ОТЧЕТ о водном туристическом путешествии 4-й категории сложности в районе хр. Хамар-Дабан (Прибайкалье), р. Снежная, 2004 год
- Главная ›
- Отчёты ›
- Водный туризм ›
- ОТЧЕТ о водном туристическом путешествии 4-й категории сложности в районе хр. Хамар-Дабан (Прибайкалье), р. Снежная, 2004 год
- Дата проведения:
- с 7 по 27 августа 2004 г.
- Место проведения:
- хр. Хамар-Дабан (Прибайкалье), р. Снежная
ОТЧЕТ
о водном туристическом путешествии
четвертой категории сложности
в районе хр. Хамар-Дабан (Прибайкалье)
по маршруту:
ст.Мурино – р.Лангутай – пер.Лангутайские Ворота – р.Ара-Буректай – пер.Нухен-Дабан – р.Нухен – р.Барун-Юнкуцук – пер.Байри – р.Зун-Байри -р.Снежная – сплав по р.Снежная до ст.Выдрино (с обносом водопада Хармын-Дулю и порогов “Жаба” и “Снежинка).
7 августа – 27 августа 2004 года
Руководитель Сухов М.Н.
Отчет составил: Гущин М.П.
Поход защитил: Гущин М.П.
Кострома, 2004 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Общие сведения о районе путешествия
- Характеристика реки Снежная.
- Справочные сведения о маршруте
- Состав группы
- График движения
- Подъезды и отъезды
- Описание маршрута
7.1. Пешая часть
7.2.Водная часть - Обеспечение безопасности
- Смета похода
- Выводы и рекомендации
- Фотографии
Приложение: Схемы и карты маршрута, диск с видеофильмом, дискета с отчетом.
Общие сведения о районе путешествии
Хребет Хамар-Дабан расположен на южной оконечности оз.Байкал, на территории Иркутской области и Бурятии. Он простирается с запада на восток на 350 км – от Иркута до Селенги. Средняя высота хребта относительно невелика – 1500 – 1800 м. Высшая точка Хамар-Дабана – гора Хан-Ула имеет высоту 2371 м.
Практически все населенные пункты района сосредоточены на побережье Байкала, вдоль железной дороги.
Климат района резко континентальный, с значительными перепадами температур в течение суток и года. В прибрежной полосе оз.Байкал климат несколько мягче. Весна (середина апреля – май) сухая, теплая и ветреная. Дневная температура – от +8 до +10, ночью до -5. Осадки – кратковременные дожди, снег. Относительная влажность весной самая низкая в течение года.
Лето (июнь – август) прохладное и короткое. Средняя дневная температура +18..+20, ночью до +6. Осадки выпадают в виде ливневых дождей с грозами. Для первой декады августа характерен период затяжных дождей.
Осень (сентябрь – октябрь) безветренная и ясная. Средние дневные температуры +5..+15, ночью до -8. Осадки в виде снега возможны уже в сентябре.
Растительность района многообразна. Преобладают хвойные леса. Из лиственных пород наиболее распространены береза и осина. Граница леса проходит на высотах 1600 – 1700 м, порой опускаясь на северных склонах до 1100 м. Для безлесной зоны характерны заросли кедрового стланика и многообразные разновидности горных тундр. Изредка встречаются альпийские и субальпийские луга.
Разнообразен также и животный мир хребта. Здесь водятся медведь, изюбр, северный олень, кабарга, рысь, волк, росомаха, соболь, белка, заяц. Из птиц: кедровка, сойка, дятел, ястреб, куропатка, глухарь. В реках много рыбы.
Склоны хребта изрезаны глубокими и узкими речными долинами, нередки каньоны. Большинство рек района берут начало в гольцовой и подгольцовой зонах. В настоящее время туристами хорошо освоены все основные реки района – Утулик (3 к.с. с эл.5), Хара-Мурин (5 к.с. с эл.6), Снежная (4 к.с. с эл.6). Сплав по этим рекам обычно проводят в период с июня по август.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИ СНЕЖНАЯ
Река Снежная – приток Байкала, берущая свое начало в центре горно-таежной страны Хамар-Дабан. Снежная очень извилистая река. Она характеризуется порогами и шиверами высокой сложности, мощными валами и прижимами. Река по площади бассейна (3020 кв.км) и наибольшему расходу воды стоит после таких гигантов, как Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Красота горного района, рождающего Снежную (“Удулха” – рыбная ре-ка), могучий водопад привлекают пристальное внимание туристов.
На своем нелегком пути Снежная преодолевает 170 км с падением более 10 м/км, причем основное падение приходится на участок среднего и нижнего течения, после того как река резко поворачивает на северо-восток, прорываясь к Байкалу. На этом участке на-ходится четырнадцатиметровый водопад, который представляет собой серьезную опас-ность. После него, один за другим, следуют два очень сложных порога “Снежинка” и “Жаба”, отнесенные к шестой категории сложности. Средний расход воды в начальной точке сплава – около 15 куб.м/сек, в устье – около 80 куб.м/сек.
Подходы к Снежной для сплава по ней связаны с преодолением хребтов Хамар-Дабан и Малый Хамар-Дабан (в первом случае – 45 км, а во втором – 80 км) и связаны с труднопроходимой местностью.
3. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ
ВИД ТУРИЗМА: водный, сплав по р.Снежная
СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: сплав на катамаранах
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ: 21 день
ПРОТЯЖЕННОСТЬ МАРШРУТА: пеший подход – 63 км
сплав – 80 км
ПОДЪЕЗДЫ К МАРШРУТУ: 1. г. Кострома – г. Слюдянка поезд
ст. Мурино электричка
НОМЕР МАРШРУТНОЙ КНИЖКИ: 28-04
3. СОСТАВ ГРУППЫ
№ п.п |
Фамилия, имя, отчество |
Год рожд.
