Отчет о водном походе 3 к.с. р.Уксунйоки – р. Тохмайоки, Южная Карелия

Дата проведения:
с 1 по 10 мая 2010 г.
Место проведения:
Южная Карелия, р.Уксунйоки - р. Тохмайоки

ОТЧЕТ

о прохождении (водного) туристского спортивного маршрута

III (V) (третья с элементами пятой) категории сложности

по (Южная Карелия, Северо-Восточное Приладожье)

совершенном группой (г. Кострома , 15 человек)

в период с 1 мая по 10 мая     2010 года

Маршрутная книжка № 6-10

Руководитель группы С.Н.Рахманов

Адрес, телефон,e-mail руководителя: Ивановская обл., Приволжский р-н, д. Василево, д.72. А.тел. 89611186600

Состав туристской группы:

Фамилия Имя Отчество

Дата рождения

Должность и работа

Туристский опыт

Обязанности  и судно

1.Рахманов С.Н. – руководитель группы

1973 г.

Директор ИП Ситнова

Чуя-Катунь

Капитан К-4, каяк

2.Ситнова Н.П. – Финансист

1984 г.

ИП Ситнова Н.П.

Зеленчук – Аксаут

Катамаран 4-ка, матрос

3.Репин С.В. – штурман

1967 г.

Завод «Красная Пресня», программист

Чуя – Катунь

Катамаран 4-ка

4.Канышкин А.С. – ремонтник

1985 г.

Безработный

Зеленчук  – Аксаут

Катамаран 2-ка, матрос

5.Варгасова А.В. – ремонтник

1979 г.

ИП Варгасова А.В.

Зеленчук – Аксаут

Катамаран 2- кА, матрос

6.Осипова А.В. – медик, фотограф

1984 г.

ОАО ПИН Кострома, технолог

Чуя – Катунь

Катамаран 4-ка, матрос

7.Агафонов М.Е. – старший матрос

1985 г.

УПФ РФ, специалист – эксперт

Юпшара – Гега

Катамар 4-ка, старший матрос

8.Смирнов С.А. – музыкант

1974 г.

МУП ИПТ, начальник ЦТО

ПВД

Катамаран 4-ка, матрос

9.Котыгина Н.А. – юнга

1987 г.

Студент 4-ого курса

ПВД

Катамаран 4-ка, юнга

10.  Бахарев  Д.С. – зам. руководителя

1983 г.

ООО «Концерн медведь», мастер

Чуя – Катунь

Каяк

11.  Волкова Д.С. – юнга

1989 г.

Студент

Зеленчук – Аксаут

Катамаран 2-ка, юнга

12.  Лейкин А.А. – матрос

1983 г.

ООО «ИТ- консалтинг»

Зеленчук – Аксаут

Катамаран  2-ка, матрос

13.  Вязанкин И.А. – матрос

1983 г.

ООО «Концерн Медведь», фрезеровщик

Зеленчук – Аксаут

Катамаран 2-ка, матрос

14.  Енгалычев Г.Г. – матрос

1983 г.

ЗАО Аристон

Зеленчук – Аксаут

Каяк

15.  Волков А.С. – матрос

1985 г.

Рута на Волге

Зеленчук  –  Аксаут

Каяк

ОТЧЕТ

о водном туристическом путешествии по маршруту г. Кострома – г. Ярославль –  г.Череповец – г.Новая Ладога – г. Лодейное Поле – г.Олонец – г.Видлица – г.Салми – г.Киркоеки – п.Ууксу – г.Питкяранта – г. Койриноя – оз.Уксиярви – р.Уксунйоки – п.Ууксу    – п.Хелюля – р.Тохмайоки – г.Олонец – г.Лодейное Поле – г.Новая Ладога – г. Волхов – г. Тихвин – г. Пикалево – г. Череповец – г. Пошехонье – г. Ярославль – г. Кострома – в период с 1 мая по 10 мая 2010 года.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ (Паспорт спортивного похода/маршрута).

Руководитель похода: Рахманов С.Н.(г. Приволжск)

Средства сплава: 1 катамаран-четверка; три катамарана – двойка и четыре каяка.

Место проведения

Административный район: Российская Федерация, Северо-западный федеральный округ, Республика Карелия, Суоярвский и Питкярантский район

Географический район: Южная Карелия, Северо-Восточное Приладожье.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма: водный

Категория сложности похода: III (V) (третья с элементами пятой)

Протяженность активной части похода, км: 62,66 км

Общая продолжительность, дней: 10

Из них: время на заброску/выброску/переезды: 1/1/0,5, ходовых дней: 7, дневок: 2

Сроки проведения:  1 мая 2010 – 10 мая 2010

Нитка маршрута

Основной маршрут : г. Кострома – г.Питкяранта – оз.Уксиярви – р.Уксу – п.Ууксу –  – г.Хелюля – р.Тохмайоки –г.Хелюля –п.Ууксу – г.Питкяранта – г.Кострома

Запасной маршрут: г. Кострома – г.Питкяранта – оз.Уксиярви – р.Уксу – п.Ууксу – г.Лодейное Поле – г.Кострома ( к. III усл.) 

Варианты подъезда и отъезда

 Заброска на маршру 

Мы выбрали наиболее оптимальный по времени и затратам вариант. Автомобильный транспорт: пассажирская газель и автомобиль «Волга». От г.Кострома до оз.Уксиярви. Отправление от г. Костромы 1 мая в 5:30, прибытие в п.Уукса 1 мая 23:00.

Данный вариант, безусловно, не единственный. Можно воспользоваться ж/д транспортом:

1. Поезд № 045М Кострома Новая – Санкт-Петербург Московский от станции Кострома Новая до станции Санкт-Петербург Московский. 16 часов 7 минут в пути.

2. Поезд № 350А Санкт-Петербург Ладожский – Костомукша Пассажирская от станции Санкт-Петербург Ладожский до станции Лоймола. 8 часов 10 минут в пути.

Так же, добравшись до Санкт-Петербурга. Можно доехать на поезде или автобусе до г. Петрозаводск, а затем оттуда на наемном транспорте или рейсовых автобусах до точки стапеля.

 Выброска с маршрута

Выброска с маршрута так же происходила автотранспортом.

Альтернативным вариантом добраться до Санкт-Петербурга может быть автобус из Питкяранты до Санкт-Петербурга. Из Питкяранты он выходит в 14:00. В Питере – в 23:00. Неудобно то, что приходит автобус поздно. Перебраться на ж/д вокзал можно уже не успеть (метро закрывается), да и выспаться крайне проблематично.

1. Поезд № 657А Петрозаводск Пассажирский – Санкт-Петербург Ладожский от станции Лодейное Поле до станции Санкт-Петербург Ладожский. 5 часов 44 минуты в пути.

2. Поезд №045А Санкт-Петербург Московский – Кострома Новая от станции Санкт-Петербург Главный до станции Кострома Новая.  15 часов 29 минут в пути.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

 Аварийные выходы с маршрута

 1. Помимо точек заброски и выброски можно сойти с маршрута на проселочной дороге, примыкающей к маршруту после прохождения первой его трети. Эта дорога выводит к поселку Уукса, из которого можно добраться в Петрозаводск, Санкт-Петербург.

2. После прохождения приблизительно 2/3 маршрута реку пересекает трасса, по которой можно добраться до поселка Питкяранта.

 Характеристика района путешествия

     Реки Уксунйоки и Тохмайоки протекает в районе Северо-восточного Приладожья. Это самая южная часть республики Карелия.

 Рельеф

     Как известно, в республике Карелия различают Северный и Южный озерные края, разделенные Беломоро-Балтийским водоразделом с высотами 150-200 м.

    Южный озерный край, на территории которого и проложен маршрут, характеризуется сильно расчлененным рельефом (за исключением юго-восточной части), но абсолютные высоты невелики. Здесь расположены озера Янисярви, Ведлозеро, Шотозеро, Сямозеро, Сандал и крупнейшие в Европе озера Ладожское (в старину — Нево) и Онежское (Онего). Район сложен гранитами, кварцитами, диабазами, мраморами.

