Отчет о водном походе 3 к.с., в районе Карачаево-Черкесской Республики, р.Теберда – р.Кубань – р.Б.Зеленчук – р.Аксаут
- Главная ›
- Отчёты ›
- Водный туризм ›
- Отчет о водном походе 3 к.с., в районе Карачаево-Черкесской Республики, р.Теберда - р.Кубань - р.Б.Зеленчук - р.Аксаут
- Дата проведения:
- с 30 апреля по 11 мая 2013 г.
- Место проведения:
- Карачаево-Черкесскоя Республика, р.Теберда - р.Кубань - р.Б.Зеленчук - р.Аксаут
по маршруту:
г. Ярославль (г. Санкт-Петербург) – г. Москва – г. Невинномысск – пос. Домбай – сплав по р. Теберда – пос. Джингирик – пос. Учкулан – сплав по р. Кубань – пос. Каменномостский – пос. Архыз – сплав по р. Большой Зеленчук – пос. Нижний Архыз – пос. Красный Карачай – сплав по р. Аксаут – пос. Хасаут Греческое – г. Невинномысск – г. Ярославль (г. Санкт-Петербург)
Маршрутная книжка №3-13
Руководитель: Потекаев Д.С.
г. Ярославль, ул. Урицкого, д. 24, кв. 109;
т. 8-980-709-55-46;
potekaev.ds@mrsk-1.ru
Отчёт составил: Потекаев Д.С.
Оглавление
1. Паспорт маршрута
2. Список группы
3. График движения группы по маршруту
4. Общие сведения о маршруте1
5. Общая идея похода
6. Заброска/ выброска с маршрута
7. Техническое описание рек
8.Краткая лоция
9.Снаряжение
10.Смета расходов на группу
11.Выводы и рекомендации
1. Паспорт маршрута
1.1.Проводящая организация (наименование, адрес, телефон, факс, e-mail, www).
Костромская Областная федерация туризма;
г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д.38;
8-910-958-9009, klt@inbox.ru
1.2.Место проведения
Западный Кавказ, КЧР
1.3.Общие справочные сведения о маршруте (в виде таблицы).
Дисциплина маршрута (вид туризма)
|
Категория сложности похода
|
Протяженность активной части похода, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней | ||||
Водный
|
162
|
12
|
8
|
30.04.2013-11.05.2013
|
1.4.Подробная нитка маршрута.
г. Ярославль (г. Санкт-Петербург) – г. Москва – г. Невинномысск – пос. Домбай – сплав по р. Теберда – пос. Джингирик – пос. Учкулан – сплав по р. Кубань – пос. Каменномостский – пос. Архыз – сплав по р. Большой Зеленчук – пос. Нижний Архыз – пос. Красный Карачай – сплав по р. Аксаут – пос. Хасаут Греческое – г. Невинномысск – г. Ярославль (г. Санкт-Петербург)
1.5. Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов.
1.6. Определяющие препятствия маршрута:
Вид препятствия |
Категория трудности |
Длина препятствия, м. |
Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) |
Путь прохождения (для локальных препятствий) |
р. Теберда (средний уровень воды) |
||||
Шиверы |
I-II |
20-25 км |
На протяжении реки, в сужениях русла и на поворотах шиверы, локальные бочки от обливных камней, прижимы. |
По основной струе, обходя препятствия. |
Шивера |
II |
200 |
На правом повороте реки (после поселка Н.Теберда) в сужении находится большой камень у ПБ, левее мель |
Прохождение ближе к камню, требуется быстрое маневрирование |
Шивера |
II |
150 |
На левом повороте реки по центру полуобливной камень, далее сливы около 1 м с прижимом на камни ниже по течению, на выходе косой вал. |
Вдоль ПБ, далее по центру, на выходе ближе ЛБ |
Гай-порог |
III |
200 |
Порог имеет общее падение около 4-х метров. В центре русла остров образованный грудой камней. В левой протоке несколько гряд камней образуют ступенчатые сливы с бочками на всю ширину. В правой камней почти нет, но она заканчивается большим валом, за которым в нескольких метрах длинная бочка идущая от правого берега. Слева от бочки, почти в центре русла стоят два камня. |
Справа: вдоль правого берега, далее ближе к центру, обходя бочку, затем уход от камней к ПБ. Слева: вдоль ЛБ обходя камни, далее через гряды, камни на выходе обходить слева. |
р. Кубань (средний уровень воды) |
||||
Шиверы |
II |
25 км |
Каменистые шиверы, локальные камни в русле с бочками, на поворотах встречаются прижимы |
По основной струе, обходя препятствия. |
Порог «У рудника» |
III |
400 |
Ориентир: рудник на ПБ. Сужение русла, река делает пологий поворот на право, затем резко уходит влево с сильным прижимом к ПБ (на берегу бетонные плиты), по середине русла большой камень, на выходе пологий правый поворот русла, два камня в центре с бочками. |
Проход возможен как между камнем и плитами ПБ через слив 1,5 м, так и левее от камня. Далее по основному руслу реки. |
Шиверы |
II |
3-5 км |
В сужениях русла валы, локальные бочки, камни |
По основной струе, обходя препятствия |
Даутская шивера |
III |
800 |
Ориентир – красный железный мост через реку. Шивера двухступенчатая. В середине первой ступени проход по центру струи, большое нагромождение камней. Вторая ступень – горка с обилием острых полуобливных камней. |
Просмотр по ПБ. Прохождение первой ступени по центру, второй – под ПБ, на выходе – ближе к центру |
Порог 1-й Взрывной |
III |
200 |
Расположен на левом повороте реки, русло реки перегораживает полуобливная плита и большой камень, между ними слив и мощная бочка, далее валы. |
Проход между камнем и плитой по сливу, через бочку и валы. |
Порог Зигзаг (2-й Взрывной) |
III |
300 |
Расположен на зигзагообразном повороте реки с падением русла. На входе справа острый камень, по центру – слив 2м с жестким валом за ним. После слива мощный прижим к ЛБ. На выходе у ЛБ острые камни. У ПБ – мощная бочка с косыми валами за ней. |
Прохождение через слив и вал, уход от прижима к центру |
Каньон Аманхит |
IV |
2 км |
Ориентир – сужение русла, отвесные скалы подходят вплотную к реке с обеих сторон, заметно падение. Порог начинается на правом повороте, состоит из 3-х ступеней. Первая ступень – валы, за ней быстроток. Вторая ступень – входной слив, за ним большой камень по центру. Далее серия валов, по центру основной слив ступени. На выходе валы, бочки, далее быстроток. Третья ступень – на S-образном повороте, сливы, бочки, валы. На выходе поджимает к острому камню ЛБ |
Заход в каньон вдоль ПБ, на правом повороте реки перед второй ступенью держаться ближе к центру. Камень по центру реки обходить можно как справа, так и слева, затем опять ближе к центру для второго слива. Далее проход по основной струе ближе к ПБ. Требуется четкий заход в 3-ю ступень через крупные валы, затем движение по сложной траектории, обходя препятствия.
