Отчет об автомобильном путешествии по п-овам Рыбачий, Средний в августе 2020 г.

Опубликовано:
21 января 2021 г.

Общие сведения

Группа туристов в составе 3 человек с 05.08 по 19.08 совершили автомобильное путешествие по маршруту г Кострома –г Мурманск п-ов Средний п-ов Рыбачий р Кереть в районе Чупы Онежское озеро-Кострома. Планировался заезд в Хибины с подъемом на перевалы Северный и Южный Рисчооры. Но эпидемиологическая обстановка не позволила: г Апатиты закрыт для въезда.

Район полуострова Рыбачий и Средний привлекает северными красотами, морем, местами сложными и интересными дорогами, историей освоения северного региона. Упоминания о торговых путях от мыса Немецкий( ранееКегорский) относятся к середине 16 века.

Район Мурманска, Среднего и Рыбачьего  известны тяжелыми боями Великой Отечественной войны. Вдоль дороги множество мемориалов, воинских захоронений. Практически все находятся в хорошем состоянии. В районе р Западная Лица, где проходила линия обороны с июля по ноябрь 1941 г находится мемориальный комплекс Долина Славы. Район хребта Муста Тунтури –единственное место, где фашистские войска за всю войну не смогли перейти Государственную границу.

Передвижение осуществлялось на автомобиле УАЗ-Патриот. Трасса Р -21 Кола в хорошем состоянии. Ремонт отдельных участков дороги не вызвал проблем и длительных задержек. Наиболее продолжительный ремонтный участок с реверсивным движением недалеко от Мурманска.

Передвижение по п-островам Средний и Рыбачий по сложности зависит от целей поездки. Возможно передвижение на кроссоверах по дорогам вдоль побережий. Основные препятствия-камни , броды. Особенно внимательно следует отнестись к участкам дорог, проходящим по литоралям (прили́вно-отли́вная зо́на ). Необходимо учитывать график приливов и отливов.

Передвижение по внутренним дорогам через п-ов Средний и дороге от заброшенного поселка Большое Озерко до губы Зубовская требует полноценного джипа хотя бы со средней подготовкой.

Основные препятствия-крупные камни, лужи, броды, требующие просмотра, объезды по заболоченной тундре. Вода местами на Патриоте доходила до фар, скорость на каменном триале-2-3 км в час. В лужах встречаются затопленные бревна с остатками скоб.

Возможна рыбалка в Баренцевом море. Предпочтительно в бухтах Эйна, Малая Волоковая ,губа Большая Мотка. На выход в морепо северному берегу п-ва Рыбачий требуется получить заранее разрешение у пограничников. Выход в море на лодках с двигателем не менее 9 л. с.

Проезд по восточному побережью от Цыпнаволока в бухту Эйна возможен не менее чем 2 экипажами на подготовленных внедорожниках. На Рыбачьем выставлены указатели, с помощью которых удобно в общих чертах ориентироваться. В глубине Среднего масса дорог и отсутствие указателей.

Заезд в сторону полуостровов в поселке Старая Титовка. Здесь КП погранслужбы. Проезд по паспортам с российской пропиской. Условия проезда могут меняться, требуется уточнение перед поездкой. 5 лет назад это было на сайте Мурманской обл.

 

 

Состав группы

 

График движения групп

Фамилия, имя, отчество Год рождения Домашний адрес, телефон Туристская подготовка Обязанности в группе
1 Морозов Владимир Витальевич 1956 Костромская обл Костромской р-н с. Чернопеньеул Слободская 14 Участие в походах 4,5 к. с. Водитель
2 Барашкова Евгения Александровна 1965 Костромская обл Костромской р-н с. Чернопеньеул Слободская 14 Завхоз

Финансист

3 Вахонин Алексей Васильевич 1964 Г.Иваново пер Рельсовый 13 Участие в походах 3-4 к с Штурман

 

