Отчет о водном походе 4 к.с. по р.р. Чуя – Катунь, Г.Алтай

Опубликовано:
28 апреля 2016 г.

ОТЧЕТ

о прохождении водного туристского спортивного маршрута

IV категории сложности по Горному Алтаю, р.р. Чуя – Катунь

совершенным группой туристов города Кострома

в период с 9 по 29 августа 2013 года.

Маршрутная книжка № 23-13

 

Руководитель группы: Клочков Андрей Александрович

 

г.Кострома, ул. Северной Правды, 25-37,

Телефон: 8 903 634 02 11

 

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия Общественной Организации «Костромской областной федерации туризма» рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю IV категорией сложности.

 

Отчет использовать в библиотеке Общественной Организации «Костромской областной федерации туризма»

 

Судья по виду _________________/ _______________

 

Председатель МКК  _________________/ _________________

 

 

Штамп МКК

 

Кострома

2013 г.

 

Содержание

1 Справочные сведения                                                                                4

1.1 Проводящая организация                                                                      4

1.2 Место проведения                                                                                   4

1.3 Общие справочные сведения о маршруте                                             4

1.4 Подробная нитка маршрута                                                                  5

1.5 Обзорная карта водного маршрута                                                      6

1.6 Обзорная карта автомобильного маршрута                                         7

1.7 Состав группы                                                                                        8

1.8 Адрес хранения отчета                                                                           9

2 Содержание отчета                                                                                  10

2.1 Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её
достижения,  особенности, новизна и т.п.                                                  10

2.2 Варианты подъезда и отъезда                                                              10

2.3 Аварийные выходы с маршрута                                                          12

2.4 Изменения маршрута и их причины                                                    12

2.5 График движения                                                                                  13

2.6 Техническое описание прохождения группой маршрута                   17

2.7 Информационная справка о районе водной части маршрута            25

2.8 Информационная справка о районе автомобильной

части маршрута. Перечень наиболее интересных природных,

исторических и др. объектов на маршруте                                               28

2.9 Дневник похода                                                                                     33

2.10 Стоимость проживания, питания, снаряжения,
средств передвижения                                                                                 47

2.11 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута          48

Список используемой литературы                                                             49

Приложение А – Карта административного деления республики Алтай50

Приложение Б – фотоотчёт                                                                        51

Порог Буревестник                                                                                     51

Порог Бегемот                                                                                            51

Порог Турбинный                                                                                      54

Порог Горизонт                                                                                          57

Порог Ильгуменский                                                                                  57

Порог Шабаш                                                                                             58

Порог Тельдекпень-1                                                                                  59


1 Справочные сведения

1.1 Проводящая организация

Поход проведен Общественной Организацией «Костромская областная федерация туризма», расположенной по адресу:

156013 г. Кострома, пр-т Мира, 157А, ком. 2

Тел.:8-910-958-53-35

Сайт: http://turclub-kostroma.ru/

E-mail:klt@inbox.ru

 

1.2 Место проведения

Россия, Сибирский федеральный округ, Республика Алтай, р-н Кош-Агачский, р-н Онгудайский, р-н Чемальский.

 

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма водный
Район проведения похода Республика Горный Алтай
Категория сложности IV
Сроки проведения похода С 9 по 29 августа 2013года
Продолжительность похода Всего: 20 дней
Авто: 12 дней + 3 дня*
Сплав: 8 дней
Число участников 10 (Десять)
Средства передвижения Четырёхместный катамаран «Рафтмастер» (К4-1); Четырёхместный катамаран «Стерх-4» (К4-2)
Протяжённость активной части маршрута Сплав: 169 км

Авто: 9101 кмУровень водыРека Чуя – средний

Река Катунь – ниже среднего

 

* Три дня на отъезд группы в составе трёх человек (Басов М.Ю., Афанасов Л.А., Калугин В.С.) от пор. Буревестник (р. Чуя) к пос. Беляши для установки памятной таблички Соколову Игорю Александровичу.

