Отчет о пешеходном походе 2 к.с. по Горному Алтаю

Дата проведения:
с 25 июля по 3 августа 2009 г.
Место проведения:
Горный Алтай

Отчет о походе I I к.с. по маршруту с.Тюнгур – р.Кучерла  –  пер.Кара-Тюрек – оз.Аккемское – р.Ярлу – пер.Рига-Турист – ледн.Аккемский – р.Аккем –  с.Тюнгур  25 июля – 3 августа 2009 года.

25 июля – 3 августа 2009 года группа из 3 человек совершила пеший поход    I I к.с.  по маршруту:  с.Тюнгур – р.Кучерла  –  пер.Кара-Тюрек – оз.Аккемское – р.Ярлу – пер.Рига-Турист – ледн.Аккемский – р.Аккем –  с.Тюнгур.

Всего пройдено 125 км. Определяющие препятствия – перевалы, переправы через реки.

Запасные выходы – На Аккемском озере находится база спасателей, откуда,  в случае необходимости, можно эвакуироваться на вертолете.

Состав группы.

  1. Софронов А.Н., руководитель группы.
  2. Калугина  О.Н., хронометрист.
  3. Литова Ю.В.,  фотограф.

Цели и задачи похода.

  1. Повышение спортивного мастерства участников похода.
  2. Развитие физических качеств: выносливости, силы.
  3. Отработка маршрута I I к.с. по Горному Алтаю.
  4. Знакомство с достопримечательностями Горного Алтая.
  5. Разработка рекомендаций по маршруту.

Изменения маршрута и их причины.

Участок пути с.Кучерла – оз.Аккемское занял 3 дня вместо запланированных двух, т.к. переход через перевал оказался сложнее, чем ожидалось.

Дальнейшие изменения маршрута были сделаны в соответствии с погодными условиями. В дождливые дни совершали выходы в более безопасные районы, в солнечный день – на перевал Рига-Турист.

Отказались от радиального выхода к Томским стоянкам, т.к. опасались не успеть вовремя выйти в Тюнгур и опоздать на поезд. Заменили этот выход посещением  часовни у ледн. Аккемского и выходом на сам ледник.

В целом  маршрут пройден запланировано. 

Описание похода. 

24.07.09

В 18-00 встретились в  Майме.  Прибыли все из разных мест – Юля из Горно-Алтайска, Ольга из Чепоша, Саша из Катуни. Докупили недостающие продукты и отправились в Горно-Алтайск. На остановке к нам подошел алтаец и предложил отвезти до Усть-Коксы прямо сейчас за 1000 рублей с человека. Мы решили разведать все-таки цены на автовокзале.

В 19-00 прибыли на автовокзал г.Горно-Алтайска. Выяснили, что автобусы в Тюнгур отправляются в первой половине дня и автовокзал закрывается на ночь в 19-00. Произведя разведку, остановились на ночлег в лесу в 30 минутах хода от автовокзала. Отличное место для ночлега с видом на Горно-Алтайск.  Нужно выйти к реке и идти вниз по течению примерно метров 300, дойти до моста и перейти на другой берег (в районе магазина «Батыр»), затем налево до поворота и направо вверх к лесу. По дороге встретится колонка. В реке вода не очень чистая. В лесу протекает ручеек, если лень бежать  на колонку, можно набрать воды там. В лесу много малины и земляники. Приготовили ужин. Отбой 24-00.

25.07.09

Утром подъем в 5-30, завтрак, выход в 7-00. В 7-30 были на автовокзале, сразу маршрутчики предложили за 1000 уже до Тюнгура на 8-30,  3 последних места в маршрутке))). Мы все-таки твердо решили узнать цену в кассе и выяснили, что билет до Тюнгура стоит 680 рублей + 124 багаж. Отправление ежедневно в 13-30. Тогда менеджер маршрутки сбросил нам цену до 800 и настойчиво уговаривал не брать билет в кассе. На 8-30 маршрутка уже уехала, нам обещали на 12-00. Мы согласились, хотя и были опасения, что нас довезут только до Усть-Коксы. Отправление задержалось до 12-30, когда мы уже сидели в маршрутке, водитель от автостанции всячески нас пугал и настоятельно рекомендовал ехать на 13-30.

Самый дешевый магазин возле автостанции – прямо напротив выхода. В киоске купили сухофрукты тоже дешевле, чем в Майме.  Во всяком случае, закупаться в Майме смысла не было.

