Отчет о водном походе 4 к.с., р.Кутсайоки-р.Тунсайоки-р.Тумча-Иовское вдхр., Мурманская обл-ть, р-ка Карелия

Дата проведения:
2007 г.
Место проведения:
Мурманская область, р-ка Карелия, р.Кутсайоки-р.Тунсайоки-р.Тумча-Иовское вдхр.

КУТСАЙОКИ – июль 2007 г.

(отчет)

Водное путешествие 4 к.с. по рекам КУТСАЙОКИ,
ТУНТСАЙОКИ, ТУМЧА и ИОВСКОМУ вдхр.

Всего пройдено 125 км .


Средства сплава – один 2-х местный катамаран, один 4-х местный катамаран.

Команда “АРХ”:

1-й экипаж  (кат двойка):

Потекаев Дмитрий Сергеевич – г. Ярославль,

Тимонин Андрей Владимирович – г. Иваново;

2-й экипаж (кат четверка):

Столяров Сергей Владимирович – г. Иваново,

Курбатов Леонид Александрович – г. Санкт-Петербург,  

Петров Максим Сергеевич – г. Кострома,

Никифоров Александр Сергеевич– г. Санкт-Петербург.

 

Содержание: 

1. Сведения о районе путешествия.

2. Сведения о реках и озерах, по которым проходил маршрут.

3. График движения.

4. Подъезд и отъезд с маршрута.

5. Лоция и техническое описание. 

1. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Маршрут проходил по территории Мурманской области (Кольский п-ов) и Карелии (озерная часть).
Растительность типично таежная – ель, сосна, береза. Ягоды – морошка, брусника, черника, голубика. Грибы – сыроежки, подберезовики, подосиновики, белые и др. Рыба – в реках в основном форель, хариус, окунь, щука. В озерах в основном – щука, окунь.
Из крупных животных – лось и медведь, много птицы – тетерева, гуси, утки.

2. СВЕДЕНИЯ О РЕКАХ И ОЗЕРАХ, ПО КОТОРЫМ ПРОХОДИЛ МАРШРУТ

   Реки Онтонйоки и Кутсайоки (вытекают из озера Юрхямяярви) имеют расход воды у начала сплава около 7 и 8 куб.м., соответственно (в нашу воду 10 и 12 куб.м.). Расстояние от начала сплава (от моста) до начала реки Тумчи около 85 км.
Верхние и средние участки реки Кутсайоки насыщены порогами, пролегают в скалистой местности и напоминают горные речки Алтая. Нижний участок Кутсайоки, а также реки Тунтсайоки, Тумча напоминают обычные Карельские реки.
Верхний участок Кутсайоки, называемый “Карельский Башкаус”, начинается от “чертова моста” и кончается у впадения в нее левого притока Онтонйоки. Имеет уклон около 10 м/км, а местами и выше, каменист, обносы сложны.
Средний участок Кутсайоки тянется от места впадения Онтонйоки до порога “Тесный”. Уклон около 5-7 м/км, основное падение приходится на порог-водопад “Оба-на” (10-12 м) и водопад “Маманя” (20-25 м). Препятствия разделены короткими плесами, обносы проще и хорошо набиты.
Нижний участок Кутсайоки, а также участки маршрута по Тунтсайоки и Тумче имеют уклон около 2,5-3 м/км. Они состоят из отдельных порогов, разделенных многокилометровыми плесами, обносы простые.
Участок сплава по Тумчи – 35 км. Уровень воды, как и сложность прохождения порогов, очень сильно зависят от дождей.
Перед слиянием рек Кутсайоки и Тунтсайоки, на последней, в зоне 2 км расположены два отличных порога. У порогов на левом берегу имеются музеи туристского творчества и песчаные пляжи, удобные для бань.
Тумчозеро и Сушозеро входят в состав Иовского водохранилища. Озера имеют сложную береговую линию, изобилуют островами. На озерах возможна большая.волна.

3. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Отклонения от заявленного плана похода и сокращение маршрута (ИОВСКОЕ вдхр. пройдено на катере), было вызвано неблагоприятными погодными условиями.

9 июля
Выезд из г.Иванова на поезде Иваново – С.-Петербург.

10 июля
Выезд из г.С.-Петербурга до г.Кандалакши.

11 июля
г.Кандалакша – на авто до “чертова моста” – стапель.

12 июля
Пройдены пороги ” Каньон “Короткий”, ” Каменистый “, “Островной”, “Прыжок”, “Щёчки”, “Кавказский”, “Горка”.
Слияние Онтонйоки и Кутсайоки, ночевка в 400м ниже на левом берегу.

13 июля
Порог “БСТ”, ночевка на правом берегу.
Пройдены пороги “Сомнительный”, “Муравей”, “БСТ”.