    Что касается именно Северного Приладожья, то здесь сочетаются крупные (до 150-180 м) и мелкие гряды с грядово-холмистыми заболоченными равнинами. Побережье Ладоги расчленено узкими фиордами и окаймлено многочисленными островами.

    Восточнее тянутся прибрежные песчаные равнины, переходящие в Олонецкую низменность с высотами 5-50 м.

 Климат 

    Климат Карелии умеренно-континентальный с чертами морского. Зима продолжительная, относительно мягкая. Лето короткое, прохладное. Среднегодовая температура от 0 до +3°. Продолжительность безморозного периода в Приладожье – 120-130 дней. Погода здесь неустойчивая, это обуславливается частыми циклонами, идущими с запада. Больше половины дней в году – пасмурные. Годовое количество осадков колеблется от 600 до 700 мм. Весна на юге наступает в середине апреля, но возврат холодов возможен и в мае. Лето начинается в первой половине июня. Продолжительность светлого времени суток в среднем по республике составляет 22 часа в июне, 21 час в июле, 16 часов в августе. Средняя июльская температура воздуха в Южном озерном крае 15,5-16,5°С. Преобладают ветра восточных румбов, приносящие затяжные дожди. Порой летом Карелию захватывает северная часть Европейского антициклона и при ясной погоде воздух прогревается до 30ºС. Однако, такая погода легко может смениться ливневыми дождями и сильными западными или холодными северными ветрами. Осень с влажными юго-западными ветрами или ясной, но холодной (вплоть до заморозков в низинах) погодой приходит на юг Карелии – в начале сентября.

 Флора

     Как почвенный, так и растительный покров Карелии сформировались в послеледниковый период. В районе пролегания маршрута преобладают хвойные леса (сосна, ель). Из лиственных распространены береза пушистая, береза бородавчатая, осина, ольха клейкая. В Южной Карелии встречаются участки широколиственных пород — липы, вяза, клена, черной ольхи. Сосновые леса растут в основном на бедных почвах и образуют несколько типов, различающихся характером почв и растительности нижнего яруса. Ельники произрастают на более богатых почвах. На пожарищах, на месте вырубленных коренных лесов появляются вторичные, в основном смешанные леса – березовые, осиновые, ольховые с богатым подлеском и травяным ярусом. Среди лиственных пород нередки и хвойные, в основном ель. Именно в смешанных лесах Южной Карелии встречаются редкие здесь липа, вяз, клен.

    Около 30% площади республики занимают заболоченные земли и болота, составляющие характерную часть ландшафта.

    Своеобразна растительность скал. Они, как правило, покрыты пятнами корковых лишайников. Местами на скалах растут листоватые и кустистые лишайники, мхи. В понижениях, выбоинах, трещинах можно увидеть скальные папоротники и цветковые

растения.

    Растительность пресных водоемов небогата видами. Из прибрежных растений можно отметить камыш, тростник, хвощ топяной, рогоз, несколько видов осок, из плавающих — малую и желтую кубышки, кувшинку четырехгранную.

    Карелия богата пищевыми растениями: ягодами и грибами. Из ягод отметим бруснику, чернику, морошку, голубику. Близ жилых и заброшенных деревень можно встретить заросли малины. В Южной Карелии местами обильна земляника, смородина. Основной грибной сбор на севере составляют подосиновики и подберезовики, на юге к этому в изобилии добавятся белые, лисички, местами — рыжики и маслята.

    Следует иметь в виду, что в Карелии встречаются и ядовитые растения — болиголов, вех ядовитый, волчье лыко.

 Фауна

     Фауна Карелии богата и разнообразна. При этом видовой состав на юге и севере республики несколько различаются.

    Многочисленны здесь белка, заяц-беляк, ондатра, бобр европейский. В Западной Карелии акклиматизирован бобр канадский. С меньшей вероятностью может встретиться бурый медведь, волк, барсук, рысь, на берегах водоемов — выдра, куница, норка европейская. На юге водится также енотовидная собака, лесной хорь и норка американская (завезена). Ранее по всей территории края был распространен северный олень. Теперь южная граница его расселения проходит по линии Поросозеро-Сегозеро-Пяльма-Пудож. Обычны в лесах Карелии лоси, в последние годы в южных районах вновь появились кабаны.

    Наиболее многочисленные птицы Карелии – воробьиные. Достаточно еще и боровой дичи — рябчиков, тетеревов, белых куропаток, глухарей (преимущественно на севере). Из хищных птиц отметим сов, ястребов, орла-беркута, болотного луня. Среди водоплавающих наиболее многочисленны утки, гагары, на болотах – кулики. На озерах множество чаек.

    Рыбы Карелии делятся на три основные группы: проходные, озерно-речные и морские. Проходные рыбы: сиги, лосось, корюшка, семга (атлантический лосось), кумжа (проходная форель). Они основную часть жизни проводят в море или крупных озерах, а на нерест осенью заходят в реки. Оттуда весной (или через 2-3 года, как семга, лосось, форель) мальки скатываются обратно в озеро или в море. Озерно-речные рыбы постоянно живут и нерестятся в реках и озерах. Повсеместно встречаются щука, окунь, плотва, язь, ерш, лещ, налим, ряпушка, на юге — судак. Из лососевых — некоторые сиги, палья, хариус, ручьевая форель. Эти последние, как и все проходные рыбы, являются промысловыми.

    Из пресмыкающихся и насекомых остановимся на вредных или опасных для человека. Единственная ядовитая змея Карелии – гадюка обыкновенная. Распространена она повсеместно, но чаще встречается на юге, местами — в большом количестве. Предпочитает лиственные и смешанные леса, участки богатого травостоя, окраины болот. Убежищем ей служат старые гнилые пни, пустоты между камнями, кучи хвороста, кусты, валежины. Окраска сильно варьируется — от совершенно черной (как у ужей, очень редких в Карелии) до светло-серых и бурых тонов. Рисунок на спине также бывает разным — зигзаг, ромбы, полосы. Брюхо окрашено светлее.

 Характеристика рек

     По характеру питания карельские реки принадлежат к смешанному типу, получая воду за счет дождей, болотных и грунтовых вод, таяния снегов. Вскрываются реки раньше, чем связанные с ними озера, а на порожистых участках некоторые реки не замерзают вовсе.

    Средние даты начала половодья в Северном Приладожье 10-15 апреля. Июньские расходы воды уже вдвое ниже майских. В июле-августе устанавливается более или менее устойчивый низкий уровень. Замерзают реки в ноябре-декабре. Следует отметить, что высокая озерность и заболоченность речных бассейнов выравнивает их сток.

    Естественные колебания уровня воды в карельских реках не превышают 1,5-2 м.

    Среднегодовой модуль стока в Карелии равен 10,2 л/сек, среднелетний — 12,4 л/сек с кв. км.

    Условно реки Карелии можно разбить на мало-, средне- и многоводные. Маловодные реки, со среднелетним расходом в устье не превышающим 10-20 куб. м/сек, имеют средний уклон 1,0-1,4 м/км. Для них характерно большое количество не опасных, но трудоемких в преодолении препятствий — перекатов и мелких шивер. Подчас для чистого прохождения воды не хватает даже на локальных порогах.

    На реках с расходом выше 50 м³/сек прохождение перекатов и шивер, как правило, затруднения не вызывает. Зато пороги бывают сложны, и опасны, в первую очередь из-за мощных неоднородностей потока — прямых и косых валов, «бочек» и пенных котлов за сливами, прижимов, суводей. Средний уклон у таких рек меньше — 0,5-0,8 м/км.