После с.Амур, перед с.Кырлык теперь таможня и пограничники. Пропускают только граждан России, иностранцы должны заказывать пропуск за месяц. А гражданам выписывают пропуск при наличии паспорта. Нам выписали на Сашу – руководителя и «с ним 2 человека». Так что, если бы мы поссорились, разойтись смогли бы только после Амура)). Притом у Ольги паспорт без прописки – ничего, пропустили. Толпа там стоит в лучших советских традициях. Но у водителя уже все накатано, нас приняли без очереди и отпустили довольно быстро. Нужно заполнить 2 заявления на пропуск и 2 приложения – перечень членов спортивной группы. Первые экземпляры водитель дал нам еще в Горно-Алтайске.

По дороге рассказывали ужасные вещи. Будто водитель автобуса забыл паспорт, и хотя у всех пассажиров документы были в порядке, автобус все равно развернули. И будто женщина из Казахстана приехала к матери в Тюнгур и ее не пропустили – не гражданка. Поплакала и уехала домой.

Но на самом деле то, что мы наблюдали, придирками не назовешь. Дети, лет по 13-14 едут без паспортов и без родителей, их никто не трогает. И когда обратно выезжали, мужик ехал с просроченным пропуском дней на 10. Притом, что пропуск можно продлить в Усть-Коксе. Его пожурили и отпустили.

На обратном пути пропуска отбирают.

Водители же там на вопрос «Когда мы будем в Тюнгуре?» всегда отвечают «Давайте не будем загадывать». А ехать туда часов 8.

Однако, нас честно довезли до Тюнгура, прямо к мосту через Катунь.

с. Тюнгур, мост через Катунь

В 21-00 мы выгрузились из маршрутки и направились к с.Кучерла и далее за село в поисках места для ночлега. По дороге нас догнал алтаец на автомобиле и предложил подвезти до Еланя (километров 7-9) за 250 рублей с   человека. Мы отказались.  Место               для ночлега нашли примерно через час, на острове недалеко от села. Перешли вброд небольшую речку и в 22-00 встали на ночлег. Место хорошее. Погода тоже, дождя не было. Отбой 23-00. Чистое ходовое время 1 час.

26.07.09

Утром подъем в 6-00, выход в 8-30. Завтрак, выход в 10-30.Через 35 минут перешли р.Кучерла по мосту и далее двигались вдоль р. Кучерла запланировав режим полчаса через 10 минут. И хотя мы уже пробыли на Алтае месяц и регулярно тренировались, все же рюкзаки оказались для нас очень тяжелыми и первый день дался нелегко. В 10 минут привал никак уложить не удавалось. Тропа шла по полю, день был солнечный и жаркий. Ручьи попадались регулярно, подъем некрутой, только кое-где попадались участки с крутым подъемом. Вдоль тропы много дикой клубники – виктории.

Привал

В 12-30 увидели мост через Кучерлу у Еланя, в 12-40 еще один мост. На карте обозначена изба, ее мы не встретили. В 13-30 перешли вброд ручей, в 14-00 еще ручей. Встретили наскальные рисунки, огороженные заборчиком.

Наскальные рисунки

Саша решил, что это загончик для коней, а вот любознательная Юля разглядела чудо и заодно узнала у встречных туристов, что на перевале Кара-Тюрек вчера шел снег. В 14-10 встали на обед на стоянке у тропы, воду брали из Кучерлы, метрах в 50 от стоянки.

15-30 вышли с обеда. 16-30 дошли до р.Куйлю, перешли ее по мосту. В 19-30 встретили избу, у избы речушка, стоянка там стоит 100 рублей с палатки, но там никто не стоял, все проходят дальше и встают бесплатно. По дороге предложили отвезти груз с попутным алтайцем до Кучерлинского озера   за 800 рублей. Если нанимать в деревне, нужно еще заплатить погонщику. Нам было уже не по пути, т. к. до р.Текелюшка оставалось часа два ходу.

Текелюшка обозначает «текел» – козел, «лю» – много. Много козлов, видимо, водилось. Мы ни одного не встретили.

Тропа грязная и разбита лошадьми

Зато встретили руководителя коммерческой группы из Омска, который настоятельно не рекомендовал нам с такими рюкзаками подниматься по Текелюшке, а звал с собой на Кучерлинское озеро и оттуда на Кара-Тюрек полегче тропа.

Встали у предпоследнего ручья перед р.Текелюшка в 20-30. На стоянке уже была группа, но позднее время не позволяло нам искать свободную стоянку. Стоянок на Кучерле не так много, как на Аккеме. Зато не пришлось готовить ужин, нас угостили кашей с большим количеством специй. Отбой 21-30. Чистое ходовое время 6 часов.

27.07.09

Подъем 7-30, выход 9-15. Перешли ручей, довольно широкий, по бревну.  В 10-15 снова перешли ручей, последний на карте перед Текелюшкой, и стали высматривать Текелюшку.

В 11-00 встретили пересохшее русло и с горы ручей. Подумали, не Текелюшка ли, сделали разведку, оказалось, не она, пошли дальше. 11-45 еще ручей. Снова встретили алтайца, который предлагал лошадь до Кучерлы. Он сказал, что Текелюшка уже скоро, но подъем там крутой и сложный, лучше подниматься к метеостанции.

