ОТЧЕТ o прохождении пешеходного туристского маршрута 1-й категории сложности по Западному Крыму, cовершённом 2-мя учебными группами Школы инструкторов ОО «НОТК», г. Нижний Новгород В период с 13.09.2020 г. по 19.09.2020 г.
- Главная ›
- Новости ›
- ОТЧЕТ o прохождении пешеходного туристского маршрута 1-й категории сложности по Западному Крыму, cовершённом 2-мя учебными группами Школы инструкторов ОО «НОТК», г. Нижний Новгород В период с 13.09.2020 г. по 19.09.2020 г.
- Дата проведения:
- с 13 по 19 сентября 2020 г.
ОТЧЕТ
o прохождении пешеходного туристского маршрута 1-й категории сложности по Западному Крыму, cовершённом 2-мя учебными группами
Школы инструкторов ОО «НОТК», г. Нижний Новгород
в период с 13.09.2020 г. по 19.09.2020 г.
Руководители групп:
- Группа №1: Колчанова Галина Анатольевна 8-950-353-43-57, e-mail: galspelek@mail.ru
- Группа №2: Чепель Иван Павлович 8-910-105-09-99, e-mail: id-fire@mail.ru
- Справочные сведения.
Вводная информация.
Учебно-тренировочный поход (УТП) по Западному Крыму является одним из модулей учебной программы профессиональной переподготовки инструкторов-проводников по туризму, проводимой специализировнным структурным образовательным подразделением (ССОП) ОО «НОТК». На маршрут в МКК Костромской ФСТ выпускались две группы, в составе 11 и 12 человек. На этапе подготовки УТП в целях более эффективной организации учебного процесса было принято решение, что группы будут следовать в одни сроки и по одному маршруту, а учебные занятия в походе будут проводиться по подгруппам. В графике УТП были предусмотрены и проведены сборы по альпинизму и горному туризму.
- Проводящая организация.
Маршрут был организован общественной организацией «Нижегородский областной туристский клуб» (ОО «НОТК») , адрес 603005 Н.Новгород ул.Алексеевская д.24 В, тел./ факс
: 8-(831) 4343849, e-mail : notkevent @ mail.ru, www.tourclub.nnov.ru.
- Место проведения туристского маршрута.
Маршрут пролегает по территории Республики Крым, район Западного горного Крыма.
- Количественная характеристика пройденного маршрута
Дисциплина, вид туризма | Категория сложности | Протяжённость активной части | Продолжительностьактивной части, дней | Сроки проведения | |
общая | ходовых дней | ||||
Пеший УТП | первая | 82 км | 7 | 6 | 13.09.20-19.09.20 |
- Подробная нитка маршрута Планируемая нитка маршрута:
г.Бахчисарай- с. Холмовка – пещ. Город Эски-Кермен- т/ст Пятая балка – т/ст Гористое- г.Давулджи – т/ст Муловское озеро – п.Передовое-п.Новобобровское- п.Родниковское- бал.Босая-т/ст Чертова лестница –г.Куба-Кая- г.Кильсе-Бурун-пер.Байдарские ворота- т/ст Ласпи – Большая Севастопольская тропа – г. Балаклава-Бахчисарай.
Итоговая нитка маршрута:
г.Бахчисарай- с. Холмовка – пещ. Город Эски-Кермен- т/ст Пятая балка – т/ст Гористое- г.Давулджи – т/ст Муловское озеро – п.Передовое-п.Новобобровское- п.Родниковское- бал.Босая-т/ст Чертова лестница –г.Куба-Кая- г.Кильсе-Бурун – пер.Байдарские ворота- т/ст Ласпи – маршрут виа-феррата Большой Севастопольской Тропы (Г-Д-Ж-Б-В)-Южнобережное шоссе-Балаклава-Бахчисарай.
- Обзорная карта маршрута
- Определяющие препятствия маршрута
Видпрепятствия | Наименованиепрепятствия | Категориятрудности | Характеристика препятствия |
перевал | Шайтан- Мердвень | н/к, 580 м | Тропа на перевал начинается на окраине с.Родниковское, плавными уступами поднимается наверх. Общий перепад высот-около 300 м. Местами подъем осложнен скальнымивыходами. |
перевал | Ласпи Южный | н/к, 530 м | Общий перепад высот-около 300 м. Местами подъемосложнен скальными выходами. |
вершина | Челеби-Яурн-Бели | н/к, 657 м | Общий перепад высот-около 200 м. Местами подъем осложнен скальными выходами. |
Траверс гребня | Виа феррата, маршрут Г-Д- Ж-Б-В | Не ниже 1А | От автотрассы Севастополь — Ялта вверх по скалам Южной стены Деликли-Бурун на её вершину. Далее по скальному гребню двигаться на восток на вершину Ильяс-Кая. Набор высоты 541 м. Движение ссамостраховкой. |
- Состав учебных групп
- Учебная группа № 1
№ | Фамилия Имя Отчество | Дата рождения | Спортивная квалификация/туристический опыт | Обязанности в группе |
1 | Колчанова Галина Анатольевна | 22.05.1963 | 4 Р водн В.Саян; 2 Р пеш В.Саян; 1 Р пеш Крым | Руководитель группы,инструктор УТП |
2 | Хлопкова ЮлияСергеевна | 31.03.1989 | ПВД У пеш Саян, Кавказ, Ниж.обл. | Завхоз |
3 | Маркова ГалинаВалентиновна | 31.07.2000 | 1 кс У пеш Ниж.обл. | Хронометрист |
4 | Сомов Андрей Сергеевич | 18.09.2000 | ПВД У пеш Крым, Адыгея | Отв. за снаряжение, ремонтник |
5 | Сенченко Олег Викторович | 14.08.1971 | 1 кс Р пеш. Крым | Отв. заэкскурсионное обеспечение |
6 | Сенченко Андрей Олегович | 18.04.2003 | ПВД У пеш Ниж.обл. | Физорг |
7 | Галкина АннаГеннадьевна | 28.08.1984 | 1 кс У пеш Турция | Медик |
8 | Шунин Олег Юрьевич | 20.08.1969 | 1 кс Р вод. Ниж.обл., ПВД У пеш Ниж.обл. | Финансист |
9 | Ратманова Александра Игоревна | 14.05.1990 | 1 кс У Ниж.обл., ПВД У пеш Ниж.обл. | Культорг |
10 | Кудрина Татьяна Сергеевна | 17.06.1989 | 1 кс У Ниж.обл., ПВД У пеш Ниж.обл. | Летописец |
11 | Кудрина Ольга Олеговна | 13.11.2011 | 1 кс У Ниж.обл., ПВД У пеш Ниж.обл. | Эколог |
- Учебная группа № 2
№ | Фамилия Имя Отчество | Дата рождения | Спортивная квалификация/туристический опыт | Обязанности |
1 | Чепель Иван Павлович | 16.05.1993 | 2 кс Р горн Кавказ, 1 кс пеш Крым | Руководитель группы,инструктор УТП |
2 | Захарова Галина Константинова | 14.11.1967 | 1 кс У пеш Прибайкалье, Крым | Завхоз |
3 | Кочеткова Марина Викторовна | 26.12.1967 | 2 кс У вод Карелия, ПВД У пеш Ниж.обл. | Медик |
4 | Звягинцев Андрей Игоревич | 21.12.1983 | 1 кс У пеш Крым | Отв. за снаряжение, ремонтник, фотограф |
5 | Алпатова Татьяна Алексеевна | 03.12.1960 | 1 кс У пеш Крым | Отв. заэкскурсионное обеспечение |
6 | Котельников Александр Александрович | 05.04.1986 | 1 кс У пеш Ниж.обл., 1 кс Р вод Ниж.обл. | Физорг |
7 | Жеребная ГалинаАлександровна | 15.12.1986 | ПВД У пеш. Ниж.обл. | Хронометрист |
8 | Кухнина Мария Викторовна | 07.11.1986 | 1 кс У пеш Крым,1 кс Р вод Ниж.обл. | Финансист |
9 | Кухнин Никита Александрович | 30.03.2011 | 1 кс У вод Ниж.обл., ПВД У пеш Ниж.обл. | Эколог |
10 | Кузнецова ОксанаАлександровна | 25.01.1971 | ПВД У пеш Ниж.обл. | Летописец |
11 | Кузнецова МарияВалерьевна | 21.01.2001 | 1 кс У горн Кавказ | Культорг |
12 | Курганников ВладимирЕфимович | 14.05.1957 | 3 кс У пеш Саяны, 3 кс У вод Алтай | Комендант |
- Адрес хранения отчета.
