Отчет о водном походе, р. Мзымта, Краснодарский край
- Главная ›
- Отчёты ›
- Водный туризм ›
- Отчет о водном походе, р. Мзымта, Краснодарский край
- Дата проведения:
- с 30 мая по 9 июня 2009 г.
- Место проведения:
- Краснодарский край, р.Мзымта
П А С П О Р Т
маршрута туристского похода
по реке Мзымта в июне 2009 года
1. Район похода, путешествия:
Краснодарский край, Сочинский район, поселок Красная Поляна, река Мзымта.
2. Вид туризма:
Водный.
3. Основная тема маршрута, цель похода, путешествия:
Сплав по реке Мзымта. Цель данного похода заключалась в отработке техники преодоления сложных водных препятствий.
4. Направление маршрута (начальный, узловые и конечный пункты маршрута):
г. Кострома – п. Адлер – п. Красная Поляна – р. Мзымта (старт от слияния р. Мзымты и р. Пслуха) ‑ сплав до Черного моря – п. Адлер – г. Кострома.
5. Подъездные пути к начальному и конечному пунктам маршрута:
Движение группы от г.Костромы до п. Красная Поляна (вплоть до места старта) на автомобиле, движение от п. Адлер до г. Костромы осуществляется на автомобиле.
6. Общая протяженность маршрута (в км): 50
в т.ч. по воде: 50
7. Продолжительность похода в днях (с учетом автодороги): 9
8. Рекомендуемая сезонность маршрута: май-июнь
9. Особенности снаряжения на данном маршруте:
Стандартное снаряжение для водных походов, плюс альпинистское снаряжение на одного человека для трудных обносов водопадов.
10. График движения группы (отряда):
День пути |
Участок пути |
км |
Снаб. передвижения |
Место дневок И ночлега, их ориентиры |
Работа В пути |
30.05.2009 – 02.06.2009 |
Заброска на автомобиле |
2000 |
авто |
- |
- |
02.06.2009 – 03.06.2009 |
Стоянка на реке |
0 |
Сплав по реке на катамаранах |
Слияние р. Мзымты и р. Пслуха |
Тренировка перед стартом |
04.06.2009 |
Пор. Троллейбус – Гречское ущелье |
15 |
Сплав по реке на катамаранах |
Ночлег 1 км. от п. Кр. Поляна |
Прохождение порогов |
05.06.2009 |
Гречское ущелье – вдп. Ах-цу |
10 |
Сплав по реке на катамаранах |
Ночлег 2 км. от вдп. Ах-цу |
Прохождение порогов |
06.06.2009 |
вдп. Ах-цу – Черное море |
25 |
Сплав по реке на катамаранах |
Ночлег 3 км. от п. Адлер |
Прохождение порогов |
07.06.2009 – 09.06.2009 |
Отъед домой |
2000 |
авто |
- |
- |
11. Краткое описание района путешествия:
Река Мзымта протекает в Краснодарском крае, стекая с Главного Кавказского хребта, течет на запад – юго-запад приблизительно перпендикулярно Черноморскому побережью, весьма близко к границе России с Абхазией (километров 5-10) и почти параллельно ей. Тем не менее отделена от нее рекой Псоу, по которой граница и проходит, и хребтом Аибга с прилегающими к нему горами.
12. Карта-схема маршрута
13. Экскурсионные объекты маршрута (с приложением их паспортов):
В 1924 году для охраны высокогорного природного комплекса в крае был создан Кавказский заповедник, в котором выделяется бальнеологическая курортная местность Красная Поляна – центр туризма и горнолыжного спорта с музеем флоры и фауны Кавказа.
14. Описание маршрута (сведения о фактическом прохождении маршрута в хронологической последовательности, общественно полезная работа в походе и как она была оценена):
В связи с увеличением времени на дорогу (3,5 суток вместо 2-х) до реки и массового строительства олимпийских объектов практически вдоль всей реки, график движения группы по маршруту пришлось изменить:
Из-за увеличения времени на дорогу пришлось сократить время на сбор катамаранов и тренировку;
Из-за стройки пришлось переместить запланированное место тренировки группы от Московской шиверы (подход к шивере затруднен и стоянки отсутствуют) к месту старта – на более опасный участок реки.
Из-за высокого уровня воды и сложности реки на данном участке (из описания – шивера 3 к.с, в нашу воду представляла собой сплошной порог 4 категории сложности, с уклоном 15 м/км, переходящий в порог Троллейбус) план тренировки группы был реализован лишь на треть, отработаны были только спас работы с берега и катамарана и поведение в холодной воде в свободном сплаве (на спасконце), для тренировки был выбран наиболее спокойный и безопасный участок реки;
По тем же причинам, после просмотра данного участка, было принято решение не проходить верхний учаток реки (изначально было запланировано пройти 5 км выше слияния рек).
В рамках маршрута было пройдено:
Верхние пороги, порог Толлейбус, прогон до Греческого ущелья, Краснополянские пороги, обнесено Греческое ущелье, пройдена Кондовая шивера, обнесен водопад Ах-Цу, пройдена Московская шивера и прогон до Черного моря.
15. Препятствия на маршруте и способы их преодоления:
Верхние пороги (4 к.с.):
Начинаются от автомоста, после слияния с правым притоком р. Пслух. Вдоль левого берега рядом с рекой идет грунтовая дорога.
Река от моста на протяжении 1-1,5 км представляет собой мощную шиверу (4 к.с.) с валами, бочками. Проходили частями по 200-300 м с просмотром.