Мы решили не отступать от намеченного маршрута и пошли дальше. Снова встретили руководителя коммерческой группы и снова он нас настоятельно уговаривал.

 В 12-30 дошли до Текелюшки, перешли ее по мосту из трех бревен. Сразу за рекой тропа раздваивается. Если присмотреться, там есть указатель на дощечке на Кучерлинское озеро и на Кара-Тюрек. Юля вот у нас промахнулась. Она шла впереди, пришлось сбегать за ней. А то бы ушла на Кучерлинское озеро)).

И пошли мы вверх по реке. Тропа сразу идет круто вверх. У самой реки, местами страшно. Все четыре конечности пригождаются. С детками там бы опасно. Но нас обогнал один резвый детский отряд из Питера, единичка горная.

Тропа по Текелюшке

Народу там гораздо меньше, чем на Кучерле. День солнечный. В 13-45 встали на обед на каменистой площадке у реки.  Костер из плавунов разожгли. Приготовили грибной супчик из двух замечательных боровиков. Грибы нашли прямо у тропы.

Река очень живописная, вся сплошные водопады. Подъем тяжелый, но шлось легче, чем в 1 день, потому что думаешь не о том, какой рюкзак тяжелый, а том, как бы в реку не свалиться. Однако к вечеру выдохлись. В 18-30 встали на ночлег на первой же стоянке, 20-30 отбой. Ночью дождик. Чистое ходовое время 5 часов. 

Текелюшка. Красота неописуемая

28.07.09

Подъем7-30, выход 9-40.Шли без привалов 50 минут, встретили несколько стоянок. Там где приходит тропа с Кучерлинского озера  стоянки большие и оборудованные. Вышли в безлеску, сразу увидели подъем на перевал и группу детей на перевале. Они опережали нас на три часа.

Питерцы поднимаются на перевал Кара-Тюрек

Перешли через реку вброд, далее тропа поднимается круто серпантином сначала по травянистому склону, затем по курумнику и наконец достигает небольшого снежника.

В 14-30 стало ясно, что обед приготовить нам не удастся, поэтому приняли решение обедать перекусом и вскипятить на горелке остатки воды и талый снег. Как оказалось впоследствии, решение было очень разумным, т. к. вскоре начался дождь.

Обед

После перекуса подъем по каменистой тропе под дождем который вскоре превратился в мокрый снег. От неожиданности дождевики не достали и промочили  много одежды.

Тропа на перевал

В 16-25 были на перевале. Сняли записку питерских детей, оставили свою.  На перевале снег и ветер. Никакой обещанной Белухи конечно не было видно, все небо затянуто тучами.

На перевале Кара-Тюрек

На спуске встретили группу с Киева «шо там?». Спуск по каменистой тропе под мокрым снегом, потом под дождем. Шли без привалов, пару раз снимали рюкзаки пока ждали Юлю. Вымокли и замерзли, аж зубы стучали, на ходу не согреться было, шли медленно – скользко. В 19-30 встретили первые стоянки в лесной зоне, все заняты.

В 20-00 встали на ночлег в кедраче. Под кедром дождя не было,но палатку пришлось ставить на площадке под дождем. Площадка под палатку оказалась не очень ровной, но решили к Аккемскому озеру не спускаться, там нет дров, а остаться в кедраче, просушить вещи на костре. Вода там в ямке на болоте около соседней стоянки.   Дождь моросил до утра. 23-00 отбой.

Чистое ходовое время 7 часов. 

Аккемское озеро. Вид с перевал Кара-Тюрек

29.07.09

Подъем в 10-00. Полудневка, дождь. К 12-00 дождь перестал. Сходили, поискали грибов, ничего не нашли, только травку в чай.

После обеда, в 15-30 вышли к р.Ярлу,  посмотреть Камень-Мастер, эдельвейсы и город туров. Через 20 минут были на метеостанции, узнали, что переправа через озеро Аккем в лодке стоит 50 рублей с человека, а мост через р.Аккем в 30 минутах ходьбы вниз по течению, за базой «Высотник». В 16-20, и правда, достигли моста. Им оказалось дерево, переброшенное на другой берег.

Мост

Переправились на остров, образованный рекой Аккем и рекой Ярлу. Пришлось еще дважды переправиться через Ярлу по бревнам.

Смелая Юля

В17-40 пришли к городу туров, осмотрели  достопримечательности и в 18-10 выдвинулись в обратный путь. Юля купила лепешки на метеостанции – 40 рублей цена стандартная по всему Алтаю. Опять встретили омских.