Отчет и фотоматериалы по проведенному УТП хранятся в библиотеке ОО «НОТК» по адресу: 603005 г.Н.Новгород ул. Алексеевская д.24В.
- Сведения о МКК, рассмотревшей отчет.
МКК Костромской Федерации спортивного туризма, шифр: 144-00-544532221. Адрес: 156013 г. Кострома, пр-т Мира, 157А, ком. 310, E-mail: klt@inbox.ru.
- Содержание отчета
- Общая идея маршрута.
Горный Крым – традиционное место проведения учебно-тренировочных пеших походов ОО
«НОТК». Маршруты по Крыму издавна пользуются популярностью туристов, и, стало быть, инструкторов-профессионалов, способных сопровождать людей на крымских тропах, лучше всего обучать именно в Крыму. Данный маршрут разнообразен: пещерные города и монастыри, лесные тропы и горные хребты, теплые озера и Черное море. Маршрут красив, технически и физически не сложен, не требует специального снаряжения.
Выбор данного маршрута в качестве УТП был обусловлен следующими причинами:
- По плану УТП необходимо было совершить пеший поход с 13 по 18 сентября 2020 г., а затем 19 сентября провести с курсантами учебно-тренировочные сборы по альпинизму и горному туризму с участием в качестве тренеров-стажеров курсантов Крыма. Местом проведения учебно-тренировочных сборов был выбран г.Бахчисарай, где ОО «НОТК» на протяжении 2-х десятво лет проводит подобные тренировки и сборы. Г. Бахчисарай также удобно расположен с точки зрения прибытия курсантов из Симферополя и Севастополя для участия в сборах. В Бахчисарае размещение курсантов планировалось в турприюте ТОК «Привал», где имеется возможность провести семинарские занятия, а также оставить на время похода снаряжение, необходимое для проведения сборов. В связи с этим стартовой точкой маршрута похода логично было планировать г.Бахчисарай. Кроме того, в учебных целях, мы старались построить маршрут таким образом, чтобы в начале и конце маршрута была возможность организовать ночевку и помывочные процедуры на относительно комфортабельной базе, т.к. для организации коммерческих туров-это немаловажный аргумент для туристов, выбирающих маршрут активного отдыха.
- Первый день маршрута (13 сентября) был посвящен адаптационному тренировочному выходу по окрестностям Бахчисарая, который преследовал 2 основные цели: ознакомление с древней столицей Крымского ханства и физическая подготовка участников к предстоящему походу.
- В связи с пандемией коронавируса, сроки УТП были перенесены с майских праздников на сентябрь, когда у многих курсантов уже закончились отпуска, поэтому общая продолжительность УТП должна была составлять не более 7 дней в Крыму, в том числе, 1 день- сборы. Поэтому необходимо было разработать маршрут, рассчитанный на 5-6 ходовых дней. Учитывая, что маршрут- учебно-тренировочный, перед авторами и руководителями похода стояла задача сделать его максимально насыщенным, чтобы познакомить курсантов с достопримечательными местами Западного Крыма и логикой построения маршрутов по Крыму (обычно это «горы-море»).
Выбранный маршрут отвечает вышеприведенным требованиям.
- Учитывая время проведения маршрута (засушливый сентябрь после засушливого лета), маршрут был выбран еще и по принципу организации ночевок в районе непересыхающих водоемов и источников. С этой точки зрения ночевки на турстоянках «Пятая балка» и
«Муловское озеро» являются весьма удачными, т.к. позволяют туристам после жаркого ходового дня принять водные процедуры. Этот момент явился и обучающим для курсантов, в целях обучения их планированию маршрутов с учетом погодных и климатических особенностей района.
- Возможность ознакомления курсантов с Большой Севастопольской тропой – удобной туристской инфраструктурой, созданной в регионе для безопасной организации маршрутов.
- Кроме того, благодаря хорошо развитой транспортной сети, в любой день при возникновении аварийной ситуации была возможность сойти с маршрута и оказать при необходимости медицинскую помощь, что очень важно для проведения маршрутов с клиентами, среди которых могут быть и несовершеннолетние участники, а мы обучаем именно инструкторов- проводников, которые должны уметь оценивать риски.
- Наличие возможности прохождения участка маршрута виа-феррата. И такая возможность действительно была предоставлена нашим курсантам, причем совершенно бесплатно, благодаря
подключению к УТП курсантов из Севастополя, принимавших участие в сооружении трасс виа- феррата.
- Наличие опытных руководителей, хорошо знакомых с данным регионом и спецификой обучения.
- Кроме этого, в конце маршрута участникам УТП была предоставлена прекрасная возможность восстановить силы в Черном море.
- Варианты подъезда и отъезда. Полезная информация.
В связи с различными финансовыми возможностями и наличием отпускного времени, участники УТП прибывали в Крым и уезжали обратно, используя разные варианты:
- Заброска на личных автомобилях.
- Авиаперелет «ННовгород-Москва-Симферополь-Москва-ННовгород» или ж/д «ННовгород- Москва-ННовгород» и авиаперелет «Москва-Симферополь-Москва». Цена вопроса- до 15000 руб.
- Переезд по ж/д: ««ННовгород-Москва-Бахчисарай (или Симферополь)» и, соответственно, обратно. Цена вопроса- в пределах 9000 руб.
Благодаря строительству Крымского моста, добраться до любой точки Крыма сейчас не так сложно, особенно, если заранее приобрести акционные билеты.
Трансферы:
Для заброски к точке начала маршрута и выброски с конца маршрута был использован заказной транспорт. Нам не первый год нравится работать с организацией «КрымСпецТранс»
(Симферополь): krymspectrans@gmail.com , https://kstrans.ru/, 7 978769-83-68+7 978 751-52-62. Фирма дает реальные цены, работает четко, без сбоев.
Кроме того, рекомендуем при организации маршрутов по Крыму запастись телефонами дешевого такси в городах, через которые проходит маршрут. Это очень выручает.
Полезная информация.
Группам, планирующим активные путешествия по Крыму, рекомендуется зарегистрироваться в органах МЧС Республики Крым. По Западному Крыму постановка на учет и снятие с учета туристических групп должны осуществляться в Главном управлении МЧС РФ по Севастополю (https://92.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/rekomendacii-naseleniyu/pravila- bezopasnosti-na-otdyhe/registraciya-turisticheskih-grupp),
по телефонам (8692)41-89-80 и (8692) 93-14-84 не позднее, чем за 15 суток до выхода на маршрут. При этом туристической организацией (руководителем группы) подается заявка на проведение туристического мероприятия, в которой указывается следующая информация:
- название, адрес, телефон организации;
- дата начала и окончания туристического мероприятия;
- маршрут движения с указанием начального, промежуточных и конечного пунктов, контрольные
пункты на маршруте и предполагаемое время их прохождения;
- маршрут аварийного выхода;
- порядок связи с группой на маршруте;
- планируемое количество туристов, их гражданство, местожительство;
- фамилия, имя, отчество руководителя группы, его заместителя, их телефоны;
- паспортные данные членов похода, включая визовые документы (для иностранных граждан), местожительство.
Иных дополнительных разрешений для прохождения данного маршрута не требуется.
- Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Практически в любой день из любой точки маршрута можно добраться до транспорта в течении 4-5 часов. Поэтому нет смысла перечислять варианты аварийных выходов.