|
Туристическая подготовка (у – участником, р – руководителем) |
Обязанности в группе |
Судно |
1. |
Сухом Максим Николаевич | 1975 | Зеленчук, Аксаут -3У* Б.Лаба – 4У Кутсайоки – Тумча – 3Р* |
руководитель | 1 ктм4 |
2. |
Сухова Ольга Алексеевна | 1978 | Кутсайоки – Тумча – 3У* | участник | 1 ктм4 |
3. |
Зубарева Мария Алексеевна | 1981 | Кутсайоки – Тумча – 3УЗеленчук, Аксаут -3У* | медик | 1 ктм4 |
4. |
Гущин Михаил Петрович | 1976 | Зеленчук, Аксаут -3У* Б.Лаба – 4У* Кутсайоки – Тумча – 3У Она – 3Р* |
ремонтник | 1 ктм4 |
5. |
Махов Дмитрий Владимирович | 1975 | Чуя-Катунь – 4У | участник | ктм2 |
6. |
Скрипкин Сергей Евгеньевич | 1977 | Кутсайоки – Тумча – 3У* | финансистфотограф | ктм2 |
7. |
Соколов Игорь Владимирович | Китой, Чаткал, и много всего |
гл.консультант | 2 ктм4 | |
8. |
Сергеев Александр Михайлович | 1978 | Зеленчук, Аксаут -3У* Она – 3Р*, Мзымта 3У* |
кинооператор | 2 ктм4 |
9. |
Зубарева Евгения Алексеевна | 1981 | Кутсайоки – Тумча – 3У Она – 3У* |
медик | 2 ктм4 |
10. |
Хомяков Андрей | 1975 | Кутсайоки – Тумча – 3У* Она – 3У* |
участник | 2 ктм4 |
11. |
Ермолаева Екатерина |
1975 | Шавла-Аргут-5У, Зеленчук, Аксаут, Б.Лаба, Белая | участник | 2 ктм4 |
Примечании. Маршруты, отмеченные звездочкой пройдены на двойках, остальные на четырехместных катамаранах.
5. График движения
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Ход время |
Способы передвижения |
7.08 |
4 |
г.Кострома – г. Слюдянка | поезд | ||
11.08 |
5 |
г. Слюдянка – ст. Мурино | электричка | ||
12.08 |
5 |
ст. Мурино – р. Лангутай | 10 |
6 |
пешком |
13.08 |
6 |
по Лангутаю вверх | 12 |
6 |
пешком |
14.08 |
7 |
пер. Лангутайские ворота | 10 |
7 |
пешком |
15.08 |
8 |
р.Ара-Буректай - пер.Нухен-Дабан – р.Нухен – р.Барун-Юнкуцук |
8 |
7 |
пешком |
16.08 |
9 |
пер. Байри - р.Зун-Байри - р.Снежная |
18 |
7 |
пешком |
17.08 |
10 |
Дневка, стапель, баня |
10 |
6 |
пешком |
18.08 |
11 |
сплав: пор. Мраморный, до пор. Калибр |
|||
19.08 |
12 |
пор. Калибр, пор Клык – пор Пелота, Пор Трек – шивера Ворота –пор. Извилистый до пор МонгулГольский с прохождением | 20 |
3 |
сплав |
20.08 |
13 |
р.Кит-кит – водопад Хармын – Дулю, обнос водопада, Жабы, Снежинки | 25 |
3 |
сплав |
21.08 |
14 |
порог Серая Ямка, ст. Выдрино | 25 |
4 |
сплав |
21.08 |
14 |
ст. Выдрино – ст. Слюдянка | электричка | ||
21-23 -27.08. |
15-17
21 |
Выброска до Костромы, Ярославль, Буй | поезд |
График движения составлен приблизительно, т.к. километры никто не считал.
6. ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ
Заброска:
поезд Москва – Владивосток (Кострома-Иркутск (прицепные вагоны) отправление 7-42.
Договорившись с проводником в этом же поезде в Иркутске пересели в другой вагон, доехали до Слюдянки. В Слюдянке были около 23 часов по местному времени. Электрич-ка из Слюдянки через Мурино отправляется около 5 утра.
Выброска:
Маршрут заканчивается на ст. Выдрино. От места разборки (ж/д мост в Выдрино), до вокзала порядка 1 км. около 18 часов идет скоростная электричка с Улан-Удэ до Иркутска.
Мы доехали до Слюдянки, где можно купить билеты на все поезда. В наше направление всего два поезда:
Чита – Москва (по нечетным) Благовещенск – Москва (по четным) – проходят через Буй и Ярославль.
Хабаровск – Москва (Владивосток Москва) – через Кострому.
Время московское. разница во времени 5 часов.
Направление Отправление Время в пути Прибытие
Чита – Москва (Благовещенск – Москва)
Слюдянка – Ярославль
Слюдянка – Буй 10 ч 48 мин 84 ч.45 мин 23ч 33 мин
19ч 58 мин
Хабаровск – Москва
Слюдянка – Кострома 18ч 20 мин 81ч. 35 мин 3ч 55 мин
7. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Маршрут начинается от ст. Мурино, куда можно доехать электричкой от ст. Слю-дянка или на одном из поездов, следующем по транссибирской магистрали (но не все по-езда там останавливаются). Перед ст. Мурино железная дорога пересекает р. Хара-Мурин.
7.1. Пешая часть
Свои добавления и рекомендации буду выделять жирным шрифтом и курсивом.
Асфальтированная дорога, идущая непосредственно мимо платформы электрички
выводит через ~ 2.5 км к автомобильному мосту через р. Хара-Мурин (Южно-Байкальское шоссе). (асфальтовая дорога упирается в авто магистраль, до моста еще метров 600, если повернуть направо). Старый тракт начинается сразу, после перекрестка дороги с магистралью, на противоположной стороне шоссе. Идет лесом и выходит прямо к Лангутаю, этот путь немного короче, чем ниже описанный, хотя мы не проверяли.
Дальнейший путь – по старому Игумновскому тракту, начинающемуся лесной до-рогой на противоположной стороне шоссе и тянущемуся вплоть до зимовья Байри. На всем протяжении пешей части маршрута время от времени будут встречаться его остатки – полуразрушившиеся (а кое-где и довольно неплохо сохранившиеся) гати на заболоченных участках и следы старых просек.
Практически сразу от моста по берегу Хара-Мурина начинается большая поляна, где можно остановиться на ночлег. Далее дорога поднимается на водораздел рек Лангутай и Паньковка, уходя от воды и быстро превращаясь в обычную, хотя и хорошо набитую, таежную тропу. Следует иметь в виду, что далее воды нет на протяжении ~ 7-9 км, пока тропа не начнет спускаться вдоль небольшого ручья к р. Лангутай. Ближайшая хорошая стоянка – на берегу р. Лангутай, ~ в 0.5 км от выхода к нему тропы.
(От шоссе до первой стоянки на р. Лангутай около 1 часа ходьбы, т.к. сразу после шоссе начинается подъем).
