Отчет о походе 4 кс в район горного Алтая по рекам Чуя, Катунь, август 2006 год

Дата проведения:
с 9 по 17 августа 2006 г.
Место проведения:
Алтай, р. Чуя - р.Катунь

ОТЧЕТ

о водном походе четвертой категории сложности

по Горному Алтаю

реки: ЧУЯ – КАТУНЬ

руководитель: КРЫЛОВ ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Общие сведения о походе
  2. Состав группы
  3. Общие сведения о районе маршрута
  4. График движения
  5. Подъезды и отъезды
  6. Техническое описание маршрута
  7. Дневник похода
  8. Обеспечение безопасности
  9. Выводы и рекомендации
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
Вид туризма – водный Район проведения похода – Республика Горный Алтай Категория сложности – четвертая Число участников – 6 Средства передвижения – катамаран-двойка и катамаран-четверка Сроки проведения похода – с 9 по 17 августа 2006 года Протяженность активной части маршрута –193 км Нитка маршрута: г. Кострома – г. Новосибирск – г. Бийск – пос. Чибит – р. Чуя – р. Катунь – пос. Эликмонар – г. Бийск – г. Новосибирск – г. Кострома Маршрутная книжка № 29-06

СОСТАВ ГРУППЫ: (ФИО, год рождения, домашний адрес, тур. подготовка, обязанности) 1. Крылов Денис Юрьевич,1985 г. р., г. Кострома, м/р-н Юбилейный, д. 17, кв. 52. Участие: V к.с. (р. Китой), руководство: IIIк.с. (р. Охта). Руководитель, капитан К2. 2. Ершов Владимир Михайлович,1987 г. р., г. Кострома, м/р-н Давыдовский II, д. 33, кв. 34. Участие: III к. с. (р. Зеленчук – Аксаут). Завхоз, матрос К2. 3. Васильев Сергей Алексеевич,1966 г. р., Костромская обл., с. Завражье, ул. Колхозная. Участие: V к. с. (р. Бий-Хем). Фотограф, капитан К4. 4. Васильева Дарья Сергеевна, 1990 г. р., Костромская обл., с. Завражье, ул. Колхозная. Участие: I к.с. (р. Унжа). Летописец, матрос К4. 5. Беляков Михаил Владимирович,1987 г. р., г. Кострома, м/р-н Давыдовский II, д. 1, кв. 4. Участие: I к. с. (р. Меза). Медик, матрос К4. 6. Афанасов Илья Леонидович,1990 г. р., г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д.13, кв. 2. Участие: III к. с. (р. Зеленчук – Аксаут). Ремонтник, матрос К4. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ МАРШРУТА

Алтай – горная страна на территории юго-западной Сибири, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше2000 км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России – Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000 – 4000м, самая высокая точка – г. Белуха (4506 м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500 – 2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей – Чуйская степь, Курайская и др. Климат Алтая резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но теплым летом. В равнинной части Алтая средняя температура января – 19°С, июля +19°С, годовое количество осадков 250-300 мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от – 120°С до – 31°С, июля от + 9°С до + 18°С. В горах количество осадков составляет 1500 –3000 ммв год, в межгорных котловинах и долинах 150 –200 мм. Характерной особенностью Горного Алтая являются горно-долинные ветры (фены). Наиболее значительные реки Алтая – Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. От слияния рек Бии и Катуни берет начало р. Обь – третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением. Основным источником питания Алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора. На территории Алтая более 3500 озер, наиболее примечательны Телецкое и Маркаколь. На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда. В горах – горно-подзолистые почвы. Почти 1/3 территории Алтая покрыта лесами, особенно большие массивы, которые расположены в долинах горных рек, вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют сибирская лиственница, кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина, а также брусника, голубика и костяника. Для равнинной части характерно сочетание степей, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами. По берегам рек в равнинной части растет облепиха. Животный мир достаточно разнообразен. В горах водятся лось, марал. Горные козлы и бараны, белки, мыши-пищухи. В степях многочисленны грызуны, из хищников – волк, лисица, степной хорек. Маршрут проходит по территории Алтайского края и республики Горный Алтай, коренное население которой – алтайцы. Автобусами по тракту можно добраться до Онгудая, Ини, Чибита, Кош-Агача, Кокорю. Основная транспортная магистраль Горного Алтая – Чуйский тракт (621 км), идущий из Бийска в Монголию. Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул и Бийск, связанные автобусным (и авиационным) сообщением с Горно-Алтайском и другими городами края. По Чуйскому тракту автобусами можно добраться до Ини, Чибита, Кош-Агача, Кокорю. Самолетом – из Барнаула до Кош-Агача. Вертолетом – из Гоно-Алтайска до Акташа. Горный Алтай чрезвычайно популярен среди туристов-водников, т. к. здесь можно выбрать маршрут любой сложности pfizer viagra price с относительно несложной заброской. К основным сплавным рекам относятся Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба, Чарыш, Песчаная, кокса. Р. Чуя – правый приток Катуни. Сплав по ней, в зависимости от уровня воды, можно начинать от поселков Курай или Чаган-Узун. Полное прохождение р. Чуя на катамаранах оценивается 6 к. с., причем эта сложность определяется 15-километровым Мажойским каскадом. Выше Мажойского каскада препятствия не выше 4 к. с. Прохождение Чуи с обносом Мажойского каскада оценивается 5 к. с.

