Отчет о вело походе, 2 к.с. по Черногории
- Главная ›
- Отчёты ›
- Велотуризм ›
- Отчет о вело походе, 2 к.с. по Черногории
- Дата проведения:
- с 28 апреля по 11 мая 2013 г.
- Место проведения:
- Черногория
Содержание отчета
Состав группы
Справочные сведения о походе
Характеристика района похода
График движения
Наши впечатления о походе, фото, комментарии
1. СОСТАВ ГРУППЫ
№ | ФИО | Год рож. | Адрес проживаниятелефон | Вело опыт | Обязанности в группе |
1 | Соколова Ирина Владимировна | 1969 | ш. Кинешемское 8-7079106605599 | 1Р | руководитель |
2 | Мальцев Сергей Михайлович | 1965 | ш. Кинешемское 8-7079108065077 | 1 У | Реммастер |
3 | Латфуллина Юлия | 19 | 79109515500 | 1 У | Финансист, медик |
4 | Туктарева Татьяна Александровна | 1965 | Кострома, ул. Московская79038977043 | 1 У | Завхоз |
5 | Туктарев Илдус Фирдависович | 1963 | Кострома, ул. Московская79051539758 | 1У | фотограф |
6 | Сердюков АлексейИосифович | 1966 | Ярославская обл., д. Кормилицыно,79109701105 | ПВД | штурман |
2. Справочные сведения о походе.
Поход зарегистрирован в МКК Костромской областной федерации туризма.
Проводящая организация – Костромской городской клуб туристов.
Маршрутная книжка – ________
Район похода – Черногория
Вид туризма – вело
Категория сложности –вторая
2.1. Нитка маршрута: г.Тиват – г.Будва – г.Петровац – г.Бар – г. Улцинь – о. Ада Бояна – г.Владимир – пос.Годенье – г. Вирпазар – г.Подгорица – г. Колашин – г.Мойковац – пос. Трса – г.Никшич – г.Херцег Нови – г. Пераст – г.Тиват
2.2. Идея похода была примерно такая: А не пора ли нам, наконец, замахнуться на старушку-Европу?!
Основной идеей похода было расширить границы костромского велотуризма, выехав (точнее, вылетев) в дальнее зарубежье.
В этом году выбор района похода подсказал нам костромской турист Денис Крылов, который недавно возвратился из похода по Черногории в составе группы туристов-водников. Именно под впечатлением от его рассказов мы и задумали совершить это путешествие.
Почему именно Черногория? Доводов «за» оказалось достаточно много.
Во-первых, Черногория – безвизовая для россиян и при этом славянская страна, это упрощает организацию автономного велопутешествия.
Во-вторых, Черногория очень богата разнообразными природными, историческими и православными достопримечательностями. Нам это интересно!
Ну и в – третьих, по рассказам того же Дениса, страна относительно недорогая и демократичная в плане палаточного кемпинга.
Маршрут похода разрабатывался в 3 вариантах: прогулочный («халявная единичка»), «хорошая единичка» и «двойка», так как не было уверенности в составе и опыте участников. Когда более-менее определился состав участников (и он оказался достаточно сильным), тогда стал возможным и выбор категории сложности похода, и сам маршрут.
По срокам проведения поход задумывался первоначально на август месяц. Это было бы оптимальное время с точки зрения физической подготовки участников, поскольку к этому времени, при условии постоянного катания, «накатывается» оптимальная спортивная форма. Но уже к концу 2012 г. стало ясно, что для большинства основных участников август отпадает по производственным причинам, а вот май месяц – у всех свободен. Пришлось перенести сроки похода на май, хотя это было несколько рискованно в плане того, что после долгой зимы 2012-2013 года мы не успеем набрать нужную спортивную форму для горного велопохода.
Но зато с точки зрения климатических условий – май месяц в Черногории – для нас более привычен, по сравнением с жарким и сухим августом.
Вот такими рассуждениями обоснован выбор района и маршрута похода.
2.3. Подготовка похода.
Начиная с декабря началась предварительная подготовка к походу: в основном – чтение отчетов в интернете. Отчетов из велопоходов по Черногории в интернете достаточно много, но многие из них малоинформативны, в особенности в плане спортивности маршрута. В итоге, из множества было отобрано три отчета, на основе которых и был составлен наш маршрут.