Через несколько километров (~ 2-3 ?) тропа выводит к переправе через Лангутай. Это несколько бревен, перекинутых с противоположных берегов на небольшую скалу в русле Лангутая. На левом берегу Лангутая сразу от бревен переправы тропа по крутому но короткому склону поднимается вверх. Здесь есть место для стоянки. Отсюда до впадения в Лангутай слева крупного притока – р.Голая около 3 км. Тропа идет по левому берегу Лангутая, то спускаясь к воде, то обходя по верху бомы. Некоторые бомы можно преодолеть понизу, но в этом случае нужно быть готовым к тому, что прийдется идти по воде. На склонах периодически встречаются участки, на которых много поваленных деревьев, что также замедляет движение. От устья р.Голая до впадения слева р.Нитяная около 10 км. У впадения Нитяной на левом берегу Лангутая – хорошая стоянка (дальше до перепра-вы хороших стоянок нет). Примерно в 4 км выше устья р.Нитяная тропа снова уходит на правый берег р. Лангутай. Переправиться здесь можно как по переброшенному через Лангутай специально спиленному толстому дереву, так и просто вброд (хороший брод метрах в 30 выше дерева). Отсюда до впадения слева следующего крупного притока – р. Бильчир – около 4 км.
Расходы Лангутая и Бильчира в месте их слияния примерно одинаковы, но доли-на Бильчира шире и лучше просматривается, чем долина Лангутая. Бильчир течет здесь широким быстрым потоком, в отличие от Лангутая, текущего в узком русле. Вверх по Бильчиру также уходит тропа к озерам, из которых он берет начало. У слияния Лангутая и Бильчира на обоих берегах последнего – хорошие стоянки. От впадения Бильчира и далее, вплоть до пер. Нухен-Дабан нередко встречается черемша.
Брод через Бильчир в нашу воду был несложен. Сразу после брода тропа идет да-лее вверх по левому берегу Лангутая у самой воды. Метров через 200 тропа начинает серпантином подниматься вверх. (Для нас оказался очень тяжелый подъем, казалось ему нет конца, не доходя до конца подъема около 500 м есть хороша стоянка, где мы и за-ночевали) Вдоль тропы – заросли брусники и черники. До перевала отсюда остается около 10 км пути. Набрав высоту тропа далее выполаживается и идет левым берегом Лангутая, время от времени пересекая небольшие заболоченные участки. Через ~ 5 км от впадения Бильчира слева в Лангутай впадает крупный ручей, через ~ 4 км от него – еще один крупный левый приток. Заболоченные участки становятся более протяженными, кое-где тропа ведет просто по руслу того или иного из многочисленных мелких ручьев. Примерно через 1.5 км от упомянутого выше второго левого притока тропа поднимается на небольшой гребешок, и идя по его верху, выводит к очередной переправе через Лангутай (на левый берег). Лангутай здесь – просто неширокий ручеек, поэтому переправа проста. Обогнув по заболоченному западному берегу два озера, связанных протокой, из которых берет начало Лангутай, тропа несколькими взлетами поднимается на перевал Лангутайские Ворота. Последний взлет, выводящий на перевал (~ 100 – 200 м) – курумник.
Перевал Лангутайские Ворота – довольно узкий проход в горной цепи. Перевальная седловина справа и слева обрамлена крутыми склонами со скальными выходами. Высота перевала – 1761 м.
Спуск с перевала на его южную сторону короткий и пологий. Внизу – озеро, из которого вытекает р. Астай. Обогнув озеро по его восточному берегу, тропа выводит к короткому крутому спуску и броду через р. Астай. Здесь есть место для стоянки, но плохо с дровами. Преодолев заболоченный участок (видны старые гати Игумновского тракта), тропа поднимается на водораздел р. Астай и р. Ара-Буректай, и далее идет вверх по доли-не р. Ара-Буректай высоко над рекой, не теряя высоты. Через ~ 2 км от верхней точки водораздела р. Астай и р. Ара-Буректай тропа выходит к крупному ручью, впадающему слева в р. Ара-Буректай. Здесь тропа идет уже у самой реки, по заболоченному склону, через 3-4 км выводя к перевалу Нухен-Дабан. Перед перевалом – озеро, из которого вытекает р. Ара-Буректай. Восточный берег озера – каменная осыпь.
Перевал Нухен-Дабан имеет высоту 1710 м. Как и перевал Лангутайские Ворота он представляет собой узкий проход в горной цепи. Перевальный взлет практически отсутствует. Восточный гребень перевальной седловины – каменная осыпь, западный гребень перевальной седловины и, в меньшей степени, сам перевал поросли хвойным лесом.
Спуск с перевала несложен. Тропа уходит по распадку влево-вниз.. Через ~ 1 км от перевала тропа переходит на правый берег р.Нухен. Изредка встречаются короткие болот-ца, на некоторых из них сохранились остатки настилов старого тракта. От перевала до впадения р.Нухен в р.Барун-Юнкуцук – 5-6 км. В устье Нухена, на его правом берегу – хо-рошая стоянка. Долина Барун-Юнкуцука здесь широкая, река течет, образуя протоки. Ба-рун-Юнкуцук берет начало на склонах г.Хан-Ула, высшей точки Хамар-Дабана (2371 м). Вверх по долине видны снежники на вершинах ее отрогов. Правый склон долины покрыт горелым лесом.
Далее тропа пересекает Нухен и идет вниз по левому пологому берегу Барун-Юнкуцука. До брода на правый берег отсюда около 3 км. Тропа местами заболочена, но не сильно. Вдоль тропы встречаются заросли черники. Можно идти и верхней тропой, идущей по поросшему лесом восточному склону долины. В любом варианте нужно быть внимательным, чтобы не проскочить брод через Барун-Юнкуцук, т.к. тропа идет по лево-му берегу Барун-Юнкуцука и далее, пересекая затем водораздел и выходя в верховья р.Зун-Юнкуцук. Некоторым ориентиром могут служить бом на правом берегу Барун-Юнкуцука – это начало каньона, и крупный ручей, впадающий слева (у впадения – зимовье), брод находится примерно километром выше.