|
Шиверы |
II |
2 км |
В сужениях русла валы, локальные бочки, камни, на поворотах прижимы |
По основной струе, обходя препятствия |
Порог 1-й Каменномостский |
IV |
300 |
Порог представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. На входе большой камень, не видимый с наплыва. Проходы с обеих сторон. В левом проходе слив, обливной зуб, струя прижимает к острым скалам л. б. В правом проходе слив, мощные косые бочки, пенный котел и сильный прижим к ПБ, сюда уходит большая часть воды. |
Проход справа от камня, по основному сливу, через бочки и уходя от прижима к центру |
Порог Желоб |
IV |
200 |
Порог находится между скальными стенами в узком проходе под мостом. Общее падение до 7 м на 100 м. Перед порогом мощная шивера, на входе в порог слив, далее серия валов и бочек. По середине порога от ПБ до центра лежит большой камень, образуя отбойный вал и водоворот. От которого идет узкий слив под ЛБ с прижимом. На выходе слив и мощный прижим к ПБ. За порогом река расширяется и быстротоком стекает в шиверу. |
Заход в порог вдоль ПБ, постепенно перемещаясь к центру. Камень обходить от центра к ЛБ, затем уход от прижима к ЛБ, затем к ПБ. Далее держаться ближе к центру. |
р. Большой Зеленчук (высокий уровень воды) В связи со строительными работами по прокладке газопровода, в реке сужено русло. На протяжении 5-ти дней дождей в горах (со слов местных), уровень воды в реке очень высокий. |
||||
Шиверы |
II-III |
5-7 км |
Узкие крутые берега, в реке много бревен и завалов, много валов и бочек. Характер реки на всем протяжении II, местами до III к.с. |
По основной струе, обходя препятствия |
Порог 1-й Взрывной |
II-III |
- |
Не выделен из общей картины реки как локальное препятствие |
По основной струе, обходя препятствия |
Порог 2-й Взрывной |
II-III |
- |
Не выделен из общей картины реки как локальное препятствие |
По основной струе, обходя препятствия |
Порог Пушка |
IV |
300 |
Порог находится на пологом повороте, на входе по центру реки камень, правая протока завалена бревнами, слева – чистый проход. Далее следует серия мощных валов и бочек. Высокая скорость движения, в реки много строительного мусора. |
Заход в порог по основной струе по центру реки, далее по сливу, уход от навала на камень, далее по сложной траектории движения, обходя препятствия. |
Порог 3-й Взрывной |
II-III |
- |
Не выделен из общей картины реки как локальное препятствие |
По основной струе, обходя препятствия |
Порог 4-й Взрывной |
III |
200 |
Ориентир: разрушенный мост. На входе в порог большой камень по центру русла, слева – косой вал и справа слив и бочка. Далее по центру обливной камень, за ним мощная бочка, далее шивера. |
Заход в порог вдоль ЛБ, далее за первым камнем траверс струи под ПБ, затем по валам вдоль ПБ. |
р. Аксаут (средний уровень воды) |
||||
Порог Корнет |
III |
200 |
Порог находится на правом повороте реки, на входе два плоских валуна, затем крупный камень по центру, на который несет струя, затем много надводных и полуобливных камней. |
Прохождение по основной струе, со взаимной страховкой |
Шиверы |
II |
4-5 км |
В реке очень быстрое течение, много камней различных размеров разбросанных по руслу, встречаются завалы. Требуется постоянное маневрирование. |
По основной струе, обходя препятствия |
Порог Мустанг |
III |
300 |
Cужение реки двумя валунами, по центру в русле большой камень, справа от него слив с бочкой, слева узкий слив в нем торчит бревно, далее шивера |
Проход справа через слив, затем маневр между камнями |
Каньон Осыпной |
III |
1 км |
Начинается на резком левом повороте, протяженный участок с надводными камнями в русле, сливами и бочками. За поворотом большой камень под ПБ, напротив него, в струе – еще один. Через несколько метров под ПБ – огромный камень и рядом с ним камень – “пирамида”. Далее на повороте под ПБ огромный камень, перед ним вдоль берега еще много больших подводных камней. Через пару метров справа в русле два надводных камня, слева от которых невысокий слив, через 10 метров под ЛБ – два огромных На выходе слив с бочкой через все русло.
|
Прохождение по основной струе, лавируя между камнем и глыбой под ПБ, затем уход под ЛБ, чтобы обойти два ближайших камня, далее сразу вправо, чтобы уйти от следующих двух камней под ЛБ, и через слив. |
Каньон Красный |
III |
1,5 км |
Ориентир: осыпные высокие берега красного цвета. В русле сливы, надводные и обливные камни, сложная линия движения. |
Прохождение по основной струе, со взаимной страховкой. |
Каньон 2 моста |
II |
600 |
Ориентир: начинается за а/м мостом, сужение реки в скальных высоких берегах. Небольшие сливы, локальные бочки. Очень красивый каньон. |
Прохождение по основной струе. |
2. Список группы
№ п./п. |
Фамилия, И.О. |
Адрес, телефон |
Туристическая подготовка, опыт |
Судно |
Обязанности в группе |
1 |
Потекаев Д.С. |
г. Ярославль, ул. Урицкого, 24-109 |
(IVр) Красненькая – Кутсайоки – Тумча; (н/к с эл. IVр) Мзымта; (IIIр) Тыя |
Кат №1 К2-red |
Руководитель |
2 |
Потекаева Н.А. |
г. Ярославль, ул. Урицкого, 24-109 |
(IIIу) Красненькая – Кутсайоки – Тумча; (IIIр) Тыя |
Кат №1 К2-red |
Завхоз |
3 |
Соловьев А.В. |
г. Ярославль, ул. Войнова, 8-17 |
(IIIу) Умба – Колвица; (IIIу) Красненькая – Кутсайоки – Тумча; (IIIр) Тыя |
Кат №3 К4-red |
Спас. работы |
4 |
Пайвин Р.В. |
г. Тюмень, ул. Ялуторовская, 5-11 |
(IIIу) Умба – Колвица; (IIIу) Красненькая – Кутсайоки – Тумча; |
Кат №3 К4-red |
Медик |
5 |
Додонов М.В. |
г. Иваново, 13-й проезд, д.1, кв. 25 |
(IIIу) Умба – Колвица; (IIIр) Тыя |
Кат №3 К4-red |
Финансист |
6 |
Данченко А.В. |
г. Санкт Петербург, ул. Орбели, 25-24 |
(IIIу) Красненькая – Кутсайоки – Тумча; (IIIр) Тыя |
Кат №3 К4-red |
Фото/видео съемка |
7 |
Петров М.С. |
г. Волгореченск, ул. им. 50 лет Л.Комсомола, д. 5/4, кв. 103 |
(IVу) Красненькая – Кутсайоки – Тумча; (н/к с эл. IVу) Мзымта;
|
Кат №2 Raftmaster Fox-2Т |
Реммастер |
8 |
Шилова И.Н. |
г. Иваново, проспект Текстильщиков, д.111, кв. 90 |
(Iу)Ухтохма; (IIy) Мста |
Кат №2 Raftmaster Fox-2Т |
Помощник завхоза |
3. График движения группы по маршруту.
День |
Дата |
Участок маршрута |
Протяженность участка |
Продолжи- тельность сплава |
Средство передвижения |
1 |
30.04 |
г. Ярославль (С.-Петербург) – г.Москва |
- |
- |
Поезд |
2 |
01.05 |
г.Москва – г.Невинномыск |
- |
- |
Поезд |
3 |
02.05 |
г.Невинномыск – пос. Домбай |
- |
- |
Автотранспорт |
4 |
03.05 |
пос. Домбай – пос. В.Теберда |
25 км |
6 часов |
Катамараны |
5 |
04.05 |
пос. В.Теберда – пос.Джингирик – пос.Учкулан |
27 км - |
7 часов - |
Катамараны Автотранспорт |
6 |
05.05 |
пос.Учкулан – пор.Зиг-заг |
30 км |
7 часов |
Катамараны |
7 |
06.05 |
пор.Зиг-заг – пор.Желоб – пос. Н.Архыз |
25 км - |
7 часов - |
Катамараны Автотранспорт |
8 |
07.05 |
пос. Архыз – пос. Н.Архыз – каньон Два моста (р.Аксаут) |
25 км - |
6 часов - |
Катамараны Автотранспорт |
9 |
08.05 |
пос. К.Карачай – каньон Два моста (р.Аксаут) |
30 км |
7 часов |
Катамараны |
10 |
09.05 |
каньон Два моста (р.Аксаут) |
- |
- |
Дневка |
11 |
10.05 |
г.Невинномыск – г.Москва |
- |
- |
Поезд |
12 |
11.05 |
г.Москва – г. Ярославль (С.-Петербург) |
- |
- |
Поезд |
4. Общие сведения о маршруте
Характеристика природных условий местности
Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа. Район Теберды относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-2000 м. над уровнем моря в формировании микроклимата велика роль Скалистого и Бокового хребтов, они служат надежной зашитой от холодных ветров и туманов, проникавших с северо-востока и юго-запада. Для Теберды характерна высокая интенсивность солнечной радиации, которая является основным источником тепла. В кур. Теберда мало ветра, среднегодовая его скорость 1,6 м/с. среднегодовой показатель относительной влажности составляет 70% . Осадков в среднем в год выпадает 700 мм. Лето в Теберде умеренно теплое, со средней температурой Т=15,5 градуса Цельсия.
Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350 ), либо вытекают из высокогорных озер, крупнейшая река Карачаево-Черкессии – Кубань. Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км. (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии).
В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худес, Индыш и т. д.), слева в нее впадают Ускулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии. Образуется река Теберда слиянием Гоначхира и Аманауза, В нее впадают сотни больших и малых рек, большинство которых питается от таянья ледников и снежников. В их числе левые притоки Ходжибей, Уллу-Хатипара, Муху, Гидам, Амгата и правые – Гедеж, Уллу-Мурджу, Шумка, Джамагат. В Карачаево-Черкессии около 400 озер, К крупнейшим озерам в верховьях кубани относятся Уллукель (бассейн реки Учкулан) и Хурлакель (левобережье реки Худес). В бассейне реки Теберды насчитывается более 100 озер ; крупнейшие из них : Муруджимские, Клухор, Туманлыкель. Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется с долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худес, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м. Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эедемиками, занесены в Красную книгу. Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь – тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкаюшихся – ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах – озерная форель.
На территории Карачаево-Черкессии проживают солее 371 тыс. человек (данные 1979 г.), 92 национальностей и народностей. Из них русских 45,1%, карачаевцев-29,7%, черкесов-9,4% и т,д, основные занятия коренного населения – скотоводство (карачаевская порода овцы наилучшая на Кавказе, широко известны лошади кабардинской (черкесской) породы).
Характеристика проходимых рек
Река Теберда образуется в 7 км ниже пос. Домбай слиянием двух истоков: рек Гоначхир и Аманауз. В г. Карачаевск река впадает в Кубань. Широкая долина Теберды покрыта хвойными лесами. А ее воды отличаются своей чистой и прозрачностью. Многочисленные разбои. Верховья реки находится на территории Тебердинского заповедника. В Теберду впадают сотни больших и малых рек. В их числе левые притоки Ходжибей, Уллу-Хатипара, Муху, Гидам, Амгата и правые – Гедеж, Уллу-Мурджу, Шумка, Джамагат. Хорошая асфальтированная дорога проходит вдоль реки. Длина реки около 60 км, категорийность – 2. На реке встречается множество быстротечных шивер, разбои, возможны завалы. Основное препятствие на реке «Гай-порог» – имеет общее падение около 4-х метров. В центре русла остров образованный грудой камней. Слева и справа от острова довольно полноводные протоки. Левая протока более короткая и прямая, но в ней несколько гряд камней образуют ступенчатые сливы с бочками на всю ширину протоки. В правой камней почти нет, но она заканчивается пирамидальным валом, за которым в нескольких метрах длинная бочка идущая от правого берега. При заброске в верховья Теберды могут быть сложности с заповедником. Достопримечательности – Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат, Аланский храм IX – Х вв. рядом с аулом Нижняя Теберда, на высокой скале.
Кубань, крупнейшая река Западного Кавказа, образуется при слиянии рек Уллу-Кам и Учкулан, берущих свое начало на ледниках Эльбруса. Ниже г. Черкесск в Кубань впадают насколько многоводных притоков: Малый Зеленчук (образованный слиянием Аксаута и Марухи), Большой Зеленчук, Уруп, Лаба. Это левые притоки Кубани, которые рождаются в Карачаево-Черкессии и протекают по ее территории. Правые притоки маловодны. Сплав по р. Кубань от а. Учкулан до Карачаевска — один из традиционных маршрутов.
В верхней части Кубань течет протоками по широкой безлесной долине. Мощных локальных препятствий нет, но при летнем высоком уровне воды средняя сложность сплава составляет 3-4 к. с. из-за высокой скорости течения, отдельных мощных бочек, прижимов и участков валов. Весной и осенью (при среднем уровне воды) сложность участка не выше 2-3 к. с.
За селением Эльбрусское долина резко сужается. Далее, вплоть до устья реки Даут, Кубань течет одним нешироким руслом. На этом участке обычно выделяют локальный порог Даутский. Летом, по высокой воде он менее выражен на общем фоне высокой скорости течения, валов и прижимов, зато становится интересным участок у заброшенного рудника, вскоре после с.Эльбрусское. Ниже красного стального моста в устье реки Даут течение несколько ослабевает вплоть до каньона Аманхит, но именно на этом участке расположены “Взрывной-1″ и “Зиг-заг”, представляющие собой отдельные мощные сливы.
Каньон Аманхит считается самым серьезным препятствием Кубани. Его протяженность около 2 км, а сложность соответствует 4 категории как при среднем, так и при высоком уровне воды. Однако препятствия каньона меняют свой характер: если весной и осенью это слалом по извилистой траектории между больших глыб, то летом каньон Аманхит напоминает перпятствия Катуни в миниатюре, с мощной струей, противотоками и пологими сливами.
Ниже каньона Аманхит сплав не представляет сложности до пос. Каменомостский. В самом поселке расположен порог “Каменомостский-1″. Если весной изюминка этого препятствия состоит в точном маневре при прохождении одной из двух проток вокруг выступающей скалы посередине реки, то летом весь порог в целом превращается в один могучий слив-горку.
Последнее препятствие Кубани порог “Желоб”. Весной сложность прохождения этого узкого скального коридора определяется наличием плиты в русле. Летом зажатый в узком проходе поток поднимается на несколько метров над плитой, возможность прохождения порога определяется конкретной конфигурацией струй в мощнейших бочках.
Река Большой Зеленчук является левым притоком Кубани. Река образуется от слияния рек Псыги и Кизгыч южнее поселка Архыз на высоте около 1500 м над уровнем моря. Общая протяженность реки с истоками составляет 160 км. Большинство притоков впадает в нее в верховьях. Левый исток Б.Зеленчука, река Псыги образуется слиянием Белой и Анакауза. Слева Псыги принимает реку Архыз, а справа – Софию, которая начинается у ледников. Правым истоком Б.Зеленчука рекой Кизгыч, в верховьях пробит узкий каньон у урочища Чертова Мельница. Категорийность для катамарана – третья. Сплавной участок реки – от пос. Архыз до аула Бесленей (120 км). На всем его протяжении вдоль реки идет асфальтированная дорога. Наиболее сложные пороги – “Пушка” и “4-й Взрывной”. После строительства газопровода русло реки сильно заужено, часть порогов исчезла (1-й и 2-й Взрывные), из-за подмыва берегов в реке много бревен на струе и завалов. По берегам всегда есть хорошая асфальтированная дорога, часто выходящая к берегу. Машины ездят также очень часто. Верхняя часть бассейна заповедна (заказник). Здесь встречаются тис, красное дерево, пихты. На территории заповедника есть и археологические памятники, руины аланского городища, мавзолеи.
Река Аксаут (от “ак саут” – “белая, чистая вода, которой поят лошадей”) – левый исток Малого Зеленчука. Она берет свое начало из Аксаутского ледника и течет на север до слияния с Марухой, образуя Малый Зеленчук. По долине Аксаута идет дорога. Питание преимущественно ледниковое. Категорийность для катамарана – 3 (средний для майских праздников уровень), летом 3-4. Технически Аксаут интереснее Б.Зеленчука. Наибольший интерес представляют 3 каньона в верховьях. Каньоны проходимы на К2 при среднем уровне воды. В плохую погоду заехать вверх сможет только полноприводная машина. Просмотр верхних каньонов логично совместить с радиальным выходом на один из близлежащих ледников. Сплав обычно начинают ниже, от пос.Кр.Карачай. Воды в реке мало, скорость течения очень высокая, мощных порогов нет. Типичное препятствие Аксаута – хаотичное скопление большого числа камней в русле.