1.Отчет о велопоходе по Черногории 3 к.с. Константина Бекетова 2006 г.
http://www.tourism.ru/docs/report/cycle/59/122/500/
2. Отчет о велопоходе Николая Белых 2011 г
http://veloway.su/assets/files/Montenegro.pdf
3. Отчет о велопоходе Юрия Надежина
Каждый из отчетов содержал какую-то полезную для нас информацию: техническое описание маршрута, хронометраж, интересные природные или исторические объекты, тонкости перевозки велосипеда в самолете. И в итоге, был составлен наш маршрут, не совпадающий ни с одним из представленных. По сложности это получилась «двойка».
Самой большой сложностью на этапе подготовки был заказ авиабилетов. Первоначально мы хотели купить билеты сами через интернет. Регулярных рейсов в Черногорию очень много, но все они с пересадкой в Белграде. А пересадка для нас – перевозящих негабаритный груз – крайне нежелательна. Кроме того, у многих авиакомпаний есть ограничения по количеству велосипедов на борту. Так для авиакомпании Jet – один самолет может перевозить не более 3 велосипедов. Может быть и другие авиакомпании имеют такие же ограничения? Все эти правила очень трудно найти. Стали пытаться искать продавцов на чартерные рейсы. А они все они в Москве, и даже чтобы заплатить деньги нужно ехать в Москву. Нас это не устраивало. Пришлось обратиться за помощью в костромские турфирмы. И где-то в начале марта мы заказали билеты в фирме «Турсервис», где нам наиболее полно и подробно ответили на все наши вопросы. Стоимость билета (туда-обратно) составила 17 200 руб/чел. Плюс трансфер до Москвы и обратно – 2000 руб. Первоначально, честно говоря, мы рассчитывали на меньшую сумму. Но, как оказалось, это были практически все существенные затраты на поход. В остальном – то есть на еду – мы потратили очень и очень мало: всего по 100 евро (на тот момент 4000 руб.) на человека на 2 недели путешествия (при этом не отказывая себе в маленьких «радостях жизни» !)
Ещё одной сложностью была транспортировка велосипеда: информации о том, как упаковывать велосипед и каковы нормы провоза багажа в интернете вроде бы много, но когда начинаешь искать информацию про конкретный рейс, начинаются непонятности. По всему получалось, что у нас груз «пограничный » и по габаритам и по весу. А вдруг заставят платить за перевес? Нас это не устраивало. Поэтому покупая билеты в турфирме, мы заручились подтверждением фирмы –владельца чартерного рейса о том, что нас с данным грузом возьмут без переплаты.
Итак, когда определился состав участников и куплены билеты, мы вплотную начали заниматься маршрутом.
1.Была окончательно составлена и просчитана нитка маршрута, с учетом запасных вариантов.
2. Подготовлен картографический материал для навигатора и на бумажном носителе.
3. Изучена и законспектирована информация об исторических, культурных, природных и иных достопримечательностях района похода.
4.Распределены обязанности участников
5. Определен состав ремнабора и медаптечки.
3. Характеристика района похода.
Черногория – одна из республик бывшей Югославии. Площадь территории 13812 кв. км.
По переписи 2003 года населения Черногории составляет 630000 человек. Состав населения Черногории :
По национальному признаку:черногорцы – 40,6%сербы – 30%боснийцы – 13,7%албанцы – 7,1%хорваты – 1,1%цыгане – 0,4%
|
По вероисповеданию:православные – 69,6%мусульмане – 21%католики – 4,2%остальные – 5,2%3атеисты – 0,9% |
Отмечу, что даже в мае месяце, когда курортный сезон только начинается, в приморской части Черногории очень много русских или русскоговорящих людей. Языкового барьера практически нет.
Черногория расположена на берегу Адриатического моря, длина береговой линии 293 км.
Климат специфичный и на весьма небольшой территории варьируется от средиземноморского до резко-континентального; средняя температура июля от 27,5 С в Подгорице до 13 С в Жабляке. Температура моря летом 24-28 С, зимой не опускается ниже 12 С. Зима в горах снежная, глубина снежного покрова на границе леса может превышать 2 м, снежники сохраняются в течение всего лета. Тем не менее, современное оледенение отсутствует. На побережье снег обычно не выпадает.