(Где предполагался брод, тропа выходит из леса на поляну, где теряется, и начинается только на другом берегу. Пройдя немного по поляне можно выйти на другую тропу, которая уходит в сторону. Можно заметить следы от вездехода как раз в том месте, куда уходит вторая тропа. Вот как раз по этим следам и продолжается остальная часть пешки до р. Снежная. Далее после перевала при спуске в долину Снежной следы заболачиваются, и становятся не проходимыми, но тропа идет слева на высоком сухом берегу, и выводит прямо к кордону. )
Сразу после брода тропа поднимается к хорошей стоянке, от которой далее идет продолжительный заболоченный пологий подъем на перевал Байри. От стоянки до пере-вала ~ 2 км.
(на этой стоянке мы заночевали, т.к. впоследствии оказалось имело смысл, далее стоянок практически нет, только затяжной подъем на перевал Байри. нам показался он самым тяжелым, может быть сказывался пятидневный пеший переход., а далее практически сплошное болото)
Перевал Байри имеет высоту 1571 м. Перевальная седловина пологая, поросшая лесом. Нередко его называют Байри-I, т.к. от него тропа, немного спустившись, опять начинает подниматься вверх, переваливая через южный отрог г.Чиха на высоте около 1700 м. Эту точку называют перевалом Байри-II. Туры есть как на Байри-I, так и на Байри-II. Рас-стояние между ними – около 3 км, тропа заболочена, местами идет по руслу ручья, вокруг – горелый лес. С перевала Байри-II видна долина р.Снежной.
От перевала Байри-II до р. Зун-Байри около 4 км. На этом участке нет ни ручьев, ни стоянок. Выйдя к р.Зун-Байри тропа идет вниз по его болотистому левому берегу. Идти можно и немного выше по левому склону долины, где также есть тропа, более “сухая”, но идя по ней приходится преодолевать участки поваленных деревьев. Правый склон долины порос березами, согнутыми в дугу, так что вершины деревьев лежат на земле. Ниже такие березы есть и по левому склону долины, но в меньших количествах. В дальнейшем участ-ки такого “гнутого” леса будут неоднократно встречаться по склонам долины р.Снежной.
Через ~ 3 км от выхода тропы к Зун-Байри слева впадает ручей, через 1 км ниже – еще один левый приток. Отсюда до Снежной остается ~ 3 км. Долина расширяется, появ-ляется множество троп, разбегающихся в различных направлениях. В ~ 1 км выше устья Зун-Байри на правом берегу Снежной находится зимовье Байри (бывший поселок). Здесь можно встретить пастухов, пасущих скот на летних выпасах, постоянно живущего населения нет.
На Снежную можно выйти непосредственно у впадения Зун-Байри, где река образует протоки; можно, свернув влево, выйти в ~ 2 км. ниже, где Снежная течет уже одним руслом и несколько лучше ситуация с лесом для стройки судов . В невысокую воду здесь можно переправиться вброд на правый берег Снежной. На обоих берегах множество кабаньих троп и лежек.
На этом пешая часть маршрута заканчивается.
Лес для стройки судов имеется по обоим берегам Снежной, но кондиции его невысокие. Нам пришлось использовать для постройки сырую березу, имеющуюся здесь в изобилии, так как найти в достаточном количестве качественный сухой лес оказалось непросто.
(Мы вышли к Снежной прямо у егерского кордона, где тропка уходит влево под крутой берег, и выходит прямо к р. Снежной, немного пройдя по берегу хорошее место для стоянки. В нашу воду напротив был остров поросший деревьями и кустарниками, впоследствии только там мы смогли найти деревья, подходящие для наших рам, т.к. на нашем берегу сплошной горелый лес, не подходящий для постройки судов. У егерей есть готовая баня, где на дневке группа устроила себе помывку личного состава, после 6 дней пешки, вот это и есть жизнь. При большой воде брода на остров скорей всего нет).
7.1. Водная часть
Свои добавления и рекомендации буду выделять жирным шрифтом и курсивом.
Далее для условного обозначения сложности препятствий использованы
следующие обозначения:
(нет обозначения) – препятствие простое и может преодолеваться сходу;
* – рекомендуется предварительный осмотр препятствия
с берега, опытная группа может идти сходу;
! – осмотр препятствия с берега и организация страховки
необходимы;
# – препятствие непроходимо для традиционных средств
сплава.
Сложность препятствий указана применительно к среднему уровню воды для катамаранно-плотовой группы.
Препятствия начинаются примерно в 1 км выше впадения слева р.Юнкуцук.
(Все шиверы и пороги до порога Калибр мы проходили без просмотра, т.к. на уровень воды характеризовался судя по описанию как чуть ниже среднего. Препядствия этого участка не представляют сложности для катамаранов.)
1. Шивера после острова, перед впадением слева р.Юнкуцук.
2. Шивера за устьем р.Юнкуцук.
3. Шивера.
4. Шивера.
5. Протяженный участок простых шивер и перекатов.
6. Шивера.
7. Шивера.
8. Протяженная шивера, сразу после нее справа впадает р.Урдо-Зубкосун. Долина реки широкая, устье хорошо видно с воды, в устье есть стоянки по обоим берегам р.Урдо-Зубкосун.
9. Шивера, начинающаяся сразу после впадения справа р.Орто-Оглок.
В устье Орто-Оглока, на его правом берегу – зимовье.
10. Протяженная шивера, начинающаяся перед впадением справа ручья Бол.Митрич.
11. Порог.
12. Простые шиверы.
Все эти препятствия (1..12) представляют собой несложные шиверы, легко
читаемые с воды и могут преодолеваться сходу.
! 13. Порог. Начинается на левом повороте реки. Четких ориентиров нет, нужно отслеживать последовательность препятствий. Для осмотра и страховки нужно чалиться на правый берег перед поворотом. Чалка после поворота в предпорожной шивере также возможна, но потом будет осложнен выход на струю и заход во вторую ступень порога, представляющую собой прижим к левому скальному берегу, несколько осложненный мощными бочками слева и камнями, отжимающими от берега, справа. Общая линия движения – заход и прохождение разгонной шиверы ближе к центру, затем уход в правую треть русла. В конце порога на правом берегу есть стоянка.
14. Шивера.
15. Шивера после правого поворота. В конце шиверы – слабый прижим вправо.
16. Шивера.
17. Шивера.
18. Шивера перед впадением слева р. Сайхохтый. Слабый прижим к правому берегу.
Перед устьем р. Сайхохтый – остров.
19. Шивера за устьем р. Сайхохтый.
20. Шивера.
21. Шивера перед впадением слева р. Буректай.
22. Шивера после впадения слева р. Буректай.
23. Шивера.
24. Шивера.
25. Шивера.