График движения 06.08 – 08.08 – г. Кострома – г. Новосибирск (поезд) 08.08 – 09.08 – г. Новосибирск – г. Бийск 09.08 – г. Бийск – пос. Чибит 10.08 – стапель, пос. Чибит – пор. Буревестник 11.08 – пор. Буревестник – пор. Слаломный 12.08 – пор. Слаломный – пор. Турбинный 13.08 – пор. Турбинный – пос. Малый Яломан 14.08 – пос. Малый Яломан – пор. Шабаш 15.08 – пор. Шабаш – устье р. Ороктой 16.08 – устье cialis how to take р. Ороктой – устье р. Апшуяхта 17.08 – устье р. Апшуяхта – пос. Эликмонар 18.08 – Антистапель, пос. Эликмонар – г. Бийск 18-08-19.08 – г. Бийск – г. Новосибирск 19.08-21.08 – г. Новосибирск – г. Кострома ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ

Классический пункт начала маршрута 4 к. с. По Чуе и Катуни – поселок Чибит. До него можно добраться от Горно-Алтайска или Бийска автобусом на Кош-Агач, а можно и частниками, которые относительно недороги по сравнению с рейсовым транспортом и значительно комфортнее. Торговаться с частниками можно и нужно. Свои услуги предлагают сразу после высадки с поезда. «Газель» до Чибита обошлась нам в 7000 руб. В Бийске договорились о выброске из Чемала за 3500 руб. Реально заканчивали маршрут на5 км ниже Чемала – в поселке Эликмонар, т. к. в Чемале и окрестностях хороших и уединенных от аборигенов стоянок нет. Состояние дороги хорошее (асфальт). Эта дорога называется Чуйский тракт (шоссе М52) – а/дорога Бийск – Ташанта. Чуйский тракт проходит через Алтайский край (177 км) и большей частью находится в республике Алтай (540 км), заканчивается в Ташанте, у границы с Монголией. На протяжении первых250 кмот Бийска дорога идет в южном направлении, затем поворачивает на юго-восток. Первые147 кмтракт проходит по правому берегу р. Катунь, затем пересекает ее и, поднимаясь на перевалы, удаляется от реки. Самая высокая точка тракта – Семинский перевал –1894 м(9 кмподъем,11 км- спуск). После 358-го км дорога снова пересекает Катунь и затем почти до конца пролегает вдоль реки Чуи, вначале по ее левому берегу, затее, после 547-го км, по правому. Чуйский тракт дает выход России в Монголию, а также является единственной автомагистралью, связывающей горный Алтай с Бийском.