В Черногории 4 национальных парка: Скадарское озеро, Ловчен, Биоградская гора и Дурмитор, включающий в себя каньон Тары. Посещение этих территорий свободное, ограничений передвижения нет.
Высшей точкой страны является вершина Боботов Кук (2523 м) в горах Дурмитор. На юго-востоке в пределы страны заходят отроги Северо-Албанских Альп, имеющих местное название горы Проклетье. Высшая точка Проклетий расположена в нескольких километрах от границы на территории Албании, высота 2694 м. Также высоким горным массивом являются Комови с вершиной Ком Кучки (2487 м). В стране несколько горнолыжных центров, наиболее известны и популярны Жабляк и Белясица. Высокие горные массивы представляют интерес для ски-альпинизма. Более 70 вершин имеют высоту более 2000 м над уровнем моря, около 40% территории страны расположено на высотах более 1000 м.
Наиболее крупные реки Черногории: Тара, Пива, Лим, Зета и Морача. Первые две известны своими грандиозными известняковыми ущельями, причем ущелье Тары (общеупотребительный термин – «каньон Тары») в ряде источников считается самым глубоким в Европе и вторым по глубине в мире после каньона Колорадо. Протяженность ущелья 78 км, наибольшая глубина 1300 метров. На Таре популярен коммерческий рафтинг. Долина Пивы во многом схожа, но дно ущелья затоплено водами Пивского водохранилища, что делает Пиву похожей на фьорды Норвегии.
Крупные озера Черногории как правило искусственного происхождения (водохранилища), за исключением самого большого пресного водоема Балканского полуострова, – Скадарского (Шкадарского) озера. Площадь озера меняется в зависимости от сезона от 391 до 540 кв.км. Набольшая глубина 65 м, при этом над озерной гладью возвышается 40 гористых островов. По озеру проходит граница Черногории и Албании. В горах есть небольшие озера, наиболее крупные и известные – Биоградское в одноименном национальном парке и Черное в Дурмиторе.
На территории Черногории чрезвычайно развита карстовая эрозия, здесь большое количество пещер (наибольшая достигнутая глубина -898 м). Обилие подземных полостей создает проблемы с водой, поскольку в отдельных районах преобладает подземный сток, и трудно найти источники воды.
Для велотуризма Черногория представляет большой интерес, поскольку обладает плотной сетью дорог с низким автомобильным трафиком на фоне резко пересеченного рельефа и теплого климата. Также, положительный момент заключается в богатой истории страны и обилии достопримечательностей не только природного, но культурного плана.
Такова в целом характеристика района похода.
4.График движения
График движения планировался исходя из опыта участников, а также из опыта других групп, путешествовавших на велосипедах по Черногории, информацию о которых мы нашли в сети интернет. Это отчет многоуважаемого туриста-лыжника Константина Бекетова, отчет очень сильного и выносливого одиночки – Николая Белых и отчет ещё одной группы украинских туристов под руководством Юрия Надежина.
Надо сказать, что опыта горных вело-походов у нашей группы до этого не было. Был опыт довольно сложных, но всё-таки вело-единичек, и отдельно у каждого из нас – опыт горных походов.
В среднем на день мы планировали 50- 70 км, но чаще делали больше запланированного, поэтому с первых же дней опережали свой плановый маршрут. А в связи с тем, что один участок маршрута (перевал) оказался закрытым (из-за непогоды) , мы сэкономили почти 2 дня, которые в конце маршрута смогли использовать для неспешной вело-прогулки (в матрасном стиле) по побережью Боко-Которской бухты.
Основной сложностью первых дней было то, что из-за поздней весны перед походом мы не смогли «накатать» достаточную спортивную форму. Поэтому, несмотря на то, что
маршрут первых дней проходил по побережью Адриатического моря и не содержал больших подъемов, тем не менее, первые дни пути были для нас особенно трудными. Но постепенно, уже на 4-5 день пути все вошли в свою привычную спортивную форму.