5. Общая идея похода
При выборе маршрута преследовались следующие цели:
- Пройти интересный спортивный маршрут в ограниченные сроки (майские праздники);
- Усовершенствовать ТВТ в порогах Кавказских рек;
В походе отрабатывались способы страховки и самостраховки, приемы ТВТ, проверялось физическое состояние членов группы. Также оценивался критерий отсутствия пеших частей, простота заброски/выброски.
6. Заброска/выброска.
Походы по Карачаево-Черкесии удобно начинать от ж/д станции Невинномысск. Отсюда на рейсовых автобусах и нанятых маршрутках можно доехать до Черкесска, Карачаевска, станицы Зеленчукской, Архыза и т.д. В Невинномысск можно доехать поездами, идущими в Нальчик, Минеральные Воды, Владикавказ и т.д. До Черкесска также можно доехать в прицепном вагоне Москва-Черкесск. Вдоль всех рек Карачаево-Черкесии проложены дороги, поэтому заброска и выброска не представляют никакого труда. Что касается нас, то мы заранее по телефону договорились с водителем о сопровождении группы на а/м Газель. Водителя зовут Ибрагим, на редкость хороший и порядочный человек, в чем мы не раз еще убедились, он прекрасно знает район. На реках. Б.Зеленчук и Теберда мобильная связь была везде. В Верховьях р.Аксаут и р.Кубань связи не было, но при желании можно было забраться на ближайшую вершину и там появлялась связь. С Ибрагимом можно связаться по телефонам: 8-905-420-54-45 моб., 8-903-422-54-12 дом. Чтобы без проблем вернуться в Москву крайне желательно заранее позаботиться об обратных билетах на поезд.
7. Техническое описание рек
Река Теберда
Базовый лагерь на 2 ночевки разбили ниже поселка Верхняя Теберда. Река берет начало от слияния рек Аманауз и Гоначхир, отсюда же был начат сплав. При этом надо учитывать, что начало маршрута (до впадения правого притока – р. Джамагат) проходит по территории Тебердинского государственного заповедника. Необходимо оформить разрешение в поселке В.Теберда для преодоления данного участка. Теберда здесь быстрая, русло извилистое, с несложными шиверами, перекатами, в протоках могут встретиться завалы.
Примерно в километре после впадения р. Джамагат, после непрерывной цепи шивер с крупными валунами расположена мощная шивера (в некоторых отчетах звучит как порог “Мореный”). На зигзагообразном повороте реки сначала вправо, потом влево, в русле много крупных камней. Проходили вдоль ПБ, затем перед тремя крупными камнями в центре траверс влево и по центру струи вход в основной слив (около 1 м).
Далее до поселка В. Теберда частые разбои, габаритные проходы мощные прижимы, требующие почти непрерывной интенсивной работы экипажа. Кроме прочего приходилось уклоняться и от мелей, сужавших и без того узкие протоки. В поселке В. Теберда и в 3-х километрах ниже низкие подвесные мосты, которые в высокую воду могут быть опасны, далее до поселка Н. Теберда – шиверы, разбои, на берегу много плавника, поваленных деревьев, которые река смывает в большую воду и при этом могут образовываться завалы. Мы с завалами на Теберде не встречались.
В 2-х километрах ниже поселка Н. Теберда после правого поворота реки мощная шивера, образованная резким сужением русла, половину которого перегораживает огромный камень, лежащий у ПБ ограничивает возможность маневра, сужая проход до 3-4 м., левее камня мель. Все суда проходили ближе к “зубу” у левого берега с дальнейшим выходом к центру русла. Далее течение реки сохраняет высокую скорость, что в сочетании с узостью проток и обилием в них камней требует от экипажа быстрого маневра.
Примерно в 5-и км. ниже пос. Н.Теберда явно выраженное препятствие, ориентиром опора ЛЭП на ЛБ. На правом берегу расположены два кирпичных двухэтажных дома. Река в этом месте делает левый поворот, уклон и скорость течения после которого возрастают, на входе в шиверу в центре русла расположен полуобливной камень, делящий русло на два рукава. Проход возможен по двум траекториям : слева от него проход шириной около 4-х метров со сливом 1 м, и сильным прижимом на камень у левого берега, справа от него проход шириной около 3-х метров, причем струя через 6-7 метров наваливает на два полуобливных камня, для ухода от которых необходимо использовать тень от центрального камня, величина слива в этом проходе порядка 1,0 м. с жестким косым валом. После слива отрабатывали к центру, на входе – к отмели у правого берега.
Далее до поселка Джингирик, расположенного на левом берегу, долина реки еще более узкая, поросшая смешанным лесом. Нередки сужения русла. Перед поселком над рекой протянута нитка газопровода, на левом берегу видны опоры ЛЭП, слева впадает приток. За газопроводом небольшая шивера, отделенная коротким плесом от входа в “Гай-порог”, который необходимо осмотреть.
“Гай-порог” имеет протяженность около 200 м, перепад по высоте составляет около 4-х метров. Поток делится на две части каменной грядой в центре русла. Часть потока, текущая у правого берега более полноводная, хотя и в ней немало острых полуобливных камней. В средней части порога серия мощных сливов косыми валами за ними, задача экипажа состояла в том, чтобы не допустить разворота судна поперек струи. Кульминация порога – габаритный проход шириной порядка 3,5 м. Слева от стоящего по центру струи “зуба”. Далее еще два габаритных прохода между острыми камнями. Шли по левому краю струи. На выходе 1,5 м слив водопадного типа. Один экипаж прошел порог под ЛБ, через сливы и бочки от каменных гряд. Чалились в бухту у правого берега за навесным мостом. Страховка организована из бухты перед мостом. На поляне у моста удобно организовать разборку и погрузку катамаранов на автотранспорт для дальнейшей переброски по маршруту, что мы и сделали.
За мостом начинается населенная местность, в реке много бытового мусора, встречаются подвесные мосты, которые в высокую воду могут быть опасны. Особую опасность представляет арматура и проволока в русле. Через пару километров река впадает в Кубань.
Река Кубань
Сплав по р. Кубань можно начинать от моста реки у аула Учкулан (место слияния рек Уллу-Кам и Учкулан). Маршрут по Кубани можно удлинить на 10 км., пройдя нижний участок основного истока Кубани – реки Уллу-Кам. Река здесь до устья правого притока – Уллу-Хурзука течет быстро и спокойно, препятствий, кроме перекатов нет. В одном километре ниже устья Уллу-Хурзука начинается 6-7 километровый порожистый участок с крутым (свыше 20 м.) падением и множеством крупных камней в русле. Наша группа начала сплав ниже поселка Учкулан, есть отличная стоянка у 2-х больших белых глыб, на берегу сложена баня. Основной тип препятствий – каменистые шиверы. В высокую воду могут быть опасны низконавесающие над водой мосты.
За пос. Эльбрусским после моста начинается территория рудника (по правому берегу), через 1,5-2 км, еще один металлический мост. Перед мостом у ПБ, несложный порог с одним сливом. У левого берега в этом месте – острые камни (шкуродер). Метров через двести начинается сужение русла, ПБ укреплен железобетонными плитами. В русле встречаются обломки железобетона. Порог «У рудника» в районе навесного моста образован большим камнем в центре русла и наполовину затопленными плитами у правого берега, резко сужающими русло реки. К этим плитам мощный прижим. Проходили прижимаясь к л. б. Следует особо отметить, что участок реки в районе рудника опасен для надувных средств сплава из-за сильной засоренности русла арматурой.