    Реки Уксунйоки и  Тохмайоки принадлежат бассейну Ладожского озера, протекает по Суоярвскому и Питкярантскому районам, начинаясь в 50 км севернее станции Раякоски. Общая длина около 150 км. Ширина 10-50 м. Наиболее крупные притоки – Пенсанйоки, Урмайоки, Каарйайоки, Куйкканйоки.

    Реки Уксунйоки и Тохмайоки , в простонародье  Уукса и Тохма, широко известны  любителям водного туризма. Она является географически предпоследней, из быстрых рек южной Карелии. Восточнее нее находится Тулемайоки, а затем более-менее спокойная река Видлица. Потом начинается Олонецкая равнина. На маленьком участке в нижнем течении сосредоточены основные достопримечательности реки. Высота падения последних километров равна более 40 метров, и здесь сосредоточено несколько каменистых перекатов-шивер, а также 5 красивых падунов, часть из которых обозначены на карте как водопады.

    Из пяти больших падунов, три находятся на месте взорванных техногенных объектов – бывших маленьких гидроэлектростанций.

 Охрана природы

     Помимо правил, действующих на территории всей страны (например, касающихся животных и растений, занесенных в Красную книгу), туристам необходимо знать об ограничениях, действующих на территории Карелии. Здесь запрещен отстрел нерпы, американской норки, канадского бобра, оленя. Охотничий сезон открывается обычно во второй половине августа.

    Повсеместно запрещена ловля лососевых. На многих водоемах введены ограничения на сроки и способы ловли рыбы, вплоть до полного запрета на таких реках, как Кереть, Калга, Сиг, Шуя. Чтобы не оказаться в положении браконьеров, следует по прибытии на маршрут узнать об этих ограничениях в лесничестве, у местного населения.

    В иные годы доступ в леса Карелии закрывается в силу пожароопасности, о чем можно узнать в городских маршрутно-квалификационных комиссиях.

Техническое описание маршрута

При впадении реки Муаннонйоки, Уксунъйоки представляет собой вытянутое озеро с красивыми берегами, поросшими сосной и едва заметным течением. На реке Уксунъйоки до ст. Райконкоски пороги короткие, разделенные озеровидными плесами с остатками лесосплава. Есть несколько многолетних завалов из топляка. Они, как правило, находятся в начале порогов.

Под мостом железной дороги у ст. Райконкоски начинается довольно сложный порог “Мостовой-1″ на уровне /4 к.с./ с хорошим падением воды, парой бочек на выходе и длинной выходной шиверой. Длина порога 1-1. 2 км (вместе с выходной шиверой), перепад около10 метров, много камней. Начинается под железнодорожным мостом, проходит под шоссейным мостом и заканчивается под пешеходным мостом. Порог осложнен застрявшими у берегов в камнях бревнами. Расположен он полностью в черте поселка.

От ж/д моста до выхода в озеро около 10 мин. сплава по узкому, извилистому руслу. Берега Уксуна здесь каменистые. Далее река протекает через два живописных озера Солменъярви и Уксиярви, разделенных мостом автодороги. До моста через озеро – около часа хода.

Берега первого озера (Солменъярви) холмистые, а у второго (Уксиярви) более пологие, поросшие сосновым лесом. На озерах замечательные, продуваемые стоянки с маленькими песочными пляжами. В озере Уксиярви необходимо держаться левого берега по направлению течения реки. На озерах, при ветре большая волна, требуются юбки. От моста до входа в реку – 50 мин.

За 15 мин. до выхода в реку, за островом у левого берега после рыбоводческого хозяйства, можно зайти в живописное, маленькое озеро по левой стороне (С-В) через узкую протоку со стоячей водой и расположиться на стоянке /ЛБ/, расположенной на мысу при входе в озеро.

Направление входа в реку – Ю-В, вход хорошо заметен с воды, с левым поворотом.

С выходом из озера, река приобретает ярко выраженный равнинный характер. Невысокий береговой вал плавно переходит в болотистые участки. В среднем течении берега реки сильно заболочены, на большом расстоянии, поднимаются над уровнем воды (реки и окружающих ее болот) не более одного метра. Начинают встречаться одиноко стоящие по берегам, основательно подгрызенные бобрами деревья, а также следы былого сплава в русле реки. С воды не сложно найти хорошее, сухое и ровное место для ночевки, попадаются замечательные места для стоянок.

Через 10 мин. после Уксиярви, в начале небольшого разлива реки справа, хорошая стоянка “Разлив” /ЛБ/. Еще через 10 мин., на крутом левом повороте реки, стоянка со столом и навесом “Рыбацкая” (подходит дорожка и много мусора) /ЛБ/.

Сразу за ней река входит в небольшое озеро, выход из которого по левому берегу.

Берега становятся более сухими. На реке тихая вода, но начинают встречаться легко проходимые завалы.

Приблизительно через 1 час 10 мин. хода – большой остров, основная протока – правая. Течение несильное. Вскоре еще один большой остров, в малую воду основная протока – снова правая. Через 10 мин., перед сужением реки хорошая сосновая стоянка “Обрыв” /ПБ/ с высоким берегом и редким сосновым лесом. Еще через 20 мин., на правом повороте реки, хорошая стоянка “Березовая арка” /ЛБ/, однако подъем байдарки осложнен высоким подходом к воде. Спустя 35 мин. стоянка “Камешек” (несколько темная) /ПБ/, а еще через 25 мин. отличная стоянка на мысочке с уходящей протокой “Бобровая” /ЛБ/.

Постепенно (через 25 мин. от “Бобровой”), начинаются несложные шиверы, перекаты и порожки (проход по главной струе), разделенные плесами. Сначала мелкая шивера (1) длиной 30 м, еще через 15 мин. – на правом повороте реки, интересная и веселая шивера (2) длиной 60 м, валы до 0.5 м., ориентиром служит большой гранитный камень в русле у левого берега (просмотр, юбки). Сразу за ней хорошая стоянка на разливе “Первый кайф” /ЛБ/.

После спокойного плеса, осложненного только завалами, сложность препятствий начинает постепенно возрастать. Через 55 мин. тихой воды – длинная шивера (3) /1 к.с./ с разгонным, каменистым участком быстротока (90 м.). Почти сразу за ней, на правом повороте – ступенчатая шивера (4) /1 к.с./ длиной около 70 м, с коротким левым прижимом, ступеньками и валами до 0.5 м. Проход по треку под левым берегом. За шиверой – большой участок стоячей воды, стоянки по обоим берегам.

Через 50 мин. плеса – шивера (5) длиной около 40 м, с непроходимой правой протокой. Еще через 10 мин. – два трековых быстротока (6). Через 10 мин. – короткая, около 30м, шивера (7) с двумя выворотнями на струе. Через 10 мин. – короткая шивера (8), разделенная вдоль косой с отдельными кустиками, сразу за ней – длинный перекат с чистым проходом по треку слева. Через 10 мин. – шивера (10), состоящая из двух проток. В левой нависают деревья, правая протока – очень мелководная, короткая, но красивая. Через 20 мин. за правым поворотом, спокойная шивера (11) длиной 100 м. В ее конце на высоком левом берегу среди больших деревьев – большой камень-валун, поросший лесом. К его вершине ведет натоптанная тропа, там же красивая, продуваемая стоянка “Дзот” /ЛБ/, высоко расположенная над рекой, с изумительным видом на нее. Хороший ориентир, через 5 мин. непроходимый завал (12). Обнос по левому берегу (50 метров). Здесь же хорошая, оборудованная стоянка “Завал” со столом и баней /ЛБ/. Спустя 10 мин. сплава от завала – шивера (13) за островом на правом повороте, длиной около 100м., на заходе каменистый перекат. Еще через 10 мин. – трековый быстроток (14) за петлевидным левым поворотом. Через 100м – длинная шивера около150 м. (15) со стоячими валами до 0.5 м. За ней река разбивается на протоки между островками. На левом повороте через10 мин. порог “Тюфяк” (16). Стоит заметить, на шиверах этого каскада, основные сливы легко читаются с воды, просмотр не обязателен, но довольно ощутимые стоячие волны, требующие защиты.