 

1.4 Подробная нитка маршрута

г. Кострома – г. Нижний Новгород – г. Казань – г. Уфа – г. Челябинск – г. Курган – г. Ишим – г. Новосибирск – г. Барнаул – г. Горно-Алтайск – пос. Чибит – р. Чуя – р. Катунь – пос. Чемал – с. Артыбаш (оз. Телецкое)– г. Барнаул – г. Новосибирск – г. Омск – г. Тюмень – г. Екатеринбург – г. Пермь – г. Киров – г. Кострома

1.7 Состав группы

ФИО Год рождения Контактная информация Туристическая подготовка Обязанности в группе Распределение по средствам сплава
1 Басов М.Ю. 1951 Адрес: г. Кострома, ул. Калиновская, 39а-30 Горный Алтай, р. Аргут, V кс Водитель, штурман -
2 Клочков А.А. 1963 Адрес: г. Кострома, ул. Северной правды, 25-37 Горный Алтай, р. Аргут, V кс Руководитель Капитан К4-1
3 Афанасов Л.А. 1960 Адрес: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 13-2 Горный Алтай, р. Чуя-р.Катунь, IVкс Участник Матрос К4-1
4 Смирнов Р.В. 1978 Адрес: г. Волгореченск ул. Набережная, 6-109 e-mail: hearles@mail.ru Северный Кавказ, р. Б. Зеленчук, III кс Фотограф, оператор Капитан К4-2
5 Калугин В.С. 1995 Красносельский р-н, д. Здемирово, д.237 Кольский, р. Тумча, III кс Ремонтник Матрос К4-2
6 Гришина О.Г. 1995 Адрес: г. Кострома, просп. Текстильщиков, 96а-50 Северный Кавказ, р. Б. Зеленчук, III кс Завхоз Матрос К4-1
7 Белозёрова Д.П. 1992 Адрес: г.Кострома, ул. Рабочая 5-ая, д.4, кв.64

Тел.: 8 953 669 09 28

e-mail: DASHA.6891@yandex.ruСеверный Кавказ, р. Б. Зеленчук, III ксЛетописецМатрос К4-28Лисовская Н.Е.19776Адрес: г Ярославль, ул. Калинина, 43 e-mail: sonata7777777@yandex.ruКольский, р. Тумча, III ксМедикМатрос К4-19Лисовский А.А.2000Адрес: г Ярославль, ул. Калинина, 43Костромской р-н, р. Кубань-р. ВолгаЭкологУченик10Шахунова О.А.1982Адрес: г. Кострома, ул. Никитская, 82-25, e-mail: o.shax@mail.ruСеверный Кавказ, р. Б. Зеленчук, III ксФинансистМатрос К4-2

 

1.8 Адрес хранения отчета

Общественная Организация «Костромская областная федерация туризма», расположенная по адресу:

156013 г. Кострома, пр-т Мира, 157А, ком. 2

Тел.:8-910-958-53-35

Сайт: http://turclub-kostroma.ru/

E-mail:klt@inbox.ru

Фото и видео материалы прилагаются

 

 

 

 

2 Содержание отчета

2.1 Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения,  особенности, новизна и т.п.

Отправляясь 9 августа 2013 года в поход на Горный Алтай, наша группа в составе 10 человек ставила перед собой две задачи. Первая – это прохождение спортивно-туристского маршрута по рекам Чуя и Катунь. Вторая – установка памятника туристу Игорю Соколову, чью жизнь унесла река Аргут в августе 2012 года. Некоторые из нас не были лично знакомы с Игорем, но все без исключения чувствовали необходимость почтить его память. Известие о гибели туриста всегда долгим эхом отзывается в наших сердцах, будто бы ушёл из жизни самый близкий и родной для нас человек.
Отметим, что обе задачи группой были успешно решены.

 

2.2 Варианты подъезда и отъезда

Подъезд к началу маршрута не вызывает проблем: Чуйский тракт – дорога федерального значения, идущая параллельно реке Чуя. Выбор транспортного средства зависит от финансовых возможностей группы:

  • можно добираться рейсовым автобусом;
  • можно нанять любой вид автотранспорта от Новосибирска, Барнаула, Бийска, Усть-Семы и п. Ая;
  • или на собственном транспорте.