Дата День пути Участок маршрута КМ Способ передвижения
05.08 1 Кострома-Ярославль-Липин Бор-Медвежьегорск 901 Автомобиль
06.08 2 Медвежьегорск-Кандалакша-Мурманск-Озеро 792 Автомобиль
07.08 3 Озеро- Старая Титовка,погранпост-бухта Зубовская 184 Автомобиль
08.08 4 Бухта Зубовская-м.Цыпнаволок, устье р Аникеева 30 Автомобиль
09.08 5 Р.Аникеева- губа Скорбеевская 53 Автомобиль
10.08 6 Губа Скорбеевская- Байда-губа- поворот на п-ов Средний-р Выкат-м Земляной 54 Автомобиль
11.08 7 Траверс п-ова Средний, выезд на Волоковую

Стоянка на р Западная Лица

34

50

Автомобиль
12.08 8 р Западная Лица-Мурманск-т/б Перенга 361 Автомобиль
13.08 9 Т/б Перенга-озВарацкое на р Кереть 251 Автомобиль
14.08 10 Дневка -
15.08 11 ОзВарацкое-развилка на Сегежу,дорога на запад к озХарго 385 Автомобиль
16.08 12 ОзХарго-оз Онежское р Куржа 215 Автомобиль
17.08 13 Дневка
18.08 14 Р Куржа- т/б Лайтури 446

 

Автомобиль
19.08 15 Т/б Лайтури-Кострома 410 Автомобиль
Итого Общий пробег 4166
В т ч По трассам 3657
Смешанный 509
В т ч Бездорожье 252

Финансовый отчёт (транспортные расходы, питание и т.д. )

  1. Транспортные расходы (топливо) 26340 руб
  2. Проживание 4750 руб
  3. Питание на маршруте 9000 руб
  4. Непредвиденные 2000 руб
  5. Итого        42090 руб

 

 

  • Материальное обеспечение группы(снаряжение: групповое, личное, специальное, ремнабор, аптечка)

 

Общественное снаряжение Личное снаряжение
Автомобиль УАЗ Патриот 1 Палатка 2
Набор внедорожного оборудования Комплект спальных принадлежностей 3
Хай Джек 1 Личные вещи к-т 3
Стропа динамическая 1 Рыболовные 2
Лопата 1
Топор 1
Пила 1
Стропа буксирная 1
Запас бензина 50л после Мурманска
Лодка надувная Каньон 2+ 1
Тент 1
Газ 2 горелки + баллоны
Кухня Комплект
Аптека Комплект
Навигатор 1
Карты Комплект
Карта приливов 1
Набор инструмента Комплект

 

Описание маршрута:

  1. День первый. Старт из Чернопенья в 5-00. С вечера машина подготовлена к отъезду. На 3 человек вещей не очень много. Заправка планировалась в Ярославле на АЗСГазпромнефть.Для удобства расчетов и учета расхода топлива заправлялись на заправках до полного бака. Планировалось доехать до одной из стоянок на Онеге или Медвежьегорска. Проблем по дороге не было, после Вологды трасса полупустая. Традиционно заправка на Лукойле Липин Бора. Заправка реконструированная, нормальное кафе. От Ярославля до заправки 388 км. В районе 17-00 выехали на знакомую стоянку на берегу Онеги. Останавливаться было рано, поэтому решили ехать в Медвежьегорск еще и с целью экономии времени на следующий день. Ездили данным маршрутом неоднократно и в «2» руки без отдыха, но сейчас это было глупо. Где-то в районе 18-19 часов устроились на т/б в Малой Медвежке в Медвежьегорске. Номер на 3 со всеми удобствами, 4000 руб. Кухня в вестибюле. Вариантов размещения много, возможно после Онеги через интернет узнать номера и забронировать. Пробег за день 901 км
  2. День второй. Заправка в Медвежьегорске на Роснефти (бывшая ТНК). Карты ТНК действуют. По трассе проблем нет. Транспорта немного, но прибавились питерцы и москвичи после Медвежьегорска, т.к. они едут со стороны Петрозаводска. Народ едет на север, многие с лодками. 5 лет назад такого потока не было. Заправка перед Пушным на Роснефти. Дальше стоимость бензина значительно возрастает, да и заправок не много. От Медвежьегорска 181 км. В 13-00 остановка на обед. Долили в Кандалакше 20 л топлива. Перед Мурманском длинный участок с реверсивным движением. Нам повезло-наша сторона двигалась. Но пузотеры так медленно тащились по гравийке, что не хватило терпения и пришлось обогнать, сэкономив минут 30. Приехав в Мурманск, докупили хлеб, заправили машину и 40 л топлива в резерв. По Кольскому мосту пересекли р Тулома и по трассе Р 21 направились в сторону Печенги. Остановились на ночлег на берегу озера  N 69°08´19,3´´E32°31´50´´ Планировали доехать до Западной Лицы, но потеря времени на подъезде и в Мурманске скорректировала планы. У нас все было, место неплохое, дорога рядом, но не мешает. Мы вдвоем расположились в машине. Все же багажник в предыдущем УАЗе проще трансформировался в спальное место.Пробег за день 792 км
  3. День третий. Сделали остановку у мемориала Долина Славы. Ранее это место называли Долина Смерти из-за огромным потерь советских войск во время войны. Место суровое, но красивое. Сам мемориал ухожен, его расширяют, следят за состоянием. Поисковики находят все новые останки , целый ряд свежих перезахоронений. Вообще такое впечатление, что на Севере к теме войны относятся гораздо менее формально и с большим уважением. И это по всему маршруту, что мы проехали на Севере.В Старой Титовке, показав паспорта пограничникам, повернули на север вдоль реки Титовка. Дорога –грейдер вполне сносный, в лучшем состоянии чем несколько лет назад. Красивые пейзажи, глубокая долина реки и масса народу по берегам. Палатки, рыбаки, машины. Не ожидали такого. Ранее было значительно пустынней. Дорога поднялась на перевал, после которого мы на перешейке п-ова Средний с материком. Естественно свернули к мемориальному комплексу Муста Тунтури. Как и прежде здесь тот же смотритель, музей, живут дети, очевидно какой то детский патриотический лагерь. Поднялись на хребет. Повсюду окопы, остатки блиндажей, укрытий, выдолбленных в скалах, колючка, гильзы, мины. Немцы начали здесь наступление 29 июня 1941г и только 10 октября 1944 г наши войска прорвали оборону фашистов, не позволив перейти здесь государственную границу. Дорога идет по побережью бухты. Видно что не только джипы разнокалиберные здесь катаются, грейдер широкий, укатанный. По берегам машины , палатки, на перешейке турбаза. Доехав до окончания перешейка между Средним и Рыбачьим, свернули на   заброшенный поселок Большое Озерко. Отсюда можно вдоль бухты проехать в бухту Эйна, или в сторону губы Зубовская. Вначале дорога на Зубовскую представляла почти булыжную мостовую, только камушки покрупнее. Зато все практически укатанное. Но постепенно начался каменный триал. Резина стояла стоковая и местами клиренса едва хватало, чтобы изворачиваться среди валунов. Вахонин как истинный штурман бежал под дождем перед машиной , проверял броды, вязкую тундру, глубину луж по 20-30 метров длины. В общем не напрасно место в машине протирал. За весь участок траверса Рыбачьего встретили 1 машину, люди из которой где-то в тундре заготавливали морошку или чернику. Евгения пыталась заняться тем же, но под угрозой остаться жить в тундре, отказалась практически добровольно. Часам к 8 вечера выехали на берег губы Зубовская в районе р Средний. Тут же встретили экипаж на подготовленном Паджерике Л-200. Молодые ребята – парень с девушкой приехали из Перми.За день прошли от стоянки 184 км из них от погранпоста 81 км. Координаты N69° 46´57´´E32°35´59´´