Порог “Тюфяк” (16) /2 к.с./. Под левым берегом большая обливная плита, почти залитая водой и видная только на сливе. Заход под правым берегом, в середине порога – полуметровая бочка, которая легко обходится простым маневром слева. Серия стоячих валов до 1 м, для переднего “матроса” юбка обязательно. Хорошо читаем с воды, идется без просмотра. После шивер, это довольно приятная горка, с заходом 25 секунд адреналина.

Через 10 мин. на правом повороте реки мощная двухступенчатая шивера (17) /1 к.с./ длиной метров 90, разделенная продольной косой переката. Сразу за ней, за длинным узким островом короткая мощная шивера (18) /1 к.с./, валы до 1.2 м, после чего река успокаивается. Через 50 мин. выход на порог “Мостовой 2″ (19).

Порог “Мостовой-2″ (19) /3 к.с./. Ориентиром служит новый мост автодороги, расположенный в 3 мин. перед быстротоком в начале порога. Именно на этот мост можно заброситься из Лодейного поля с целью попасть на все падуны. На ПБ сразу за мостом или за ним на ЛБ – отличные лужайки для стапеля. Чалка для просмотра к левому берегу перед самым началом порога. Порог начинается быстротоком с касательным сильным прижимом к плите левого берега на правом повороте, за ним – большой левый карман с уловом, через 50 метров река делает левый поворот в основы старого разрушенного моста (справа, перегороженная рыбаками, мелкая протока, начинающаяся перед быстротоком). Сразу слив, пологий, но с довольно мощной бочкой, за ней – стоячие валы и легкий левый прижим в карман. Проходится по центру, по главной струе, чуть левее бочки, по возможности уходя от карманов. По выходной шивере под ПБ, краем стоячих волн. Главная струя уходит вправо через перекат, после чего река сильно расширяется и поворачивает влево. Чалка на левый берег после порога затруднена перекатом. Сразу за порогом (метров 100 после окончания переката) две стоянки, на правом и левом берегу. Стоянки хорошие. На ЛБ берегу стоянка “Грибная” (два стола, оборудованные кострищи, бани). На ПБ стоянка “Пляж”, с песчаным пляжем наверху, с сухим сосновым лесом (но рядом дорога и возможны “гости” – рыбаки).

Кроме этих, весь правый (но очень высокий) берег в рыбацких стоянках. Следует учесть, что около самого порога обжитые места не только рыбаков, но и отдыхающих (рядом трасса, множество подъездов, следы “пикников”). Вероятно, вследствие чего, рыбалка нулевая. Но места очень красивые. С высокого (метров 12) правого берега отличные пейзажи. По нему легко вернуться и к порогу, и к новому мосту.

При ЧС отсюда возможна выброска, трасса довольно оживленная. Отсюда, по правому берегу, вдоль всего дальнейшего участка реки идет грунтовая дорога до пос. Уукса (в дождливое лето в основном проходимая с трудом).

Через 300 м после порога – длинная, около 350 м, зигзагообразная шивера “Лестница” (20) /2 к.с./. Идется по главной струе, читаемой с воды. Но возможен и просмотр по ПБ, правда, довольно высокому. Здесь же множество стоянок (рыбацкие).

Через 15 мин. спокойной воды хорошая стоянка “Лесная” /ПБ/, еще через 20 мин. шивера (21) /1 к.с./ длиной 90 м. с локальной грядой переката через всю реку и высокими стоячими волнами.

Еще через 15 мин. река разливается среди островов, поросших лиственным лесом, течения почти нет. Здесь лучше держаться левой протоки, она гораздо короче, но правая красивее. На правом повороте реки, через 10 мин. после соединения протоков и ее сужения, впадение по ЛБ реки Пенсанйоки. Уукса, в месте впадения, делает резкий поворот направо, при едва заметном течении, есть вероятность уйти вверх по р. Пенсанйоки. В этом месте русло Уксы огибает мыс с замечательным продуваемым и оборудованным местом для стоянки “Шампура”. Далее 35 мин. плеса до короткого, каменистого переката (22), осложненного двумя непроходимыми завалами (23 и 24). Первый пришлось растаскивать, второй “перепрыгивать”. Через 40 мин. спокойной воды после переката, останки развалившегося моста, за которым порог “Блюдце” (25). С воды порог не виден, определяется по боковым насыпям былого моста на левом повороте реки. Чалка для просмотра по обоим берегам у насыпей.

Порог “Блюдце” (25) /3 к.с./ – расположен в 50 м за мостом. Слив через всю реку. После короткого участка ровной воды пологий двухступенчатый слив, ограниченный обливными камнями, разбивающийся на два языка, ближе к берегам – бочки. Высота сливов примерно 0.5 – 1.2 м. В пороге центр непроходим (камни, мелко). Слив под ПБ мощнее. Прошли левым языком, обходя бочку правым краем. На левом берегу перед самым сливом отличная, продуваемая и оборудованная стоянка “Блюдце” (два стола, кострища, баня). Порог просто изумителен для катания “чайников”.

Через 40 мин. от порога короткий, но мелкий перекат (26). После 1 ч. 20 мин. спокойной воды разнообразие вносит 700 – метровая шивера “Лососевая” (27).

Шивера “Лососевая” (27) /2 к.с./ в песчаном каньоне, представляющая собой змейку с несколькими достаточно резкими поворотами в узком русле и пологой каменистой горкой на выходе. Ориентир – на правом повороте виден песчаный обрыв на левом берегу с соснами на нем, слышен сильный шум воды. На заходе ощутимый левый прижим. Валы до 1 м. (юбки обязательны). Течение очень быстрое. Идется по главной струе, читаемой с воды, но требуюет постоянного лавирования между камней. На выходе лобовой навал на маленький каменистый островок с двумя кустиками, обходимым с обоих сторон, но лучше маневром уйти вправо.

Через 20 мин – мелкая шивера (28) длиной 80 м. Еще через 20 мин. плеса выход на порог “Розовый Слон” (29).

Первый падун – порог “Розовый слон” (29) /4 к.с./ расположен на правом повороте реки. Его ориентир – повышение левого берега и редкий соснячок на правом, остров с сосной ближе к правому берегу, красные гранитные скалы, сильный шум и заметное падение уровня воды. По правому берегу начинается тропа обноса.

Представляет собой очень мощный слив в левой трети реки между островом и левым берегом. Порог разделен на две струи островком. Основной поток уходит влево, где, вблизи рукотворной каменной стенки, образуется мощный котел. Слив высотой примерно 2 м, водопадный у левого берега и более пологий у острова. Язык слива по диагонали разрезан винтообразным валом, отходящим от левого берега. В языке слива у острова – прижим в карман. После слива лобовой навал на скальный выступ левого берега, от которого необходимо уйти вправо. В 8 м от слива, справа розовый камень – “слоненок”, после него река на левом повороте успокаивается и сильно разливается. Прекрасный и красивый порог, отличное место для катания.

В правой протоке – очень мелководный слив по скальному лотку наклонной плиты с последующим водопадом высотой более метра в полукруглую бухточку у правого берега с выходом в основное русло вдоль “слоненка” в 4 м. от “котла”. В нее удобный спуск с берега к воде после обноса.

Просмотр для прохождения – по левому берегу, обнос – по правому. На малых судах легче проходить слив в его правой трети там, где винтарь сливается с бочкой у подошвы слива. Прошли порог ближе к острову, правым краем основного слива.

Справа великолепная, оборудованная стоянка “Мишка” на несколько групп с баней у бухты с водопадом (незабываемая “джакузи”). По ней свободно ходят утки с выводком, иногда к мусорной яме приходит медведица с медвежонком, прикормленная туристами. Отсюда по дороге (400 м.) можно сходить просмотреть порог “Мельница” (29). Есть оборудованная, но более темная стоянка”Слон” и на левом берегу, почти у слива. Имеется еще одна большая хорошая стоянка “Залив” на ЛБ между “Слоном” и “Мельницей”.