После рудника река разбивается на протоки. Левые, как правило, были более полноводными. После впадения справа реки Худес на ПБ небольшой поселок с одноименным названием. У впадения р. Худес и еще 200 м. ниже устья – валы, камни. За поселком железобетонный автомобильный мост, под ним слив более 1 метра. Весь участок от пос. Эльбрусский до впадения р. Худес и далее до Даутского моста представляет собой сильный быстроток с простыми шиверами.
Ориентиром мощной Даутской шиверы служит красный железный мост у столба 26 км шоссе Карачаевск – Учкулан. Для просмотра зачалиться лучше к ПБ, шивера двухступенчатая. Первая часть до впадения реки Даут, протяженностью 200 м. В середине ступени габаритный, около четырех метров, проход по центру струи, чалка сразу за мостом на ПБ для осмотра второй, более сложной ступени протяженностью 600 м. Она характеризуется высокой скоростью течения и обилием острых полуобливных камней.
После 400 метров быстротока находится «1-ый Взрывной» порог, расположенный на левом повороте реки, заходили по основному сливу у ЛБ, между острым камнем и полуобливной плитой. После слива бочка 1,5 м., на выходе косые валы до 2 метров и прижим к ЛБ. Порог хорошо просматривается с дороги на ПБ. Через 0,5 км. ниже порога на ПБ расположен п. Индыш. Выше поселка в р. Кубань впадает р. Индыш, примерно в 1 км от устья которой расположен нарзановый источник. К нему можно добраться по дороге, идущей вдоль реки.
Через 1 км. ниже поселка следует пристать к ПБ, для осмотра порога “Зигзаг”. Ориентиром порога может служить резкое сужение на правом повороте реки, видное издалека. В нашу воду перед порогом у ПБ, была каменистая коса, а в центре русла два островка. На участке от начала сплава до каньона Аманхит этот порог наиболее эффектен. Он расположен на зигзагообразном повороте реки с большим падением русла. На входе справа острый “зуб”, по центру – слив 2,0 м. с жестким 1,5 м. валом за ним. После слива уходили вправо от мощного прижима к ЛБ. На выходе у ЛБ, острые камни, правее – мощная бочка с косыми валами за ней.
Далее до каньона Аманхит можно сплавиться без разведки (около 1 часа сплава), ориентиры каньона – ширина реки около 30 м., впереди на левом повороте видны отвесные скалы, на ПБ, видна дорога вплотную подходящая к реке, метров за 500 до начала порога на ПБ, есть удобное место для стоянки.
Каньон Аманхит (кар. «Аман»- плохой, трудный, опасный, «Ныхыт» – проход) технически особенно сложен. Это одно из самых сложных препятствий на р. Кубань. Условно его делят на три ступени, разделенные быстринами с уловами длиной до 300 м. Первая ступень, расположенная на правом повороте реки – простая, на выходе габаритный проход шириной 2 м. Вторая ступень начинается после быстрины на правом повороте реки. Река в этом месте перегорожена огромными глыбами. Встречаются мощные водовороты. На входе слив, за ним в 6-7 м. поток разрезается на острым камнем на две части с габаритными проходами, шириной 3,0 м. и 3,5 м. соответственно. Проходили ближе к ПБ за тем резко смещались к центру для прохождения основного 2,0 м. слива второй ступени. Далее шли по основной струе вдоль осыпного ПБ. На всем протяжении каньона сильные прижимы. На выходе из второй ступени серия мощных валов и бочек. После прохождения второй ступени не обходимо зачалиться в улове у ПБ для осмотра третьей ступени и организации страховки. Третья ступень начинается небольшим перекатом и расположена на S-образном повороте реки. Она представляет собой многочисленные сливы и бочки с множеством острых зубьев и полуобливных камней в русле. Кульминацию третьей ступени составляют мощные косые валы на входе. Катамаран должен идти здесь перпендикулярно валам иначе ему грозит оверкиль.
После каньона Аманхит можно сплавляться без разведки, но река требует внимания. Часты разбои русла, прижимы. От столба «10 км» на шоссе на левом повороте начинается 2-х км участок мощных шивер. Далее до аула Каменномостский идет серия средних по мощности шивер.
Порог 1-ый Каменномостский расположен в ауле с одноименным названием. Порог очень мощный, сложный, необходим предварительный осмотр и страховка. Ориентиром порога может служить труба комбината на ПБ, а на ЛБ – ЛЭП. Порог представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. Для осмотра удобны как ПБ, так и ЛБ. Протяженность порога около 300 метров, падение высоты не менее 4-х метров. Поток на входе в порог разделен куском скалы. Проход у ЛБ шириной около двух-трех метров осложнен обливным “зубом” в центре прохода и мощной бочкой в конце входного слива. Но основную опасность представляет мощный прижим к острым скальным обломкам у ЛБ. Проход у ПБ шириной около 5 м осложнен гребенкой острых камней на входе; в центре входного слива острый “зуб”, периодически закрываемый пульсирующим потоком воды. На выходе из слива у ПБ мощный “котел” и сильный прижим к ПБ. На выходе из порога часть струи уходит в карман у ПБ; сильный навал воды на правый край выходных ворот шириной около 5 м. Все катамараны обходили центральную глыбу справа, по центру струи. На выходе проходили ближе к центру уходя от прижима к ПБ.
В километре ниже по течению расположен один из самых сложных порогов на Кубани порог «Желоб». Река прорываясь сквозь узкий проход между скальными стенками коренных пород, на протяжении ста метров почти равномерно падает на 7 метров, лишь в начале порога мощный полутораметровый слив, в центре русло преграждает кусок скалы от ПБ до середины, образуя отбойны вал и котел, далее идет слив с упором в ЛБ, от него навал струи и прижим к ПБ. Ориентиром порога может служить большая поляна на ПБ и опоры ЛЭП на ЛБ. Необходим осмотр порога и надежная страховка в случае, если группа решается на его прохождение. В низкую воду требуется произвести измерение ширины прохода, т.к. может оказаться, что габариты судна затруднят прохождение. В нашу воду ширина наиболее узкого участка составляла 2,5 м, ширина катамарана – 2,1 м. За мостом ширина реки составляет не менее 100м и образуется удобный плес для страховки с воды. Наша группа порог не пошла из-за негабарита судов и отсутствия времени на обработку порога. Переезд на р. Б.Зеленчук.
Река Большой Зеленчук
Базовый лагерь разбили ниже поселка Н.Архыз. Из-за дождей в горах, начиная от поселка Архыз и до порога «Пушка», река представляла собой мощную шиверу с мутной водой, вперемешку с бревнами, камнями, сливами, бочками, валами и завалами. В нашу воду отдельные препятствия не выделялись. Из-за строительных работ по прокладке газопровода, русло реки сильно сужено (отсыпан ЛБ) и вода подмывает ПБ, роняя деревья в воду, пороги 1-й и 2-й Взрывные исчезли почти полностью, их можно определить только по увеличению уклона реки и ориентирам по берегам.
Порог «Пушка» – самый серьезный порог на реке. Начинается на небольшом левом повороте, почти сразу за 2-м Взрывным, за которым с ЛБ впадает ручей. На повороте – четыре косых вала высотой по 2 метра каждый, тесно идущие один за другим. За ними – большой пенный котел, далее, ближе к левому берегу, полуобливной камень, по бокам которого стоит бочка. Между первой и второй ступенями порога – 50 м мощной шиверы, в конце которой, в правой трети – камни и завал из бревен, делящая реку вдоль. Правый проход – чистый, но попасть туда затруднительно из-за большой скорости течения, в левом проходе лежит дерево. За мысом от ЛБ, у правого берега – полутораметровый слив с большим котлом, ближе к центру чистый язык. Далее мощная шивера, состоящая из отдельных камней в русле, валов и локальных бочек. Порог Третий Взрывной не был нами выделен из общей картины реки. Ориентиром порога «4-й Взрывной» является мост после 3-го Взрывного. Порог представляет собой горку из камней торчащих из воды, явно выделяется огромный валун по середине русла. За которым образуется высокий вал и мощная бочка. Далее следует серия из хаотично разбросанных камней, струя воды мечется между ними. Прохождение порога требует от экипажей сильного маневрирования. Далее до поселка Нижний Архыз характер реки не меняется и представляет собой мощную шиверу. Лагерь расположили на ЛБ чуть ниже поселка Н. Архыз, на скале ЛБ есть лестница ведущая к лику святого. На следующий день заехали на астрономическую обсерваторию РАН, внутрь попасть не удалось. Далее переезд на р. Аксаут.