26. Порог “Мраморный”. Назван так из-за хорошо заметных (в т.ч. с наплыва) обширных выходов мрамора на крутом склоне правого берега. Расположен на левом повороте реки. Несильный прижим к скалам правого берега. Сложности порог не представляет и может проходиться сходу. Левый берег – прекрасный песчаный (а далее – галечный) пляж. Есть стоянка.
27. Шивера. В конце шиверы справа впадает р.Бузыр-Жалга.
28. Шивера после устья р.Бузыр-Жалга.
Препятствия 14..28 несложны и могут проходиться сходу.
! 29. Порог “Калибр”. Расположен после крутого левого поворота. Сразу после поворота можно зачалиться к пологому левому берегу, по которому нужно осмотреть порог. Правый берег крутой, скальный, левый – пологий, приподнятый над водой и обрывающийся к ней 2-3 метровой скальной стенкой. Этот скальный коридор и падение воды в нем видны с наплыва. На входе в порог – шивера с валом, осложняющим заход, далее идет основной слив через всю ширину русла. Правая часть русла (на ~ 2/3 ширины) перекрыта камнями, хотя под самым правым берегом есть шанс протиснуться двойке. Оставшаяся часть слива от центра на 1/3 перекрывается мощной бочкой, а слева ~ 1/3 бьет под нависающую скалу левого берега. Проход – по остающейся чистой части слива. Сразу после порога – обширный плес, чалиться удобнее к правому берегу. Разведка порога обязательна.
30. Шивера. После порога 29 “Калибр” мощь шивер нарастает,
многие из них, и эта в т.ч., имеют значительный вал, хотя технически
несложны.
31. Шивера.
32. Шивера.
33. Шивера-порог. Короткая, технически несложна.
34. Шивера.
35. Шивера, навал на правобережные камни.
36. Шивера. Значительный вал.
37. Шивера-порог. Большой вал.
38. Шивера.
39. Короткая шивера-порог.
40. короткая шивера-порог.
41. Шивера.
42. Шивера. На правом берегу здесь и далее – до ~ 45 пр. виден характерный
“гнутый” березовый лес.
43. Порог “Клык”. Получил свое название из-за характерной скалы,
расположенной в центре русла и делящей его надвое. Проходы чистые
как справа, так и слева. Сложности не представляет.
44. Шивера.
45. Шивера.
46. Порог “Пелота”. Технически несложен, читается с воды и может проходиться
сходу.
47. Шивера.
48. Шивера.
49. Шивера после впадения справа ручья Тахюр-Жалга.
50. Порог. Небольшие сливы, технически несложен.
51. Шивера.
52. Шивера.
53. Шивера.
54. Шивера.
55. Шивера.
56. Шивера.
Препятствия 30..56 несложны и могут преодолеваться сходу.
57. Шивера “Ворота”. В шивере – характерные бомы, сначала от правого,затем от левого берега. Бомы расположены почти друг против друга, образуя хорошо видимые с наплыва характерные “ворота”, служащие четким ориентиром для следующего препятствия. Сама шивера несложна и идется сходу. За “воротами” река совершает поворот налево, сразу после которого следует зачалиться для осмотра следующего препятствия.
(Все препятствия проходились без просмотра, со взаимостраховкой.)
! 58. Порог “Извилистый”. Начинается на крутом правом повороте реки.
Левый берег – высокая скала, под которой навалены большие скальные глыбы. Порог можно осмотреть как по правому, так и по левому берегу, но чалиться перед порогом удобнее к левому берегу, а организовывать страховку и фотосьемку – с правого, который перед порогом крут и неудобен для чалки.
Вход в порог – слив с навалом струи на зуб в центре. Чистый проход – вдоль левого края слива. Далее (уже за поворотом) – в центре русла “ворота”, образованные двумя большими скальными обломками. Проходить можно как по центру, через “ворота” (в “воротах” – слив, за которым навал на зуб, уход от зуба вправо), так и обходя ворота справа (прижим к скальному правому берегу). На выходе из порога в русле – еще несколько скальных обломков и камней, прохождение этого участка сложности уже не представляет. Чалиться после порога удобно вправо. После порога, на прямом участке реки простая послепорожная шивера (150-200м), затем, перед крутым левым поворотом – плес. Здесь следует зачалиться к правому берегу для осмотра следующего препятствия.
(если мне не изменяет память, мы его смотрели, но оказалось, что не так страшен черт, как его малюют.)
!! 59. Порог “Мунгул-Гольский”. Назван по имени притока, впадающего справа в конце порога. Безусловно, относится к числу наиболее сложных и красивых порогов Снежной, уступая лишь “Жабе” и “Снежинке”. Осмотр порога, фотографирование и страховку удобно проводить с правого берега реки. Разведка порога обязательна. Вход в порог с наплыва выглядит как россыпь камней на крутом левом повороте реки. Кажется, что нужно идти справа, однако там вода дробится многочисленными скальными обломками и камнями, образуя множество мелких проток, непроходимых в среднюю воду. Основная струя, по которой необходимо заходить в порог – под самым левым берегом.
Наиболее логично разделить порог на две ступени.
Первая ступень расположена на крутом левом повороте, имеет протяженность око-ло 100 м, значительный уклон и образована 4 последовательно идущими сливами. Первые два слива преодолеваются по центру с последующим уходом в правую треть русла. В третьем сливе – зуб у правого берега (проход – чуть более 2 м шириной), и еще один зуб – немного левее центра слива. Проход между зубом и правым берегом возможен, но требует очень точного захода и четкой работы в сливе. При проходе между двумя зубами, по основной струе, сразу после слива необходимо резко уйти вправо, т.к. далее следует четвертый слив, с сильным боем основной струи в скальный обломок в центре русла. Возможен также вариант прохождения 3 и 4 сливов в левой части русла, с уходом туда после второго или даже после первого слива, но уходить влево несколько сложнее, т.к. вся первая ступень порога расположена на крутом левом повороте и струя существенно наваливает вправо.
Далее идет ~20 м участок быстротока, отделяющий первую ступень от второй. Здесь можно осуществить промежуточную чалку на правый берег. Вторая ступень порога имеет протяженность ~ 300 м. Здесь три основных слива, множество камней и скальных обломков в русле. Вторая ступень проще первой, но также требует внимания и четкой работы при прохождении.
Общая линия движения – в левой части русла, в конце порога – чалка на правый берег.