В 20-00 были на стоянке. Саша сломал топор об кедр. Хорошо, что еще осталась пила. В  22-00 отбой. Чистое ходовое время 4,5 часов. 

Камень-мастер в городе туров

Эдельвейс

30.07.09

Подъем в 7-30. Солнечно. Наконец-то увидели Белуху! В 9-30 вышли к перевалу Рига-Турист. Тропа к перевалу начинается за бочками спасателей, чуть не доходя до ручья из долины Семи озер. В 10-00 мы были у начала тропы.

Тропа круто идет вверх, затем среди зарослей карликовой березы по живописной долине, многократно пересекая неширокие (1-1,5 метра) ручьи.

Белуха

Слева прошли г.Аккоюк с ледником, под которым расположено небольшое озеро. Справа долина Семи озер, из которых с перевала видны два. В12-00 зашли на курумник и через 40 минут подошли под перевал. Под перевалом стоянка, выложена стена из камней для защиты от ветра. На большом камне памятная табличка погибшей туристке. Перекусили, надели фонарики и каски и в 13-10 вышли на снежник под перевалом.

Подъем на перевал идет по сыпухе. Опасаясь камней, придерживались сначала скал с левой стороны, затем пересекли сыпуху и перешли к правым скалам. Поднимались по сыпухе вдоль скал, сколько было возможно. Но метрах в 150 от перевала расположен снежник, довольно крутой и обледенелый. Так как кошек мы не взяли, пришлось обойти по скалам. Путь по скалам тоже не очень приятный, тем более, что начал накрапывать дождик. Встретились петли для веревки.

Аккоюк

В 15-00 сняли записку туристов из Челябинска, оставили свою. Дождь на время прекратился. Когда уходили со скал на сыпуху, сверху, со скал, полетели камни. Видимо их размыло дождем. Пришлось ускориться. Спускались по сыпухе бегом. Опять начался дождь. Отдышались, достигнув снежника в нижней части спуска. Увидели радугу ниже себя.

В16-20 ушли с перевала и в 18-00 были у бочек спасателей, зарегистрировались. Спасатель сказал нам, что под Белухой порядка 100 человек и что в такую погоду работы спасателям хватает.  В 19-00 были в лагере. Когда готовили ужин, с Кара-Тюрека спустились туристы из Кемерово, остановились на соседней стоянке. Наутро они перебрались к озеру. Мы же, все взвесив, решили остаться на месте. На озере нет дров, а путь от нашей стоянки до озера – 10 минут вниз, 20 вверх.

Путь подъема на Рига-Турист

Долго думали мы перед  походом, брать фонарик налобный, китайский, или же «экспедицию».  Решили взять понадежнее , «экспедицию», и прогадали))). Умер от дождя.

В 22-00 отбой. Ночью дождик. Чистое ходовое время 8,5 часов.

Вид на долину семи озер с перевала Рига-Турист

31.07.09

Подъем в 9-00. В 11-30 выход к Аккемскому леднику. Дождь. У метеостанции встретили вчерашнего спасателя с группой. Разыскивают парня, потерялся вчера на скалах.  В 12-10 перешли по бревну через ручей из долины семи озер. В 12-40 подошли к страшному железному мосту через реку Аккем «переходить по одному».

В камнях увидели животное, долго его рассматривали, решили что это суслик.

В 13-30 подошли к часовне, где пробыли до 14-10, рассматривая иконы и личные вещи, оставленные туристами, идущими на Белуху. И размышляя заодно, не повернуть ли нам обратно, т. к. дождь усилился и начался ветер. Решили пока перекусить.

Часовня

Иконостас в часовне под Белухой

В конце концов, дождь и ветер загнали нас обратно в часовню. В часовне замечательный иконостас в виде странника и большое множество икон. По стенам развешаны нательные крестики, колечки, сережки, амулеты. Справа деревянная табличка на которой вырезаны имена погибших туристов. На столике письменная просьба уходя гасить свечи и запирать дверь на засов.

Тем временем дождь стал не таким сильным и решили все-таки продолжить путь.  Отойдя от часовни метров 100, встретили самодельный маяк.

Маяк

Далее на большом камне табличка в память о погибшем туристе из Чехии.

В 15-30 подошли к леднику. Зрелище очень живописное, по леднику стекают струйки воды. Но подходить близко опасно, т. к. сверху лежат огромные камни, которые, оттаивая,  регулярно падают вниз.

Ледник Аккемский

Сверху ледник покрыт камнями. Мы зашли на ледник и прошли по нему в сторону Белухи. Сфотографировали Белуху и Аккемское озеро и  направились обратно. Дождь на время прекратился. На Белуху группы ходят не по леднику, а слева, метров 500 выше по камням.

Когда возвращались видели радугу над Ярлу.

В 18-10 были в лагере. Спасатели сказали, на Белухе погиб мужчина– отстегнулся от связки пофотографировать и улетел вниз. И сказали, парень который потерялся, нашелся.