Сомнительный

Муравей

БСТ

14 июля
Обнесены водопады “Оба-на”, “Маманя”.
Пройден порог “Тесный”, шли до разрушенного моста (верхний брод на Кутсайоки), там стоянка и баня.

Оба-На

Маманя

15 июля
Дневка – сушка вещей (шли постоянно дожди), баня оказалась бесплатной (баню топили сами).

16 июля
Пройдена шивера “Длинная”, порог “Ступенька”, стоянка перед порогом “Водопадный”, ночевали на правом берегу.

Длинная

17 июля
Пройдены пороги “Водопадный”, “Лесенка”, “Два острова”
Поднялись против течения по Тунтсайоки до порогов “Яма”, “Котел”.    Ночевали перед порогом “Карниз”, на правом берегу.

Водопадный

18 июля
Порог “Карниз”, киль – кат двойка, полудневка, пройдены пороги “Карниз”, “Каньонный”, “Змея”, “Шляпа”.
Порог “Шляпа” (река Тумча), ночевали на левом берегу, антистапель.

Карниз

Шляпа

19 июля
Катер до г.Зареченска, затем авто до г.Кандалакши. Поезд до г.С.-Петербурга.

20 июля
Поезд до г.Иваново.

4. ПОДЪЕЗД И ОТЪЕЗД С МАРШРУТА

   Маршрут проходит в погранзоне и по заказнику. За две недели до поездки отправили письмо пограничникам, на оформление пропусков и оформили маршрутную книжку. На КПП через 2 часа ожидания, получили пропуск и больше с представителями закона не встречались. В Кандалакшу прибыли рано утром. Здесь на привокзальной площади была “тусовка” водителей. Нашли грузовую машину, на ней добрались сразу до начала маршрута. Стоимость проезда составила 3000 руб. с группы. От порога “Шляпа” до Зареченска добирались на катере (стоимость 2400 р., т.е. 400 р. с носа), в Зареченске ждала машина, за проезд отдали 2500 рублей.

5. ЛОЦИЯ И ТЕХОПИСАНИЕ

КУТСАЙОКИ (85км) – ТУНТСАЙОКИ (5км) – ТУМЧА (35 км)

Лоция составлена для высокого уровня воды:

Мелкие шиверы и небольшие пороги просто отсутствовали, а категория средних и больших порогов превысила ожидаемую.

р. КУТСАЙОКИ

Порог каньон “Короткий” 4 к.с.  

Вход в каньон в дальней левой части разлива. Длина препятствия -350 м.  Структура  сложная,  уклон около  5  м/км. За  каньоном  разлив. Шли,  держась правого берега. Через 1-1,5 км река уходит вправо.

Порог “Каменистый” 2 к.с. 

Через30 м. Река разбита  на  две  протоки скальным островом. В левой, короткой, прыжок не более1 м, в правой – быстроток  с  камнями. Проходили обеими протоками.

Порог “Островной” 2-3 к.с.

Через 20 минут. Шли по сливу под правым берегом.

Порог “Прыжок” 3-4 к.с.

Короткий  подпор перед  порогом, за ним – резкое сужение русла, нагромождение камней справа, крупный камень в середине русла перед сливом. Порог водопадного типа, длина20 м., падение крутое, высотой около2 м, “бочка” слабая. Посередине  перегиба – “зуб”. Входили в порог справа от камня, “зуб” обходили слева. Дальше плес длиной100 м, переходящий в шиверу. За ней начинается порог “Щечки”.

Порог “Щечки” 3 к.с.

Скальное сужение русла в узкую щель. Первый слив порога небольшой при ширине русла около7 м, через10 м сужение до1,8 м со сливом1 м. Слева очень высокий  отвес,  справа пониже – 5-7 м. Общая длина порога 25-30 м, на выходе спокойная вода. Второй экипаж при чистом заходе “зацепило” прямо в сливе. Снялись усилиями экипажа. 

Порог “Кавказский” 4-5 к.с. 

Далее плес100 м. За ним шивера, чалка в конце шиверы справа. Порог с двумя основными водопадными ступенями, имеющими сложную структуру. Разделены коротким участком с камнями и сливами. Длина порога 150-200 м, Перепад около8 м, прошли обоими катамаранами.

Порог “Горка” 4-5 к.с.

После короткого Плеса снова сужение реки под левую скалу. На входе мелко, далее бурный водоскат наискосок слева направо, угол падения – около 45 градусов заканчивается небольшим прижимом к скале правого берега. Перепад около4 м.. Проходили на прямой скорости, уходя от прижима влево. Страховали за сливом спас-концами и с воды. За порогом довольно сложная шивера, забитая крупными камнями, с пологим выходным сливом  по  центру русла. Страховали друг друга с воды, проходя по очереди. Сделали ночевку в 400м ниже на левом берегу.