В 50 м ниже начала второй ступени на правом берегу есть стоянка. В 200 м ниже порога справа впадает река Мунгул-Гол.
(Очень интересный порог со сложной траекторией движения, требующий от команды слаженности. Проходили разгруженными. На пороге в зарослях кустарника спряталась хорошая стоянка, есть коптильня для рыбы).
60. Шивера после впадения справа р.Мунгул-Гол..
61. Шивера.
62. Шивера.
63. Шивера.
64. Шивера.
Шиверы 60..64 несложны и могут проходиться сходу.
* 65. Порог. Заход – по центру, через слив в косых воротах, образованных
большими камнями. На выходе валы.
* 66. Порог на левом повороте, после порога 65.
Оба порога (65, 66) технически несложны, но достаточно мощны. Рекомендуется
произвести предварительный осмотр порогов с берега. Опытная группа может
идти сходу.
67. Шивера.
68. Шивера.
69. Шивера.
70. Шивера.
71. Шивера.
72. Шивера. В конце шиверы справа впадает ручей Хахюр-Жалга.
73. Шивера за устьем р.Хахюр-Жалга.
74. Шивера. В конце шиверы слева впадает река Зун-Сайбактый.
На правом берегу – зимовье.
75. Шивера после впадения Зун-Сайбактыя. В конце шиверы справа впадает
река Цаган-Гол.
76. Шивера сразу после впадения Цаган-Гола.
77. Порог в конце прямого участка после шиверы 76. Река двумя протоками
сливается вправо, наваливая на скальный берег.
78. Шивера.
79. Шивера.
80. Шивера. В конце шиверы слева впадает небольшой ручей.
81. Шивера. Влево от основного русла отходит пересохшая протока.
В конце шиверы – пни в русле, справа впадает небольшой ручей.
82. Шивера. Русло делится на две протоки. Проходили слева. Пни в русле. По правому берегу в поросшей лесом горной гряде, под самым гребнем хорошо видна протяженная белая скальная стена. Отсюда до впадения слева р.Кит-Кит остается около километра.
(смею заметить, тут у нас вышли некоторые разногласия, во первых белая скальная стена на левом берегу, ее хорошо видно, если конечно о ней шла речь, мало того Кит-кит судя по карте впадает справа, да и у нас она тоже не изменила ориентацию)
Препятствия 67..82 несложны и могут проходиться без предварительной
разведки.
83. Шивера в начале каньонного участка. В конце шиверы слева впадает р. Кит-Кит.
(справа впадает. При нашей воде чалиться бесполезно, лучше не ломать голову, ничего не смотреть, а идти центром, ничего не будет, если зачалиться не успеешь, навалит на большой БОМ на правом берегу у Кит-Кита, и переворот неизбежен, что подтвердила группа туристов 2 года назад. Главное идти по струе.)
Здесь нужно зачалиться для разведки предводопадного участка. Чалиться нужно на стрелку сразу после впадения Кит-Кита, т.к. дальше начинается порог 84. Тропа для разведки идет по правому высокому берегу. До водопада Хармын-Дулю отсюда – около километра.
(После р. Кит-Кит, миниканьенный участок и справа на берегу песочный пляж, как раз для чалки, до водопада метров 50)
84. Порог после устья р.Кит-Кит.
85. Шивера. Возможна чалка на правый берег.
86. Шивера. После шиверы река несколько десятков метров течет в скальном коридоре с отвесными скальными стенками, в конце которого – предводопадный плес. Здесь необхо-димо зачалиться на правый берег.
Препятствия 83..86 технически несложны и могут преодолеваться сходу.
Основная их опасность в том, что непосредственно за ними следует
препятствие 87 – водопад Хармын-Дулю, непреодолимый для традиционных
сплавсредств.
# 87. Водопад Хармын-Дулю. Высота водопада ~ 8-9 м.
Непосредственно перед водопадом – плес. Чалка на пологий правый берег при среднем уровне воды сложностей не вызывает. Отсюда начинается тропа для обноса. Об-нос возможен в двух вариантах.
Вариант 1 – обносится только водопад. Длина обноса ~ 300м, тропа выходит к реке в ~ 300 м выше порога 88 “Жаба”, в конце обноса есть стоянка.
Вариант 2 – обносятся водопад и пороги 88 “Жаба”, 89 “Снежинка” и 90 “Слив”. Длина обноса в этом случае ~ 1.5 – 2 км, в конце обноса также есть стоянка. Спуск к реке между порогами 88, 89 и 90 в принципе не невозможен, но очень непрост, т.к. тропы здесь нет, нужно продираться (протаскивая суда и снаряжение) сквозь заросли вниз по крутому склону.
!!! 88. Порог “Жаба”. Один из двух самых сложных и опасных порогов Снежной. Классифицируется 6 к.с. и при прохождении маршрута 4 к.с. обычно обносится. Расположен на прямом участке реки после правого поворота. Сам порог имеет протяженность ~ 60 м, предпороговая шивера ~ 150 м. Осмотреть порог можно по тропе с правого берега. Русло реки сужается, правый берег – отвесная скала, левый берег – более пологий, также скальный. В сужении русла – две скалы. Правая, более высокая, светло-серого цвета, при взгляде на нее сверху по течению очень похожа на сидящую жабу, смотрящую вниз по течению. Левая скала более низкая и имеет более темную окраску.
Эти скалы делят русло на три прохода.
Вход в правый проход осложнен гребенкой камней от правого берега, отжимающей к центру русла, на каменный зад “жабы”. Требуется четкий маневр, чтобы затем уйти вправо. Далее справа от “жабы” – два зуба в основной струе. Сразу после “жабы” струя бьет в не-высокую скальную стенку, практически перпендикулярно отходящую в поток от правого берега. Навал на стенку достаточно силен. За прижимом – выходной слив порога.
Центральный начинается сливом с мощным боем струи под нависающий каменный зад “жабы”. Отбоя почти нет и удар судна о скалу практически неизбежен. Далее, вдоль левого бока “жабы” струя выносит в выходной слив, расположенный в скальном сужении за “жабой”. Попадать в левый проход нужно начинать еще от первого слива разгонной шиверы, сразу после которого нужно заходить в порог под самым левым берегом. Обогнув слева темную скалу, струя сливается через зуб вправо, уже за “жабой”. Сразу за “жабой” струи правого и левого проходов сливаются, русло резко сужается, в сужении – последний, выходной слив порога. После слива русло снова резко расширяется, образуя плес, за которым следует участок быстротока.