- Изменения маршрута и их причины.
Маршрут изначально планировался прохождением от с.Холмовка до г.Балаклава. Однако, свои коррективы внесла летняя засуха в Крыму. В результате чего пересох единственный непересыхающий родник в районе турстоянки «Шайтан Мердвень». О других родниках Главной Гряды получить информацию у спасательной службы не удалось, однако прогнозы были неутешительными. В связи с этим, руководителями группы было принято решение подниматься на Главную гряду с запасом воды на 1 сутки. А затем, 18 сентября совершить выход на трассу в р-не Ласпинского перевала, откуда совместно с курсантами-спасателями г.Севастополя переброситься в район пансионата «Изумруд» на трассе «Севастополь-Ялта», откуда совершить подъем по очень сложному маршруту виа-феррата (Г-Д-Ж-Б-В) протяженностью 1800 м с последующим спуском на трассу в р-не Ласпи через Храм Солнца. Это изменение, во-первых, внесло полезное разнообразие в учебный план похода, добавив обучение работе инструкторов на маршрутах виа-феррата, во-вторых, решило проблему с отсутствием воды на следующем изначально планируемом участке маршрута. Таким образом, километраж похода сократился, при этом возрос уровень трудности препятствий, т.к. был выбран один из сложнейших участков виа-феррата.
- График движения.
Дни пути | Дата | Участок маршрута | Протя жённо сть | Чисто ходовое время | Определяющие препятствия | Учебные занятия |
1. | 13.09.2020 | ТОК Привал- хр.Ташлык- скалы Сублу-Кая- Староселье- пещерный Храм- балка Кровавая-ТОК Привал | 12 км | 4 ч 20 м | Легкопроходимыескальные участки, лесные и осыпные тропы, крутой спуск по скальникам в р- не Староселья |
активных экскурсий.
безопасности в горах |
2. | 14.09.2020 | Трансфер автобусом Бахчисарай- Холмовка. Переход: Холмовка- пещерный город Эски-Кермен-рад.выход в пещ.город-т/ст«Пятая Балка» | 13км | 4 ч 45м | Легкопроходимые грунтовые дороги илесные тропы. Движение по скалам при осмотре пещерного города Эски- Кермен. |
руководства группой.
активных экскурсий;
|
3. | 15.09.2020 | т/ст Пятая балка – т/ст Гористое- г.Давулджи – т/ст Муловское озеро | 16 км | 5 ч 30 м | Затяжной спуск по осыпной дороге к трасе в р-не Терновки. Затяжной подъем на г.Давулджи. Легкопроходимые тропы со скальными участками. Двигаемся местами по БСТ. |
протяженных препятствий;
руководства группой |
4. | 16.09.2020 | т/ст Муловское озеро – вдп.Козырек- п.Передовое-п.Новобобровское- п.Родниковское- бал.Босая-т/ст
Чертова лестница |
18 км | 6 ч. 40 м | Легкопроходимые лесные тропы до п.Передовое. Двидение по обочине асфальтовых дорог на участке Передовое- Родниковское. Подъем на Главную Гряду вдоль балки Босая- тропа идеттраверсами с плавным набором высоты. Лесные |
руководства группой
|
тропы и скальные участки.Набор высоты от Родниковского-300 м. | ||||||
5. | 16.09.2020 | Т/ст Чертова лестница –г.Куба- Кая- г.Кильсе- Бурун -пер.Байдарские ворота- т/ст Ласпи | 17 км | 5 ч 15м | Почти на всем протяжении хорошая натоптанная тропа. Двигаемся по маршруту БСТ. Попали в«обезьяну» – облако«село» на Главную гряду. |
руководства группой
|
6. | 17.09.2020 | Т/ст Ласпи –спуск к авто- | 6 км | 7 ч 50 м | Подъем по трассе виа- феррата осуществлялся с самостраховкой.Для прохождения выбран очень сложный участнок длиной 1800 м с траверсом гребня. Категория сложности маршрута- не ниже 1А. Снаряжение для прохождения трассы доставили курсанты- спасатели из Севастополя. |
движения группы по маршруту виа- феррата
безопасности при проведении скальных занятий |
трассе. Переход к | ||||||
п-ту «Изумруд» | ||||||
на южнобережном | ||||||
шоссе.Прохожден | ||||||
ие маршрута виа- | ||||||
феррата Большой | ||||||
Севастопольской | ||||||
Тропы (Г-Д-Ж-Б- | ||||||
В). Спуск с | ||||||
вершины Ильяс- | ||||||
Кая на Южнобе- | ||||||
режное шоссе. | ||||||
Трансфер- | ||||||
Балаклава- | ||||||
Бахчисарай. | ||||||
7. | 19.09.2020 | Сборы по альпинизму и горному туризму в Бахчисарае | - | 7 час 30 мин |
страховкой |
- отработка технических и тактических приемов горного туризма и альпинизма на реальных скалах |
Итого протяжённость пешей части: 82 км.
- Техническое описание маршрута.
День первый 13.09.2020 г.
В 10-00 основной состав группы собрался на территории ТОК «Привал». Здесь удобно размещаться туристским группам, бюджетные цены на размещение в хостеле (300 руб/чел) и красивые виды. Адрес ТОК Привал: г.Бахчисарай ул.Шмидта, 43. Сегодня наша цель- совершить радиальный адаптационный выход по старой части Бахчисарая для ознакомления с древним городом и разминки перед походом. Перед выходом Г.Колчановой был проведен вводный инструктаж по технике безопасности, после чего мы начали подъем на хребет Ташлык. Первая часть маршрута- довольно крутой подъем по местами сыпучей тропе с участками скал. Далее двигались по лесным тропам к видовой площадке, откуда открываются прекрасные панорамы Бахчисарая, окрестных гор, причудливых фигур выветривания. На видовой площадке было проведено занятие по обеспечению безопасности туристов на горных обрывах. Затем группа двигалась вдоль кромке леса по грунтовой дороге до спуска в «Старый город». В районе автостанции «Школа мастеров» начали подъем к скалам-сфинксам Сублу-Кая. У подножия сфинксов курсантом О.Сенченко была озвучена экскурсионная информация об истории Бахчисарая. Затем группа совершила восхождение на вершину скал-сфинксов и продолжила движение в направлении Староселья. Напротив а/станции «Староселье» спустились по крутому
скальному ущелью и начали подъем по Иосафатовой долине к пещерному храму и монастырю. От монастыря совершили подъем по крутой потайной лестнице на плато и вышли на видовые площадки для обзора Старого города. Затем спустились по Кровавой балке и вернулись в ТОК
«Привал». Общий километраж перехода – 12 км, чистое ходовое время – 4 часа 20 мин. В этот день были докуплены и распределены скоропортящиеся продукты.
День второй 14.09.2020 г.
В 8-40 выехали из Привала на заказном автобусе. В 9-50 были на месте старта в с.Холмовка у магазина. Запасшись водой и «вкусняшками» в 9-50 вышли на маршрут. С сегодняшнего дня настал черед сменных руководств группой –учебная практика наших курсантов. Около 3-х километров двигались по довольно пыльной грунтовке в направлении пещерного города Эски- Кермен. Сегодня наша задача – ознакомиться с древним городом. Вход в пещерный город- платный: 100 руб взрослый билет, 50 руб – пенсионеры, школьники, студенты. Скидок руководителям групп не предоставляется. Около 2,5 часов ушло на экскурсию по Эски- Кермену, которую сегодня проводила курсант А.Галкина. Перекусили у подножия пещерного города, с приготовлением чая на газовых горелках. Затем двинулись в сторону т/ст «Пятая балка». Ввиду сильной жары стало плохо трем участницам похода. Приходилось отливать их водой. Так что в жаркое время запас воды на маршруте нужен не только для питья. У входа в пещерный город есть магазинчик и кафе, где можно что-то подкупить или подкрепиться. К Пятой балке ведут хорошо читаемые тропы. В 16-45 прибыли на т/стоянку «Пятая балка». На наш взгляд – это одна из лучших стоянок Западного Крыма. Имеются очаги, навесы и столы с лавками для организации питания групп. В летнее время работает душ. Имеется «цивильный» туалет. Места под палатки выкошены. Дрова можно набрать самим на склонах, либо за символическую плату купить у смотрителя. Рядом имеется каскад искусственный озер, в одном из которых можно купаться, сделаны настилы и лесенки в воду. Имеется источник с прекрасной водой. Цена вопроса- 150 руб/чел/сут. Вечером подведены первые итоги дня, проведен вечер знакомства с песнями под гитару. Общий километраж перехода – 13 км, чистое ходовое время – 4 часа 45 мин.