день | Дата | Город | км | Характеристика дорожного покрытия, естественные препятствия, погодные условия, достопримечательности, примечания |
1 | 28.04. | Аэропорт Тиват – Будва – п. Бечичи | 32 |
Прилетели в Тиват в 12-30 по Московскому времени. Кстати, так по Московскому времени и жили все 2 недели похода. В Тивате +25С, жара солнце, цветы, пальмы. Мы в культурном шоке! Собирали велосипеды на газоне прямо у аэропорта. Собрали, перекусили, закупившись в ближайшем супермаркете «Рода» (кстати, потом всю дорогу старались покупать продукты именно в этих супермаркетах). Выехали в 15-30. Асфальт, узкое двух-полосное Ядранское шоссе. В начале маршрута, выехав из аэропорта посетили церковь Архангела Михаила с иконой святого Федора Ушакова. Будва – очень красивый маленький приморский городок. Было воскресенье и в Старом городе проходил международный детский фестиваль. Попали с корабля на бал! Погуляли по узким улочкам старого города, полюбовались замечательными приморскими пейзажами. Остановились – недалеко от Будвы в поселке Бечичи на берегу моря. Сначала встали на лужайке, где расположились парапланеристы. Но чуть позже пришел «хозяин» территории и прогнал нас. Перенесли палатки метров на 200 к недостроенному кафе. Там и заночевали. В дальнейшем проблем с лагерем у нас не было. |
2 | 29.04. | П. Бечичи – Свети Стефан – Петровац – Бар – Улцинь – о. Ада Бояна | 80 |
Встали в 8-00, выехали в 10-00. Двигаемся по побережью Адриатического моря. Виды – потрясающие! Острова Свети Никола, Свети Стефан – и правда очень красивые! Побережье всё застроено коттеджными посёлками, и везде можно найти и недорого снять жильё. Видели много русских машин. Приехали на пляж в Сутоморе, думали найти какую-нибудь кафешку, но кафе ещё не открыли летний сезон. Пришлось перекусывать чем-то купленным в магазине. Искупались, поехали дальше. Проезжаем много туннелей: пока все недлинные и неопасные. Проехали город с интересным названием Бар. Там тоже перекус. Едем дальше, любуемся видами. Впереди город Ульцин. Знаем, что там тоже хороший Старый город, но решили не заезжать, так так хотели успеть доехать на ночевку до острова Ада Бояна. В самой южной части морского побережья Черногории находится небольшой песчаный остров, когда-то образовавшийся в месте, где река Бояна впадает в Адриатическое море. Здесь, на площади 4,8 км², сохранился уникальный заповедник нетронутой средиземноморской природы, чем-то напоминающий знаменитую американскую Амазонию. На пляжах этого «затерянного» от большого мира участка земли сегодня очень любят отдыхать нудисты, для которых на острове Ада Бояна была построена специальная деревня. Доехали в 19-00. Народу пока нет, бунгало и кафе закрыты – не сезон ещё! Нам и лучше: купаемся, загораем на вечернем солнышке, ужинаем. И всё это практически в полном одиночестве. Ночевка на пляже удалась! Не зря ехали. За день 1 прокол – у Алексея. |
3 | 30.04. | Ада Бояна-Владимир-Острос- Скадарское озеро – Бобовисте | 57 |
Встаем в 8-00, выезд в 10-00. Такого режима мы и придерживались весь поход. Вернулись 15 км до Ульцина и повернули по направлению на г.Владимир. Начались затяжные подъемы. Тут случилось одно непредвиденное обстоятельство. Обычно мы передвигались по двое-трое, держа всю группу в пределах видимости. Впереди ехали я, Таня и Алексей. У ближайшей стрелки (где был указан наш поворот на Владимир) мы остановились подождать ребят. Встали у магазина. Одновременно решили прикупить перекус. А в этот момент ребята проскочили мимо нас, не заметив наших велосипедов. Когда прошло уже больше, чем пол-часа, мы поняли, что что-то здесь не так. Я включила телефон и мы созвонились с Юлей. Оказалось, что они уже во Владимире и тоже сидят дожидаются нас. Прикол в том, что карта на тот момент была только у меня и у Алексея, и народ в принципе, не очень знал наш маршрут. По крайней мере, я боялась, что могли уехать не туда. Да уж, потерялись… Поехали