 Тут дождь наконец прекратился до самого утра)). Погода располагала привести в порядок себя и снаряжение. Помылись по мере сил, заштопали рюкзаки. Отбой в 21-30. Чистое ходовое время 5,5 часов.

01.08.09

Подъем в 8-00.  Полудневка.  Решили неспеша собраться, и после обеда выйти вниз по р.Аккем. По дороге планировали поискать грибов и ягод, т. к. у нас был с собой запас сахару и подсолнечного масла, который мы планировали потратить на компоты и жаренье грибов. Обычно на Алтае в это время очень много ягод и грибов. Но как-то в этот раз нам не попалось.

Озеро Аккемское

Прощальное фото

В 13-40 вышли со стоянки. В 17-30 встали у памятника природы водопада Текелю.

Водопад Текелю

На стоянке табличка – памятник природы. Однако памятник был на другом берегу Аккема, а мост в виде бревна такой опасный, что водопадом пришлось любоваться издали. По дороге, во время привалов, все-таки насобирали порядочно маслят и жимолости. Грибы изжарили на второй ужин, из жимолости сварили компот. Только стали укладываться спать, на стоянку пришла многочисленная коммерческая группа с Белухи. Костровище на поляне было одно, поэтому они расположились близко к нашей палатке. Накопившаяся в конце похода усталость усыпила нас даже под галдеж соседей. Отбой в 20-30. Чистое ходовое время 3,5 часа. 

02.08.09

Подъем в 7-00. Опасались, как бы не пришлось толкаться с соседями на одном костре. Но у них подъем был на час позже. Ночью бурундуки прогрызли мешок со сладким, шоколад не тронули, сухофрукты проигнорировали, зато разгрызли пластиковую бутылку с семечками и орехами. Ущерб невелик, дырку заклеили скотчем и всего делов. Бурундуков там очень много.

Выход в 8-55. В 9-20 перешли по бревну ручей.  На большом камне встретили памятную табличку – мужчина и женщина погибли при переправе через Аккем.

Ходовой режим – 30 минут через 10. Т.е. раз в полчаса мы встречались на привале. Шли по хорошо набитой тропе, правда очень грязной после дождей и разбитой лошадьми. Тропа очень скользкая и крутая. Идти   неудобно, на ногах по полкилограмма грязи и постоянно съезжаем вниз.

Тропа вдоль реки Аккем

Стали попадаться ягоды черной смородины, начинающей поспевать. И красной смородины в изобилии, уже спелой. Малина совсем зеленая.

В какой-то момент Ольга и Саша незаметно для себя сошли на нижнюю тропу, Юля пошла по верхней. В 12-30 остановились на привал, однако когда Юля не подошла через 20 минут заволновались. Саша побежал назад до места предыдущего привала. Налегке это не так далеко)). Вернулся с известием, что Юли нет. Стало ясно, что она пошла по другой тропе. Тропы должны неизбежно сойтись, но как далеко успела уйти Юля за это время? Время обеденное. Саша побежал без рюкзака вперед по тропе и вскоре вышел на лошадиную тропу, где сразу же встретил разговорчивых туристов из Челябинска, которые видели Юлю 15 минут назад.

Ольга тем временем выбралась на большую тропу, перенося рюкзаки челночным способом. В 13-30 вернулся Саша с известием, что Юля уже успела перейти ручей. На поиски у нас ушел примерно час. Зареклись, конечно, идти не вместе, но уже со следующей ходки расслабились. Тропа одна, а ходовой режим  у каждого свой. Кто-то предпочитает много маленьких остановок, кто-то одну большую.

Переправа через ручей

Привал

В 13-50 и в 14-10 перешли по бревнам два ручья и встали на обед. Сварили грибной суп. Уже была необходимость в усиленном питании))).

В 15-20 вышли с обеда. Через полчаса перешли по бревну ручей, который на карте не обозначен. В 18-00 часов и в 19-00 перешли по бревну два обозначенных на карте ручья. Затем тропа вышла из лесу и пошла по полю. Целый день дождик срывался.

В 19-30 пришли к стоянке «3 березы».

Стоянка "Три березы"

Сразу стало ясно, что романтическая часть похода окончена. Стоянку  «облагородили», стоит деревянный сарай, где пекут пирожки и лепешки. Лепешки по 40 рублей – стандарт, пирожки с творогом и ягодами  – 30 рублей. Сок, еще что-то. Грязно, народу много, палаток 20. Тесно. Печально. Сварили компот из красной смородины. За водой можно идти хоть назад 100 метров, хоть вперед 100 метров, но все равно вниз спускаться. Речка грязная, всякое там валяется – губки, тазы даже откуда-то.