День третий 15.09.2020 г.
Выход в 9-00. Тропа сначала слегка забирает вверх, затем начинается затяжной спуск серпантином в районе монастыря Шулдан. Участники со здоровыми коленками имели возможность спуститься по крутым «сократам», сократив часть пути. Более «пожилая молодежь» героически преодолела затяжной, местами сыпучий, спуск. На поляне с видом на Шулдан провели традиционную зарядку-разминку и сделали коллективное фото. За зарядку отвечают самые юные члены команды Оля и Никита, поэтому никому отвертеться не удается! Далее двигались в сторону Терновского шоссе, пересекли его и подошли к памятнику прошедшей войны – доту № 65, где Т.Алпатова познакомила участников с историей объекта. От дота начинается затяжной подъем в направлении на т/ст «Гористое». В наши планы не входило посещение стоянки, т.к. обед и купание мы планировали на безымянном озере недалеко от Спасо-Преображенского скита. Прекрасное место для обеда – есть дрова, есть возможность поплавать, что очень актуально в нашу жару. Купаемся, питаемся, пережидаем пик жары. После обеда начинаем затяжной подъем на г.Давулджи. Прелесть подъема в том, что он идет по лесному участку, поэтому жить можно. После подъема пересекаем поле, постепенно смыкаемся, наконец, с Большой Севастопольской тропой и продолжаем двигаться по указателям. Тропа – лесная с участками скал, легкопроходимая. Главная проблема- это снова жара и необходимость обливать перегретых участников. В 18-00 прибываем на т/ст «Муловское озеро».
На этом озере достаточное количество оборудованных мест для стоянки групп. Дрова при желании набрать можно. Вода в озере теплая и приятная, так что усталость дня снимается на
раз. Вечером – очередной «разбор полетов». Общий километраж перехода – 16 км, чистое ходовое время – 5 час 30 мин.
День четвертый 16.09.2020 г.
Выход в 9-00. Через 30 мин подходим к водопаду Козырек, но, увы, вода совсем не падает, даже не капает, водопад пересох… В районе 10-00 делаем привал перед с.Передовое, чтобы провести нашу любимую зарядку. Дальше нас ждет долгое и не очень вдохновляющее путешествие по обочине асфальтовой дороги между селами: Передовое, Новобобровское, Россошанка, Родниковское. При наличии времени у группы и воды в Крыму советуем в Новобобровском посетить живописный каньон речки Бага, но смотреть его, конечно, лучше в обводненном варианте. Для информации: между указанными селами имеется автобусное сообщение, автобусы ходят где-то раз в полчаса, поэтому в случае коммерческих групп разумно будет этот участок проехать на рейсовом транспорте. Цена вопроса – в районе 30-40 руб/чел. В Родниковском останавливаемся на перекус и осмотр менгиров. Если у группы есть запас времени- можно посетить пещеру Скельская, которая расположена недалеко от села. Пещера оборудована. Вход платный. Ссылка на сайт пещеры: http://speleotur.com/. Пока длится перекус, узнаем у группы, которая только что спустилась с Чертовой Лестницы, что воды наверху нет. После долгих размышлений и созвона с севастопольскими спасателями принимаем решение- докупить воду с расчетом на 1 сутки, а затем изменить маршрут и 18 сентября пройти трассу виа-феррата в районе г.Ильяс-Кая вместе с нашими курсантами – спасателями г.Севастополя. Воды докупаем 75 л, распределяем между сильными, не очень сильными и остальными и начинаем героический штурм Главной Гряды. В 19-20 приходим на т/ст «Чертова Лестница». Воды нет ни в колодце на стоянке, ни на воспроизводственном участке в 500 м от нее. (Вернее, она там есть, только пить нельзя – загажена). Общий километраж перехода – 18 км, чистое ходовое время – 6 час 40 мин.
День пятый 17.09.2020 г.
Утро туманное… На Чертовой лестнице поселилась «обезьяна» (так называют облако, накрывшее вершину). Выход в 9-00. Сегодня у нас день ежиков в тумане. Идем по Большой Севастопольской Тропе, но красивейших видов, которые всегда сопровождают туристов на этом участке пути, сегодня, увы нет. Главная задача сменных руководителей – не заблудить группу. А ведь какие сегодня должны быть виды – на ЮБК, Форосскую церковь, Байдары… Идем, смотрим под ноги, тропа проходима и читаема. Поем песни и представляем, что бы мы увидели, если… Зато солнце не так печет! «С видом» на Форосскую церковь перекусываем. До турстоянки Ласпи добираемся в 18-30. Вечером приезжают севастопольцы со снаряжением. Завтра нам предстоит покорить маршрут виа-феррата! Общий километраж перехода – 17 км, чистое ходовое время – 5 час 15 мин.
День шестой 18.09.2020 г.
Сегодня ранний подъем. В 8-00 выходим. Двигаемся 1,5 км по шоссе к старту виа-ферраты. В 9- 00 начинаем штурм вершины. Наш маршрут: Г-Д-Ж-Б-В (1800 м). Причем, участок Д — Ж – самый сложный этап комплекса маршрутов виа-ферраты «Деликли-Бурун — Ильяс-Кая». Прохождение данного участка рекомендовано только технически подготовленным, выносливым и физически сильным людям. Поэтому 10 чел из группы (дети, мамы, новички) остаются внизу у моря дожидаться героев-восходителей. Виа-феррата («дорога из железа» в переводе с итальянского) — скальный участок, специально оборудованный металлическими конструкциями, как правило, стальным канатом или цепью, стальными скобами, рифлеными упорами для ног, металлическими лестницами. От автотрассы Севастополь — Ялта поднимаемся вверх по скалам Южной стены Деликли-Бурун на её вершину. Далее по скальному гребню движемся на восток на вершину Ильяс-Кая. В 14-00 все участники достигли вершины Ильяс-Кая! Далее – спуск по «козьей» тропе на Южнобережное шоссе, где
нас уже встречает заказной автобус. Ну, а далее – Балаклава, прогулка по набережной, рыбные кафешки и- назад в родной Бахчисарай! Сегодня прошли немного: 6 км, зато 1800 м из них- это было круто!
День седьмой, 19.09.2020 г. Сборы.
Сегодня в Бахчисарае собрался весь «цвет» спасслужбы Крыма: спасатели Симферополя, Севастополя, Бахчисарая. Полгода они учились заочно в Школе инструкторов ОО «НОТК», не первый год работают в службе спасения. А сегодня у них зачетная стажировка – они работают тренерами наших «очных» равнинных курсантов на скалах Бахчисарая. С 9 утра до 17 вечера кипит на скалах работа. Сборы проходят на трех учебных участках. Первый участок – скалолазание с верхней страховкой – обеспечивает Бахчисарай, второй участок – наведение переправы над ущельем – взял на себя Симферополь, третий участок – спуск с 54-м скалы – обеспечивают севастопольцы. Задача наших курсантов-нижегородцев – отработать на всех этапах. По окончании сборов все участники собрались на территории спасслужбы г.Бахчисарая, где был проведен детальный «разбор полетов» и подведение итогов.
День восьмой, 20.09.2020 г. Разъезжаемся.
