающем участке.
57. Слив высотой 1,2–1,3 м в основной левой протоке. На выходе пульсирующие валы. Четких ориентиров нет, но легко преодолевается с хода.
15.08.
Утром мы сдули катамараны, не разбирая их, погрузились в открытую машину, возрастом чуть моложе деда Прокопия.
Дорога до начала шиверы “Восторг водника” заняла около 1 часа. Стоимость доставки=4000 руб.
58. Шивера-порог «Восторг водника».
Начинается у автомобильного деревянного моста местной дороги. До устья Жомболока отсюда по прямой немногим более километра по правому берегу. Наиболее примечательны три первых поворота на 180° в начале шиверы.
На протяжении всего препятствия уклон равномерный, обилие камней, многочисленные бочки достигают 1 м, завалов нет. Очень интересный и динамичный сплав на протяжении 2-3 км. В конце шиверы почти всю реку перегораживает бревно, но есть узкие проходы справа и слева. Перед впадением в Оку, по правому берегу, начинается низкая терраса, переходящая в обширную поляну. Место для чалки выбирайте издалека, чтобы не попасть в Оку, где сильное течение быстро унесёт вас вниз, что у нас и произошло у двух катамаранов. На стрелке хорошая стоянка. Если вы не планируете в тот же день продолжать сплав по Оке, то это лучшее место, где можно остановиться.
Р. Ока. Лоция и техническое описание
Все препятствия на реке имеют характер крупногалечных перекатов с сильными прижимами на поворотах, но река широкая, все препятствия видны издалека, “читаются” с наплыва и от опасных мест можно уйти. После успешного сплава по реке Жомболок появилась слаженность в работе экипажей, хорошее взаимопонимание, поэтому пороги, за исключением порогов «Трех Геологов», «Каландарашвили», «Окинский», «Бурятский», «Харагольский-1» проходили без разведки. Суда двигались в кильватерном строю, ориентируясь на маневры впереди идущего судна, которое выбирало оптимальную траекторию движения.
Участок реки, по которому мы сплавлялись, условно разделяют на три составляющие:
1. участок от устья реки Жомболок до начала ущелья Орха-Бом,
2. ущелье Орха-Бом, где расположены все основные препятствия,
3. Участок после ущелья Орха-Бом, до посёлка Верхнеокинский.
Препятствий, представляющих хоть какой-либо интерес, на этом участке нет. Рекомендуем сходить на очень красивый 20-30-метровый водопад на реке Бага-Жомболок (впадает слева через 5 мин сплава после впадения реки Жомболок в Оку).
Сам водопад с реки не видно, но очень хорошо заметен распадок на фоне вертикальных стенок и тропка, уходящая вглубь, сверху видна беседка. Вода падает с большой высоты на камни, и в воздухе постоянно находится водяная пыль, которая в солнечную погоду создаёт эффект радуги. В посёлке Хужир можно пополнить провиант. Встали на стоянку на острове, за поселком, из-за плохой погоды.
16.08.
В районе острова Тухэрен-Тала река разделяется на протоки. Все они проходимы. Отдельные препятствия не сложнее двойки. От устья Жомболока, до входа в ущелье около 4 часов сплава. Вход в ущелье Орха-Бом нельзя спутать ни с чем. Видно, как скалы сближаются, и река, делая резкий правый поворот, устремляется в это сужение. На участке в 60 км находятся более ста препятствий. Все они очень подробным образом обозначены на представленной к отчёту лоции (масштаб 1:25 000).Этой лоции вполне достаточно, для прохождения ущелья. Катамараны шли с интервалом в 30 метров и, по сигналу первого экипажа, готовы были сразу зачалиться. Как мы уже говорили, в среднюю и низкую воду, препятствия в ущелье не очень серьёзны для катамаранов. В большую воду наибольшую опасность могли бы представлять пороги, где есть выраженные прижимы, такие как пороги “Трёх геологов”, “Каландарашвили”, “Бурятский” “Центрифуга”, “Мельница”. Нет смысла описывать детально все препятствия, остановимся, с нашей точки зрения, на самых значимых.
Пор. “Трёх геологов” Горка с прижимом к правому берегу, валы до 1 м., на выходе косая бочка. Осмотр-по левому берегу. Прошли в кильватерном строю по малому радиусу, уходя от прижима. Расстояние между судами 20- 25 метров. Встали на стоянку на песчаном пляже “Ривьера”.