их догонять. Впереди нас ждал единственный отрезок гравийной дороги (новую дорогу строили). Догнали беглецов на заправке за городом. Подискутировал на сей счет, перекусили, и поехали дальше. Начался затяжной подъем на перевал к Скадарскому озеру. Жарко, тяжко. Иногда даже идем пешком. Кругом – потрясающие виды горных склонов, деревень – там на западе уже Албания. Дорога хорошая, но узкая: хорошо, что машин здесь уже гораздо меньше, чем на Ядранском тракте. Из машин, кстати, встречаются просто раритетные экземпляры. И ездят, как ни странно! А вот и первый вело-перевал! Были на нём в 17-30. Сам перевал – это выемка в скалах, рядом ретранслятор (вышка). Высота – ок. 500 м. Открывается шикарный вид на Скадарское озеро. Отдохнули, пофоткались и понеслись вниз. Спуск, хотя и некрутой, но скорость набрать можно офигенную. Быстро спустились до пос. Острос. Зашли в магазин, закупили продукты. Решили спуститься ночевать на озеро. Крутоватый спуск по очень извилистой узкой дорожке ок. 5 км. И вот оно – озеро. Территория вокруг Скадарского озера провозглашена Национальным парком. Это самое крупное озеро на Балканах. Большая его часть, 222 км, принадлежит Черногории, а остальная часть – Албании. Длина озера – 43 км, а максимальная ширина – 14 км, средняя глубина – 7 м. В озере водится около 40 видов рыб, на его берегах обитает 270 видов птиц, в том числе далматинские пеликаны и черные ибисы. Это единственное место в Европе, где еще можно встретить Розовых Пеликанов. Из крупных рек в озеро впадают Морача и Черноевича, а вытекает только Бояна. На озере широко распространены рыбалка и катание на лодках. Лодок и вправду стоит много на берегу. Вид – замечательный, место для палаток есть. Встали на лужайке возле разрушенного дома, как выяснилось позже, это место – старый рыбный базар. Рыбаки и правда, приезжали, но нас не беспокоили. Скорее мы к ним приставали с расспросами – на предмет рыбы. Но рыбалка у них не очень-то удалась, рыбы мало. Не продали. Ну и ладно. Готовили на костре. Искупались в озере – вода вполне теплая. День удался! А вечер подарил ещё и прекрасный, просто незабываемый закат, который запечатлен на многочисленных снимках. |
4 | 01.05. | Острос-Вирпазар-Подгорица-р. Тара | 78 |
Утром ещё несколько раз купались в озере. Подъем до пос. Острос, вопреки нашим опасениям, занял всего пол-часа. Выехав на дорогу, продолжаем движение вдоль Скадарского озера. После поселка основная дорога идет через лес. Позже лес снова сменился низкорослыми кустами, и начался подъем на перевал через боковые отроги хребта, спускающиеся к озеру. Затем идет траверс крутого склона, обращенного к озеру. Далеко внизу деревня на берегу, напротив которой остров на озере с каким-то монастырем. Очередной подъем приводит на еще один перевальчик к деревне Годенье. Спуск к ней – по настоящему серпантину с перепадом высот около 430 метров. Открывается прекрасный вид на озеро и окрестные горы. В 14-30 въезжаем в гор. Вирпазар – крохотный городок на берегу Скадарского озера. Там бурлит жизнь – кафешки, магазинчики, лавочники, торговля сувенирами. Время подходило к обеду, поэтому мы не утерпели, и тоже зарулили в кафешку под открытым небом (погода – благоприятствовала). Пообедали сытно, вкусно и не очень дорого. Побродив по лавчонкам, едем дальше в сторону Подгорицы. На прощанье – искупались в Скадарском озере, прямо около моста. Через дорогу – развалины какой-то крепости. Вода – прохладная и чистейшая. Очень бодрит! Хоть и жаль, но прощаемся с озером и едем дальше. Дорога до Подгорицы – абсолютно ровная, без уклонов. И мы – понеслись! По-моему средняя скорость на том участке была около 25 км. Подъезжаем к Подгорице. Изначально решили в городе особо не останавливаться, поскольку он не представляет собой ни особой архитектурной, ни исторической ценности. В Подгорице были уже около 18 часов. Едем дальше по трассе, которая идет вдоль реки Морачи. Останавливаемся, недалеко