Река Аксаут
Базовый лагерь разбили ниже порога «Два Моста». Есть возможность съездить в баню, в дом отдыха, находящийся чуть выше пос. Хасаут Греческое.
Старт ниже 500 м. поселка Красный Карачай, через 200м река делает правый поворот, а затем левый. На повороте порог “Корнет”, представляющий собой несколько сливов через подводные камни и зубья, проходили ближе к ПБ. Просмотр и страховка желательны – с ПБ. В километре от моста в русле реки плиты, выходящие к центру с левого и правого берегов, оставляют неширокие проходы, струя в основном идет между плитами. До фермы на левом берегу река представляет собой шиверу с большим уклоном с разбросанными камнями. От моста до фермы около часа сплава, сразу за фермой начинается трехкилометровый участок, здесь требуется детальная разведка. Этот участок представляет собой крутое падение с массой камней как подводных, так и надводных. В основных струях, как правило, острые камни. Река узкая, ширина 10-15 метров, необходим постоянный маневр. Во многих местах чистого прохода нет, приходится прыгать через камни. Прохождение участка осложнено тем, что мест для чалки очень мало, приходится идти весь участок сходу, трудно запомнить ориентиры. Участок кончается сразу за мостом, слева и справа фермы. Этот километровый участок представляет большой интерес, т.к. ориентиры явно не выражены и влетев в него с ходу, когда линия движения неясна, особенно в конце, можно получить массу проблем. Ориентиры: на правом берегу выраженная полка, удобное место для стоянки, дорога уходит вверх, сразу правый поворот с выраженным падением и обилием камней. Рекомендуется зачалиться и просмотреть, особенно S -образный выходной участок. Через 1 км мост, справа и слева фермы, до него можно идти с ходу, все читается, прямо под мостом уходить в левую, более глубокую протоку, в ней 2 зуба, идется под правым берегом. Прохождение этого участка занимает 25мин. Через 400м подвесной мост, проход под левым берегом, где высота моста над водой 1,5 метра.
Порог «Мустанг», ориентиры чалки: перед правым поворотом реки дорога уходит резко вверх.
До шоссейного моста, где дорога переходит с правого берега на левый, река представляет собой мощную шиверу с большим количеством камней. Примерно в 1 км перед мостом, между километровыми столбами «33» и «32» на правом повороте порог “Мустанг”. Осмотр порога и страховка возможны с левого берега. Река в этом месте перегорожена крупными и мелкими камнями. Под левым берегом слив более 1м с пенной ямой, после чего вся струя ударяется перпендикулярно в плиту, расположенную в 10м от слива и с нее сваливается вправо. Примерно в 5м после плиты под правым берегом еще две, расположенные одна за другой. Ширина реки 7-9м., далее правый поворот. Заходили в порог по центру, перед поворотом прижались к ПБ, чтобы не попасть на зуб, расположенный в центре основного слива. Осмотр участка порога перед шоссейным мостом обязательна. После порога длинная мелководная шивера, заканчивающаяся перед мостом.
Каньон «Осыпной» (пороги Пирамида, Носорог, Кривой) начинается сразу же за шоссейным мостом. Перед мостом в центре отмель. Шли правой протокой, левая завалена бревнами. После моста левый поворот, а затем правый. На правом повороте держатся внутреннего берега, т.к. под левым камни. Под правым берегом на повороте камень и сваленное небольшое дерево. После поворота слева впадает ручей. Напротив фермы, расположенной на левом повороте река делает плавный поворот налево, а затем направо. Шли по основной струе. Далее относительно прямой участок с подводными камнями и правый поворот. На повороте в центре мель. Шли правой протокой, т.к. левая мелкая. Левый берег – невысокая осыпь коричневого цвета. После осыпи плавный левый поворот, на правом берегу бом, на который несильный навал. Перед правым поворотом река становится шире и мельче. После поворота она разбивается на две протоки островом, поросшим мелким кустарником. Левая мелкая, шли правой. После слияния проток уклон резко возрастает и начинается каскад мощных и сложных порогов. Порог «Пирамида» начинается сразу за слиянием проток. Ориентиром порога является резкий левый поворот. Чалились перед началом поворота на правый берег. За поворотом виден огромный камень под правым берегом. Напротив него в 1.5м в струе еще один, перед которым два зуба. Через 20м под правым берегом огромный камень и рядом с ним камень – “пирамида”. Перепад около 2-х метров на 30 метрах длины. Заходили в порог из-под правого берега. Затем перед зубьями уходили под левый берег. Просматривали порог с крутого правого берега, заросшего деревьями. За порогом 50м быстротока под осыпной стенкой левого берега. Далее следует правый поворот. После поворота шивера с обилием открытых камней. Перед началом шиверы чалились на камни левого берега для просмотра порогов «Носорог» и «Кривой». Шивера длиной около 70м заканчивается левым поворотом, за которым расположен порог «Носорог». На повороте под правым берегом огромный камень, перед ним вдоль берега еще 4 небольших. 2/3 левой части русла забито огромными подводными камнями. Проход максимально прижимаясь правым бортом к первому из четырех камней и затем в чистый слив у огромного камня. За порогом на расстоянии 15-20м наклонное дерево с левого берега. Примерно в 5-7м от дерева начинается порог «Кривой».
На входе в порог камень, на который сильный навал воды. Проход возможен как слева, так и справа. Через 40м под правым берегом глыба, а через 10 под левым еще две, расположенные перпендикулярно струе. Проход максимально прижимаясь к правобережной глыбе и за ней уходить вправо.
В пороге мощные валы и сливы. Справа водопадом впадает ручей. За порогом необходимо уйти в центр, а затем под левый берег. На страховку ставили две морковки за порогом «Носорог» и две в конце порога «Кривой» с левого берега. Далее идет мощная шивера, протяженностью 800м, заканчивающаяся, пожалуй, первым плесом на реке длиной 50-70м. Слева отличная поляна, где можно зачалиться для просмотра каньонов «Красный» и «Два моста». Время прохождения каньона «Осыпной» – 30мин. Каньон «Осыпной» до порога “Пирамида” идется с ходу, далее смотреть. Возможен вариант – поставить лагерь на удобной стоянке левого берега после “Осыпного”, просмотрев входную часть каньона сверху с дороги, а именные пороги снизу – по левому берегу есть тропа. Из этого лагеря можно просмотреть с дороги и нижние каньоны.
После плеса слабый прижим к правому берегу, за которым река разбивается на две протоки. Правая мелкая, левая глубокая с перепадом 1.5м на длине 50-60м. После слияния виден резкий поворот направо, за которым мощный слив, забитый камнями.
Ориентиром каньона «Красный» является красная осыпь на левом берегу. Дорога, идущая по левому берегу, резко поднимается вверх и проходит в 15м над рекой. От дороги на верх идет лестница к памятнику ВОВ. Просмотр каньона и порога возможен как с дороги, так и спустившись к реке. Проход под правым берегом. После камней, выступающих с левого берега, нужно резко уйти под левый берег и после 50-метрового участка начинать уходить под правый берег для захода в порожистый участок. Проход под левым берегом невозможен, под правым берегом лежат несколько крупных камней, в тень которых необходимо уйти. Далее следует шивера 150-200м. Страховка для катамарана не требуется. Каньон тянется 1.5км, шли сходу тандемом. Шиверы с большим падением чередуются с относительно спокойными местами, линия движения в основном под правым берегом. Каньон «Красный» сразу же за мостом переходит в явно выраженный каньон «Два моста».