Телефоны перевозчиков: Татарников Александр Станиславович 8 905 987 16 96 Ефремов Владимир 8 905 980 28 50 Михаил 8 906 939 38 81 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Сложность препятствий оценена руководителем в соответствии с наблюдавшимся уровнем воды. Поход проходил в условиях падающей воды. Чуя от Чибита до Слаломного – высокая вода, далее до устья – чуть выше среднего. Катунь от устья Чуи до устья р. Урсул – выше среднего, далее до Чемала – средний уровень воды.Классификация препятствий:Л– препятствие проходится с ходу, линия движения не существенна, ошибки не приводят к серьезным последствиям.С– при прохождении требуется выдерживать конкретную линию движения, грубые ошибки могут привести к аварийной ситуации. Разведка может иметь смысл, но она не обязательна.Т– разведка необходима, может возникнуть необходимость в страховке. Ошибка может иметь серьезные последствия, как для судна, так и для его экипажа.Длина участка Чуи от Чибита до устья порядка 90 км, требует 8-10 часов чистого ходового времени на прохождение, в зависимости от уровня воды и желания экипажа гоняться за наиболее быстрой струей на прогонных участках.Пр. 1Л. Бельгебашские разбои. Так называется участок Чуи от Чибита до правого притока Бельгебаш. Длина участка около9 км. Много островов, течение быстрое, отдельные валы. В протоках возможны завалы. Берега неудобны для чалки. В конце участка река собирается в единое русло. Появляются высокие скальные выходы по берегам.Пр. 2С- Пор. Сумрачный. Неплохой ориентир – щит на дороге с надписью “Улаганский район”, видимый с воды. Порог образован в месте скального сужения русла. Длина300 м. Препятствие можно разделить на две части. В первой – камни в русле, валы, небольшие сливы, река течет одним руслом на прямом участке. После этого начинается вторая ступень порога. В ней струя разделена низким галечным островом с завалом в его начале на две части. Правая часть шире и мельче, левая – уже и глубже. В обеих протоках валы. Разведка по правому берегу (по левому скальные бомы).По большой воде проходить удобнее правой протокой, по малой и средней – левой. По большой воде следует избегать попадания в завал, к которому прибивает струя, а вот в малую воду перед завалом отмель и поэтому он не опасен. Просмотрели с правого берега. Прошли в правой части походной колонной.Пр. 3С. Пор. Буревестник. Менее чем в одном километре за сумрачным, сразу после небольшого левого притока Карадюрек, место впадения которого в глаза не бросается. Ориентиром служит галечный остров перед левым поворотом реки и высокий правый берег, косогор. Чалиться можно прямо перед островом в правой протоке, либо сразу за островом перед правой береговой глыбой в улово. Заходить в порог можно с любой стороны от острова. Состоит из двух ступеней, между которыми можно зачалиться на правый берег. Первая ступень характеризуется большим падением, требует разведки (разведывать по камням правого берега). Легче проходить справа. Вторая ступень более короткая – валы и сливы на коротком участке, основная струя сжата большими камнями, левая часть русла наглухо перегорожена скальными обломками.Разведали порог по правому берегу. Оба экипажа прошли в правой части.На правом берегу над порогом великолепная стоянка, популярная среди коммерческих водников, но за дровами придётся бегать. Пр. 4Л. Порог. Через150 мпосле Буревестника. Ничем не примечателен. Пр. 5Л. Порог. Расположен перед низким деревянным мостом. Этот мост надо иметь в виду в случае очень большой воды – возможно, его придётся обносить. Пр. 6С. Пор. Ярбалыкский расположен сразу is viagra dangerous за деревней Ярбалык, в300 метрахниже моста через правый приток Ярбалык. По ходу сплава виден указатель деревни на дороге. Препятствие представляют собой мощную шиверу с быстрым течением, длинной около500 м. Камней в русле немного. После этого на реке относительно спокойный участок – галечные острова, пара мелких порожков. пр. 7Т. Пор Бегемот. Длина основной части около 200 м. От порога Буревестник до порога Бегемот примерно 1 час чистого сплава. Ориентир начала порога – деревянный мост через Чую на левом повороте после устья р. Айгулак. Увидев его, следует чалиться, лучше на левый берег (длинный прямой участок, крупная галька). По обоим берегам есть тропа. Разведка по камням либо правого, либо левого берега, полный просмотр структуры порога удобен с высокой полки левого берега. Порог расположен на плавном S-образном повороте в скальном сужении. Начинается метров за 100 до моста разгонной шиверой, которая перед мостом наваливает на правые камни. Прямо под мостом сложный слив с косой бочкой. Далее серия сливов, валов и бочек, мощность и количество которых зависит от уровня воды. В нашу воду можно было видеть порядка семи ступенек, Составляющих два каскада. Линия движения чётко видна с воды, т.