  4. День четвертый. Продолжили движение на Восток в сторону Цыпнаволока. В этом месте располагается маяк. Отсюда начинается дорога в сторону бухты Эйна по побережью Баренцева моря. Но одним экипажем ехать нереально. На одном из бродов экипаж решил пройти вдоль лужи.Все закончилось купанием. Красота! Останавливались, собирали боровички и морошку. Всего много. Между г Лазарь и м Черный есть съезд к морю в районе скал. Красивое место, наша стоянка в 2015г.Но проехатьнадо постараться. Оставили как резервный ночлег на обратном пути. Дорога ближе к заброшенному поселку в районе м Логнаволок проходит по бывшему грунтовому аэродрому. 70 км в час и на заднем приводе-отдых. Встали рядом с экипажем из Перми в устье р Аникеева. 5 лет назад нас отсюда попросили… С Алексеем сходили на ближайший хребет. Погода солнечная, шикарные виды. Вдоль хребта просматриваются остатки окоп, укреплений. Какого периода непонятно.В этом месте удобная бухта для рыбной ловли, если есть разрешение. Но не забывать про приливы и  отливы. Был ветер и мы не стали и пытаться выйти в море даже в устье реки За день прошли30 км. Координаты N69°42´41´´E33°5´6´´
  5. День пятый. Купание с утра не состоялось, мы не пингвины. Ветерок свежий, хотя солнце. Отправились в обратный путь. Как и планировали заехали на наши скалы. Опять грибы, ягоды, пейзаж. Не торопились. Литорали после Зубовки все равно проезжать при минимальной воде. Продолжительный участок затапливаемой полосы перед р Западная Майка прошли сначала ногами. Машина одна, тащить некому. В верховьях реки водопадик, ловится форелька. Брод через Западную Майку прошли не совсем удачно. Резкий песчаный спуск подходит к воде, препятствий вроде нет. Но камни в воде закатанные и машина на них не заезжает. Немножко пришлось подергаться. Итог- замятый резонатор и приличная вмятина на защите бензобака. Все хорошие места заняты .Напокупаликроссоверов! С запада сюда подъезды несложные. В итоге доехали до губы Скорбеевской. Встали между устьем р Скорбеевская и м Большой Скорбеевский у прибрежных скал. Ближе к устью реки на левом берегу остатки дотоввремен войны. Отсюда большой участок моря как на ладони. Погода, к вечеру резко стала портиться, хотя ветер и раньше не баловал. Ночью пришлось вылезать и крепить весь комплект штормовых растяжек и порванные растяжки тента. Переночевали и даже Леху не снесло. Прошли 53 км  КоординатыN69°53´6´´ E32°16´2´´
  6. День шестой. Слегка помятые, выехали в 11 40. Залили 40 литров бензина. Направление на Вайда губу. Очередной заброшенный поселок м Скорбеевский. Хотя есть вахта, часть поселка за колючкой. Соваться не следует. Выехали на побережье в точке N69°51´49´´ E31°59´5´´, проехав 13км. К 14-40 выехали на перешеек п-ова Средний в точке, откуда начинали движение на Зубовку. По дороге опять большое количество машин. На севере Рыбачьего спокойнее. Решили проехать Средний. Брод через р Выкат. Проходит справа от моста . У моста и в центре ямка по крышу авто.В районе м Земляной местная достопримечательность- скальные останцы Два  брата.Как всегда с красивой легендой.Дорога заканчивается. Нужно вернуться немного назад к тому месту, где она уходит вверх. Ориентир-Дот на склоне. Прошли 54 км Координаты N69°49´31´´ E31°48´21´´
  7. День седьмой. Стартовали в 9-50 Развилка На Волоковую. По Среднему масса дорог, в основном от военной техники. Ориентироваться тяжело. Возможен выезд к р Выкат, проезд по побережью п-ова, пересечение п-ва по прямой. Ушли по развилке от места стоянки вверх в сторону поселка, от него в сторону заброшенного поселка вблизи оз Питьевое. От поселка спустились к побережью и проехав по вполне приличной дороге ушли в глубь п-ова по направлению к поселку Земляное ( не жил). Далее начался поиск дорог, бродов, иногда упирались в каньоны или болота. Выехали на перешеек примерно в 2-3 км от поворота на Муста Тунтури в 13-20. Переезд занял 3,5 часа. Координаты выезда N69°38´7´´ E31°58´33´´ Прошли 34 км.  Наелись прилично. Но за что боролись. Обед на берегу р Титовка , посещение водопада и в районе 16-00 стоянка на берегу р Западная Лица. Съезд вправо по ходу  примерно в 300м от моста. В реку заходит семга, но лов запрещен… Нам случайно попались на крючок. Всего за день 84км.