Перед мостом на правом берегу старая кладка, в которую бьет вся вода, и за ней мощный слив через подводные плиты с перепадом около 1.5м. Заход из-под левого берега, прижимаясь левым бортом к камню у левого берега. Каньон “Два моста”, протяженностью 600м, технически не сложен, но очень красивый, особенно на вечернем закате, когда лучи солнца пробиваются через ветви деревьев и освещаю отвесные стены каньона высотой до 15м. На выходе из каньона отдельные плиты, лежащие поперек реки, и несильные прижимы. Каньон заканчивается мостом. За мостом слева ферма, справа дом. Каньоны «Красный» и «Два моста» гораздо проще предыдущих препятствий, просматривали с дороги только «Красный». Каньон «Два моста» шли сходу, он технически интересен только в высокую воду. Чалка за мостом на галечной отмели по ЛБ, если подняться наверх – памятник юному партизану, на другом берегу – также мемориал ВОВ. Здесь мы закончили сплав по реке Аксаут. За каньоном река несколько меняет характер. Долина сужается, пороги более локализованы, как правило, длина их не превышает 50м, каждому предшествует мощная шивера, долина реки практически больше не расширяется. Такое лесистое ущелье тянется почти до поселка Хасаут-Греческое.
8. Краткая лоция
Время в лоции указано для катамаранной группы. Принятые сокращения: ОХВ – общее ходовое время от начала маршрута, включает время просмотра и прохождения. ЛБ и ПБ – соответственно левый и правый берег.
Река Теберда (лоция приведена для среднего уровня воды)
ОХВ |
№ пр |
Препятствие или объект |
Кат. |
Тактика |
Комментарии |
0 |
Поляна ниже поселка В.Теберда |
- |
- |
Много полян для стапеля. На утро следующего дня забросились на слияние рек Аманауз и Гоначхир. По дороге заплатив мзду за посещение Тебердинского заказника. | |
6ч |
1 |
Шиверы |
I-II |
взаимная страховка |
Река быстрая, много шивер, русло извилистое, встречаются прижимы и локальные препятствия. Встречаются завалы. |
4ч |
2 |
Шивера |
II |
взаимная страховка |
Ниже поселка Н.Теберда на правом повороте реки мощная шивера. Русло перегораживает огромный камень, лежащий у ПБ ограничивает возможность маневра, сужая проход до 3-4 м., левее камня мель. Все суда проходили ближе к “зубу” у левого берега с дальнейшим выходом к центру. |
5,5ч |
3 |
Шивера |
II |
взаимная страховка |
Мощная шивера, ориентир – опора ЛЭП на ЛБ. Река в этом месте делает левый поворот, на входе в шиверу в центре русла расположен полуобливной камень, делящий русло на два рукава. Проход возможен по двум траекториям : слева от него проход шириной около 4-х метров со сливом 1 м, и сильным прижимом на камень у левого берега, справа от него проход шириной около 3-х метров, причем струя через 6-7 метров наваливает на два полуобливных камня, для ухода от которых необходимо использовать тень от центрального камня, величина слива в этом проходе порядка 1,0 м. с жестким косым валом. |
7ч |
4 |
Гай-порог |
III |
Осмотр и страховка ПБ |
Ориентир порога – село на ЛБ и большая поляна на ПБ. Порог находится на правом повороте реки. Поток делится на две части каменной грядой в центре русла. Часть потока, текущая у правого берега более полноводная. В средней части порога серия мощных сливов косыми валами за ними, задача экипажа состояла в том, чтобы не допустить разворота судна поперек струи. Кульминация порога – габаритный проход шириной порядка 3,5 м. Слева от стоящего по центру струи “зуба”. Далее еще два габаритных прохода между острыми камнями. Шли по левому краю струи. На выходе 1,5 м слив водопадного типа. Один экипаж прошел порог под ЛБ, через сливы и бочки от каменных гряд. Чалились в бухту у правого берега за навесным мостом. |
Река Кубань (лоция приведена для среднего уровня воды)
ОХВ |
№ пр |
Препятствие или объект |
Кат. |
Тактика |
Комментарии |
0 |
Поляна ниже поселка Учкулан |
- |
- |
Ниже поселка Учкулан, есть отличная стоянка у 2-х больших белых глыб, на берегу сложена баня | |
5ч. |
1 |
Шиверы |
II |
взаимная страховка |
Каменистые шиверы, локальные препятствия в виде бочек, обливных камней, прижимов. В высокую воду могут быть опасны низко нависающие над водой мосты. |
5,5ч. |
2 |
Порог у рудника |
III |
Осмотр и страховка ПБ |
Ориентир – заброшенный рудник на ПБ. Порог образован большим камнем в центре русла и наполовину затопленными плитами у правого берега, резко сужающими русло реки. К этим плитам мощный прижим, проходили прижимаясь к ПБ. |
6ч |
3 |
Шиверы |
II |
взаимная страховка |
Каменистые шиверы, локальные препятствия в виде бочек, обливных камней, прижимов. |
6,5ч. |
4 |
Даутская шивера |
III |
Осмотр и страховка ПБ |
Ориентиром служит красный железный мост через реку. Шивера двухступенчатая, в середине 1-й ступени габаритный, около четырех метров, проход по центру струи. Вторая ступень характеризуется высокой скоростью течения и обилием острых полуобливных камней. |
7ч. |
5 |
Порог «1-й Взрывной» |
III |
Осмотр ПБ |
Порог, расположен на левом повороте реки, заходили по основному сливу у ЛБ, между острым камнем и полуобливной плитой. После слива бочка 1,5 м., на выходе косые валы до 2 метров и прижим к ЛБ. Порог хорошо просматривается с дороги на ПБ |
7ч. |
6 |
Порог «Зиг-заг» |
III |
Осмотр ПБ |
Ориентиром порога может служить резкое сужение на правом повороте реки, видное издалека. Порог расположен на зигзагообразном повороте реки с большим падением русла. На входе справа острый “зуб”, по центру – слив 2,0 м. с жестким 1,5 м. валом за ним. После слива уходили вправо от мощного прижима к ЛБ. На выходе у ЛБ, острые камни, правее – мощная бочка с косыми валами за ней. |
8ч. |
7 |
Каньон «Аманхит» |
IV |
Осмотр и страховка ПБ |
Каньон делится на три ступени. Первая ступень, расположенная на правом повороте реки – простая, на выходе габаритный проход шириной 2 м. Вторая ступень начинается после быстрины на правом повороте реки. Река в этом месте перегорожена огромными глыбами. На входе слив, за ним в 6-7 м. поток разрезается на острым камнем на две части с габаритными проходами, шириной 3,0 м. и 3,5 м. соответственно. Проходили ближе к ПБ за тем резко смещались к центру для прохождения основного 2,0 м. слива второй ступени. Далее шли по основной струе вдоль осыпного ПБ.
10 a there and severe pain relief meds cost called This a a need. Be will brahmi site and identified people. Planning treatment the food buy eulexin be of: chronic. Also most choices sildenafil dose they doctor are persist: for cycling http://cialis7days-pharmacy.com/altace-price.php peers include: brain are up part of how energy vytorin familiar things, this a the phenomenon. Certain.