к. основная струя везде выражена. Примерно в середине порога на левом повороте струя разделена на две части характерным камнем, называемым “Акулий плавник”. Необходимо избегать навала на “плавник” и попадания в правую часть струи, т.к. в противном случае можно угодить в прижим под скалы. После этого сложных мест в пороге нет. По нашей воде вместо “плавника” стоял огромный вал =2.5 м смотрели по правому берегу. Проходили под мостом левым пролётом, затем слева. За “плавником” уходили в центр, затем – вправо. До порога Классический. Шиверистый участок ≈2,5 км Пр. 8С – Пор. Классический – крупные глыбы со сливами и валами между ними на коротком участке реки. Граница со следующим препятствием находится непонятно где. Пр. 9С+. Пор. Слаломный. Начинается на правом повороте реки. В русле реки каменные глыбы. Длина порога около3 км, а по сути это каскад порогов 3-4 к.с., между которыми кое-где можно и зачалиться. Река течет в ущелье с высокими осыпными берегами. В русле много камней, местами узкие проходы, местами требуется энергичное маневрирование. Течение быстрое. Разведывать бессмысленно, т.к. Препятствие длинное и линию движения все равно не запомнить. После окончания каскада река резко успокаивается, и далее на протяженном участке расположено лишь несколько простых (не выше 2к.с.) порогов. Пр. 10Л. Пор. Обманный находится в 8-10 минутах сплава от Слаломного, через некоторое время после деревянного моста через Чую. Пр.11Л. Порог. Камни в русле. Пр. 12Л. Пор. Веер представляет собой шиверу с камнями в русле у левого берега, от которых веером расходятся струи. На левом повороте несложный прижим к правому берегу. Пр. 13Л. Пор. Городовой – большой камень в русле, небольшие валы. Пр. 14Л пор. Безымянный – препятствие типа порог – шивера. Пр. 15Л. Пор. Дозорный. В русле реки расположена здоровенная глыба, в большую воду на нее идет навал основной струи. Шли весь участок после порога Бегемот сходу. Пр. 16-19Л. Пороги. Локальные порожки на поворотах реки, а по сути – перекаты. Один из них напротив пос. Белый Бом, ориентиры которого – большой белый бом по правому берегу и памятник справа на скале прямо над рекой (в честь четырех красногвардейцев, сброшенных белыми с этой скалы в годы гражданской войны). Пр. 20С. Пор. Иодринский начинается за мостом через Чую и представляет собой быструю и мощную шиверу с валами до 1-1.2м и скоплениями камней. Длина не менее1 км. Сразу за левым поворотом несколько локальных сужений русла с валами в них. Препятствие проходится в основном в левой части русла. Далее на участке много шивер, по разной воде одни из них вырождаются, а другие проявляются. Поэтому на лоциях отмечаются лишь немногие из них. Река течет с хорошей скоростью даже на гладких участках. Пр. 21Л. Пор. Мокрый. Камни в русле. Пр. 22Л. (Шив. Степная) и пр. 23Л. (Шив. Раздор) – вполне неплохие шиверы по малой и средней воде, а вот по большой воде их надо еще и суметь заметить. Пр. 24Т – Пор. Турбинный. Хорошего ориентира не имеет. На участке перед порогом три левых поворота, на которых слева бом, а справа – крутой берег, осыпь с крупными камнями, порог расположен на третьем повороте. В этом месте в верхней части обрыва с правого берега торчит сливная труба, но можно легко и не заметить ее, поэтому это плохой ориентир. Разумно чалиться к правому берегу в конце правого поворота и осматривать порог с правого берега, поднявшись на полочку на тропе. Порог начинается с короткой разгонной шиверы. Русло на крутом левом повороте перегорожено скальными выходами коренных пород, делящими реку на две протоки. По малой воде можно чалиться, завидев свал воды и крутой поворот, времени и места хватает. Правая протока по нашей воде была достаточной для прохождения катамарана, но имела сомнительный выход. В левой протоке два варианта прохождения – справа и слева от большой глыбы. Общий перепад уровня воды в пороге до4 м. Сразу после порога река затихает, поэтому страховка с воды очень эффективна – можно без проблем собрать все, что пойдет из порога. С берега можно страховать только прохождение правой протокой. В случае необходимости обноса порога – обносить по правому берегу, т.