Сейчас услуги такого характера предлагаются как на ж/д и автовокзалах, так и в газетах. От численности группы зависит и сама стоимость услуги.

Ниже представлена контактная информация для заказа а/машины с целью заброски туристских групп на реки из города Бийск.

Телефоны в Бийске:

(3854)31-25-81; (3854)29-13-79; (3854)71-76-45

Отъезд также не представляет сложности  всё по той же причине – основная часть маршрута идёт вдоль реки Чуя. И только лишь на участке реки Катунь дорога уходит от пос. Яломан за порог Ильгуменьский до пос. Куюс.

Наша группа совершала заброску на собственном транспорте – микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter

Состояние дороги хорошее (асфальт). Эта дорога называется Чуйский тракт (шоссе М52) – а/дорога Бийск-Ташанта. Чуйский тракт проходит через Алтайский край (177 км) и большей частью находится в Республике Алтай (540 км), заканчивается в Ташанте, у границы с Монголией. На протяжении первых 250 км от Бийска дорога идет в южном направлении, затем поворачивает на юго-восток. Первые 147 км тракт проходит по правому берегу р. Катунь, затем пересекает ее и, поднимаясь на перевалы, удаляется от реки. После 358-го км дорога снова пересекает Катунь и затем почти до конца пролегает вдоль реки Чуя, вначале по ее левому берегу, затем, после 547-го км, по правому. Чуйский тракт даёт выход России в Монголию, а также является единственной автомагистралью, связывающей Горный Алтай с Новосибирском.

Автовокзал в городе Горно-Алтайск:  Коммунистический просп., 55. Тел. 25-689, 22-457 (справочная).

Из города Барнаул в город Горно-Алтайск ежедневно ходят 7 автобусов (время пути 5,5ч.) из города Бийск в город Горно-Алтайск ходят 9 автобусов (2 часа в пути), которые курсируют с 7:20 до 8:30.

Автобусы по маршруту Горно-Алтайск-Шебалино (3 часа в пути) – один раз в день, утром;

Автобусы по маршруту Горно-Алтайск-Онгудай (6 часов в пути) – один раз в день, отправление в 3:30 ночи;

Автобусы по маршруту Горно-Алтайск-Акташ (11 часов в пути) – один раз в день, утром;

Автобусы по маршруту Горно-Алтайск-Кош-Агач (12,5 часа в пути) – один раз в день, утром;

Автобусы по маршруту Горно-Алтайск-Кокоря (13 часов в пути) – один раз в день, утром.

Погранзон с тщательным осмотром вещей и паспортным контролем не проходили.

Заповедников и других зон ограниченного доступа на маршруте водной и авто частей похода не было.

Получение пропусков для прохождения спортивно-туристского водного маршрута на территории республики Алтай не требуется.

 

2.3 Аварийные выходы с маршрута

Выход возможен с любого населённого пункта, т.к. дорога достаточно близко подходит к реке Чуя. Так, например, неподалёку от Чуйского тракта находятся следующие населённые пункты: пос. Ярбалык – правый берег реки Чуя (пор. Ярбалыкский), пос. Белый Бом – правый берег реки Чуя (пор. Белый Бом), пос. Иодро – правый берег реки Чуя (пор. Иодринский), пос. Иня – правый берег реки Катунь (пор. Инийский), пос. Яломан – левый берег реки Катунь (вход в пор. Ильгуменьский). Перед пор. Ильгуменьский Чуйский тракт уходит влево от реки Катунь. Теперь передвигаться возможно только по просёлочным дорогам, например, от пос. Куюс – правый берег реки Катунь (между пор. Клизма пор. Тельдекпень 1).

 

2.4 Изменения маршрута и их причины

Так как группа не имела достаточно большого опыта участия в походах подобной категории сложности, то многое зависело от уровня воды в реках, на которых был построен наш маршрут (р.Чуя, р.Катунь). Нам повезло – поход проходил в условиях падающей воды. И, как следствие, все участники из нашей начинающей туристской команды водников смогли попробовать свои силы практически на всех порогах. В случае, если бы мы застали на реках уровень воды «выше среднего», то многих бы пришлось снять с прохождения тех или иных порогов. Таким образом, нами был проведён отличный учебно-тренировочный поход по рекам Алтая.