17.08. Дневка
18.08.
Пор. “Каландарашвили”. Простая шивера- горка с прижимом к скале левого берега, валы до 1,3 м. В скале опасные карманы. Прошли по центру, перед скалой отработали вправо.
Пор. “Окинский”. Начинается за скалой, на левом повороте. Справа большой “галечный пляж”. Перед порогом участок относительно спокойной воды 100 м. Порог виден только после того, как вы повернёте за скалу. Длина порога 200- 250 метров. Прямая горка, под левым берегом валы 2- 2,5 метра, на заходе под правым берегом небольшой котёл. Осмотр по правому берегу, чалка к галечной отмели в начале поворота. После осмотра прошли по центру, уходя с основной струи вправо. Это одно из самых серьёзных препятствий в Орха-Боме.
Пор. “Бурятский”. Отделен от порога “Окинский” спокойным плесом 200–300 м. Река делает поворот вправо,затем-поворот влево, образуя сильный прижим к скале правого берега. На повороте, по центру реки, большой обливной камень.
Затем большие валы и бочки. Осмотр порога по левому берегу. За порогом отличная стоянка (на несколько групп) с туристским «музеем». Встали на стоянку у препятствия №31.
19.08.
Пор. “Харагольский-1”. Начинается после устья левого притока р.Хара-Гол. Осмотр по левому берегу. Мощная каменистая шивера длиной 200-250 м. Высокие валы и «бочки», на выходе- сильный прижим к скале правого берега.
Пор. “Мельница”. Мощный перекат в левой основной протоке. Валы 1,2- 1,5 метров, в конце – поворот направо с прижимом к скале левого берега. Прошли по центру, от прижима ушли без особых трудностей. Правая протока более мелководная. Прошли без осмотра.
Пор. “Центрифуга”. Галечная горка слева направо и прижим к правому берегу, валы до 1,2 метров. Прошли без осмотра.
Заканчивается ущелье Орха-Бом у левого притока р. Хойто-Ока. Ориентиром притока служит скала прямо по ходу, где Ока делает резкий правый поворот, а слева практически под прямым углом впадает Хойто-Ока. На стрелке неплохая стоянка. Место впадения Хойто-Оки в Оку является условной границей между Иркутской областью и Бурятией. Через 1 км справа впадает река Урда-Ока. На стрелке новая охотничья избушка. Здесь есть неплохая стоянка. Встали на ночевку здесь. До этого места снизу поднимаются моторные лодки с рыбаками.
20.08.
Сложность препятствий постепенно уменьшается, попадаются отдельные несложные перекаты. На стоянку встали на правом берегу в районе горы Быков Лоб. Скорость течения реки после ущелья составляет около 10 км/ч.
21.08.
Вышли в 11 часов утра. За поселками Левый и Правый Сарам река разбивается на две главные протоки. Проходимы обе. Мы пошли левой. Попадаются моторные лодки с рыбаками. Встали на стоянку на левом берегу в районе деревни Бахвалово в 19 часов.
22.08.
Вышли в 10 часов. Через 1,5 часа причалили к левому берегу в районе поселка Верхнеокинский. Просушили вещи, собрались, и в 17 часов выехали на микроавтобусах в г.Зима.
Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия и его название | КатегорияТрудности | Длина препятствия ) | Характеристика препятствия (характер, высота сливов, наименование и т.п.) | Путь прохождения (для локальных препятствий) |
р. Жомболок (уровень воды- выше среднего) | ||||
Порог №40 | III | 100 м | S-образный, валы | По центру |
Порог №41 | IV | 300 м | S-образный, валы, бочки | Заход под ЛБ, затем по центру, в конце- под ПБ |
Порог №42 | IV | 100 м | S-образный, 2 слива на поворотах | Заход под ЛБ, затем- по центру |
Порог Бильярд | V | 150 м | трек с прижимами, валы, бочки | На первом левом повороте прижимаясь к ЛБ, затем уходя вправо |
Порог №45 | III-IV | 20 м | мощный косой узкий слив с навалом на выступ ЛБ | По центру прижимаясь к ПБ |
Порог Катапульта | V | 400 м | несколько сливов, один более 2,5м, бочки, прижимы | Заход под правым берегом, основной слив по центру |
Порог №49 | III-IV | 20 м | Слив с бочкой по центру | Под ЛБ мимо бочки |
Порог Недотрога | V | 100 м | горка на ЛП и слив по всей ширине реки | На заходе прижимаясь к ЛБ, затем уходя вправо |
Порог Вариант | III-IV | 30 м | узкий слив с навалом на скалу ЛБ | По сливу, прижимаясь к ПБ |
Шивера-порог Восторг водника | IV | 2 км | динамичный сплав, бочки, валы, мощные прижимы | Уходя от камней в русле и прижимов |
р. Ока (уровень воды- средний) | ||||
Порог Трёх геологов | III | 150 м | горка с прижимом к ПБ, валы | Под ЛБ, уходя от прижима |
Порог ПГ-1 | III | 200 м | прямая горка, валы, бочки | Под ЛБ |
Порог Каландарашвили | III | 150 м | шиверистая горка с прижимом к скале под ЛБ | Заход по центру, уходя к ПБ |
Порог Окинский | IV | 250 м | прямая горка, высокие косые валы, бочки | Заход по центру, смещаясь к ПБ |
Порог Бурятский | III-IV | 200 м | горка, валы, прижим, котёл у ПБ на выходе | Заход под ЛБ и следуя вдоль него |
Порог ПГ-2 | III | 150 м | горка с прижимом | Вдоль ЛБ |
Порог Харагольский-1 | IV | 300 м | бочка на входе, горка, косые валы, прижим | Заход ближе к ПБ, затем по центру, в конце смещаясь влево |
Порог Харагольский-2 | III | 150 м | прямая труба с валами | Вдоль основных валов, ближе к ЛБ |
Порог Мельница | III-IV | 200 м | горка, валы, бочки, прижим | Заход под ПБ затем уходя под ЛБ и вдоль него |
Порог Центрифуга | III-IV | 150 м | Горка, прижим, косые валы | Вдоль ЛБ |
Итоги, выводы и рекомендации.
1. Маршрут очень удачно сочетает сплав по крутопадающему, малорасходному Жомболоку и широкой и мощной Оке, с возможностью посетить одни их самых интересных природных “жемчужин” этого района: озеро Байкал, долину вулканов, минеральные источники Хойто-Гол и Чойган, совершить восхождение на пик Топографов.
2. Полностью исключена пешая заброска на реку, благодаря наличию в поселке Орлик вездеходов.
3. При выборе средств сплава, предпочтение следует отдать полиэтиленовым каякам и катамаранам-двойкам.
4. Сведения о непригодности катамаранов для сплава по р. Жомболок из-за острых лавовых стенок оказались преувеличенными. У нас за весь поход случился всего один порез.
5. Рекомендуем выбрать эту связку рек, если это ваш первый маршрут пятой категории сложности. Все препятствия локальные, очень удобно организовывать страховку, что позволяет пройти сложные пороги с максимальной безопасностью.
6. Относительными недостатками является расположение всех ключевых порогов в начале маршрута, на коротком участке р. Жомболок и длительный сплав по р. Ока.
7. Небольшое количество групп на маршруте, проблем со стоянками нет.
8. Количество мошки и гнуса оказалось вполне терпимым, репеллентами почти не пользовались.
9. Местные жители вполне доброжелательно настроенные и общительные люди; многие хорошо изъясняются по-русски, любопытны. Так же как и везде, видят в туристах источник доходов и возможность честно заработать.
Смета похода.
Номер | Затраты | Стоимость на 1 человека |
1 | Плацкартный билет Ярославль-Слюдянка | 6500 |
2 | Автомобиль Слюдянка-Орлик | 1400 |
3 | Обед в «Позной» пос.Монды | 200 |
4 | Автомобиль Орлик-Хадарус | 1200 |
5 | Услуги деда Прокопия (обвоз завалов,баня,продукты) | 800 |
6 | Автомобиль Верхнеокинский-Зима | 800 |
7 | Плацкартный билет Зима-Ярославль | 6000 |
8 | Продукты,аптечка,ремнабор | 3000 |
Итого: | 19900 |
Используемые материалы.
1.Отчет М.Бузыкина за 2005 год
www.skitalets.ru/water/2005/zhomboloka_busikin/index.htm
2.Отчет Н.Мартюшева за 2010 год
www.gaba.su/Pages/Publication_954.html