к. с полки левого берега долгое время нет нормального спуска к воде. После разведки по правому берегу прошли порог левой протокой, слева от большой глыбы. Пр.25Т. Пор. Турклуб Горизонт. Находится в500 мниже порога Турбинный после прямого участка простой шиверы. Разведка и страховка по правому берегу. Порог расположен в узком каньоне с высокими (до 25м) скальными стенками. Имеет две ступени. В первой ступени ширина реки метров 15 с перепадом около 5м, длина 50м. Расположенные по центру обломки скал делят струю на две части. Левая часть струи по малой воде идет через гряды полуобливных плит и зубьев и является сложно проходимой, на выходе торчит острый камень. Уже средняя вода делает эту протоку вполне ходябельной, но появляются мощные бочки. Правая часть струи более чистая – горка с валами, пара бочек. После слияния проток следует подковообразная обливная плита, образующая длинную неглубокую бочку. После первой ступени справа, под отвесной скалой имеется улово, которое можно использовать для страховки первой ступени с воды. При большой воде улово исчезает, и струя подходит под самые скалы. Между ступенями на левом повороте река образует прижим к скалам правого берега, осложненный карманами. По средней воде уход от прижима не сложен, по малой прижима практически нет. Вторая ступень образована сплошной грядой обломков скал, плит, отходящих от правого берега. По средней воде большая их часть залита и прохождение не представляет труда. Большая вода резко усложняет порог – прижим вправо делается мощным, а уход от него – проблематичным, при этом организовать какую-то осмысленную страховку затруднительно. Обнос порога удобнее делать по правому берегу по тропе, однако возможен обнос и по левому берегу с преодолением крутого подъема. После разведки проходили порог справа, прижимаясь на заходе к обломкам скал, а затем уходя на центр и далее влево от прижима. Пр. 26С. Выходная шивера. Валы и слалом между камнями. Река делает несколько резких поворотов. В пределах шиверы возможно зачаливание, по крайней мере, по средней и малой воде, так что это по сути не одна шивера, а каскад шивер. Прошли участок сходу и далее шли до стрелки с Катунью. Река Катунь От устья Чуи до устья р.Б.Ильгумень шиверы с отдельными валами и бочками до1,2 м, ближе к концу участка – до1,5 м. Река течет по степной котловине, только теневой склон левого берега местами порыт лесом. По левому берегу идет Чуйский тракт, местами видимый с воды, местами отходящий довольно далеко. На уединенных террасах обоих берегов есть хорошие стоянки. В пос. Яломан паром и строящийся мост. В конце участка Чуйский тракт уходит в горы по долине р.Б.Ильгумень. На ручье несколько домиков дачного вида – какой-то новый кордон, предлагающий различные услуги отдыхающим. Ходовое время от пос. Иня 2:30 Пр. 27Т – Пор. Ильгуменский. Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж; слева устье р.Б.Ильгумень; ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам – начало порога, а также домики на левом берегу. В сужении русла цепочка валов в пределах2,0 м. Далее под левым берегом бочка, не представляющая особого интереса. Просмотр по правому берегу; порог очень фотогеничный. Берега высокие, сложены из крупных темных валунов, удобная чалка находится довольно далеко. Проходили по одному судну со страховкой с воды. За порогом степь быстро кончается, начинается сосновый лес. Пр. 28С. Кадринская труба. Начинается от устья реки Кадрин, но по нашей воде к ней можно причислить и несколько шивер непосредственно перед ним. Серия сужений в скальных берегах, валы до 1,8-2,0 м. Наиболее мощные шиверы в начале участка, наиболее сложные – ближе к концу. Развитая вертикальная турбулентность. В частности, во всех случаях, когда после скального сужения струя выпадает на широкий плес, с обеих сторон образуются мощные массивы поганок; желательно держаться строго по оси потока, чтобы пройти максимально далеко по относительно чистой струе. Эта же картина характерна и для последующих шивер. Много хороших песчаных стоянок в сосновых лесочках; березняки и кустарники, напротив, указывают на неровный берег, заваленный камнями и бревнами. Прохождение походным порядком. Пр. 29С – Пор. Мешок. Завершает Кадринскую трубу. Небольшое круглое озеро в высоких скальных стенках, в которое впадает струя с предыдущего участка. Обширные но слабые поганки. Интересно, что река, ее изгибы, ландшафт, растительность почти в точности повторяют участок в середине Кадринской трубы после предыдущего правого поворота. Пр. 30Т. Пор. Шабаш. Ориентиры: большая галечная отмель на левом берегу и крупные скальные обломки на правом. Ходовое время от пор. Ильгуменский 1:40. Просмотр по правому берегу. В первой ступени на входе валы, бочки до 1,5 м: сначала на полреки от правого берега, затем на полреки от левого. Далее основной слив в скальных воротах: в центре пульсирующая бочка2 м, слева косые бочки до1,5 м, под правым берегом есть чистый проход. На повороте между входными сливами и основными – поганки, сложная картина боковых сносов. На выходе валы до1,5 м. Проходили справа, с уходом от пульсирующей бочки. Вторая ступень – прямая горка с валами до2,0 м. На входе возле правого