В 300 м от порога “Розовый Слон” за большим плесом со стоячей водой

Второй падун – порог “Мельница” (30) /4 к.с./, бывшая мельничная плотина на скальном основании. Отделен от “Слона” разливом. У правого берега видны остатки высокой каменной плотины, до половины перегораживающей реку. Падун двухступенчатый, но верхняя, маленькая, ступенька больше похожа на перекат. У левого берега, непосредственно перед сливом – каменное мелководье, стоячие валы и левый прижим. Слив порога представляет собой двух языковый проход по скальной гранитной плите, высотой 1.3 – 1.5 м. По центру – подводный зуб, за ним, в сливе – обливной шар. По сравнению со “Слоном” слив более пологий. Основной слив (правый язык) прямой, чистый, заканчивается классической жесткой бочкой. Самый идеальный проход по винтообразной струе по центру. Левый язык двух ступенчатый, несколько положе, бочка меньше, при заходе чувствителен прижим к береговым камням. Прошли левым языком

На ПБ хорошая, продуваемая стоянка “Мельница” перед плотиной или на вершине останков мельницы (для маленькой группы). На ЛБ у самого слива тоже замечательная, оборудованная стоянка “Сюрприз”, в редком лесу, для большой группы. Обе стоянки с банями.

Прекрасное место для катания. Чалка и просмотр – на любой берег перед плотиной. Тропы обноса по обоим берегам.

До следующего порога “Каньон” около 3,5 километров (30 мин.) спокойной воды.

Третий падун – порог “Каньон” (31) /3 к.с./. Ориентиром третьего падуна является правый поворот русла, сразу за ним каменистый полуостров по ПБ, у которого начинается быстроток, в конце его видна скала на правом берегу, слышен сильный шум воды. Порог начинается стометровой мелкой шиверой в неглубоком каньоне, со сливом на выходе, изломанным тремя языками. Падун представляет собой крутую горку высотой до 1.8 м. на левом повороте реки. Основной слив – слева. Короткая “”Лестница”” из валунов и косая, солидная бочка в конце. За сливом, у левого берега – плита, пригодная для страховки и зачалки. В центре и справа потоки гораздо мелководнее, видны уступы, которые, вероятно, в малую воду обнажаются, образуя “шкуродер”. Между ними после слива пенный котел. По шивере придерживались левого берега, падун прошли по центру левого языка.

Просмотр возможен по обоим берегам (по левому удобнее). Чалка для просмотра по левому берегу перед быстротоком. Подход к месту чалки для просмотра по правому берегу – по правой протоке быстротока, вдоль берега, фактически до скалы у слива.

Над сливом порога великолепная стоянка “Скала” на высоком правом берегу, достаточная для размещения большой группы. Здесь превосходная природная “джакузи” (не хуже, чем на “Слоне”). Спуск к воде в конце скалы по крутой тропке. В самой скале, под сливом – неглубокий камин, где можно устроить баню.

Через 15 мин. от Каньона – короткий перекат (32), еще через 15 мин. – выход на порог Храмина (33).

Четвертый падун – порог “Храмина” (33) /5 к.с./, отстоит от третьего в 4 километрах. Этот падун – так же остатки мельницы. Сохранились фундаменты каменных строений и колодец для жерновов, глубиной в несколько метров. К колодцу ведет водовод, пробитый в скале.

Шум слышен за ближайшим левым поворотом реки, впереди – прямой участок быстротока. Длина порога около 300м. Начинается 250-метровой разгонной шиверой с несколькими невысокими сливами, проходимой только в большую воду, пересеченной мелководной грядой. Справа начинается отвесная стенка, на которую идет длительный навал. В 10 м. от гряды – метровый слив через всю реку. По центру реки сразу за сливом – большой обливной шар с бочкой за ним, вода преимущественно сваливает с него вправо, левее шара – пологий язык с отходящей от него продольной бочкой. Более пологий проход слева заканчивается каменной гребенкой со сливом высотой до полуметра. Основной слив – под правым берегом, водопадный, огибает скалу. Слив двухступенчатый, после первой ступени – бочка, после второй, более пологой – пенный стоячий вал. В 10 м за сливом – куча надводных камней по центру, от нее к отвесной скале правого берега отходит вилка из двух мощных бочек; через них устремляется основная струя. Оптимальный проход – “облизав” скалу, после чего попадаешь в суводь, где возможна чалка.

Чалка возможна на любой берег, как перед началом быстротока, так и почти в конце шиверы. Просмотр и страховку лучше проводить по левому берегу, он невысокий, как отвесный правый. Стоянка есть прямо у падуна /ПБ/. Однако, для ночевки не очень удобна, на берегу много мусора, кострищи рыбаков, дорога с пос. Ууксу. Гораздо лучше – чуть ниже по течению (проход по тропе, “Терраса”). Огромная ровная терраса на высоком правом берегу, с пологим спуском к воде.

Далее, до самого 5-го падуна, ровную воду сменяют извилистые мелкие шиверы с хорошим уклоном, в большую воду весьма интересные, а в малую – частично непроходимые.

Непосредственно за сливом перекат (34), русло разбивается на несколько проток цепочкой островов. Из них, даже в среднюю воду, проходимые только два, под самым левым берегом и вдоль правого берега, остальные мелководны, с нагромождением камней. Попасть из одного в другое можно только у самого порога. По нашей воде потребовалась проводка (20 м.). Далее следует длинная, 3 км шивера (35) /2 к.с./, с хорошим уклоном, стоячими волнами, в которую перекат переходит без перерыва, в месте соединения проток. Через 20 мин. – короткий перекат (36). Еще через 10 мин. шивера (37) /2 к.с./ длиной не менее 200 м, валы до 1 м. Сразу за ней, после улова – каменистый перекат (38) переходящий в шиверу (39) /2 к.с./ длиной 400 м. На выходе разлив, до пятого падуна.

Шиверы после Храмины стали заметнее шире и мельче. Лавирование в них осложнено скоростью течения, отражением солнца, их длиной и в следствии этого, отсутствием просмотра, что и сказалось на состоянии деки.

В начале поселка Уукса построена турбаза . На реке за 1,5 км. от нее по правому берегу оповестительные приглашающие плакаты (на самых интересных местах двух последних шивер). Перед ней на протяжении 1 км. шло строительство слаломной трассы для каяков (последняя шивера). В конце ее на правом берегу у турбазы оборудованная бухта, где можно зачалиться для разборки. Примерно здесь начинается поселок Ууксу, до станции – немного более 2 км по шоссе. Можно встать чуть ниже, метров за 200 перед порогом “Уукса” (видны основы старого разрушенного пешеходного моста). На берегу хорошая полянка для разборки. Рядом колодец у дома, дорога до станции (чуть больше 1,5 км.), хороший магазин (120 м).

В черте поселка находится завершающий порог (в левой части – пятый падун, а в правой -крутопадающая шивера, осложненная острыми камнями и остатками лесосплава в русле).

Закончили маршрут перед 5-м падуном.

Можно, обнеся 5-й падун порог “Уукса” (40) /5 к.с./, сплавиться дальше до Ладоги. Желающим сплавиться до Ладожского озера лучше держаться правого берега и заранее просмотреть обнос порога. “Уукса”, в обычную воду он непроходим. Ориентир захода в него – каменные основы разрушенного моста. Просмотр порога с высокого правого берега (10-12 м.), далее с дороги. Обнос по правому берегу вдоль реки очень труден, а шоссе вскоре несколько отходит от реки. Можно договориться с местными жителями и с помощью автотранспорта перебраться по шоссе в район действующего автомобильного.