от реки в поисках места для ночлега. У меня – прокол на ежевичных колючках. Клеимся. Недалеко от моста через Тару у домиков нашли уютную скошенную лужайку и спросили у местных жителей разрешения переночевать там. Нам разрешили. Ходили купаться в Мораче. Вода ледяная и течение сумасшедшее. Вечером к нам пришли в гости местные дети – очень симпатичные, видно, что не избалованные, безобидные детки. Мы с ними пообщались на всех известных языках, подарили друг другу рисунки, и даже попели песен! Таня заплела девочкам косички, мы подарили им матрешек, они были в восторге! Вскоре, как только подошло «их» время, детки разбежались по домам (они были рядом). Вот так закончился ещё один день нашего путешествия. Кстати – 1 мая! |
5 | 02.05 | Подгорица-Монастырь Дуга-монастырь Морача- пер.Црквин | 62 |
Выезжаем как обычно в 10-00. У кого-то (не помню!) снова прокол, клеимся. С утра заехали в Монастырь Дуга (Радуга), расположенный недалеко от дороги. Монастырь крохотный, всего несколько монашек в нём. В церкви шла служба, нам разрешили зайти. Службы идут на старославянском языке, так что мы вполне понимали происходящее. Возвращаемся на дорогу, едем дальше. Встречаем живописный водопад, очень страшный подвесной мост через Морачу. Постепенно дорога, идущая вдоль долины р. Морачи, начинает принимать заметный уклон. Подъезжаем к мон. Морача. Там уклон уже существенный. Сходили на экскурсию на территорию монастыря. Этот монастырь – значительно больше и богаче. Сюда возят толпы туристов. Есть кафешки и магазины, но почему-то ничего кроме пива в кафешке нет. Мы перекусили купленными в магазине продуктами. Затарились монастырской водой. Едем дальше. Если раньше подъемы чередовались со спусками, то сейчас начался один сплошной монотонный подъем. Судя по компьютеру, 16 км непрерывного подьёма на перевал! Проезжаем туннели, галереи – уже считать устали. Жарко. В 18-55 – мы на перевале Црквин. Там кафе. Решили пообедать, или точнее поужинать. Так и сделали. Отдохнули. Поехали искать место ночлега. Спустившись буквально пару км, останавливаемся около 21 часа у хорошего ручья на территории чего-то типа турбазы, рядом в доме отдыхает местная молодежь. Спросили разрешения – никто не был против. Никто не шумел, пьяных не было, всё было прилично. Поставили палатки, попили чаю, прочитали 1 рассказ Веллера (чтение вслух – это наша походная традиция, взамен песен под гитару!) и уснули. |
6 | 03.05. | Колашин-Мойковац-Расова | 76 |
Выезд в 9-45. Сегодня пасмурно, иногда моросит дождь. Быстро спускаемся до г.Колашина. В город не заезжаем, особо там смотреть нечего. Закупившись в придорожном магазине, продолжаем движение. Проезжаем отворот на национальный парк Биоградская гора, с одноименным озером. Подъем туда – около 5 км, решили не ездить, поскольку до обеда ещё далеко, а просто так пахать туда-обратно 5 км круто вверх не хотелось. И оказалось, что правильно – ребята из Киева нам потом рассказали, что они туда пробирались, но там снег не стаял – дороги нет. В общем, едем дальше. Сразу начинается пологий подъем протяженностью около 3.5 км. Затем такой же пологий спуск, и дорога пересекает границу национального парка Дурмитор. После впадения левого притока, долину которого шоссе огибает большой петлей, на Таре начинается знаменитое ущелье. Каньон реки Тара — одна из главных черногорских достопримечательностей, грандиозное творение природы, имеющее в длину около 80 км. Глубина ущелья в некоторых местах достигает величины 1300 м, благодаря чему оно считается глубочайшим каньоном в Европе и вторым в мире, уступая лишь американскому Гранд-Каньону в Аризоне. С 1977 года каньон реки Тара включен ЮНЕСКО в Список особо охраняемых природных резерваций. Тара, за свою чистоту прозванная «слезой Европы», является частью национального парка Дурмитор. На протяжении всей своей длины река Тара имеет сильное течение и множество порогов, часть из которых очень