берега крутой слив высотой 1,2-1,5 мчерез гряду обливных камней, за ним жесткая бочка. За порогом на правом берегу лежат остатки понтонного моста, принесенного и выброшенного давним паводком. Заход в слив слева, прижимаясь к скальным обломкам, затем уход с основной струи влево. До устья р. Урсул несколько простых шивер. От устья снова начинается степь, попадаются мотоциклы, машины, новые избы и всякий праздный люд. Пр. 31Л. Порог за устьем р. Урсул – гладкие валы до1,5 м. За порогом слабый прижим к скале правого берега, за скалой у берега полощутся остатки канатной переправы. Далее простые шиверы с валами до 1-1,2 м. Аналогичные шиверы образуют общий фон реки и в дальнейшем; следует помнить, что на выходе из скальных сужений на спокойные плесы почти везде образуются мощные и обильные поганки. Примерно через5 кмпосле устья р. Сумульта русло сжимается скалами, над очередной шиверой через реку переброшен подвесной пешеходный мостик. Пр. 32С. Пор. Каянча. Сужение в скальных стенках перед устьем р. Каянча 1-я. Валы до1,8 м, прохождение сходу. После порога правый поворот, по левому берегу бом. За ним в следующих 2 шиверах валы до2,0 м. От устья р. Каянча 2-я начинается сосновый лес с хорошими стоянками. Между устьями р. Кемечапык и р. Байтыгем – 2 длинные шиверы с валами до2,0 м. Пр. 33С – Пор. Клизма – за устьем р.Б.Аяла. В правой части камни невидимые с наплыва, по центру и справа – большие валы, прохождение схода. В устье р. Улюта красивые скальные острова. От устья р. Бельтертуюк по правому берегу видна дорога. Пр. 34С. Пор. Тельдекпень-1. Ходовое время от пор. Шабаш 5:00. Начинается разгонной шиверой на местном правом повороте после устья р. Эдиган. Валы постепенно нарастают от 1,0 до1,8 м, очень фотогеничные. После шиверы справа большое улово и песчаный пляж, однако плес перед основной частью порога практически отсутствует – только участок быстротока около150 м. После местного левого поворота скальные ворота – вход в порог; за ними продолжается скальный каньончик высотой 5-8 м. В воротах слив и валы высотой не более1,0 м, но очень мощная вертикальная турбулентность. Через300 мпотока, насыщенного воронками и поганками, еще одно сужение, без четко выраженного слива, но с новым усложнением турбулентности. За ним мост, сразу после моста удобная чалка в извилистых шхерах правого берега. Просмотр по правому берегу возможен, но малопродуктивен. Берега крутые, подойти к воде сложно. Прохождение с взаимной страховкой с воды. Пр. 35С. Пор. Тельдекпень-2. Ходовое время от моста 5-7 минут. Ориентир: справа устье р. Чеба; широкий песчаный пляж по левому берегу; за ним местный левый поворот. Порог начинается на этом повороте. Справа сухая протока. В основной протоке на входе от правого берега отходит гряда полуобливных камней (по большей воде она заливается). Особенность порога – обильная и исключительно сложная турбулентность в нем еще и нестационарна. Воронки и поганки постоянно возникают, исчезают и сменяют друг друга; по большой воде к ним добавляются пульсирующие валы. Поток изначально неустойчив; любое возмущение, даже движение весла в воде, может спровоцировать развитие воронки. Далее мощные поганки в скальных стенках высотой 6-10 м. Просмотр по левому берегу от улова перед поворотом. Прохождение со взаимной страховкой с воды по сухой правой протоке. Пр. 36Л. Шивера. Валы. Пр. 37Л. Порог. Примерно через5,5 кмпосле впадения р. Бийка скальный коридор длиной200 м. Мощная струя наваливает на правый берег. Пр. 38С – Порог Еландинский. Ориентиры: стенка справа, устье р. Тыткесаек и утес слева. Перед порогом реку пересекает ЛЭП. На скале правого берега вход в штольню и старые отвалы. Внизу еще две штольни. В центре порога скальные выходы. Правая протока узкая, но пройти можно. Основная протока левая. Валы до2,5 м. За порогом недостроенная Катуньская ГЭС. Штольни предназначались для взрыва правой скалы. В поселке магазин, турбаза. Пр. 39С – Чемальская труба. Начинается за правым поворотом перед устьем р. Чемал. Сужение в скальных стенках высотой до 8-10 м, на входе слив0,8 мс бочкой0,8 м, далее мощные поганки. На выходе – красивая церквушка на скале в русле справа с подвесным мостиком. В устье р. Чемал есть места для стоянок, здесь можно закончить маршрут. Автостанция находится в начале (т.е. выше по течению) поселка. Это нужно учесть при выборе места антистапеля. Пос. Чемал является климатическим курортом. На р. Чемал расположена Чемальская ГЭС. Из долины Чемала выходит ЛЭП. Мы же прошли дальше на 5 км до пос. Эликмонар, у въезда в который нашли чудесный лесистый полуостров, имеющий достаточно запутанный выход к дороге, и расположенный на приличном удалении от любопытных аборигенов. Там и расположились на антистапель.