Дневник похода

1 мая

Выехали из Костромы в 5:30.Ехали в основном без перерывов. Останавливались лишь изредка на перекуры. Обедали в машине. На место стоянки приехали в 00:40-1:00 ночи. По ужинали и пошли спать около 2:00-2:30 ночи. Остановились в 2 км,  не доезжая г. Питкяранта у реки, которую пресекает автомобильная дорога. За мостом поворот на право. Хорошее место для стоянки. Много сухих дров.

 2 мая

Подъем в 6:00.Завтрак. Отъезд в 7:10. В 7:30 проехали г. Питкяранта. На место стапеля прибыли в 10:00 (оз. Уксиярви). На озере обед. Собираем катамараны. Идет мелкий дождь, сменяющийся солнцем. На озере есть рыбное хозяйство, которое огорожено забором. Часть озера огорожена садками, где выращивают мальков. В 14:00 – старт. Мы на воде – УРА! Течения практически нет. Вода спокойная. Идем без обеда. В стали на ночевку около 20:00 на широком месте реки, на правом берегу.  Хотелось отдохнуть от автомобилей, нормально выспаться, поесть. Ночью были заморозки. Всем было холодно.

 ИТОГО: пройдено реально 15 км,  чистое ходовое время 5 часов.

 3 мая

    Утро началось в 8:00.Завтрак. К 10:00 мы были уже на воде. Погода замечательная. Весь день было солнце, и даже ветер не мог ему помешать. Уровень воды был выше среднего. В 12:00 остановка на перекус, который плавно перетек в обед. С обеда вышли в 13:40.Решили пообещать, что плыть до вечера будем без перекусов. После обеда на желтую двойку сели Рахмановы Сергей и Наталья. Они обогнали все двойки  и четверку, и доказали, что этот катамаран может ходить достаточно быстро.  Стали появляться группы туристов, чем ближе к порогам, тем больше. В 16.00 подошли к завалу из бревен. Там уже стояла группа туристов. Катамараны обносятся легко. От места чалки до места отпуска около 10 метров. Дальше был автомобильный мост и сразу после моста – порог «Мостовой. Прошли все хорошо без просмотра. Лишь четверка на выходе в писалась в камень. Когда все прошли было уже 16:40.После этого была одна крутая шивера  и дальше тишина. От «Мостового» до места стоянки  шли с17:00 до 19:30-20:00.Все очень замерзли. Каякеры всегда шли впереди. В этот день до порога не дошли. Все очень устали. Встали на ночевку около 20:00-20:30.На правом берегу реки.

 4 мая

    Поскольку мы немного не дошли до планируемого места стоянки, то сегодня помимо основного пути необходимо было преодолеть и этот кусок тоже.

    Вышли около 10:00. Пять километров прошли довольно быстро – сказывалось то, что вода прибывает и течение увеличивается.

    Порог Мостовой-2 был значительно проще того, каким запомнился нам в прошлом году. Ни один из катамаранов ему не удалось задержать.

    Прошли со страховкой и съемками.

    Порог Лестница не запомнился. Его мы прошли без просмотра.

    А вот порог Блюдце встретил необычно сильным сливом и довольно приличным валом. Поскольку порог двоечный, то мы его также не смотрели и пришлось немного поработать, чтобы быстро выйти из него. Видимо в большую воду порог смывает.

    Дальше было очень много гребли и, наконец, Розовый слон.

    Подошли мы уже на закате солнца и расположились на одной из свободных стоянок на левом берегу реки. Место, надо сказать не самое удачное – темно, сыро и холодно, но огромное количество народу на пороге выбора не оставило. Нам и это-то место досталось от отошедшей группы – даже костер потухнуть не успел.

    Встали на стоянку около 18:00. Много общались с людьми, смотрели порог. Воды много. Порог очень впечатляет. В этот же день порог прошли: четверка, две двойки и три каяка. Очень сильное течение и мощная, держащая бочка по центру! Необходимо держаться ближе правого берега. При проходе первой двойки Сергея и Михаила, Сергей пренебрег техникой безопасности не затянув стропы, вследствие чего его выбросило из строп на раму. Артем на каяке попал прямо в центр бочки, где его держало около 30 секунд. Но все обошлось благополучно.

  На правом берегу реки есть магазин: водка, сувениры, из еды НИЧЕГО!

  ИТОГО: пройдено реально 29.96 км, чистое ходовое время 10 часов.

 5 мая

    Подъем в 9:00.Погода хорошая солнечная. Собирались до 13:30.Но встали все 10:30-11:00. Еще раз все прошли п. «Розовый слон».Рядом с о «Слоном» оказался порог «Мельница».сразу за поворотом. Шли с просмотром. Все суда груженые. Проход по основной струе левее, по основному длинному языку. Все прошли хорошо. Без килей. До «Кавказского» или «Каньонного»  шли минут 30-40. Всем показалось очень близко. Шли с просмотром. Заход через две протоки с островом по середине. Все проходили ближе к левому берегу. Правее большая бочка. Все прошли хорошо, без килей ( не учитывая каякеров). От «Кавказского» до порога «Храмина» шли мину т 50.Просмотр бязателен. Длинный порог. Заход с поворотами, камнями ( в большой воде их не видно). Проход по левой стороне. Каякер Артем шел правой. Успешно. По центру большая бочка.  «Храмина» – порог из бывшей гидроэлектростанции. От «Храмины» до п.Укса шли около часа. Дальше была длинная шивера почти до самого поселка.

    После небольшого спокойного участка начинается очень быстрая шивера, которая преподнесла нам большие сюрпризы. Летом 2007 года здесь началось строительство слаломной трассы при кемпинге, расположившемся на правом берегу. Очень хорошо, что устроители данного аттракциона повесили штендеры, которые через каждые 50 метров указывали каким берегом лучше пройти. Иначе мы рисковали попасть на металлические штыри, торчавшие из воды. Видимо ими же было немного изменено русло реки, так как ближе к концу горки имеется довольно приличный слив, которые на несколько секунд задержал катамаран. Хорошо, что все экипажи были в «полной боевой» – во всем снаряжении и в упорах. Иначе было бы весело.

    После трассы  мы сразу причалили к берегу в 18.00.Антистапель. На правом берегу туристическая база на которой мы и за ночевали. Стоимость проживания: 100 рублей с палатки за место ( домики, баня, душ. Бар. Беседка, где можно готовить. Работает магазин с 9:00-19.00.С 14-15 перерыв. Вечером празднуем окончание маршрута на р.Укса + день рождения Ильи!

 6 мая

      В 8:00 подъем. В 9:00 завтрак. Собираем вещи, грузим в машину, чтобы переехать на р.Тохма. В местном магазине «Виктория +» купили «Карельский бальзам» 0,5 л.-328 рублей. В 11:40 выехали. В 14: 40 приехали на место. Погода была хорошая. Поэтому купаться в хорошей воде не хотелось. Встали у водопадика п. «Очарование». Основное русло реки в месте порога разделяется на 3: водопадного типа (самая правая протока), по центру 2 (основная струя идет на лево, более мелкая идет по центру ступеньками). Катамараны,  каяки шли только левую и правою (водопадную) протоки. В левой протоке проход по центру слива. 6 мая только отдыхали. В 16:30 обед. Ходили смотреть следующий ниже по течению водопад на бывшей ГЭС.

   7 мая

     Подъем в 7:00. Погода хорошая, солнечная. Около 10:00 часов все стали проходить п. «Очарование». Катамараны и каяки шли только левую и правую (водопадную) протоки. Основной проход по центру  слива. Страховка обязательна. 12:00 обед. В 14:00 отъезд на р. Тохма. Около 16:00 часов подъехали п. Хелюля, где находится порог «Ворота». Быстро собираем катамараны двойки и начинаем прохождение порога «Ворота». Порог необходимо проходить на максимальной скорости ближе к правому берегу. Страховка обязательна. Все каякеры  и катамаран прошли порог удачно. Без травм и потерь. После прохождения разбираем катамараны и грузим все вещи. Антистапель.

Ночуем в 2 км от п. Хелюля рядом с еловым лесом.