опасны, хотя в некоторых местах изгибы течения образуют спокойные бухты, окруженные высокими скалами. За своенравный горный характер реку Тара любят многочисленные поклонники экстремального рафтинга. Водников, правда не видели. В 14 часов останавливаемся на перекус на обочине дороги. Очень понравились местные йогурты – не сравнимы с нашими. В основном на перекус мы их и покупали. Вкусно и полезно! С подъемом вверх становится прохладно, и весь день моросит дождь. Дорога все время идет вниз под уклон, но река уходит все ниже и ниже от дороги. Поэтому визуально кажется, что мы едем в гору. Часто встречаются водопады, туннели, красивые виды ущелья Тары, скальные участки у дороги, поэтому часто останавливаемся фотографировать. Но вот дорога постепенно спускается почти к самой реке и проходит через серию тоннелей, пробитых сквозь скальные прижимы . Перед последним из тоннелей начинается подъем, и непосредственно перед ним снизу слышен рев реки Лютица, вытекающей из пещеры бурным потоком и почти сразу впадающей в Тару. Впереди уже виден знаменитый ажурный мост через реку высотой 149 метров. Пейзажи очень красивы, но жаль, что пасмурно. К 17-30 доехали до знаменитого моста у пос. Джурджевич. Там – кафе, сувениры, база рафтеров, предлагающих сплавы по Таре. А вот магазина не оказалось: значит хлеба у нас на ужин не будет. Но, это не беда. Не остаться бы без воды: пока ехали до моста – кругом было очень много воды : ручьи, водопады. А как только повернули на Жабляк – источников воды не стало. И ко всему – начался подъем в очередной перевал. Общий перепад при подъеме по серпантину около 600 метров. Воды попросили у местной жительницы – у них в домах на горе оказался рабочий водопровод. Встали – у нежилых домов рядом с п. Расова (у нас бы это назывались дачи) на лужайке. Готовили на костре. |
7 | 04.05. | Жабляк-Шавник-Крушевице | 57 |
Выезжаем в 9-45. Продолжается подъем к перевалу. Сегодня с самого утра солнечно. Дорога проходит через симпатичный сосновый лес. На перевале небольшое кафе и несколько сараев, спуска практически нет – перевал просто является выездом на плато. Лес на этом плато растет отдельными рощами, зато много самых настоящих сосновых боров. Вдали – виднеются заснеженные склоны Дурмитора. Красиво! Едем по плато, засматриваясь на окрестности. Перед самим Жабляком – затяжной пологий подъем. Здесь, кое-где по обочинам дороги лежат нерастаявшие сугробы – нас это очень удивило. В дальнейшем оказалось, что неспроста. Время приближалось к обеду и мы решили заехать на Черное озеро пообедать. Закупились в местном супермаркете «Рода» и поехали по указателям Черное озеро. Там снега ещё больше. Из леса так и веет холодом. Приехали к озеру, решили его не объезжать, а в ближайшем удобном местечке остановиться на перекус и отдых. Так и сделали. Возвращаемся обратно до Жабляка, снова заходим в магазин и начинаем движение в сторону г. Шавник. Нам надо было на перевал Седло. На одной из развилок дорог мы остановились, ещё раз уточняя направление движения, боясь уехать не туда. Рядом проходили 2 местных жителей, и мы решили уточнить у них – правильно ли мы выбрали направление. Один из них – хорошо говорит на русском – работал с русской делегацией на олимпиаде в Сараево. Он, посмотрев, куда мы направляемся, сказал: «Туда дорога закрыта – перевал под снегом». Оказалось, что зимой – горные перевалы Дурмитора непроезжие и открываются только когда стает снег. А весна этого года была очень поздняя и перевал остался под снегом. Вот тебе и на! Верить или не верить? На всякий случай уточнили эту информацию в придорожном кафе, где были люди. Всё подтвердилось. Принимаем решение не ездить на перевал Седло, а ехать запасным вариантом маршрута – на Шавник. Значит, исключается и ещё один «кусок» маршрута – Пивское водохранилище. Ну что ж, се ля ви! Считаю, что умение общаться с местными жителями – наш несомненный плюс. Уже внизу на побережье встретили