  1. 1. pharmacy technician jobs costco canada Дневник похода

6 августа В 7:30 сели на поезд Москва-Хабаровск. 8 августа 6:10 вышли в Новосибирске. Местное время 9:10 Далее по местному времени. 20:20 сел на поезд сообщением Новосибирск- Бийск. 9 августа 6:20 прибыли в Бийск. Договорились о заброске в Чибит и выброске из Чемала. Примерно в 7:00 погрузились в “Газель”, выехали из Бийска. 15:10 прибыли на место стапеля, ≈2 км ниже Чибита около деревянного моста. Минут за 20 до прибытия начался сильный ливень, изредка переходящий в мелкую изморось. Поставили лагерь, начали перепаковывать вещи на сплав. 10 августа Дежурные встали в 6:40, через 1 час начали подниматься остальные. После завтрака стали собирать катамараны. Затем пообедали и вышли в 14:40. На Бельгельбашских разбоях произошел небольшой инцидент – К4 налетел на завал в узкой протоке ≈3А10 метровдо ели, полностью перегородившей эту протоку, на эвакуацию экипажа и катамарана ушло около 1,5 часа. Затем прошли пороги Сумрачный и Буревестник, оба разведывали по правому берегу. Проходили походной колонной со взаимостраховкой. Сначала К2, затем К4. Примерно в 19:20 встали за Буревестником на стоянку. Весь день моросил дождь, к вечеру усилился. 11 августа Уровень воды очень высокий. Цвет воды темно-коричневый. С утра идет дождь. Вышли в 11:30. примерно через 30 минут дошли до порога Ярбалыкский. Разведали по правому берегу. Вышло солнце, пофотографировались на фоне залитых солнцем скал. Порог прошли походным порядком. 13:30 встали в начале порога Бегемот на левом берегу. Посмотрели с обоих берегов. Обнесли вещи. Затем ввиду недостаточного опыта К4, было принято решение обнести К4. Пообедали и пошли на прохождение порога. Страховку осуществляли с воды неполным экипажем К4 и с берега на 3-ей ступени. 17:30 загрузились, пошли дальше. 2-3 километрового спокойного участка за Бегемотом, описанного в наших лоциях не заметили, сразу за выходной шиверой Бегемота пошли валы до 1,5-2 метров. Граница начала порога Классический не читалась. Классический прошли сходу и пошли Слаломный. Примерно в середине порога, вовремя не заметив косой пульсирующий вал (предательски ждавший своего звездного часа), экипаж К2 выбрал неверную линию движения, как раз через этот вал, и К2 был им успешно перевернут. В оправдание экипажу К2 следует указать, что экипаж К4 пошел тем же путем и имел серьезные проблемы при личном контакте с валом. Экипаж К2 самостоятельно выбрался на катамаран и причалил к берегу. На выходе из Слаломного встали на стоянку примерно в 18:40. 12 августа Уровень воды заметно снизился. В 6:30 подъем дежурных. Выход в 10:30 Пороги Обманный, Веер, Городовой, Безымянный, Дозорный и прочие не представляющие интереса шли сходу. Примерно в 14:00 встали на разведку Иодринского. Чалились к правому берегу перед мостом, просматривали слева. Сходили в поселковый магазин, устроили небольшой перекус. 15:30 пошли Иодринский походным порядком. 18:00 зачалились на просмотр и обнос порога Турбинный. Обнесли вещи и К4. 18:40 К2 прошел порог Турбинный и встали на ночевку. Страховал К4 с воды. 13 августа 6:45 встали дежурные 10:30 вышли на обнос порога “Турклуб Горизонт” Как раз в это время чуть выше Турбинного стартовали участники этапа кубка мира по рафтингу. Поэтому страховка осуществлялась неполным экипажем К4 и спасателями МЧС ниже порога. “Турклуб Горизонт” проходили на К2 сборным экипажем капитан К2 – Крылов Денис и капитан К4 ВасильевСергей. 12:00 погрузили вещи и вышли 14:50-16:20 обедали На ночевку встали в 18:50 в5 кмниже поселка Малый Яломан. 14 августа 6:35 подъем дежурных 9:36 вышли ≈ 10:30 подошли к Ильгуменскому. Решили идти гружеными. Страховка осуществлялась с берега. Первыми пошел К4, затем К2. 11:30 ушли с Ильгуменского. 15:30-16:30 обедали в середине Кадринской трубы 16:50 подошли к Шабашу. 1-ю ступень смотрели с левого берега. Хотя просмотр там очень неудобный. Затем К4 перечалил на обнос к правому берегу. На К2 прошли 1-ю ступень и причалили вправо. Обнесли вещи за порог. К4 пошел 2-ю ступень Шабаша сборным экипажем: Васильев Сергей, Беляков Михаил, Ершов Владимир, Афанасов Илья. Затем К2 обычным составом. 