 

2.5 График движения

День пути

Дата

Участок маршрута

Расстояние, км

Средняя скорость, км/ч

Время в пути, ч.

Препятствия

Способ передвижения

1 09.08.13 - - - - - -
2 10.08.13 Костромской р-н, д. Воронино-г. Казань,

ул. Сердаш, д.47897211-Авто311.08.13г. Казань, ул. Сердаш, д.4-трасса М-5 километровый знак «1792»9025317-Авто412.08.13Трасса М-5 километровый знак «1792» – «Motel»  в 5км за г. Омск, п. Зеленой Поле, 24а (объездная дорога)10757215-Авто513.08.13«Motel»  в 5км за г. Омск, п. Зеленой Поле, 24а (объездная дорога) – г. Новосибирск, СТ Зелёный мыс-2

 

7017210-Авто614.08.13г. Новосибирск, СТ Зелёный мыс-2 – пос. Усть-Сема, ул. Трактовая, д.55205410-Авто715.08.13пос. Усть-Сема, ул. Трактовая, 5 –стоянка на выходе из пор. Буревестник270

500*505-Авто816.08.13стапель,

тренировочные сплавы от начала порога Буревестник до лагеря—

Порог

Буревестник-917.08.13тренировочные сплавы от начала порога Буревестник до лагеряПорог Буревестник-1018.08.13тренировочные сплавы от начала порога Буревестник до лагеряПор Буревестник-1119.08.13пор буревестник – 54ый км от порога Буревестник, правый берег, платная стоянка (перед Белый Бом Албалак-Таш)5496ч.10мин.Пороги: Ярбалынский,

Бегемот,  Классический

Слаломный, Обманный, Веер, Городовой, Безымянный, Дозорный, Белый Бом,

Иодринский, Мокрый

Сплав1220.08.1354ый км от порога Буревестник, правый берег, платная стоянка (перед Белый Бом Албалак-Таш) – устье р. Большой Яломан (левый берег р. Катунь)5577ч.50мин.Порог Турбинный, Горизонт. Выходные шиверы

Р. Катунь порог ИнийскийСплав1321.08.13устье р. Большой Яломан (левый берег р. Катунь) – на выходе из порога Шабаш (правый берег р. Катунь)60134ч.50мин.Порог Ильгуменский

Порог Кадринская труба,

Порог ШабашСплав1422.08.13выход из порога Шабаш (правый берег р. Катунь) – 7км ниже п. Куюс, выше порога Тельдекпень-185145ч.20мин.Порог Каянча

Порог КлизмаСплав1523.08.137км ниже п. Куюс – 2-3 км выше порога Тельдекпень-1151145мин.Порог Тельдекпень-1СплавЗа порогом Тельдекпень-1 – п. Артыбаш,, ул. Энергетиков,12270684-Авто1624.08.13Днёвка п. Артыбаш, озеро Телецкое—–1725.08.13п. Артыбаш,, ул. Энергетиков,12 – г. Новосибирск, СТ Зелёный мыс-2650729-Авто1826.08.13г. Новосибирск, СТ Зелёный мыс-2 – «Motel» г.Омск, п Зеленой Поле, 24 а7137310-Авто1927.08.13«Motel» г.Омск, п Зеленой Поле, 24 а – «Motel» 54 км трасса Екатеринбург-Пермь10097314-Авто2028.08.13«Motel» 54 км трасса Екатеринбург-Пермь – д. Горка12247317-Авто2129.08.13д. Горка – г. Кострома209733-Авто

 

* Отъезд группы в составе трёх человек (Басов М.Ю., Афанасов Л.А., Калугин В.С.) от пор. Буревестник (р. Чуя) за пос. Беляши для установки памятной таблички Соколову Игорю Александровичу.