- Потенциально опасные участки (препятствия, явления на маршруте)
Как уже подчеркивалось, маршрут УТП не преследовал цель сознательно усложнить жизнь его участникам, он был создан по канонам классического маршрута «для клиентов», дабы научить будущих инструкторов-проводников правильной организации подобных туров.
Но ряд опасностей, все же имеет место.
- Видовые площадки на обрывах. Сколько фотографов-любителей уже улетело с них! Поэтому инструкторам и руководителям групп надо смотреть в оба на этих красивых и опасных видовых площадках и неустанно предупреждать участников об опасности подходить к краю обрыва. Особенно, если скользко…
- Жара. В Крыму в последние годы это не редкость. Начиная с мая и заканчивая сентябрем воцаряется палящий зной. Это чревато ожогами, тепловыми ударами, плохим самочуствие участников, подъемом артериального давления. Поэтому, если Ваш машрут попадает на жаркий период времени, необходимо иметь кремы от загара и против ожогов, легкую одежду, прикрывающую конечности, запас воды для охлаждения
«перегретых». В обеденное время, когда солнце стоит в зените, лучше пережидать жару в тени, устраивая небольшую сиесту. Ну, и разумеется, аптечка с тонометром должна быть наготове.
- Отсутствие воды вследствие пересыхания источников. В Крыму с водой всегда было сложно, а в последние годы из-за жары очень часто пересыхают даже достаточно стабильные источники. Поэтому, прежде чем отправиться в поход, следует помониторить обстановку и, возможно, поменять маршрут на более стабильный в плане источников.
- Клещи. Они всегда в Крыму были есть и, наверное, будут. Поэтому следует ежевечернее предупреждать участников о проведении осмотров. И, безусловно, при подготовке к походу, желательно всем участникам сделать прививки от клещевого энцефалита.
- Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте
- Ханский дворец в Бахчисарае
Город Бахчисарай расположился в живописной долине реки Чурук-Су, которую с обеих сторон окружили фантастической красоты Крымские горы, в 30 км к юго- западу от столицы Республики Крым-Симферополя.
Бахчисарай существует уже более полутысячи лет. К середине XV века, когда Золотая Орда значительно ослабла, образовалось Крымское ханство, первым ханом которого стал Хаджи- Девлет-Гирей, внук Тохтамыша. Он стал основателем династии Гиреев, правившей Крымом следующие 350 лет. Став ханом, Хаджи-Гирей оставил прежнюю столицу Солхат (Старый Крым), возможно, опасаясь дворцового переворота. Новую резиденцию он решает устроить в тесной долине Ашлама-Дере у подножия крепости Кырк-Ор. Узкая долина стала хорошим оборонительным укреплением, поэтому и поселение назвали Салачик – «Крепостца». Здесь был построен дворец Ашлама-Сарай. Со временем небольшая долина Ашлама-Дере перестала вмещать многочисленный ханский двор, поэтому возникла необходимость перебраться на новое, более удобное место. Им стал берег реки Чурук-Су. Строительство дворца началось в 1519 году при хане Адиль-Сахиб-Гирее и было окончено в 1551 году. Дворец окружали прекрасные сады, давшие ему название – Бахчисарай переводится как «дворец в саду». Дворцовые постройки заняли просторный левый берег Чурук-Су, а на правом, более крутом, постепенно вырос город.В начале XVI века столицей ханства становится Бахчисарай. Здесь, помимо ханского дворца, возводились мечети, дюрбе (мавзолеи) знатных татар, жилые дома и другие строения. Город стал не только административным, но и культурным, и экономическим центром ханства. В нём проживало до 25 тыс. человек. Помимо татар, здесь жили греки, караимы, армяне.
- Скалы-сфинксы в Бахчисарае
Каменные истуканы появились путем векового выветривания скального гребня. Ученые считают, что изначально фигуры были единой монолитной скалой. Позже, с появлением трещин, омываемых водами и обдуваемых ветрами, горные породы распадались на фрагменты и меняли формы. Считается, что природный скульптурный процесс находится все еще в процессе исполнения. Кто-то считает сфинксов схожими со статуями острова Пасхи или изваяниями Стоунхенджа. Кому-то истуканы представляются горными троллями или зловещими великанами, а кто-то называет их апостолами. Этот геологический памятник можно рассматривать часами. Каждая скала имеет свою форму и в зависимости от того, как падает на нее свет, меняет очертания. Местные жители называют сфинксов «куклами», а самым габаритным присвоили собственные имена.
- Свято-Успенский мужской монастырь в Бахчисарае
В окружении неприступных крымских гор, недалеко от города Бахчисарай, спрятан в ущелье Святой Марии уникальный действующий мужской Свято- Успенский монастырь. Скалы вокруг него покрыты зеленью, высушенной на жарком крымском солнце, а возвышаются они на высоту до 140 метров. Только самый внимательный турист разглядит среди этих гор и растительности узкие каменные дорожки, крутые лестницы и золотые купола храма.Свято- Успенский мужской монастырь был заложен около
1200 лет назад.Считается, что монастырь основан византийскими монахами, которым пришлось покинуть родные места после нашествия турков. Эти места напомнили им родной пейзаж, и они решили обосноваться здесь, перенеся чудотворную икону из своего храма в Трапезунде.По другой версии, однажды простой пастух Михаил нашел в этих местах икону Божьей Матери. Он отнес ее домой, но икона вновь вернулась в горы. После нескольких таких случаев деревенские жители поняли, что это знак, и построили на месте нахождения иконы храм, назвав его Успенским, так как чудо явилось в день Успения Пресвятой Богородицы.И третья легенда, связанная с монастырем, гласит, что в древние времена на местных жителей повадился нападать хищный змий. Селяне молились пресвятой Богородице, прося ее защитить их от гибели. И однажды заметили, что на скале стоит горящая свеча. Пробравшись к ней, жители увидели чудотворную икону и мертвого змея. В знак благодарности они построили здесь Успенскую лавру.
- Пещерный город Чуфут-Кале
Чуфу т-Кале или Кырк-Ор — средневековый город- крепость в Крыму, родовая крепость известной крымской правительницы Джанике, расположена на горном плато в 2,5 км к востоку от Бахчисарая. Скалистые склоны достаточно круты, лишь с одной стороны к плоской вершине проложена пешеходная тропа. Наивысшая точка — 581 м.Впервые крепость упоминается в 1254 как Кырк-Ер, что с тюркского переводится как «сорок замков». По мнению исследователей, Чуфут-Кале был построен приблизительно в V — VI веках, как укрепленное поселение на границе византийских владений.
Археологические исследования доказывают, что уже в VI в. здесь были поселения аланов, занимавшихся скотоводством. Чуть позже на горном плато возникло укрепление. Хозяйственные пещеры, вырубленные в теле горы, хорошо сохранились до наших дней, в отличие от деревянных жилых надстроек. Из 16 пещерных городов Крыма Чуфут-Кале оставался населенным дольше остальных.
- Пещерный город Эски-Кермен
Эски -Керме н— средневековый город-крепость в юго-западной части полуострова Крым, в 14 км на юг от города Бахчисарай и в 5 км на северо-запад от руин средневекового города Мангуп-Кале. Название переводится с крымскотатарского как «старая крепость». Наряду с этим ойконимом, известно еще одно название крепости — “Кут” (“Кут-Эли”), что дословно означает — “Готская крепость” (или “Город Готов”)[2]. По мнению исследователей, этимологический анализ ойконима (наряду с результатами археологических раскопок) свидетельствует о проживании здесь определенной части таврических германцев, вероятно, готских воинов и членов их семей.
Территория города занимала площадь 8,5 га, имея в длину 1040 м и 170 м в ширину. Построен на столообразном горном плато, ограниченном обрывами до 30 м высотой. Является одним из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма, после Чуфут-Кале. Он входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник.
- Монастырь Шулдан.