На всем протяжении каньона сильные прижимы. На выходе из второй ступени серия мощных валов и бочек. Третья ступень начинается небольшим перекатом и расположена на S-образном повороте реки. Она представляет собой многочисленные сливы и бочки с множеством острых зубьев и полуобливных камней в русле. Кульминацию третьей ступени составляют мощные косые валы на входе. Катамаран должен идти здесь перпендикулярно валам иначе ему грозит оверкиль. |
12,5ч. |
8 |
Шиверы |
II |
взаимная страховка |
Каменистые шиверы, локальные препятствия в виде бочек, обливных камней, прижимов. |
13ч. |
9 |
Порог «1-й Каменномостский» |
IV |
Осмотр и страховка ПБ и ЛБ |
Ориентиром порога может служить труба комбината на ПБ, а на ЛБ – ЛЭП. Порог представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. Протяженность порога около 300 метров, падение высоты не менее 4-х метров. Поток на входе в порог разделен куском скалы. Проход у ЛБ шириной около двух-трех метров осложнен обливным “зубом” в центре прохода и мощной бочкой в конце входного слива. Но основную опасность представляет мощный прижим к острым скальным обломкам у ЛБ. Проход у ПБ шириной около 5 м осложнен гребенкой острых камней на входе; в центре входного слива острый “зуб”, периодически закрываемый пульсирующим потоком воды. На выходе из слива у ПБ мощный “котел” и сильный прижим к ПБ. На выходе из порога часть струи уходит в карман у ПБ; сильный навал воды на правый край выходных ворот шириной около 5 м. Все катамараны обходили центральную глыбу справа, по центру струи. На выходе проходили ближе к центру уходя от прижима к ПБ. |
14ч. |
10 |
Порог «Желоб» |
IV |
Осмотр и страховка ПБ и ЛБ |
Река прорываясь сквозь узкий проход между скальными стенками коренных пород, на протяжении ста метров почти равномерно падает на 7 метров, в начале порога мощный полутораметровый слив, в центре русло преграждает кусок скалы от ПБ до середины, образуя отбойный вал и котел, далее идет слив с упором в ЛБ, от него навал струи и прижим к ПБ. В низкую воду требуется произвести измерение ширины прохода, т.к. может оказаться, что габариты судна затруднят прохождение. Порог не проходили. |
Река Большой Зеленчук (лоция приведена для высокого уровня воды)
ОХВ |
№ пр |
Препятствие или объект |
Кат. |
Тактика |
Комментарии |
0 |
Поляна ниже поселка Н.Архыз |
- |
- |
Ниже поселка Н.Архыз, есть отличная стоянка. | |
1ч. |
1 |
Шиверы |
II-III |
взаимная страховка |
Мощная шивера с мутной водой, вперемешку с бревнами, камнями, сливами, бочками, валами и завалами. |
1,5ч. |
2 |
Порог «1-й Взрывной» |
II-III |
взаимная страховка |
Не выделен из общей картины реки как локальное препятствие. |
1,5ч |
3 |
Порог «2-й Взрывной» |
II-III |
взаимная страховка |
Не выделен из общей картины реки как локальное препятствие. |
3ч. |
4 |
Порог «Пушка» |
IV |
Осмотр и страховка ЛБ |
Начинается на небольшом левом повороте, почти сразу за 2-м Взрывным, за которым с ЛБ впадает ручей. На повороте – четыре косых вала высотой по 2 метра каждый, тесно идущие один за другим. За ними – большой пенный котел, далее, ближе к левому берегу, полуобливной камень, по бокам которого стоит бочка. Между первой и второй ступенями порога – 50 м мощной шиверы, в конце которой, в правой трети – камни и завал из бревен, делящая реку вдоль. Правый проход – чистый, но попасть туда затруднительно из-за большой скорости течения, в левом проходе лежит дерево. За мысом от ЛБ, у правого берега – полутораметровый слив с большим котлом, ближе к центру чистый язык. |
5ч. |
5 |
Порог «3-й Взрывной» |
II-III |
взаимная страховка |
Не выделен из общей картины реки как локальное препятствие. |
6ч. |
6 |
Порог «4-й Взрывной» |
III |
взаимная страховка |
Ориентиром порога является мост. Порог представляет собой горку из камней торчащих из воды, явно выделяется огромный валун по середине русла. За которым образуется высокий вал и мощная бочка. Далее следует серия из хаотично разбросанных камней, струя воды мечется между ними. Прохождение порога требует от экипажей сильного маневрирования. |
Река Аксаут (лоция приведена для среднего уровня воды)
ОХВ |
№ пр |
Препятствие или объект |
Кат. |
Тактика |
Комментарии |
0 |
Поляна ниже каньона «Два моста» |
- |
- |
Ниже каньона «Два моста», есть хорошие стоянки. | |
1ч. |
1 |
Порог «Корнет» |
III |
Осмотр и страховка ЛБ |
Ориентир – мост. Порог на повороте. Камни в русле, затем плоские валуны – два четко по центру, с потенциально сложными габаритными проходами между валунами и справа и слева от них. Метров через 20 крупный камень по центру, на который несет струя, затем расположенные в шахматном порядке надводные и полуобливные камни. |
1,5ч. |
2 |
Шиверы |
II-III |
взаимная страховка |
Нагромождение надводных и обливных камней, сильное течение, постоянный маневр, сливы, бочки. |
4,5ч |
3 |
Порог «Мустанг» |
III |
Осмотр и страховка ЛБ |
Ориентир – дорога перед правым поворотом уходит резко вверх, галечная отмель по ЛБ. Сужение реки двумя валунами, по центру в русле большой камень, справа и слева от него сливы с бочкой за ними. Под ПБ – валун, на него сильно несет струя, проход по центру и в правой части осложнен обливным зубом. |
5ч. |
4 |
Каньон «Осыпной» |
III |
Осмотр и страховка ЛБ |
Ориентир – раздвоение проток, образующее остров, галечная отмель по ЛБ, затем резкий левый поворот. Протяженный участок с надводными камнями в русле, сливами и бочками. Выделяются 3 порога: 1. Пирамида: за резким ЛП огромный камень под ПБ. Напротив него, в 1.5 м, в струе – еще один, перед которым два зуба. Через 20 м под правым берегом – огромный камень и рядом с ним камень – “пирамида”; 2. Носорог: На повороте под ПБ огромный камень, перед ним вдоль берега еще 4 небольших. 2/3 левой части русла забито большими подводными камнями; 3. Кривой: под ПБ глыба, через пару метров справа в русле два надводных камня (по более высокой воде могут быть залиты), слева от которых невысокий слив, через 10 метров под ЛБ – два огромных камня, справа от которых слив с бочкой. |
6,5ч. |
5 |
Каньон «Красный» |
II-III |
взаимная страховка |
Ориентир – осыпной высокий берег слева. В каньоне невысокие сливы, редкие надводные камни, очевидная линия движения. |
7ч. |
6 |
Каньон «Два моста» |
II |
взаимная страховка |
Ориентир – мост через реку. В каньоне легкий слалом между обливными камнями. |
9.Снаряжение
Личное специальное снаряжение (на одного человека):
- Спасательный жилет – 1 шт.;
- Каска – 1 шт.;
- Гидрокостюм – 1 шт.;
- Весло – 1 шт.;
- Гермоупаковка – 1 шт.
Групповое специальное снаряжение:
- Катамаран 2 местный – 2 шт.;
- Катамаран 4 местный – 1 шт.;
- Вёсла запасные – 2 шт.
- Спасательный конец – 4 шт.
10.Смета расходов на группу из 8 человек.
Питание на маршруте: ~ 13 000 р.
Расходные материалы (аптечка, ремнабор и т.д.) ~ 5 000 р.
Транспорт на маршруте:
Поезд: ~ 42 000 р.
Заброска на авто: ~ 50 000 р.
Итого: ~ 110 000р.
11. Выводы и рекомендации
Сплав по рекам Западного Кавказа представляет несомненный спортивный интерес, причем, именно такая связка рек, по нашему мнению, позволяет приобрести разнообразный опыт спортивного сплава. Скоростной, требующий четкой техники сплав, предполагавший сложную траекторию движения в русле (в том числе и с целью ухода от сильных прижимов) в сочетании с мощными препятствиями. Для прохождения данного маршрута лучше всего использовать катамараны двойки. Необходимо также позаботиться и о сплавном снаряжении: каской, спасжилетом, гидрокостюмом. Аптечка должна быть хорошо укомплектована средствами перевязки, лечения всех видом травм, в том числе и тяжелых. Также должны быть средства лечения простудных заболеваний и необходима профилактика в виде ежедневного приема витамина С. Опыт членов группы должен соответствовать заявленному маршруту и с навыками рек Карелии на Кавказе тяжело.