Порог “Сомнительный” 4-5 к.с.

До него 20 мин. сплава. За вторым перекатом (после слияния) река входит в “скальные ворота”, за ними вправо в сужении порог. Падение 5м на 50м. Состоит из 3-х ступеней. 1 и 2 ступени – два мощных слива на одной линии, 3- я ступень на резком правым повороте. Проходили обоими катамаранами. На “двойке” прошли два раза – по центру и слева. Просмотр по левому берегу, здесь же и тропа. Перед порогом на левом берегу на дереве был автомобильный знак “Прочие опасности” “!”

Порог “Муравей” 3 к.с.

10 мин. сплава. За плесом, левый поворот. Горка высотой 1м, через 30 м слив в сужении с валами и легким прижимом к скале правого берега. Проходили оба ката, в 1-ом сливе держались ближе к левому берегу.

Порог “БСТ” 3 к.с.  

Через500 м после “Муравейного”. За не большим плесом скальный полуостров на правом берегу. Вход слева в слив, затем по змейке и  вдоль левого берега через два слива с уходом влево от камня – “убийца”. Проходили обоими катами. Просмотр по правому берегу. Сделали ночевку на правом берегу.

Порог – водопад ” Оба – На” 5 к.с.

Через 200 м, за плесом. Падение 10 – 15 м. С воды не виден и не слышен. В правой части чистый водопад, в левой части мощный водоскат.
Трудный обнос: длинный по левому берегу (начало в 100м до водопада). Несколько разбросанных терпимых стоянок есть на левом берегу. Шикарные виды, особенно с верху. Порог решили обнести.

Водопад “Маманя”

За плесом через 300 м. Падение 20-25м. С воды водопад не виден и не слышен. Осторожная чалка к левому берегу.
Обнос (150м) по камням, перила какие-то умельцы оборвали. Камни по берегам мокрые, скользкие. Благо был взят длинный (45м.) и прочный альпинистский трос, на котором спустили каты, остальное руками оттащили.
Стоянка ниже на левом берегу на 3-4 палатки и правом берегу на палатку. Очень красиво, особенно сверху.

Порог “Тесный” 4 к.с.

Через 40 мин. после водопада. Через 15 мин. от водопада крупный правый приток – ручей, за ним порожек. Перед порогом видно скальное сужение. Общее падение 4м на 50метров. Два узких слива у правого берега и третий слив с камнями по середине и проходами с двух сторон. Трудный обнос по тропе правого берега (отсюда и просмотр). Проходили оба ката. В левый проход последнего слива на обратном ходе попасть было проще.

Верхний брод.

Через 2 часа. Плесы, мелкие шиверы и перекаты, острова. Перед бродом очень мелко, держались левого берега. Отсюда идет грунтовая дорога к Вуориярви (если требуется аварийный сход). Были рыбаки и рыбинспектора. Хорошая стоянка в районе брода, у Бани. Решили сделать дневку, отдохнуть, порыбачить, попариться, причем банщик был в запое – баня нам досталась бесплатно и на весь день.

Порог-шивера “Длинная” 3 к.с.

Через 40 мин. Сразу за бродом два озера с перекатом между ними. За перекатом шли вправо. По середине порога-шиверы правый поворот, в конце левый, длина 800м. Два слива на заходе, далее много камней. В конце несколько проток, главная – правая, но вода была высокая и по левой протоке было интересней. Просмотр по правому берегу, возможен по левому (хуже). Проходили оба судна по разной (сложной) траектории движения. По шивере хорошая рыбалка, наловили форели на коптилку.

Порог “Струя” (или “Малый Каньонный”) 2-3 к.с.

20 мин. сплава. Сужение до 8 – 10м. Мощные валы. Красивый порог в каньоне, впечатлил. Проходили первые сливы у левого берега, на выходе держались правее. Проходили оба судна. Стоянка на левом берегу за порогом. Справа появляется вершина – гора Пязивара500 м.

Порог “В трех протоках” 2 к.с.

Через 100м сливы до 1м в протоках между островами. Проходили по правой или центральной протокам.

Порог “Водопадный” 5-6 к.с.

Через 200 м за плесом река упирается в скалу левого берега. Первые 2 ступени имеют общее падение около 8м на 100м с мощной водой. Первая ступень – горка с камнями, валами и бочкой в конце, со сложной линией прохода. Вторая ступень – мощная бочка в сужении на левом повороте, затем косая бочка и большие валы. Через 100м (“за углом”) 3 и 4 ступени – высокие сливы с плит через всю реку, с бочками на выходе. Весь просмотр по правому берегу. Переночевали и сделали полудневку. Проходили первую ступень – ближе к левому берегу, потом центром, вторую – у правого берега и центром. Третью шли справа налево, четвертую – ближе к левому берегу.
Заходы в сливы 1, 3, 4 ступеней с воды не видны. В бочке 1-ой и 2-ой ступени “уходишь с головой”. Хорошие стоянки на правом берегу. Очень хороший порог для обучения и отработки навыков, накатались вдоволь.