Средневековый монастырь, расположен в 1,5 км. к северо- востоку от с.Терновка в пещерах у подножия горы Шулдан-Кая («скала, отдающая эхо») на высоте 400 метров над уровнем моря.
Долгое время считалось, что пещерные монастыри Крыма были основаны иконоборцами, бежавшими на окраины Византийской империи. Но археологические исследования последнего времени дали основания считать, что
современная крещальня и основная церковь монастыря Шулдан могут датироваться XIV — XV веками. В период Феодоро, вероятно не ранее конца XIV-XV вв., монастырь перестраивается, храм расширяется. С конца XV в. комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями соседней деревни для содержания скота. С 2003 г. монастырская жизнь на Шулдане возобновлена. Монастырь был освящен в честь Христа Спасителя. Большой храм был посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Плато Шулдана украшает башня-часовня, построенная монахами. Ее сверкающий в лучах солнца купол хорошо виден с автомобильной дороги. Можно подняться на смотровую площадку башни, с которой видна чудесная панорама примыкающей долины.
- Дот № 65, у с. Терновка
Из воспоминаний: “…Немецкие войска на мотоциклетах устремились от г. Мангуп-кале к с.Эски Шули (Терновка) но были остановлены огнем дота (N65). Три мотоцикла с коляской были подбиты…”. Получив неожиданный отпор, немецкие части двинулись в обход конусовидного холма, у подножия которого находится дотN65, рассчитывая ворваться в деревню с другой стороны. Здесь их встретил расчет дота N66. По воспоминаниям, дот был вооружен старым, дореволюционным 57мм орудием, но в бою против легких моторизованных частей оно оказалось весьма эффективным. Дот N66 удерживал своим огнем развилку дорог, не позволяя немецким войскам пройти к с. Упа (Родное). В 1941 году, это была единственная дорога в село (современная дорога в Родное была построена в конце 60-х). Прорыв к с.Упа позволял немцам пройти по средневековой дороге к деревне Кучки (ныне не существующее) и выйти в обход шоссе, в Чернореченский каньон. Ответвление дороги к д.Упа простреливалось дотом N66 с дистанции 300м (современного водохранилища в 1941 году не было). Начиная с 16 часов 5 ноября утра, доты N 65 и 66 неоднократно атаковались с фронта, но в течение дня немцам не удалось прорвать нашу оборону. 6 ноября противник, добившись трех – четырехкратного превосходства в живой силе, продолжал вести бой основными силами 50-й немецкой пехотной дивизии, развернув наступление на дер. Черкез-Кермен и хутор Мекензия. Фактически 3 тыс. немецких войск, при поддержке 92 орудий, атаковали наши подразделения численностью не более тысячи человек при поддержке 4 орудий и двух артиллерийских дотов. Массированным огнем вражеской артиллерии были подавлены доты N 62 и 63. Более суток оборонялся в окружении дот N 65. Он был уничтожен только после того, как немцы выкатили крупнокалиберное орудие в тыл дота, открыв огонь прямой наводкой. Прямым попаданием в левую часть сквозника дот был уничтожен. При попадании сдетонировал боезапас. Взрыв был такой силы, что обломки сквозника перебросило через дот. После 09.11.41 враг продолжил свои атаки уже по всему фронту, включая и Черекез-Керменское и Балаклавское направления. Из-за малочисленности наших войск, был захвачен почти весь Черекез-Керменский ОП, противник был остановлен в районе дер. Шули (Терновка) и хутора Мекензия. Были потеряны доты N 62,63,64, 65, 66.
- Байдарская долина. Озеро Муловское. Водопад Козырек.
Живописную Байдарскую долину часто называют крымской Швейцарией. Это природная котловина окружена невысокими горами, которые создают здесь свой уникальный микроклимат, задерживая облака, несущие влагу. Поэтому в долине много водоемов — от водохранилищ, до миниатюрных прудов, почти пересыхающих летом. Главные из них – Чернореченское водохранилище, Нижнее озеро, Муловское озеро, Верхнее озеро, Тополиное озеро, Кизиловское водохранилище.
Озеро Муловское, расположенное выше селаПередовое, пожалуй, самый живописный водоем в Байдарской долине. Вероятно, его названиепроисходит от армянского«мулва» («мул» – мел, «ва»– вода). С севера и востока озеро окружают скалы –Алчак-Кая и Добурджи-Кая.А с запада – урочищеКобалар-дере (тюрк. «пещерный овраг»), гдеучеными обнаружены две мезолитические стоянкидревнего человека – Фатьма-Коба и Шан-Коба и одна, более ранняя, палеолитическая – Карань- Коба. На небольшой речке Кобалар-Су (тюрк. «пещерная река»), которая протекает в урочище, можно увидеть четыре водопада. Один из них – Козырек является одним из красивейших в Крыму. Из озера вытекает речка Уркуста (левый приток Кобалар-Су), впадающая в озеро Нижнее. Также называлось ранее и с. Передовое. Озеро Муловское – популярное место отдыха, оборудованное беседками, навесами, мангалами. В озере водится много рыбы, есть специальные места для рыбалки.
Водопад Козырек расположен на краю Байдарской долины рядом с селом Передовое недалеко от Муловского озера. Территорию природной достопримечательности окружают живописные горы и леса.Бурлящий поток получил такое название из-за козырька, нависающего над обрывом. Вода срывается с утеса высотой 14 м и образует единую стекающую струю. Она настолько прозрачна, что через нее виден грот, который находится позади. На поверхности земли поток попадает в середину небольшого, достаточно глубокого озера бирюзовогооттенка. А лишняя вода течет вниз по многочисленным каскадам. На фоне достопримечательности в пик сезона получаются фото невероятной красоты. Правда, засушливым летом и осенью воды в водопаде, как правило, нет.
- Пещера Скельская. Менгиры в с.Родниковское. Интереснейшая достопримечательность Байдарской долины Горного Крыма – Скельская пещера, расположенная чуть выше села Родниковское, внутри одного из отрогов Ай-Петринского массива. Чтобы увидеть ее красоты, внутри горы туристам придется сначала спускаться, а потом снова подниматься – примерно на высоту четырехэтажного дома. Собственно пещера имеет протяженность 670 метров. В верхней части она открыта для туристов, в нижней затоплена, причем в некоторыегоды вода весной проникает и в верхние залы, доходя до щиколоток. Размеры залов не так велики, как в Мраморной или Мамонтовой пещерах, но в высоту достигают 25 метров. При наличии времени посещение пещеры стоит включать в план маршрута.
Скельские менгиры. Менгир, по терминологии археологов, – это отдельно стоящий поставленный вертикально большой валун. Специалисты полагают, что делалось это с ритуальными целями. Подозревают и научную составляющую – они нередко бывают точно сориентированы по сторонам света. Скельские менгиры – древнейшие на полуострове. Местные жители рассказывают, что пребывание возле памятки лечит бесплодие и помогает родить ребенка. Будто бы имеются даже многочисленные отзывы ранее бездетных пар, после визита сюда сумевших стать родителями. Все это несколько сомнительно, но вреда туристам крымские достопримечательности точно не принесут, помогая побольше узнать о далеком прошлом. Что Скельские менгиры в Родниковском были установлены намеренно, доказывает тот факт, что поблизости от них никакого камня нет. Ближайшие известные древние каменоломни расположены на расстоянии более километра. При этом наибольший исполин имеет высоту 2,8 м, а его вес оценен в 6 тонн. Нужна была серьезная причина, чтобы люди тащили такую громадину на огромное расстояние. Они сориентированы по линии север-юг, а их плоские поверхности – восток-запад. Подобная точность заставляет ученых предположить, что валуны служили для наблюдений за природой и небесной сферой, то есть были чем-то вроде обсерватории.