Однозначной линии прохождения нет. Достаточно привлекателен левый вариант, но крайне сложно избежать навала на зуб после скалы. Наибольшие шансы, при среднем и малом уровне воды, здесь, видимо, будет иметь двухместный катамаран.
Достаточно реальным, в среднюю воду и для судна на поперечных баллонах, представляется также вариант прохождения справа, хотя при этом непрост заход и практически неизбежен навал на правобережную скалу. Увеличение уровня воды, безусловно, изменит картину порога. Так, зубы в правом и левом проходах могут быть закрыты водяной подушкой, позволяющей судну перепрыгнуть их, или оказаться совсем затопленными. Однако при этом возрастет мощь сливов и пенных котлов.
Требует внимания и предпороговая шивера. Так, ее входной слив и следующий за ним пенный котел сами по себе достаточно мощны и их прохождение может потребовать страховки.
Возможен обнос порога по левому берегу.
!!! 89. Порог “Снежинка”. Второй из двух самых сложных и опасных порогов Снежной. Классифицируется 6 к.с. и при прохождении маршрута 4 к.с. обычно обносится.
Расположен в скальном сужении через ~ 400 м после порога 88. Перед порогом – разгонная шивера. Сам порог имеет протяженность ~ 30 м, на которых падение реки составляет ~ 5 м. Структура порога несложна – река падает двумя последовательными сливами, с мощными пенными котлами после каждого слива. Первый слив делится на две части группой крупных камней в центре, для прохождения предпочтительнее выглядит правая часть слива, заход в нее также проще. После слива – пенный котел, сразу за которым – второй слив, также с пенным котлом за ним. Безусловно это самый мощный порог Снежной.
После порога – плес между отвесных скальных берегов.
Возможен обнос порога по левому берегу.
! 90. Порог “Слив”. Представляет собой слив в скальном сужении. При осмотре с берега выглядит существенно проще порогов 88 и 89. Обносная тропа спускается к реке за порогом.
91. Шивера, справа впадает небольшой ручей.
92. Шивера.
93. Длинная шивера, в конце слева впадает р.Ара-Буректай. В устье Ара-Буректая, на обоих его берегах есть стоянки.
94. Шивера после устья Ара-Буректая протяженностью ~ 1 км, в конце слева впадает небольшой ручей.
95. Шивера “Плакучие скалы”. Получила свое название из-за характерных левобережных скал, по которым сочится небольшой ручей.
В конце шиверы справа впадает приток.
96. Порог после впадения притока справа.
97. Порог.
98. Шивера.
99. Шивера-порог в каньоне “Красный”. Река течет между невысоких скальных берегов, имеющих характерную красно-ржавую, скорее даже рыжую, окраску.
(в этом каньоне кильнулся наш первый катамаран четверка, в простой казалось ситуации)
100. Шивера, переходящая в следующее препятствие.
101. Порог с крутым косым сливом.
102. Шивера сразу после порога 101.
103. Длинная шивера.
104. Порог на крутом правом повороте реки. Прижим к левому скальному берегу.
Справа впадает приток, после которого река входит в красивый каньон “Мрачный” с высокими нависающими темно-серыми скальными берегами.
105. Шивера в каньоне после впадения притока справа. После шиверы – приток справа, каньон кончается.
106. Шивера после впадения правого притока.
107. Длинная шивера. В конце шиверы слева, с высокого берега, в характерном нагромождении валунов впадает река Чернушка.
108. Шивера за устьем р.Чернушки.
109. Шивера.
110. Шивера, в конце – два небольших ручья справа. После второго ручья, на невысокой скале – старая табличка-памятник.
111. Шивера. В конце шиверы справа впадает небольшой ручей.
Препятствия 91..111. Мощь реки возрастает. Шиверы этого участка безусловно мощнее и сложнее шивер предводопадного участка. При среднем уровне воды опытная группа может преодолевать эти препятствия сходу.
(все шли сходу, без просмотра, страховка с воды, видели медвежонка)
!! 112. Порог “Серая ямка”. Последний сложный порог Снежной. Расположен на плавном левом повороте реки. Перед порогом река течет медленно, с наплыва хорошо видна правая часть русла с огромными камнями, угадывается значительное падение уровня воды. Русло реки делится на две протоки, в среднюю воду прохождение возможно как по правой, так и по левой. Зачалиться перед порогом для осмотра и страховки можно как к правому берегу, так и на вершину острова.
Левый берег – крутой скальный, правый – более пологий. Основная часть воды идет правой протокой. Вход в порог здесь представляет собой трек, поворачивающий направо, с крутым падением и зубом в центре трека. В конце трека, слева – огромный камень. Проходя справа от него, струя сильно бьет в большой зуб, чистый слив – слева от него, слив справа от зуба засорен камнями. Далее следует вторая ступень порога – шивера длиной ~ 200 м с двумя пологими сливами (движение в левой части русла), переходящая в третью ступень – крутое падение реки несколькими сливами между больших обливных камней под левый скальный берег.
Чалка после порога к правому берегу.
Возможен также более простой вариант прохождения левой протокой.
Из описания группы Пименова (август 1981):
“Левая протока более узка, начинается прижимом к левому берегу, затем струя сливается вправо и на левом изгибе протоки образуется слив через небольшие обливные камни; через несколько метров еще один невысокий крутой слив и протоки сливаются. За слиянием проток мощный слив через обливную плиту.”.
Выбор конкретного варианта прохождения зависит от уровня воды и опыта группы.
(первую ступень проходили по разному. Чалка на правом берегу. Первая четверка ближе к правому берегу, тем самым пройдя основной слив по центру, и после трека ушла под правый берег и обошла зуб справа, в нашу воду проход был, вторая четверка пошла центром и при повороте навалились на камень, немножко по прижало, но после ушли влево от зуба. Вторую ступень проходили тоже по разному, более интересный слева.).
113. Порог в правой протоке. Простой.
114. Длинный участок шивер. В конце участка слева впадает река Селенгинка.
В устье Селенгинки, на ее высоком правом коренном берегу – несколько
стоянок планового маршрута.
Отсюда вверх по Селенгинке уходит тропа на Соболиные озера. Озера красивые, много рыбы. От устья Селенгинки до озер ~ 7 км хорошо набитой тропы. Тропа идет сна-чала правым берегом Селенгинки. Примерно в 0.5 км от Снежной- переправа по бревну на левый берег Селенгинки, по которому тропа и идет далее до самых озер.