 


2.6 Техническое описание прохождения группой маршрута

Поход проходил в условиях падающей воды.

Вид препятствия

Категория сложности

Длина, м

Характеристика препятствия

Способы прохождения

р. Чуя

1 Порог Буревестник IV 200 Ориентиром служит галечный остров перед левым поворотом реки и высокий правый берег, косогор. Множество камней в русле, сливы, валы Разведка с дороги.

Страховка с берега справа у лагеря, спасконец «Морковка».

Тренировка, неоднократный проход, как по левой, так и по правой части реки, последовательно маневрируя зацепляясь за улово камней2Порог ЯрбалыкскийIII500расположен сразу за деревней Ярбалык, По ходу сплава виден указатель деревни на дороге.

Мощная шивера с быстрым течениемШли по основной струе, без разведки, этот порог не представляет трудностей3Порог БегемотV500Ориентир начала порога- деревянный мост через Чую на левом повороте после устья р. Айгулак. Под мостом узкий проход, камни и сами опоры моста,  касой слив, косая бочка, валы, закрученный вал, мощная струя потом, около Акульего плавника, разрезающего струю на две половины, следует локальный левый поворот. Правая струя врезается в скалу у берега и обрушивается крутым сливом на группу валунов, торчащих из воды последствиями. Заметим, что из-за поворота реки все, плывущее по поверхности, сильно сносится именно в правую струю, и для ухода от ее требуется точный и быстрый маневр среди сливов, валов и вспененной водыРазведка по камням левого берега, страховка с левого берега

К4-1 – по намеченной траектории уйдя от второй и третьей бочек ближе к левому берегу, прошли по валам справа от зуба всё по левой части реки. К4-2 – неумышленно зашли в улово, развернулись и вышли на намеченную траекторию.4Порог КлассическийIII500крупные глыбы со сливами и валами между ними на коротком участке рекиБез разведки

С ходу по основной струе5Порог СлаломныйIV3000-4000Начинается на правом повороте реки, В русле реки каменные глыбы. Длина порога около 3 км, а по сути это каскад порогов 3-4 к.с. Река течет в ущелье с высокими осыпными берегами. В русле много камней, местами узкие проходы, имеются навалы на камни. Порог соответствует своему названию – сложная линия движения, местами требуется энергичное маневрирование. Течение быстроеБез разведки

Со взаимной страховкой6Порог ОбманныйII100на левом повороте через 1км послеБез разведки

С ходу по основной струе7порог  через 2км на плавном правом повороте в центре русла мельБез разведки

Проход справа8Порог ВеерII представляет собой шиверу с камнями в русле у левого берега от которых веером расходятся струи. На левом повороте несложный прижим к правому берегуБез разведки

С ходу по основной струе9Порог Городовой

II через 3км. В центре порога скальный обломок.Проход справа без разведки.10Порог Безымянный

II через 1км на левом повороте. Короткий, слив небольшойБез разведки.11Порог ДозорныйII В русле реки расположена здоровенная глыбаПроход справа без разведки12Пороги (3шт) Сами пороги короткие, между ними менее 1кмЛокальные порожки на поворотах реки, а по сути- перекаты. Один из них напротив пос. Белый Бом, ориентиры которого- большой белый бом по правому берегу и памятник справа на скале прямо над рекой (в честь четырех красногвардейцев, сброшенных белыми с этой скалы в годы гражданской войны)

без разведки13Порог ИодринскийIII500начинается за мостом через Чую и представляет собой быструю и мощную шиверу с валами до 1 – 1.2м и скоплениями камней. Длина не менее 1 км. Сразу за левым поворотом несколько локальных сужений русла с валами в них. Препятствие проходится в основном в левой части русла.Проход слева со взаимной страховкой14Порог МокрыйII200Камни в русле, шивера 15Шиверы степная и РаздорIIпо 1,5 км каждыйШиверы с валамиПрошли сходу без разведки16Порог ТурбинныйV200Красивый порог виден с Чуйского тракта, но не имеет четких ориентиров с воды. На участке перед порогом три левых поворота, на которых слева бом, а справа – крутой берег, осыпь с крупными камнями, порог расположен на третьем повороте. Русло на крутом левом повороте перегорожено скальными выходами коренных пород, делящими реку на две протоки справа мелко. проход узкий вдоль левого берега через бочку. Правая протока по нашей воде была достаточной для прохождения катамарана, но имела сомнительный выход. В левой протоке два варианта прохождения – справа и слева от большой глыбыЧалка справа у одинокой берёзы.