- Перевал Шайтан-Мердвень («Чертова лестница») Одним из ключевых участков маршрута является перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвень). Благодаря путешествиям П. Палласа (1794 г.), А. Пушкина (1820 г.), путеводителю Монтандона (1834 г) перевал Чертова лестница стал очень популярным у путешественников. И в настоящее время все туристы, которые путешествуют по Юго-западному Крыму, стремятся посетить это легендарное место. Главный миф Чертовой лестницы – ее рукотворность, что нашло отражение в название. Но уже в 60-х годах ХХ века геолог Л. Фирсов опроверг это суждение. Он связал образование теснины с разломом, который оживился в ходе землетрясения в далеком прошлом. Высота перевала — 578 м над уровнем моря. Дорога на перевал со стороны моря представляет собой крутое ущелье, в некоторых местах напоминающее созданные природой гигантские каменные ступени. По обеим сторонам от перевала возвышаются скалистые вершины: Мердвен-кая («скала у лестницы» (тат.) 580 м над уровнем моря) – на западе и Балчик-кая («грязная, болотная скала»; 856 м.) – на востоке. На некоторых участках горной тропы присутствуют остатки подпорных стен и крепид. Дорога, по всей видимости, существовала здесь с незапамятных времен, учеными найдены кремниевые микролиты. Дорога использовалась и древними римлянами — здесь проходила знаменитая Календская тропа из Херсонеса в укрепление Харакс. По одной из версий что столь трудный путь нередко заставлял путешественников крикнуть «чертова лестница!», отсюда и получил название этот перевал. Существует и другое толкование этого топонима, предложенное в 19 веке краеведом Х. В. Кондараки. Он возводил его к татарскому «Кале Энды» – «спустившаяся (то есть разрушенная) крепость».На Чертовой лестнице побывали многим известные личности, которые отразили это в своих записках: П. Паллас и Дюбуа де Монпере, герой Отечественной войны 1812 года генерал Н. Раевский, А. Пушкин, А. Грибоедов и В. Жуковский, писатель и инженер В. Гарин-Михайловский, поэтесса Леся Украинка, поэт Валерий Брюсов. С обрывов в районе перевала открываются неповторимые панорамы Южного берега Крыма.
- Форосская церковь.
Высоко над Форосом на красной скале на высоте 427 м над уровнем моря стоит церковь Воскресения Христа. Возведена в 1892 г. на деньги чайного магната Кузнецова по проекту академика Чагина. Церковь была построена в византийском стиле и освящена епископом Таврическим Мартинианом во славу Воскресения Христова. С приходом к власти большевиков церковь пришла в упадок, а в 1924 г. её и вовсе закрыли, а все церковные ценности были изъяты. Примечательно, что во время Крымского землетрясения 1927 года, когда чуть ли ни весь Южный берег превратился в руины, треснула сама скала, на которой стоит Форосская церковь, но сама она не пострадала. С 1934 г. церковь стала собственностью санатория «Форос», и в ней устроили ресторан для туристов. Во время Великой Отечественной войны Форосская церковь оказалась в центре жестоких боев. Обветшавший и полуразрушенный храм решили убрать уже в начале 1980-х – чтобы не отвлекал проезжавших мимо шоферов. Но жители Фороса встали на защиту своей церкви. Они добились объявления ее памятником архитектуры XIX века, чем спасли от полного разрушения. В 1987 г. было принято решение о реставрации здания, а через три года церковь вновь была передана православной епархии. С тех пор храм Воскресения Христова реставрировали еще четыре раза. В ходе чего было воссоздано внутреннее живописное убранство, восстановлены сохранившиеся снаружи росписи, фасад украсила новая мозаика. И теперь каждый, кто приезжает на Южный берег, непременно старается попасть и сюда.
- Байдарские ворота.
Байдарские ворота — архитектурный памятник на Байдарском перевале. Высшая точка перевала — 503 метра над уровнем моря. Высоты вокруг: гора Челеби — 657 метров, Чху-Баир — 705 метров. Ворота получили имя по названию соседней Байдарской долины, расположенной на северном участке Главной гряды Крымских гор. Крымские татары именовали эту местность Бай-Дере («богатый овраг», тюрк.). Существует также мнение, что baidara — слово сармато-
аланского происхождения, которое переводится как «две долины, два ущелья». В 1837 г. генерал-губернатор Новороссийского края М. С. Воронцов начал строительство дороги от Алупки до Севастополя. Маршрут проложили вдоль побережья. Возле села Байдары (ныне Орлиное) трасса проходила сквозь горный хребет и спускалась к селению Форос. В честь завершения строительства дороги в 1848 г. и возвели Байдарские ворота. Автор проекта — один из первых архитекторов Южного берега Крыма и Ялты К. И. Эшлиман. Ворота-портик построены в строгом классическом стиле из местного камня — известняка. Две каменные лестницы ведут к смотровым площадкам. В годы Великой Отечественной войны в этих краях бойцы Севастопольского и Балаклавского партизанских отрядов сражались с немецко- фашистскими захватчиками. В память о погибших героях у Байдарских ворот установлен памятный знак.
- Тышлар («Храм Солнца»)
Храм Солнца – одно из семи чудес Крыма, окруженный множеством тайн, загадок и легенд. Люди поднимаются к «храму», чтобы на себе ощутить его энергетику. Многие люди называют Храм Солнца мощнейшим местом силы не только на полуострове, но и за его пределами. Никто не знает, почему это место получило такое название, известно только, что существует оно очень давно. Первые упоминания о Храме Солнца относятся к 10- 13 веках нашей эры.
Храм Солнца находится у подножия горы Ильяс-Кая, на вершине которой, согласно легендам, находился монастырь св. Ильи. С вершины Иляс-Кая открывается не только прекрасный вид на всю бухту Ласпи и Байдарскую долину, но и на Храм Солнца во всей его красе. С высоты отчетливо виден центральный камень – «алтарь», который окружен семью камнями, именуемыми «пальцами». Поговаривают, что именно в алтаре находится идеальная точка для проведения эзотерических практик.
- Комплекс маршрутов виа феррата «Ильяс-Кая» Большой Севастопольской тропы
Виа феррата («дорога из железа» в переводе с итальянского)
— скальный участок, специально оборудованный металлическими конструкциями, как правило, стальным канатом или цепью, стальными скобами, рифлеными упорамидля ног, металлическими лестницами. Открытие первого маршрута виа ферраты прошло в дни фестиваля «Большая Севастопольская Тропа 2018». В январе — марте 2019 года в рамках развития проекта «Большая Севастопольская Тропа» (БСТ) был оборудован новый маршрут — виа феррата по нижней части Южной стены Деликли-Бурун с выходом на начало уже существующей виа ферраты по горизонтальному гребню Деликли-Бурун — Ильяс-Кая. В июне 2019 г. был добавлен ещё один маршрут. Он начинается на лесистой полке под верхним ярусом Южной стены Деликли-Бурун и проходит через вертикальный верхний ярус Южной стены. Этот маршрут также выходит на существующую виа феррату «Деликли-Бурун — Ильяс-Кая», на самую высокую точку её горизонтального гребня. Таким образом появился полноценный маршрут для продвинутых любителей восхождений по виа ферратам. В октябре 2019 суммарную длину виа феррат на Ильяс-Кая увеличили до 3300 метров. Путешествие по виа ферратам рекомендуется совершать под руководством опытных инструкторов при наличии специального снаряжения.