Подошла женщина, предлагала уехать отсюда на машине. Отсюда уже дорога грунтовая начинается, 4500 «Газ-66» стоит. Ночью пришла машина, забрали кого-то.

Отбой в 20-30. Чистое ходовое время 6,5 часов.

03.08.09

Подъем в 7-30. Выход в 9-40 и сразу за ручьем замечательная маленькая стоянка. Как досадно, что мы не дошли.

Через полчаса поворот на перевал Кузуяк (1840м).

На перевале Кузуяк

Дорога  идет по полю, затем заходит в лес. Солнечно. При подъеме попадаются ручейки.

В 12-30 были на перевале.

На карте обозначено, что тропа пересекает ручей, там мы планировали встать на обед. Однако, обеденное время подошло, а ручья мы не встретили. Вернее, встретили ручеек текущий по грязи. Предположили, что это может и быть тот ручей.  В 13-30 встали на обед, в 14-50 вышли с обеда.

С обеда начался небольшой дождь. Хотя сверкало и гремело так, что можно было ожидать ливня. Дорога вышла на поле. Красота – дух захватывает. Ручейки еще попадались. Затем стали попадаться клубничные поляны и грибы.

В 16-30 увидели с.Кучерла и решили остановиться на одной из клубничных полян, т к спешить уже было некуда.

В 17-00 вышли из Кучерлы в Тюнгур, в 18-00 остановились у «Высотника» и пошли на разведку. Дел было немало – найти место для ночевки, желательно бесплатное и маршрутку до Горно-Алтайска, тоже подешевле.

Мост через реку Кучерла со стороны перевала Кузуяк

Напротив «Высотника» расположена конкурирующая фирма «Белый кречет». О ней мы узнали еще на пути в Кучерлу от одинокого туриста. Он сказал, что «Высотник» уже давно мафия и отзывался очень неуважительно и что маршрутку надо заказывать в «Белом кречете».

И действительно, в «Белом кречете» нам дали домашний телефон некой Клавы. У нас была местная симка и мы немедленно позвонили Клаве. Клава сказала, что у нее есть места в маршрутке до Горно-Алтайска на завтра, 5-40 утра.  Стоимость билета 680 рублей +100 рублей багаж, отправление от моста. Но билеты желательно выкупить сегодня, т. к. неизвестно, останутся ли эти места до завтра. Для этого нужно прийти к ней домой, ул.Сухова, 85. И даже можно у нее переночевать, «цены, как у всех и мы оформлены по туризму».

Но мы разбили лагерь у дороги около «Белого кречета». Там уже было несколько палаток, люди тоже намеревались уехать завтра с утра, но вразумительного ответа на чем и почем никто не дал. Дали только визитку «Транспорт по Горному Алтаю».

Тем временем сходили на разведку в «Высотник» и там нам предложили 1000 рублей до Горно-Алтайска и 1200 до Бийска, «выезжаем завтра, когда вам удобно, Иван» – колоритный алтаец, здоровый и суровый, «группам скидки». Здесь мы немного поспорили, Иван соглашался скинуть до 1100 до Бийска и все. А отдавать деньги на ночь неизвестной Клаве тоже как-то страшновато. Решили все же сходить к Клаве, посмотреть.

Идти к Клаве оказалось неблизко – через весь Тюнгур, наверное, час. Клава оказалась почтенной Клавдией Ивановной, работает от Горно-Алтайского АТП, все аккуратно, билеты с печатью,  до Бийска у нее 1000, до Барнаула 1200, но не каждый день. Мы выразили ей свои опасения, на что она с обидой уверила нас в своей честности. В ведомости мы оказались первыми и единственными желающими ехать в Горно-Алтайск.

В Тюнгуре мы заметили 3 магазина. Один обещал работать до 21-00, но когда мы возвращались от Клавы в 20-00, он уже был закрыт. Цены там вполне умеренные.

На мосту встретили знакомых сплавщиков из Новосибирска. Они по совместительству еще и горники и привезли коммерческую группу на Аккем.

В 20-30 вернулись от Клавы с намерением поесть и поспать, но сразу поняли, что не удастся. Рядом с нашей палаткой расположилась веселая компания человек 10, с которыми мы познакомились еще по пути с Аккема. Девушка колоритно исполнила восточный танец. Веселье. Нам предложили включиться, что мы и сделали по мере сил. Учитывая, что мы были еще не емши.

Но когда появился пьяный алтайский парень, стало ясно (по опыту прежних походов), что еще и придется менять дислокацию. Хотя бы успеть поужинать. Драка не заставила себя ждать, в лучших алтайских традициях, с ножами и ружьями.

У наших соседей хватило трезвости быстро собраться и уехать, у них был микроавтобус. Нам предложили подвезти. Оставаться было действительно опасно, и мы отправились к Клаве. Собрались как попало. Поужинать все-таки успели, но чаю не попили. Соседи подвезли нас в конец Тюнгура и сердечно попрощались.