Просмотр справа

Страховка ниже за порогом с правого берега две «Морковки»

Тактика прохождения для К1 и К4-2 была выбрана единая – за-
ход в левый поворот вдоль левого берега далее зацеп слева и проход по левой струе

К4-1 разгонная шивера проход по левой части, резкий поворот на лево. После поворота не успели развернуть нос на струю, зашли в слив перед бочкой полулагом и ударились левой гондолой о скалу, затем кормой прошли справа от обливного камня. От удара с катамарана вылетел левый матрос Натлья, далее она прошла порог по запланированной траектории левой частью – самосплавом.

К4-2 идеальное прохождение по намеченной траектории17Порог Турклуб ГоризонтV200Находится в 500м ниже порога.

Порог расположен в скальном коридоре и представляет собой два потока разбитых скальными обломками в центре русла.

Разведка по правому берегу

Взаимная страховка

Прохождение правой протокой, прошла сливы и обе бочки по центру струи и ушли от прижима.18Выходная шивераIII Валы и слалом между камнями. Река делает несколько резких поворотов. В пределах шиверы возможно зачаливание, так что это по сути не одна шивера, а каскад шивер.Без разведки со взаимной страховкой

Проход по струе

К4-1 идеально маневрируя и обходя все валы

К4-2 идеально маневрируя и пробивая все валы

р. Катунь

19Порог ИнийскийIIболее 1000Ориентир подвесной мост. Шиверы с отдельными валами и бочками слева обломки скалБез разведки. Проход свободный.20Порог ИльгуменскийV250Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж; слева устье р. Б.Ильгумень; ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам — начало порога, а также домики на левом берегу. Порог расположен в месте сужения реки, на зигзаге вле-
во-вправо. Справа и в центре бочки, затем струя с косыми и пульсирующими валами до 2м с центра уходит к левому берегуПросмотр по правому берегу

 

Страховка с воды

К4-121Порог Кадринская трубаIV4000Начинается от устья р. Кадрин, но по нашей воде к ней можно причислить и несколько шивер непосредственно перед ним. Серия сужений в скальных берегах, валы до 1,8–2,0 м. Наиболее мощные шиверы в начале участка, наиболее сложные — ближе к концу. Развитая вертикальная турбулентность. В частности, во всех случаях, когда после скального сужения струя выпадает на широкий плес, с обеих сторон образуются мощные массивы поганок.Страховка с воды

Проход по струе

прострел22Порог Шабаш (2 ступени)V1ступень = 200

2ступень = 200Ориентир порога – большой галечный остров слева. Чалка на правом берегу напротив галечного острова за 100 м до порога в небольшом улове. Порог состоит из двух ступеней, разделенных 200 метрами быстротока с уловами. В первой ступени на заходе несколько бочек, в том числе одной очень мощной прямо по центру, оставляющих проход справа и длинный пологий слив в левой части. Слив завершается мощной пульсирующей бочкой, достигающей высоты 2 м. После нее также имеются высокие пульсирующие валы. Справа проход проще, хотя бочки тоже есть. Вторая ступень – дорожка валов в сужении. На заходе слева слабые бочки, справа вплотную к берегу слив с мощной бочкой. На выходе самые мощные и большие пульсирующие валы с опрокидывающимися гребнями, высотой до 2.5 м.просмотр по камням правого берега