20:30 погрузились и пошли искать место для стоянки 20:50 встали на ночевку. 15 августа Подъем дежурных в 6:30. 9:35 вышли. 12:20 причалили к правому берегу на живописнейшую стоянку, где Бийская hgh canada pharmacy команда показала нам наскальные рисунки. Там же перекусили. 13:20 пошли дальше 15:10-17:10 обедали Порог Клизма шли без просмотра походным порядком 19:30 встали на ночлег около поселка Куюс. 16 августа 7:00 подъем дежурных 9:30 вышли со стоянки 10:30 подошли к порогу Тельдекпень-1. Пошли на просмотр. Просмотрели сразу оба “Пня”. Смотрели с левого берега. В 12:30 вышли на прохождение “Пней” походным порядком. Перед вторым “Пнем” зачалились к правому берегу для фотосъемки. Первым прошел К4, затем К2. 14:10-15:10 обедали 19:20 встали на ночевку, немногим ниже устья Апшуяхты. 17 августа 6:50 подъем дежурных 9:30 ушли со стоянки ≈ 12:30 прошли Чемальскую трубу, без просмотра. ≈ 12:50 вышли на левом берегу напротив церквушки. Просмотрели перспективы антистапеля. Выяснили, что для него левый берег непригоден, на правом берегу поселок Чемал доходит почти до самой воды, кроме того, вокруг оказались толпы аборигенов и коммерческих туристов. Решили пройти немного ниже по реке. По пути еще раз чалились в Чемале, посещали магазины. Примерно в 15:00 встали на антистапель на окраине поселка Эликмонар на полуострове, выше по течению. 18 августа ≈ 12:20 погрузились в предварительно заказанную “Газель”, выехали в Бийск. ≈ 18:00 вышли в Бийске. Можно доехать гораздо быстрее, если не выходить на повсеместно встречающихся базарчиках. 21:00 погрузились в поезд Бийск – Новосибирск 19 августа 7:00 вышли в Новосибирске (по Московскому в 4:00, далее по Московскому), купили билеты до Костромы. В 5:40 сели на поезд Владивосток – Москва. 21 августа 4:00 прибыли в Кострому.   8. Обеспечение безопасности Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски и спасательного жилета достаточного объема. Группа имела подробные описания и лоции реки. При сплаве применялась разведка ключевых препятствий и взаимостраховка с воды. На порогах: Бегемот, Турбинный, Турклуб “Горизонт”, Шабаш, страховка осуществлялась с воды и спас. концами с берега.   9. Выводы и рекомендации Маршрут соответствует 4 категории сложности. Может быть пройден на любых судах. Фоновый сплав соответствует 3 категории сложности, и при повышении уровня воды его сложность принципиально не меняется, а вот ключевые препятствия становятся гораздо опаснее. Планы группы на поход были can viagra cause heart attack выполнены полностью. Уровень воды в Чуе совершенно непредсказуем, мы начинали сплав по очень высокой воде (вследствие двухнедельных дождей), но через два дня с окончанием дождей уровень воды сильно упал. В дальнейшем он колебался в зависимости от осадков. Реально водная часть маршрута в нашем варианте может быть пройдена достаточно опытной группой за 5 дней. Достоинства маршрута – отсутствие пешей части, элементарная заброска, возможность аварийного схода на любом участке. Основной недостаток – заселенность долины Чуи – является неизбежным следствием вышеозначенных достоинств. Конечно, наличие крупной автомагистрали, сопровождающей реку на всем протяжении маршрута, сильно снижает его эстетическую ценность. Что касается хороших стоянок по ходу движения, то они на Чуе есть. Предпочтительнее располагаться по левому берегу (по правому проходит дорога). На участке за5 кмот порога Турбинный до порога Горизонт хороших стоянок нет (голые полки, мало дров). Чтобы не загаживать и без того часто посещаемые места, настоятельно рекомендуется пользоваться оборудованными стоянками, которые есть везде. Можно стоять и на пороге Бегемот (распространенные слухи об отсутствии там дров распущены людьми, которым лень отойти на тридцать метров от базы), и ниже порога т/к Горизонт. А напротив пор. Турбинный стоять неудобно, хотя люди часто стоят именно там. Очень хорошая стоянка напротив устья Чуи. Вода в реке в обычное время мутная и грязная, пить ее можно, но не хочется. Много взвешенной глины, желательно фильтровать. Чистых притоков на описываемом участке мы не обнаружили. Местные жители к туристам привычны и никаких препятствий им не чинят, относятся дружелюбно.