- Крепость Чембало, Балаклава
Генуэзская крепость Чембало расположена на горе Кастрон, или Крепостной (172 м), которая отделена от города лощиной Кефало-Вриси («голова источника», греч.). Генуэзцы, построившие крепость, появились здесь около 1343 г. На протяжении полутора столетий крепостной ансамбль несколько раз реконструировался. Укрепления верхнего города Святого Николая с консульским замком занимали западную часть горы. На вершине располагалась цитадель с донжоном — главной башней крепости. Нижний, или внешний, город, находился на склонах горы и у ее подножия и был окружён тремя линиями обороны. В 1464–1467 годах генуэзцы перестроили укрепления Чембало, усилили башни внешней линии обороны, реконструировали цитадель, а на вершине горы воздвигли 20-метровый донжон. Все сооружения сложены из розоватого местного камня — мраморовидного известняка средних размеров на качественном известковом растворе с морским песком. Для предотвращения усадок и деформаций кладки применяли деревянные вставки и пространственные конструкции. Крепость обладала развитой водопроводной системой, на ее территории обнаружены семь ниток водопровода из керамических труб. В 1475 году войска турецкого султана взяли Чембало без боя. Последняя реконструкция крепостных сооружений проводилась турками-османами в первой половине XVII века. В 1771 году при известии, что в Крым вошёл князь В. М. Долгорукий с войском, османы без боя ушли морем из крепости, а в городке разместились части русских войск. Судя по археологическим артефактам – фрагментами холодного оружия, драгоценным монеткам, изысканной домашней утвари, «сквозь» Чембало простирались стратегические торговые каналы от Испании до Китая. Форт защищал не только местных жителей, но и несметные богатства транзитных «караванщиков». Он обеспечивал безопасность торговых сношений. Отсюда грузы грузились на сотни судов.
- Балаклавская бухта
Во времена Гомера Балаклавская бухта называлась Сюмбулон Лимен (бухта Символов, гавань предзнаменований). Это название прижилось, и только в
15 веке генуэзцы стали звать местечко на свой манер, Ямболи. Позже название стало звучать как Чембало. Тюрские же народности звали бухту Балыклагы-ювеч (Рыбье гнездо, рыбий мешок). И только два столетия назад появилось привычное нашему слуху название — Балаклава. Первыми на Балаклавской земле оставили след дикие племена тавров или морских пиратов. Здесь, на мысе Фиолент они приносили богам человеческие жертвы. Не менее кровавые обряды совершала в храме Дианы жрица Ифигения. А в греческом мифе рассказывается, что великанов-листригонов, живущих на Крымских берегах, посещал Одиссей. Эти легенды впечатлили русского писателя А.Куприна, и он написал о Балаклаве серию очерков. Один из рассказов назван «Листригоны». В 1957 году городок Балаклаву, вместе с тысячелетней историей, упразднили, стерли с лица земли. Балаклава стала незаметным пригородом Севастополя, ЗАТО (закрытым административно-территориальным образованием). Здесь построили “Объект №825 ГТС”, подземную базу подводных лодок. Из штольни в скале, незаметно для американских спутников-шпионов уходили на задания подводные субмарины. Кроме того имелись склады для хранения атомного вооружения и цеха для ремонта и модернизации катеров и подводных лодок. Теперь Балаклава снова свободна для туристов. Каждый может попробовать прикоснуться к загадкам о потомках кровожадных листригонов – балаклавских греках, о поисках «Золота черного принца», о жестоких сражениях времен Крымской и Великой Отечественных войн.
2.8.Дополнительные сведения о маршруте История
Юго-западный Крым был заселен человеком, начиная с палеолита. Особенно притягательны для проживания эти места стали в античное и средневековое время, когда оказались на торговых путях из Херсонеса в Великую Степь. Поэтому волны завоевателей накатывались и уходили в небытие, оставляя следы своего пребывания. В окрестностях Мангупа известны захоронения готов, гуннов, аланов, хазар. В позднем Средневековье из этих народов сформировалась этническая общность, известная как гото-аланы. Именно они, принявшие христианство стали основным населением Мангупского княжества. С историей этого удивительного государства, чей герб, как и герб России, венчал двуглавый орел, можно познакомиться в ходе радиального выхода.
Войдя в состав великой Византийской империи, юго-западная Таврика переживала те же катаклизмы, как и метрополия, как вся Европа. В VIII веке, вероятно, переселилось большое количество монахов – иконнопочитателей, с которыми связывают возникновение серии пещерных монастырей. А в 787 году где-то здесь проходили события, описанные в житии Святого Иоанна Готского. После падения Мангупского княжества в 1475 году данная территория перешла во владение турецкого султана. Случались здесь и набеги казаков. Во время Великой Отечественной войны окрестные леса были местом базирования партизанских отрядов. Память воинов, погибших при освобождении Крыма от немецко-фашистских захватчиков, увековечена в центре села Терновка. В настоящее время идет процесс восстановления монастырей. Примерами таких монастырей являются пещерные монастыри, а также Новоспасский монастырь, расположенный в Айтодорской долине, выше туристской стоянки «Гористое». На всем протяжении маршрута можно встретить памятники истории, природные достопримечательности.
Климат.
На Крымском полуострове сочетаются черты умеренного и субтропического климата благодаря уникальному рельефу. В юго-западных прибрежных территориях царит климат, близкий к субтропическому: самый что ни на есть курортный со средней температурой +28 °С в летние месяцы. Идеальные для отдыха условия обеспечивает незамерзающее Чёрное море и защищённость горами, которые препятствуют холодному воздуху. В равнинных частях царит умеренно-континентальный климат с жарким и засушливым летом и короткой зимой.
- Смета маршрута
Наименование статьи расходов | Расчет | Стоимость, руб |
Трансферы | ||
Бахчисарай-Холмовка | 1 автобус х 8000 | 8 000 |
Ласпи-Балаклава-Бахчисарай ( с простоем) | 1 автобус х 15000 | 15 000 |
Расходы в Бахчисарае | ||
Проживание в Привале | 3 сутх23 челх300 руб | 20 700 |
Питание в Привале | 3 сутх23 челх700 | 48 300 |
Меню сборов с праздничным ужином | 1000 рубх23 чел | 23 000 |
Амортизация спецснаряжения спасслужб | 20 000 | |
Питание и расходы в походе | ||
Походное меню | 5 днейх23 челх400 руб | 46 000 |
Страхование от НС | 450 рубх23 чел | 10 350 |
Входные билеты Эски-Кермен | 23 челх100 руб | 2 300 |
Расходы на связь+НЗ | 7 000 | |
Платные турстоянки (5 балка) | 23 челх150 руб | 3 450 |
Комплектование аптечки, хоз/ ремнабора | 3500+ 2000+2000 | 7 500 |
Накладные расходы | 800х21 чел | 16 800 |
ИТОГО | 228 400 | |
На 1 взр чел | 12 000 |
- Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
На наш взгляд, маршрут составлен достаточно удачно для того, чтобы быть предложенным в качестве тура для участников любого уровня подготовки. Маршрут позволяет познакомить участников как с природными, так и историческими достопримечательностями Западного Крыма. Маршрут разнообразен: есть озера, лесные участки, водопады (когда есть вода), море, скалы, горы. Впечатления участников похода складываются по нарастающей. Маршрут красив, технически и физически не сложен, не требует специального снаряжения, за исключением необходимой защиты от промокания и/ или от перегрева. Большим плюсом маршрута является наличие на нем трех озер, пригодных для купания, что является в Крыму редкостью (особенно в летний период).
На маршруте нет проблем с дровами и водой (правда, если целое лето не стоит жара и не введен 5 класс пожарной опасности). В настоящее время вообще на любом маршруте газовая, а лучше мультитопливная горелка не помешает.
Маршрут пройден всеми участниками, несмотря на различный возраст и опыт. Жаркий климат удавалось отчасти компенсировать купаниями в озерах и море. Поэтому вывод: в мае-июне такой маршрут шелся бы гораздо легче, чем в августе-сентябре. Продукты были закуплены сразу на весь поход, что увеличило выходной вес рюкзаков. В случае коммерческих групп, которые, в основном, состоят из новичков, следует планировать дозакупку продуктов в с.Передовое или Родниковское, чтобы снизить вес рюкзаком.
Стратегически маршрут был спланирован достаточно грамотно – нагрузка и перепады высот росли постепенно. Финальный рывок проходил по Главной Гряде и заканчивался спуском к морю. Участники УТП показали хорошую физическую, техническую и моральную подготовку, приобрели навыки руководства группой, получили новые знания по альпинизму и горному туризму в ходе сборов.
Приложение 1
ФОТОГРАФИИ