  8. День восьмой. Приехав в Мурманск докупили продукты, посетили Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны»(«Алёша»), открытый в 1974 г. В хорошую погоду отсюда шикарный вид на город. Заправка и дальнейший маршрут в Хибины, с планами походить по перевалам. Но Апатиты нам не покорились. На посту контроль, проезд строго по прописке или пропускам. Всех приезжих разворачивают- дорога то одна. Вариант проезда на нашей машине в объезд не прошел из-за возможности нарваться в Апатитах или Кировске на выездной пост и 2-х недельный карантин. Там все строго. Далее поиск стоянки на турбазах—все закрыты, в лесу-не съехать в нормальных местах не у дороги. В итоге нашли т/б Пиренгана берегу озера «Нижняя Пиренга» в районе 1201 км трассы. Стоянка на берегу в палатках-300р с места и 150 за машину. Были номера, коттеджи, но нам этого не надо. Красивый вид, народ, который был, выходил на моторах на рыбалку.В итоге очень неплохо отдохнули, взяли банку варенья из  морошки-передать матери администратора базы Алексея в Волгореченск. А также получили в подарок бутылочку хорошего напитка (свойского, очищенного и т д ) и чипсы из ягеля. Занятная и вкусная вещь Прошли 361 км.
  9. День девятый. После Апатит планы пришлось корректировать. Заправка в Кандалакше ( в город лучше не въезжать в поисках заправок) поехали на р Кереть через Чупу. Там раньше можно было купить лицензию и в районе рыбпитомника перед порогом Морской (Кривой) ловить красную рыбу. Времена меняются. Лов запрещен, лицензии не выдают, все как всегда… В итоге покатавшись по дороге на п Чкаловский встали на мосту в районе п Варацкий. Переговорив с представителем рыбнадзора, оформив необходимые документы были отправлены на берег Варацкого озера. Красиво, рыбка ловится( но плохо), утки приходят посмотреть как у нас дела. Пригодилась байдарка. Прошли 251 км. Координаты N66°12´53´´ E33°8´17´´ Не нарушайте законы, лучше позвоните инспектору.
  10. День десятый. Дневка. Вчера погода завлекала, а сегодня испортилась. Периодические дожди, катание на байде со слабой рыбалкой. Зато Евгения оторвалась Так жрать нельзя. Хорошо что с газом напряжонка, а костром мы заниматься не умеем…(ну не хотим)
  11. День одиннадцатый . Вышли в 12-00. По дороге заехали на р Поньгома .Неплохая речка, порог, хорошее улово, сухой чистый лес . Обед и попытка рыбалки. Но местные муж с женой возвращались с порога не с пустыми руками. Жаль вставать по времени рано. Заправка в Пушном. Доехали до отворотки на Сегежу, на перекрестке ушли на запад в сторону Волдозера. Попытка встать на озХарго не удалась Знакомое место было занято. Пришлось проехать до ближайшего удобного места. Это был старый карьер, сухо, без помоек. Стоянки и озера по этой дороге найти можно без труда. Но дальше нам углубляться в сторону не хотелось. Прошли за день 385 км.
  12. День двенадцатый. Утро началось с проблем. Опять грибы, но теперь белые. Пришлось собирать. В Медвежьегорске неожиданная остановка. С утра замучился «ловить» на трассе машину. Встали в центре города, нашли проблему, отремонтировали. Причина- заводской брак, который мы усугубили. Ремонт около 4 часов. В сервис отгонять-его найти надо, а потом после них ремонтировать . Справились- это же УАЗ.. Традиционно заправка до полного и в путь. Т к время было потеряно, свернули на Онегу на р Куржа. Стоянка знакомая. Сухо, озеро, виды. Москвичи-отец с сыном приехали сюда на несколько дней. Рыбалка, грибы-ягоды. Спокойный отдых. Приятные люди, не часто… Прошли за день 215 км Координаты N62°36´34´´E35°35´35´´
  13. День тринадцатый. Дневка. Накануне собрали лодку, море белых грибов. Маслята не трогали-табу. В итоге весь день заготовка грибов, переработка, рыбалка, хождение по лесам. Это наш вариант пляжного отдыха. Итог переработанные и замаринованные боровики с Рыбачьего и 10 л готовых маринованных белых грибов. А сколько слопали под…  На удивление повезло с погодой.
  14. День четырнадцатый. Домой не хочется, да и погода как назло дразнит. Не стали заезжать в Кириллов монастырь. Кто знает как там с нашим вирусом?