Порог “Лесенка” 2 к.с.

Через 30 мин. сплава появляется правый высокий берег. Порог с островом по середине за левым поворотом. За порогом на правом высоком берегу хорошая стоянка. От воды туда идет тропинка.

Порог “Два острова” 2 к.с.

Через 30 мин. появляются острова. Основная струя идет по протокам – левой и центральной. В пороге есть и бочки и косые валы. Проходили оба судна разными протоками со сложной линией движения. Это последний порог на Кутсайоки.

р. ТУНТСАЙОКИ

Порог “Котел” 4 – 5 к.с. (высокая вода).

Через 20мин вверх против течения высокий левый берег реки над порогом и песчаный ниже порога. Длина порога около 100м, перепад 2,5 -3 м. Слева – довольно мощный слив, заканчивающийся двумя узкими бочками – одна под один баллон, другая под другой. И стоят они, как ни странно, не на одной прямой. В общем, сначала закусывает один баллон, потом другой (каты ложило мгновенно) и в результате плюет влево. Просмотр по обоим берегам. Проходили оба судна через слив у левого берега. Стоянка на левом берегу над порогом.

Порог “Яма” 4 к.с.

Виден от порога “Котел”, 15мин. вверх против течения. Мощный слив в сужении реки, система бочек и валов ниже. Проходили оба ката, подрезая слив от центра влево. Просмотр и обнос вверх возможен по обоим берегам. Стоянки на обоих берегах. Музей на левом берегу. 

р. ТУМЧА

Порог “Ночной” 1 – 2 к.с.

От “Котла” 50 мин. сплава. Плоские плиты с обеих сторон, полностью под водой, бочек не было, но валы просто гигантские по 3-3,5 м, как американские горки. Здесь и далее по берегам тропы, стоянки у всех порогов.

Порог “Карниз” 5 к.с.

Через300 м каменный остров (ближе к левому берегу) делит реку на две протоки – левую и правую. Левая протока – узкий слив с плит водопадного типа и косой бочке. Правая протока – крутой широкий слив с огромной бочкой, ближе к центру с прямой бочкой. Ниже вторая ступень порога – высокие валы в сужении и воронка от упора в скалу. На правом берегу сделали ночевку, а на утро наблюдали картину – как на левой протоке «ложит» все каты: и четверки и двойки. Решили идти центром – четверка прошла ровно, но в бочке ушли «с ушами», двойку положило моментально, назад,  и стащило в котел. Со второй попытки двойкой прошли слева, слегка подержало. На выходе из порога в воронке кат четверку просто поставило вертикально!!! и держало, страховать обязательно до второй ступени. По ощущениям, (потоки воды мощные, уровень выше нормы на 2м) Кутсайоки кажется легкой речкой по сравнению с этой кашей, зря не пошли Оба-ну.

Порог “Каньонный” 2 – 3 к.с.

Через 1 час сплава появятся высокие скальные стены. В пороге большие валы. Длина его300 м. Просмотр по высокому левому берегу, отличные виды. Шли оба ката по центру.

Порог “Змея” 2 – 3 к.с.

Сразу за левым поворотом (через 200м), две протоки. Собственно порог в левой протоке – струя петляет, валы, бочки. В нашу высокую воду в правой прямой протоке пара сливов 2 к.с.
До левого прижима держались правее, после – левее. Проходили оба судна, одно правой протокой. Красивые виды.

Порог “Шляпа” 4 к.с.

400 м плеса. За левым поворотом лесистый остров. Почти вся вода идет в левую протоку. Левая протока – из 2 ступеней:
1 ступень – слив с бочкой и прижимом, (образованный мощной плитой идущей от острова), крутой поворот на 180o;
2 ступень – сливы, бочки.

Правая протока – каньонного типа, с несколькими сливами и бочкой на выходе, вполне проходима в нашу воду.     Просмотр по левому берегу и по острову. Проходили левую протоку одним судном с заходом вдоль левого берега. В бочке первого слива остановило и поставило почти вертикально. Второй слив пропрыгали как на скачках. Не малая часть воды шла через плиту, здесь образовалась воронка. Смотрелась ужасно. Двойка прошла через каньон справа.
Стоянки: перед порогом на левом берегу; на острове; на правом берегу – перед порогом и в500 м ниже, здесь же организована банька (350 рублей с носа). Последняя ночь на реке, собрали каты, напарились и на следующий день отправились домой на катере.

 

Обсуждение