 8 мая

     Подъем в 5 утра. Грузим все вещи в автомобили и отъезд домой. Все спят.

Дорога была очень тяжелая, поэтому в г. Кострома приехали  9 мая в 6 утра!

9 мая

Кострома !

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте

     Наше путешествие проходило в Суоярвском и Питкярантском районах Республики Карелия.

    Здесь жили финно-угорские племена, в основном Корела. Но на юге находилось сильное и развитое государство – Великий Новгород, которое распространило свое влияние далеко на Север, вплоть до Белого моря. Но рано или поздно приходит более сильный и отнимает у более слабого. Так в свое время усилилось Шведское королевство и начало свою экспансию на юго-восток. Территория Северного Приладожья стала пограничной зоной, а когда Новгород был поглощен Московким княжеством, то попала под юристдикцию Москвы. Одновременно шведское государство объявило Приладожье зоной своих государственных интересов и начала проводить соответствующую политику. В 1570 году началась жестокая война между Швецией и Русью.

    Обе стороны использовали тактику «выжженное земли», когда планомерно уничтожалось местное население и разрушались культовые постройки. Так в 1571 году русские войска опустошили Выборг, Порво и Хельсинки, а через год шведы разорили Корельский уезд, дошли до монастырей на Коневце и Валааме. Земля пустела, и к концу 16 века, когда, согласно Плюсскому и Тявзинскому договорам она перешла вначале к Швеции, а затем вновь к России, населения осталось не больше 10% от прежнего числа. Когда на Руси наступило «смутное время», и по Столбовому договору пришлось уступить Швеции огромную территорию на севере и западе Ладоги, шведские власти стали насаждать свою культуру и лютеранскию веру на новых землях.

    Участки земли раздавались в дар шведским баронам, налоги повышались и остатки коренного населения бежали в Россию, в Олонецкую губернию. На их место прибывали финны и начали по своему осваивать земли на севере Ладожского озера. Через 100 с лишним лет, после победы в Северной войне, Петр I не стал заниматься переселением народов, а предоставил финскому населению возможность развивать промышленность и сельское хозяйство. В 1809 году Финляндия вошла в состав России, и вскоре было образовано Великое княжество Финляндское, в состав которого вошли земли Приладожья, в том числе бассейн Ууксы.

    Относительно богатые запасы камня и леса позволили развиваться лесообрабатывающей и горнодобывающей промышленности. В основном шло производство бумаги, добыча мрамора и декоративного гранита, которые шли на строительство дворцов в Петербурге. Промышленность требует энергии, поэтому на реках стали возводиться плотины и строиться гидроэлектростанции. Почти все крупные реки Приладожья имеют посторенные плотины, большинство из которых разрушено большевиками. Это делалось чтобы исключить возвращение сюда финского населения после Великой Отечественной войны. Тогда в 1944 году, ценой многих жизней советских солдат, сопротивление Финской армии было сломлено, и укрепления, проходившие, в основном, вдоль рек Уксунйоки и Колласйоки были разрушены. До сих пор там на финской стороне можно найти остатки окопов и Дотов.

    Суоярвский район Республики Карелия богат достопримечательностями. К ним относятся деревня Вешкелица, в которой сохранилась особая застройка и которая размещается на 5 озерах. В центре этой деревни находиться Георгиевская часовня XVII века.

    Есть в районе и центр народного сказительства – деревни Корписелькя и Толвиярви.

        На высоте Колласъярви около станции Лоймола в период Великой Отечествнной Войны (1941-1945) велись очень активный бои. Там расположен военно-мемориальный комплекс Колласъярви. Памятники и братские могилы встречаются повсюду. Из встреченных нами – одна на волоке с озера Сариярви на озеро Полвиярви, вторая – в поселке Иля-Ууксу. Здесь, кстати, две братские могилы – одна наша, вторая финская.

    Выброска с маршрута осуществлялась через город Питкяранта. Это довольно большой городок. Здесь есть своя инфраструктура, в том числе и транспорт. Есть три службы такси:

    · “Алексей” (81433) 33179, (921)2264641

    · “ВАЗ для Вас” (81433) 33179, (921)2264641

    · “Такси 55″ (81433) 32055, (921)2200591

    В городке имеется две гостиницы, а по улице Горького, д.49 функционирует центральная районная больница. Есть здесь и Сбербанк.

    Впервые селение Питкяранта упомянуто в переписной окладной (писцовой) книге Вотской (Водской) пятины Великого Новгорода 1499-1500 годов. Дьяк Дмитрий Китаев и подъячий Никита Губа Моклоков написали о Питкяранте: “Деревня на Долгом берегу у Ладожского озера” (в переводе с финского название Питкяранта и означает Длинный берег).

    Деревня входила в состав Корельского уезда Никольско-Сердобольского погоста, а дворы ее относились отчасти к Керисюрьской, отчасти к Саарской переварам (административно-территориальным единицам Задней Карелы – Pera Karjala, то есть территории северо-западного Приладожья).

    В конце XVI века в результате шведской экспансии, согласно поземельной книге 1590 года Кексгольмского лена (бывший Корельский уезд), Питкяранта входила в состав Импилахтинской Капеллы Сердобольского погоста (капелла имеет смысл “отдельно стоящей”, по сути своей это – и волость и церковный приход).

    В XVII столетии селение вошло в Импилахтинскую капеллу, но уже Суйстамского погоста. Как и все Северное Приладожье, Питкяранта, согласно Столбовскому договору 1617 года оказалась в составе Швеции. На протяжении многих веков селение оставалось захолустной деревушкой. В 1499-1500 годах в Питкяранте было три двора и проживало 30 человек, в 1638 году в деревне уже было 7 дворов и 50 жителей, а в 1681 году – только 5 дворов с 30 жителями. Тогда селение находилось в собственности некой вдовы Элизабет ван Сассен, по видимому – голландки.

    В результате поражения Швеции в Северной войне согласно Ништадтскому миру Питкяранта вошла в состав России. В период царствования Екатерины Первой (1725-1727 года) селение принадлежало придворному императрицы графу Брукену. В 1727 г. земельная книга впервые упоминает Импилахтинский погост, который переходит в разряд столового имения Петра Второго (1727-1730 годы), куда вошла и Питкяранта.

    С 1730 по 1764 годы погост и Питкяранта были собственностью Александро-Невского монастыря (позднее – Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге). В 1764-1797 годах селение и погост являлись собственностью Императорской Коллегии Экономии, а чуть позже переданы в государственную казну.

    В 1785 году Питкяранту посетил академик Озерецковский, оставивший описание Импилахтинского погоста и Питкяранты.

    Фактически Питкяранта входила в состав собственно России с 1721 по 1811 годы. В 1812 г. согласно манифесту императора Александра Первого Выборгская губерния (куда входила и Питкяранта) вошла в автономное Великое княжество Финляндское.

    Расцвет Питкяранты наступает с начала XIX столетия. Широкое освоение территории Питкяранты связано с геологическими изысканиями, когда в селение приезжали металлурги и горнопромышленники.

    В 1810 г. в Питкяранте побывала экспедиция под руководством капитана горного корпуса Фурмана. Посетило селение и несколько старателей, искавших медную руду, но все они вели горные работы без нужного плана, не систематически, поэтому их поиски не увенчались успехом.

    Смекалку и расторопность проявил русский промышленник дворянин Всеволод Омельянов. Уже в 1832 г. он начинает промышленную разработку медной руды, строит медеплавильный завод, однако фортуна не улыбнулась этому питкярантскому промышленнику – он умирает в 1847 году, так и не увидев сказочных барышей. И только десятилетие спустя начнется “золотой век” освоения подземных кладовых Питкяранты.

    С сороковых годов XIX века селение становится своеобразной Меккой для русских и финских геологов-естествоиспытателей. Их паломничество продолжалось до конца столетия. Именно благодаря их научным изысканиям о Питкяранте заговорили и начали писать. В разное время селение посетили: металлурги Обухов и Иосса, геолог Иностранцев, металург-артиллерист Гадолин, будущий исследователь Арктики Норденшельд, путешественник Елисеев.