страховка с воды

тактика прохождения первая ступень слева по основной струе, вторая ступень проход по центру языка23Порог Каянча  Сужение в скалах перед устьем р Каянча 1-я, Валы до 2мМаневрирование между валами24Порог Клизма (Аяла) 200за устьем р.Б.Аяла. В правой части камни невидимые с наплыва, по центру и справа – большие валыпрохождение схода25Порог Тельдекпень-1IV800Порог представляет собой красивый каньон длинной 800м
Река сжата скалами до 15-20м. Отвесные берега образуют то узкие ворота, то короткие широкие омуты. Чередование сужений и омутов образует мощные водовороты в виде воронок и резкое вспучивание воды. Воронки образуются и исчезают совершенно неожиданно.Просмотр с моста

Прохождение основной струе со взаимной страховкой с воды

К4-1 по запланированной линии,

К4-2 не удержали катамаран по курсу развернулись в правом улове и вышли на намеченную траекторию.

 

 


2.7 Информационная справка о районе водной части маршрута

Алтай – горная страна на территории юго-западной Сибири, Казахстана, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000 км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России – Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000 м, самая высокая точка – г. Белуха (4506 м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей – Чуйская степь, Курайская и др.

Климат Алтая резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но теплым летом. В равнинной части Алтая средняя температура января – -19ºС, июля +19ºС, годовое количество осадков 250-300 мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12ºС до -31ºС, июля от +9 ºС до +18ºС. В горах количество осадков составляет 1500-3000 мм в год. Характерной особенностью климата Горного Алтая являются горно-долинные ветры (фены). Наиболее значительные реки Алтая – Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. От слияния рек Бии и Катуни берет начало Обь – третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. Все реки отличаются быстрым течением. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора. На территории Алтая более 3500 озер, самые большие из них – Телецкое и Маркаколь.

На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда. В горах – горно-подзолистые почвы. Почти 1/3 территории Алтая покрыта лесами, особенно большие массивы которых, расположены в долинах горных рек, вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса в основном хвойные, составленные сибирской лиственницей, кедровой сосной, пихтой, сосной, в меньшей степени елью. Есть и лиственные леса, где основные породы дерева – береза и тополь. В горных лесах много ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина, а также брусника, голубика и костяника. Для равнинной части характерно сочетание степей, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами. По берегам рек в равнинной части растет облепиха. Животный мир достаточно разнообразен. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны, сурки, белки, мыши-пищухи. В степях многочисленны грызуны, из хищников – волк, лисица, степной хорек. Маршрут проходит по территории  республики Горный Алтай, коренное население которой – алтайцы.

Основная транспортная магистраль Горного Алтая – Чуйский тракт, идущий из Бийска в Монголию. Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул и Бийск, связанные автобусным сообщением с Горно-Алтайском и другими городами края. По Чуйскому тракту автобусами можно добраться до Ини, Чибита, Кош-Агача, Кокорю. Среди туристов-водников Горный Алтай чрезвычайно популярен, т.к. здесь имеется широкий выбор маршрутов любой сложности, среди которых есть и маршруты с относительно несложной заброской. Все сплавные реки относятся к бассейну Оби. Аргут – правый приток Катуни, он лишь немногим меньше последней по водности в месте их слияния. Все водные маршруты, включающие Аргут и его сплавные притоки (правые – Джазатор, Карагем, Юнгур, левый – Акалаха), оцениваются 6 к.с. Исключение составляет маршрут, включающий последний крупный правый приток Аргута – Шавлу.

Катунь после слияния с Аргутом заметно увеличивает свою водность. Общее направление дальнейшего течения реки – на север. Мутные Аргут и Чуя придают воде Катуни молочный оттенок (до впадения Аргута она чистая, зеленоватая). Вниз по течению реки безлесные и покрытые лесом участки долины сменяют друг друга. Препятствия приобретают специфический для столь многоводной реки характер: высокие валы, обширные бочки после невысоких сливов, в нижнем течении – мощные водовороты. Между препятствиями длинные прогонные участки. Для берегов Катуни во многих местах характерны невысокие (1-2 м) скальные стенки, что придает реке своеобразный колорит. Типичные точки окончания водных маршрутов, включающих Катунь – Иня, Чемал, Манжерок.