В 22-00 прибыли к Клаве и попросились переночевать, аргументируя тем, что боимся проспать. Добрая женщина пустила нас к себе в огород совершенно бесплатно. Мы наспех поставили палатку. Зато безопасно))

Отбой в 22-15. Чистое ходовое время 5,5 часов. Насмотрелись колориту алтайского. А как же.

Телефон Клавы 8-3884-829-426, ул.Сухова, 85;

Иван 8-913-690-77-40;

«Транспорт по Горному Алтаю» 8-3854-31-11-10, 8-960-939-11-59.

04.08.09

Подъем в 4-30. Завтрак приготовили на горелке. Думали, в такую рань есть не захочется, но захотелось еще как. Собрали вещи, выехали в 6-00, в маршрутке нас четверо. В 8-30 были в Усть-Коксе, затем Амур, таможня (сдали пропуск), Кырлык, Усть-Кан, Ябоган, Туекта, Шебалино, Усть-Сема, и в 14-00 были в Майме.

По дороге водитель предложил нам пересесть в Майме в Барнаульскую маршрутку, 400 рублей с багажом. Цену мы уже знали, это действительно немного дешевле рейсового. Мы согласились охотно, вместе с еще тремя туристами. И в 17-00 были в Барнауле.

Автовокзал там  рядом с жд, сразу разведали, как подешевле выбраться. Дешевле всего, конечно электричками до Черепаново и потом до Новосибирска – все вместе 130 рублей пересадочный билет. Ну,  у нас получилось подороже, потому что еще в Бердск заезжали – 67 до Черепаново, 53 до Бердска, 44 до Новосиба.

В Барнауле забрали вещи, которые оставляли у товарища после лагеря, чтоб в поход не тащить. 06.08 в 14-10 по местному времени отправились через Черепаново в Бердск, где тоже вещи у товарища оставляли, чтоб не тащить в лагерь))). В 19-40 были в Бердске, переночевали и в 6-40 7 августа на электричке отправились на вокзал в Новосибирск.

Белье в поезде Владивосток-Москва стоит 100 рублей. В 888 поезд отбывает из Новосибирска и в 777 через двое суток он в Костроме. 

Рекомендации по маршруту.

Маршрут интересный и познавательный. На пути встречается большое количество памятников природы, других достопримечательностей. Природа Горного Алтая прекрасная и умиротворяющая. Этот район удобен тем, что можно разработать как сложный маршрут, так и легкий.

При отборе снаряжения необходимо учитывать, что на Алтае частые дожди. Это же обстоятельство необходимо брать в расчет при составлении плана путешествия. Необходимо оставлять запасные дни на случай непогоды.

Река Текелюшка очень живописная, поэтому, несмотря на трудный подъем мы все же рекомендуем подниматься по этой реке. Другой путь подъема, не такой сложный, от Кучерлинского озера. Говорят, там тоже очень красиво.

Для тех, кто интересуется рериховским движением и поиском Шамбалы будет интересным посещение долины Ярлу.

На случай непогоды, можно, как запасной вариант, запланировать посещение долины семи озер.

При подъеме на перевал Рига-Турист желательно иметь кошки, тогда не придется обходить по скалам.

Маршрут может быть рекомендован для начинающих туристов.  Детские группы на перевал Рига-Турист водить не желательно, там очень камнеопасно.

Приложение 1. Цены на  билеты 2009 год.

  • с.Чепош- с.Соугза – 100р. с рюкзаком
  • с.Чепош- Майма – 100р.
  • Майма-Горно-Алтайск – 13р.
  • Ай – Майма  20р.
  • Горно-Алтайск – Барнаул – 350р.+20%багаж=420р.
  • Горно-Алтайск – Барнаул – 400р. (у Клавы)
  • Горно-Алтайск – с.Тюнгур – 800р.с рюкзаком
  • Усть-Кокса – Новосибирск – 1900р.
  • Тюнгур – Усть-Кокса – 120р. (у Клавы)
  • Тюнгур – Горно-Алтайск – 780р. (у Клавы) с рюкзаком
  • Барнаул – Новосибирск    (поезд) – 300р.
  • Барнаул – Новосибирск    (стыкующиеся электрички) – 130р.
  • Барнаул – Черепаново – 67р.
  • Черепаново – Бердск – 53р.
  • Бердск – Новосибирск – 44р.
  • Поезд Кострома – Новосибирск 17.06 (хабаровский) – 2000р.
  • Поезд Новосибирск – Кострома 7.08 (владивосток) – 2765р. 

Приложение 2. Расписание транспорта 2009 год.

Время московское.