Порог Троллейбус (5 к.с.):
Ориентир – дорога поднимается на полку левого берега, порог представляет собой сложные сливы с бочками через обливные камни, (по описаниям на заходе здесь идет сильный навал на обломок скалы у левого берега – “троллейбус”, в нашу воду там был большой слив с мощной бочкой, но мы проходили правой частью русла). Далее река делает крутой зигзаг вправо-влево, высота сливов и количество камней в русле уменьшаются. За левым поворотом река делится на 2 протоки длинным узким островом. Правая протока содержит, две мощных бочки (на входе и выходе) и большое количество валов разной направленности. Шли левой протокой – это крутая горка со сливами и бочками, в конце ее – навал на камень левого берега.
Прогон до Греческого ущелья (4к.с.):
После порога река течет быстрой и мощной шиверой до канатки. Расслабляться не приходилось – учитывая высокую скорость струи (особенно по нашей – высокой воде) река наполнена бочками и косыми валами сплав происходил с предпросмотром.
Краснополянские пороги (4 к.с.):
Первый порог расположен на левом повороте в двух протоках острова. Правая протока – крутая горка со сливами и бочками, в конце ее крутой 1,5 метровый слив (проходили правой протокой). Левая протока – крутая горка со сливами и бочками.
После правого поворота и около 0,5 км шиверы начинается второй порог.
Порог начинается пологим сливом, удобные проходы – слева и справа, далее формируется мощная струя с косыми и прямыми валами. Далее река делает плавный правый поворот, начинается третий порог, горка 200-300 метров с валами и косыми сливами с бочками. После порога течение замедляется, начинается небольшое водохранилище перед плотиной.
Греческое ущелье (6 к.с.):
Данное препятствие было нами обнесено, но при осмотре было видно, что в реке воды было не менее 30-40 кубометров, ущелье представляло собой темно-серое бушующее месиво из воды, камней и смытых деревьев. Ни одному описанию и фотографии греческое ущелье не соответствовало (все большие камни были скрыты под водой).
Кондовая шивера (4-5 к.с.):
Одно из самых протяженных препятствий на реке. Начинается от впадения справа отработанной в ГЭС воды прямым 200-метровым участком с мощными валами, далее – крутой левый поворот русла. Река разбивается на протоки, в реке стоят большие валы, попадаются мощные бочки.
Проходили участками по 300-400 метров с предварительным просмотром.
После 4-5 км активного сплава, уклон реки уменьшается, появляются участки спокойного быстротока. Условно концом шиверы считается устье правого притока р. Чвижепсе. После впадения р. Чвижепсе около 3-4 км сплава по шивере средней сложности (2-3 к.с.)
до пос. Кепша на правом берегу.
Порог-водопад Ах-Цу (6.к.с.):
Данное препятствие было нами обнесено.
Московская шивера (4 к.с.):
Спуск к реке осуществили сразу после водопада с использованием альпинистского снаряжения (данное снаряжение стали постоянно брать с собой после туристического похода по р. Кутсайоки – обнос 30 метрового водопада Маманя).
Шивера начинается в 100 м ниже водопада, протяженностью около 2,5 км. Шивера мощная в русле косые валы и бочки.
Участок реки до Черного моря:
Река резко упрощается, уклон уменьшается. Из препятствий остаются перекаты и несложные шиверы, единственной проблемой стали временные мосты через реку для строителей, (по совету местных специалистов, катающих на данном участке реки на плотах туристов) проходили все мосты у левого берега. В 1,5-2 часах сплава после Ах-Цу имеется живописный Дзыхринский каньон. За ним сплав малоинтересен, дорога отходит от реки, и вплоть до Адлера пейзаж индустриальный. Закончили сплав, выплыв в Черное море.
16. Путевые наблюдения и перечень рекомендуемой краеведческой работы:
В связи со стройкой олимпийских объектов ситуация cо сплавом по реке в ближайшие годы только ухудшится, хотя строители и обещают «вспять реку не разворачивать», но уже сейчас, на начальной стадии строительства, река наполнена различного рода строительным мусором и берега реки покрыты бетонными отбоями от размыва.
17. Месторасположение источников питьевой воды, мест для купания:
Источником воды является река Мзымта, для купания выбираются места с отсутствием течения, заводи.
18. Возможности получения продовольствия в пути:
Поселок Эстосадок, поселок Красная Поляна, федеральная автодорога вдоль всей трассы сплава.
19. Месторасположение медпунктов, почтовых отделений связи:
Поселок Эстосадок, поселок Красная Поляна.
20. Рекомендуемая литература и карты
Вся информация о реке и карты можно найти в сети интернет.
Полную лоцию Мзымты можно найти по адресу:
http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/kavkaz/mzymta
Карты 1:100000:
http://mapy.mk.cvut.cz
21. Где можно получить консультации по маршруту:
Получить консультации по маршруту можно в Костромской Областной федерации туризма либо на сайте http://www.whitewater.ru
22. Практические выводы, (где лучше продолжить маршрут, обойти или преодолеть препятствие, перейти через реку, где удобнее остановиться на дневку, ночлег, приобрести продукты питания):
Ввиду массового строительства олимпийских объектов практически вдоль всей реки, ее прохождение затруднительно. Пригодным для прохождения является верхняя часть реки (20-25 км.), поэтому планировать сплав по ней лучше на праздничные дни в мае, либо в связке с другими реками.
23. Паспорт составлен «01» декабря 2009 года
24. Составители паспорта: (фамилия, имя, отчество, должность, домашний адрес и подпись):
Домашний адрес: Костромская область, город Волгореченск, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 12, квартира 69.
Руководитель туристической Потекаев Дмитрий Сергеевич
группы «Арх – energy»