    Поначалу горнодобыча сконцентрировалась на добыче и обработке медной и оловянной руды, но с 1890 г. самое большое значение приобрели добыча железной руды и выплавка чугуна. В 1914 г. финское акционерное общество Ристиниеми продолжило разработку руд, но уже на более совершенном технологическом уровне. Эти рудники продолжали действовать до начала 50-х годов XX столетия.

    В 1832 году, с началом деятельности медеплавильного завода, Питкяранта, состоя из старинной деревни и горняцкого поселка, стала селом, так как в селении была построена Вознесенская церковь Финляндской духовной консистории.

    В начале зимней войны 1939-1940 годов Питкяранта была сожжена советской авиацией. Советские войска овладели ее 9 декабря 1939 года. После окончания войны Питкяранта с марта 1940 по июль 1941 входила в состав СССР. 16 июня 1941 года финские войска вернули город и оставили его к вечеру 11 июля 1944 года. Согласно условиям Парижского мирного договора 1947 года Питкяранта входит в состав СССР.

    28 декабря 1966 года был создан Питкярантский район с административным центром в городе Питкяранта.

 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

    Падуны на реках Уксунйоки и Тохма традиционно посещаются большим количеством групп. За два года посещения данного маршрута, нам удалось поучаствовать в спасработах так много раз, что даже не вериться насколько же люди могут безответственно относиться к сплаву, который уже по сути своей является мероприятием, заведомо подвергающим риску человеческую жизнь.

    Участились случаи групп, в которых лишь один относительно опытный человек, а остальные хорошо, если не в первый раз на воде. Также много групп, которые просто игнорируют МКК и прочее, но это отдельная песня для которой есть свои объективные и субъективные причины, а здесь нам хотелось бы дать рекомендации на основе реальных случаев из реальной практики.

    1.  На наш взгляд маршрут серьезный и группа должна осознавать свои возможности. В первую очередь это касается таких порогов, как Мостовой-2, Розовый Слон, Мельница, Каньон, Храмина, Ворота. Следует четко все взвешивать, прежде чем группа примет решении о прохождении того, или иного порога. Окончательно решение по прохождению порога принимается в первую очередь экипажем, командор лишь может отказать им в таком праве, но ни в коем случае не принуждать к прохождению того или иного препятствия.

    2. Для данного времени года маршрут очень холодный. Нет никакой гарантии, что озера освободятся ото льда, на стоянках не будет снега, а утром не придется выкапывать из-под него палатки. Поэтому необходимо крайне внимательно отнестись к снаряжению. Очень настоятельно рекомендуем иметь гидрокостюмы, теплые вещи и непромокаемые – непродуваемые костюмы на случай дождя. Это относится и к спальным мешкам, которые должны быть рассчитаны на ночевку в условиях от 0 до -10°С.

    3. В общем по снаряжению можно сказать, что список необходимых вещей такой же, как и любой другой для похода данной категории сложности. Обязательно наличие:

    · Каски, подогнанной под голову и закрепленной подбородочным ремнем, иначе есть риск ее потерять и приложиться о камни головой, что может привести к серьезным травмам, а в некоторых случаях и к гибели.

    · Спасжилет с ОБЯЗАТЕЛЬНО наличествующими паховыми ремнями, жесткой петлей сверху, стропорезом в хорошо закрепленном чехле. Объем спасжилета должен подбираться так, что в нем можно было поднырнуть под катамаран без больших усилий, при этом он должен держать человека на плаву в бочках при самосплаве. НИКАКИХ лишних шнуркой, завязок и прочего быть НЕ ДОЛЖНО. Это может стать причиной гибели. Будьте готовы к тому, что стропорез будет одноразовым и имейте запас ножей. Это связано с тем, что использованный один раз стропорез выкидывается тут же в воду. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ запихнуть нож обратно в чехол и вернуть его на место – потеряете лишние секунды драгоценного времени и можете случайно нанести себе травму, возможно крайне тяжелую.

    · Гидрокостюм, который хорошо сидит на теле, не съезжает, не наминает, не трет. Нормальный комфортный минимум 2-3 мм неопрен. Больше нет необходимости – будет слишком жарко на сплаве. Меньше – будет слишком холодно в том случае, если вы попадете в воду.

    · Обувь должна легко сниматься с ноги при желании, но не соскакивать с нее при малейшем неловком движении. Лучше, если подметка будет мягкая, это избавить от опасности попадания стопы в “каменную ловушку”.

    4. Необходимо соблюдать технику безопасности на сплаве. Спасжилет – неотъемлемая часть даже тех участков маршрута, где не ожидается серьезных препятствий. Не допускается сплав со спущенными спас.жилетами.

    5. Осмотр препятствий – обязательная процедура для тех частей маршрута, где предполагаются серьезные препятствия. В любом случае необходимо внимательно относиться к таким признакам опасных препятствий, как шум, ускорение течения, «исчезновение» воды прямо по курсу. Необходимо помнить, что река не стоит на месте и препятствия могут изменять свою топографии.

   6. Стоит быть очень внимательными на стоянках. Клещей и комаров в это время еще нет, а вот змеи выползают погреться. Это может быть опасно в тех случаях, когда нет возможности быстро доставить пострадавшего до больницы. Проверяйте стоянки и места отдыха перед тем, как вставать.

    7. Уже не рекомендацией, а данностью должен быть тот факт, что аптечка группы включает широкий спектр средств, в том числе и тех, которые позволяют бороться с серьезными воспалениями, сильными болями и т.д. Не только медик группы, но и все ее члены должны ориентироваться в аптечке, уметь оказывать первую медицинскую помощь, в том числе владеть приемами сердечно-легочной реанимации.

    8. Данный маршрут ранней весной с вероятностью около 80% поставить перед вами вопрос о преодолении сплошных ледовых заторов сплошной протяженности. Часто требуется проводка по льду судов. Также часто лед еще не настолько жидкий, чтобы разбить его веслом или продавить тяжестью катамарана, но уже не так крепок, чтобы на него легко можно было встать. К советам по прохождению такого препятствия можно отнести:

    · Снаряжение должно соответствовать. Обязательно неопрен и спасательный жилет.

    · Не отходите от катамарана даже на метр. Вы всегда должны держаться за катамаран.

    · Рыбаками и охотниками за зиму накатываются тропы. Они достаточно плотные для того, чтобы можно было отперевшись на судно пойти затор. Тропы выглядят более высокими белыми линиями на фоне общего серого льда.

    9. Обязательна карта. Карта должна быть именно картой, с обозначениями препятствий, не менее, чем 500-метровка. Сейчас в сети Интернет имеется сборник карт на 22 дисках от 10 км до 100 м. Там присутствуют далеко не все зоны, но довольная большая их часть. Каждый член группы должен ориентироваться в топографической карте. Штурман или администратор группы при подготовке маршрута должен со всей ответственностью отнестись к вопросу маркировки препятствий на карте. Как на реке Уксунйоки (пор.Храмина), так и на многих других реках существуют такие пороги, которые могут быть не слышны и не видны с верхней точки. В особенности стоить осторожно относиться к порогам, которые не имеют явных ориентиров. Мы пользуемся сдвоенными картами формата А3, которые закатываются в скотч и крепятся на планшет. Одна половина такой карты – спутниковый снимок, другая – топографическая карта данной местности. Данный маршрут занял всего 3 листа. Данная карта позволяет при соответствующей обработке не пользоваться словесной лоцией, так как вся информация выводиться на поля карты.

         Стоимость поездки для каждого члена группы обошлась в 3150 рублей.

        В общем и целом поход прошел очень удачно. Повезло с погодой, с водой, с попутчиками. Хороший маршрут для тех, кто хочет отдохнуть в первой его части и потренироваться на серьезных порогах в конце.

Обсуждение