Чуя — самый значительный правый приток Катуни. Первые исследователи даже считали ее за главную составляющую Катуни. Как и Аргут, Чуя берет начало в высоких хребтах Юго-Восточного Алтая, где в условиях скудного увлажнения формируются прозрачные водотоки, сбегающие к широкой Чуйской степи. За пределы степи Чуя выходит единым потоком, прозрачным до слияния с левым притоком — мутно-белым Чаганузуном. Затем, в пределах Курайской степи, в нее впадают р. Актру и р. Маашей, также начинающиеся из ледников.

Чуя становится мощной горной рекой, особенно впечатляющей ниже устья р. Маашей, где, оставив широкую долину, она прорезала в скалах узкое ущелье, по которому несет свои клокочущие и ревущие воды. Ниже Чуя течет в широкой долине с террасами. В русле многочисленны крупные валуны и глыбы, часты перекаты, по которым несется пенящаяся вода. Мутная Чуя, впадая в Катунь, заметно меняет голубой цвет ее воды.

 


2.8 Информационная справка о районе автомобильной части маршрута. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте.

1. Город Казань стоит на левой стороне реки Волги где она соединяется с рекой Казанкой. Столица Республики Татарстан. Достопримечательности центра Казани: Вход на территорию Кремля – бесплатный. Казанский Кремль – это, единственная сохранившаяся в Российской Федерации татарская крепость, в которой сбережены основы первоначальной градостроительной идеи, здесь как нигде ярко выразилось историческое взаимодействие различных градостроительных и архитектурных культур.

Казанский кремль – историческая крепость и сердце Казани. Историко-архитектурный и культурный памятник, сочетающий в своём облике мусульманские и православные, татарские и русские мотивы. Губернаторский дворец в кремле является резиденцией Президента Татарстана.

Памятник казанскому коту расположен на пересечение улицы Баумана с улицей Мусы Джалиля.

Булак – представляет собой городской канал протяженностью более 1,5 км шириной 32 м. Канал разделяется пролетами мостов на 6 участков.

2. В 35 км от г. Бийска  на Чуйском тракте находиться село Сростки. Здесь побывали в музеи (ул. Советская, 86) – Здание бывшей Сростинской школы где учился и работал В.М. Шукшин. Литературная экспозиция Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина, расположенная в здании бывшей сельской школы, построенной в 1928 году, призвана показать личную биографию и творческий путь художника – основные темы и содержание произведений, идейную направленность и особенности творчества, явление нового типа героя — сельского жителя или чудика с его космосом, значение творчества Шукшина в истории отечественного искусства и литературы.

3. Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н.А. Акулинина.

Протяженность экспозиции под открытым небом составляет три километра. Здесь представлены паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны и путевая техника, которая в разные времена работала в Сибири. Всего на выставочных площадках демонстрируется более ста различных экспонатов. Здесь можно наглядно увидеть всю историю развития железнодорожного транспорта. А также с интересом посмотреть автомобили «Чайка», «Победа».  Не меньшее любопытство вызывают и экспонаты тракторов, погрузчиков и другой спецтехники.

4. Телецкое озеро традиционно считается одной из главных достопримечательностей Алтая. Озеро расположено на высоте 436 м над уровнем моря, его окружают высокие горные хребты, в т.ч. Корбу (2059 м) и Алтын-Ту. Площадь озера 223 кв. км, средняя ширина – 3,2 км, длина – около 80 км, максимальная глубина – 325 м. Телецкое озеро входит в число 15 глубочайших озер мира. Почти 70% воды в озеро приносит река Чулышман, остальное – многочисленные реки и речушки. Объем пресной воды составляет 40 куб. км. Из озера берет начало река Бия. Ввода в Бии в районе Телецкого озера очень прозрачная  и очень холодная.

Водопад Корбу – огромная масса воды, падающая отвесно с каменного выступа высотой 12.5 метров! Самый живописный водопад в окрестностях Телецкого озера. Он находится в 100 метрах от устья реки Большая Корбу, впадающей в Телецкое озеро в его восточной части. Вокруг водопада постоянно находится облако водяной пыли, образуемой водопадом.  Водопад расположен на территории Алтайского заповедника. Вход на водопад платный.

Обсуждение