Решили не торопиться и заночевать на т/б Лайтури. Место знакомое. Поворот –указатель Никольский Торжок, нас. пункт Щаниково. Километровый столб 100км. Т/б на берегу озера, размещение в коттеджах. Есть все-кухня, холодильник, небольшая сауна. Администрация при заселении идет на встречу. Проживание 4000 на 3. Делаем здесь стоянку , чтобы не приезжать домой как выжатый лимон. За день прошли 446 км.

  1. День пятнадцатый . Старт в 9-00. В Вологде имели неосторожность уйти на новую окружную. Заехали опять в Вологду-дорога не готова, а знаки стоят.Итог-возвращение в Чернопенье в 17 часов Прошли 410км.

 

 

 

 

Практические выводы и рекомендации

  1. Подбор автомобиля зависит от целей поездки. В любом случае это должен быть как минимум кроссовер. Желательно наличие защиты основных агрегатов, т.к. дороги с преобладанием камней. Риск боковых порезов колес. Резина класса МТ не обязательна, , если не планируется прохождение участка Цыпнаволок –бухта Эйна. Данный участок проходим только для подготовленных машин и экипажей. Не верьте в рассказы , что кто то проехал на недоприводе и т д. Обычно это недалеко и с проблемами возвращения. Многие едут с прицепами. Проезд вдоль берегов по бухтам несложен, но при этом поломка фаркопов не редкость. В каждой из поездок встречали таких а то и не по одному .
  2. Состояние дорог сильно зависит от погодных условий. Погода неустойчива, резкие колебания температуры. За 2 поездки приходилось и одевать походную теплую одежду и загорать с купанием в море. Обильные осадки значительно поднимают уровень воды , т к. почва-скальники и вода уходит только по естественному рельефу. По этой же причине на заболоченных участках тундры почва моментально набухает. Возможны сильные ветра.
  3. Ориентирование несложно за исключением п-ва Средний в центре из-за обилия дорог, пробитых тяжелой техникой. Сейчас много указателей.
  4. Рыбалка в бухтах. В связи с довольно сильными приливно-отливными течениями минимальная мощность двигателя 9 сил. Ранее для выхода в море можно было запросить разрешение через сайт администрации Мурманской обл. Сейчас не знаем, т к не планировали. Но похоже народ ходит просто так.

Стоит почитать про район. Это не только голая тундра, но и история освоения Севера, древние торговые пути, история Великой Отечественной войны.

 

image1 image2 image4 image6 image8 image9 image10 image11 image12 image13 image14 image15 image16 image17 image19 image20 image21 image22 image23 image24 image25 image26 image27 image28 image29 image30 image31 image32 image33 image34 image35 image36 image37 image38 image39 image40 image41 image42 image43 image44 image45

Обсуждение