Новосибирск-гл Бердск Искитим Черепаново
02:20 →

03:20

03:44

далее:Дорогино,04.33
03:43 →

04:48

05:14

06:27

04:02 →

05:05

раб
05:34 →

06:38

07:03

06:31 →

07:36

08:00

летн,вых
06:49 →

07:53

08:19

09:27

08:06 →

09:10

09:35

летн,раб
09:00 →

10:04

10:29

летн,вых
09:39 →

10:43

11:09

12:17

09:51 →

11:04

11:29

летн,вых
11:09 →

12:11

12:35

летн,раб; ускор
11:09 →

12:11

12:36

летн,вых; далее:Ложок,12.51
11:47 →

12:51

13:17

14:27

13:01 →

14:05

14:23

14:20 →

15:12

15:34

раб; ускор; далее:Ложок,15.47
14:43 →

15:47

16:16

17:24

15:38 →

16:43

17:08

17:00 →

18:05

18:31

19:39

17:58 →

19:02

19:27

19:17 →

20:20

20:44

Черепаново Красный Боец Среднесибирская Озерки Барнаул
07.51 →

08.36

09.02

09.13

10.34

14.42 →

15.27

15.53

16.04

17.24

Черепаново Искитим Бердск Новосибирск-гл
03:08 →

04:18

04:44

05:50

раб; далее:Новосибирск-восточный
03:08 →

04:18

04:44

05:50

Вых
07:36 →

08:52

09:18

10:22

10:31 →

11:42

12:08

13:12

13:24 →

14:35

15:01

16:05

15:01 →

16:14

16:40

17:45

17:48 →

19:05

19:32

20:36

Барнаул Озерки Среднесибирская Красный Боец Черепаново
03.08 →

04.33

04.43

05.07

*
04.27 →

05.53

06.03

06.28

07.11

*
05.05 →

06.30

летн,вых *
05.25 →

06.50

летн,пн,вт,чт,пт; зим-раб *
06.10 →

07.33

07.43

08.18

**
09.08 →

10.34

10.44

11.09

*
11.10 →

12.36

12.46

13.12

14.02

*
11.30 →

12.52

летн; пн,вт,чт,пт **
14.22 →

15.45

15.55

16.21

**
15.35 →

17.03

раб **
16.36 →

18.01

летн-ежедн, зим-кр:сб *
17.35 →

18.58

19.08

19.32

**
19.50 →

21.14

21.25

21.49

**
Барнаул Баюново Овчинниково Бийск
04.50 →

06.16

06.15

Летн
06.20 →

07.44

летн,кр:вт,чт
08.10 →

09.28/09.33

11.47

п.658/657, пасс.тариф
12.50 →

13.44

14.18

16.28

п.664/663, пасс.тариф
14.32 →

15.56

летн,кр:вт,чт
23.50 →

01.11

03.20

п.602/601 из:Новосибирск-гл, пасс.тариф
Бийск Овчинниково Баюново Барнаул
04.55 →

07.15

07.49

08.41

п.664/663
13.27 →

15.39/15.44

16.54

п.658/657
18.00 →

20.16

21.27

п.602/601 далее: Новосибирск-гл

  

  • Поезд Барнаул – Новосибирск : 22-52, 21-14, 21-05, 10-47, 04-05, 00-48.
  • Горно-Алтайск – Барнаул – 18-10 последний.
  • Горно-Алтайск – Тюнгур – 13-30 (государственный), 8-00 частники.
  • Тюнгур- Горно-Алтайск – 5-40. 

Приложение 3. Снаряжение и вес груза.

3.1Общественное снаряжение.

Палатка 4,5кг
Топор 2кг
Аптечка 1,5кг
Горелка 0,5кг
Газ 2,3кг
Веревка 3кг
Пила 0,2кг
Котлы 1,5кг
Итого 15,5кг

3.2Личное снаряжение

Обвязка и карабины 1,5кг
Кошки 1,5кг
Каска 1кг
Ледоруб 2,5кг
Треккинговые палочки 1кг
Спальный мешок 3кг
Личные вещи 4,5кг
Итого на 1 туриста 15,0кг
На группу 45,0кг

3.3Продукты

Из расчета 0,9 кг на одного туриста в сутки 0,9*3*11=29,5кг 

Общий вес груза 90,0 кг.

По 36кг на каждого мужчину и по 27кг на каждую женщину.

Обсуждение

  • PavelSheed пишет:

    Компания Азия-Трейдинг предоставляет полный комплекс вэд услуг по растаможке грузов экспортного и импортного направления. Мы контролируем все процедуры таможенного оформления для того, чтобы Ваши грузы оформлялись без задержек. Доскональное знание условий оформления и профессионализм сотрудников позволяет добиться значительного снижения издержек и максимальной скорости оформления товаров.
    info(at)msc.com.ru