115. Длинный участок простых шивер после устья Селенгинки. В конце река перед горой почти конической формы разделяется на две протоки, примерно равных по расходу воды. Идти влево.
Отсюда начинается участок проток. Основная масса воды почти везде идет вдоль левого коренного берега, по которому проходит автодорога. Следует быть внимательным, т.к. проводимые здесь строительные работы могут привести к возникновению новых препятствий на реке (см, например препятствие 116).
! 116. Завал после горы-конуса (см. пр.115), перед турбазой “Снежная”.
Препятствие появилось летом 1995 г. В ходе строительных работ (мост?) насыпью от левого берега река была вытеснена со своего коренного русла. Вода пошла через низ-кий, поросший лесом правый берег, где и образовался завал, полностью перекрывший еще доступный для сплава левый участок русла под самой насыпью. Для осмотра препятствия следует зачалиться влево, на насыпь, перпендикулярно отходящую от левого берега.
В случае необходимости через насыпь можно также обнести суда, что однако мо-жет оказаться не слишком просто, т.к. насыпь довольно крута.
(в наше время никаких сложностей не было, турбазу проскочили, ждали препятствие, а его и след простыл)
Можно ожидать, что завершение строительства приведет к значительному измене-нию русла на этом участке реки. Это, в свою очередь, может привести к необходимости изменения тактики прохождения проток и отказу от движения левыми протоками.
Зачалиться для разборки судов можно у автомобильного моста. До железнодорожного вокзала станции Выдрино отсюда около 1.5 км. Можно проплыть дальше и зачалиться у железнодорожного моста, откуда до вокзала вдоль железнодорожного полотна ~ 400 м. Электричка до Слюдянки отправляется дважды в сутки: в 17:00 и в 20:25 (время местное).
8. Обеспечение безопасности.
Во время сплава, разведки препятствий и страховки все участники находились в спасжилетах и касках.
Препятствия: водопад «Полет Выдры» («Хармын-Дулю»), пор. Жаба, пор. Снежинка были полностью обнесены всеми участниками.
Пороги «Мунгул-Гольский», «Извилистый», «Серая Ямка» проходились всеми судами по одному, с просмотром, со страховкой с берега спасконцами и, кроме первого катамаран, с воды. При этом часть участников проходила порог «Мунгул-Гольский» повторно на К2.
Остальные препятствия проходились с хода со взаимостраховкой.
На маршруте имел место оверкиль катамарана четверки, который был ликвидирован самостоятельно. Оверкилей К2 не было.
9. Смета похода
Наименование расходов |
На 1 чел |
на группу 11 чел |
Проезд Кострома – Иркутск |
1720 |
18920 |
проезд Иркутск Слюдянка |
130 |
1400 |
Продукты |
520 |
5720 |
Расходуемые материалы (аптечка, фото, видео, ремнабор) и почтовые услуги |
111 |
1216 |
Местный транспорт Слюдянка – Мурино |
50 |
5500 |
Выдрино – Слюдянка |
40 |
435 |
Проезд Слюдянка – Кострома |
1780 |
19580 |
10. Выводы и рекомендации
Пешая часть требует тщательной подготовки и подгонки снаряжения, предъявляет повышенные требования к физической подготовке участников. Не повторяйте чужих ошибок. Прохождение 60 км в ботинках типа БЕРЦЫ задерживает группу на неопределенное время, да и удовольствия пешему участнику в таких ботинках достается не много. Оптимальная обувь – кроссовки.
В связи с наличием строевого леса группа не брала с собой металлические каркасы для катамаранов с целью облегчения группового снаряжения. Полное и надежное прохождение всего маршрута может быть осуществлено лишь при наличии 2-х сплавсредств.
Снаряжение, использованное в походе – рюкзаки, суда, спасательные средства и другие не вызывали особых нареканий. Все участники путешествия имели гидрокостюмы.
Пешая часть сложна, поэтому обязательная дневка на стапеле с баней. При большом уровне воды водная часть маршрута выглядит гораздо сложнее нашей, поэтому на маршруте необходимо запланировать дневки, а также оптимально составить график движения. Во время пешки очень много грибов и ягод: малина, черёмуха, смородина красная, смородина черная, жимолость, ежевика, клюква, брусника все в изобилии. На реке много рыбы (ленок, хариус), рыбаки практически не отдыхали.
Маршрут по реке Снежной рекомендуется как вариант полноценного похода в летний период. Его можно поставить в ряд интересных маршрутов четвертой категории сложности в Сибири.
И все-таки, возвращаясь к пройденному маршруту, мы снова терзаем себя вопросом: а были ли оправданы затраченные на него время, силы и средства? Стоят ли они, по существу, шестидневного трудного перехода, изнурительные подъемы на перевалы, стертые ноги, болевшие спины, всего трех дней спортивного сплава по одной и прекраснейших рек района, реке Снежной. И ответ на этот вопрос оказывается скорее отрицательным, чем положительным. Несмотря на прекрасные виды, природу, воздух, горы, ягоды грибы, все же, был запланирован водный поход с элементами пешей заброски, а не наоборот. Напрашивается вывод: изнурительный переезд на поезде в течение четырех дней за-меняется на пяти часовой перелет на самолете, вы экономите семь дней похода, тем самым планируете переход на Хара-Мурин или Утулик, увеличивая сплавную спортивную часть маршрута. Все это удовольствие будет вам стоить на 10-12 тыс рублей дороже. Зарабатывайте деньги, и ходите в походы.
11. Фотографии
ст. Мурино, начало пешки
переправа через Лангутай
р. Лангутай
умный в гору не пойдет, умный гору обойдет
долина р.Снежной с пер. Байри-I
порог Калибр
порог Мунгул-Гольский, вторая ступень
порог Мунгул-Гольский, вторая ступень, К4-2
порог Мунгул-Гольский, вторая ступень, К2
порог Жаба
водопад Хармын-Дулю (прыжок выдры)
порог Снежинка
порог Серая Ямка, К4, первая ступень
порог Серая Ямка, К2, первая ступень
порог Серая Ямка, К2, вторая ступень
12. Литература
1. Отчет из библиотеки Максима Машкова http://turizm.lib.ru/t/turism/sneg95.shtml
2. Отчет Волкова Н. С. из библиотеки Максима Машкова http://turizm.lib.ru/t/turism/sneg.shtml
первый наш поход с Игорем Соколовым.