команду молодых москвичей, которые, ни с кем не советуясь, попёрлись на перевал и встряли в снега. Пытались протащиться по глубоким сугробам, где естественно все вымокли. Вынуждены были ночевать на снегу, а потом всё-таки вернуться обратно. Потеряли ок. 2 дней. А мы – чудом избежали аналогичной участи! Немного расстроившись, что сбиваются наши планы, мы едем по новой дороге на Шавник. Очень быстро разочарование пропадает, потому что вокруг очень красиво – справа от дороги видна вершина Боботов Кук, слева – озёра и шикарные альпийские луга. Дорога идет на спуск, едем, притормаживая, сдерживая скорость. Если не сдержавать – можно развить скорость до 70 км/ч. На этом отрезке проходим самый длинный туннель – 2,2 км. Туннель тоже с уклоном – на спуск. На въезде он был освещен и мы поехали не доставая фонари, не ожидая никакого подвоха. Но вдруг, когда, казалось, проехали уже большую половину, освещение прекратилось. Первые, думая, что впереди осталось немного, решили ехать, но «света в конце туннеля» всё не было. Ощущения мы испытали очень острые и незабываемые! В кромешной темноте полностью теряется ощущение пространства и направления. А, поскольку дорога идет под уклон, велосипед куда-то пытается ехать. Останавливаемся, рыщем в рюкзаках в поисках фонарей, затем медленно выбираемся из этого коварного туннеля. Спуск продолжается: в итоге за 15-20 минут пронеслись 13 км! Не успели оглянуться – в 15-20 мы уже в Шавнике. Едем дальше. Снова начались подъемы. На очередной развилке решили рискнуть и поехать по дороге через горнолыжный центр – а значит через перевал. Примерно через 3 часа подъемов останавливаемся на красивейшей лужайке рядом с цветущими фруктовыми деревьями. Правда нет водоёма, но кто хотел – сходили искупаться на колодец. |
8 | 05.05. | Никшич-р. Зета-мон. Острог-р. Зета | 73 |
Сегодня Пасха! Погода с утра соответствует светлому празднику. Для нас этот день получился едва ли не самым напряженным за весь поход. Выехали как обычно около 10-00. Кое где снега подступали к самой дороге, да и дорога местами размыта со склонов, но всё-таки везде проезжая. На этой высоте ещё только начинается весна: цветут березки, дикие яблони и вишни. И, конечно, разнообразие весенних цветов просто сводит с ума! На одной такой полянке, мы, наверное, пол-часа прыгали с фотиками : в горах цветут крокусы! Довольно быстро выехали на перевальное плато(высота 1487 м). Очень красиво! Не пожалели, что поехали по этой дорожке! Едем дальше по плато. Начинается спуск с прекрасными видами. На склонах кое-где пасутся овцы и коровы. Проезжаем горнолыжные спуски – здесь известный на всю Черногорию ски-центр. Чуть ниже встретили двоих велосипедистов – парни из Никшича. Пообщались, как смогли: на русско-английском, а больше на пальцах. Поняли, что нам уже недалеко до Никшича. Попрощались, едем дальше. Приехали в Никшич. Закупили продуктов, спросили дорогу на монастырь Острог. Один местный житель подсказал нам на хорошем русском, как нам лучше ехать – через Царёв мост на реке Зета. Доехали до р. Зета. Мост и правда впечатлил! Вот бы у нас через Волгу был такой мост! Его история такова: в 1896 г. был построен Царев мост – один из самых красивых в Черногории. Финансовую помощь при строительстве оказал русский царь Александр III. Именно в его честь мост и был назван Царским. Его длина 269 м, высота в середине 13 м. Впереди у нас – 12 км подъема к монастырю Острог. Очень символично, что именно в Пасху мы будем в самом известном монастыре Черногории. Жарко. Поднялись к монастырю в 15-40. К верхнему монастырю решили идти пешком – там очень круто. Велосипеды с вещами оставили у монастырской гостиницы. Пешком поднялись на верхнюю площадку. Прошли по всем открытым для посещения комнатам. Постояли на смотровой площадке, с которой открывается отличный вид. Купили сувениры в церковной лавке и стали спускаться. Назад решили возвращаться немного другим путем – по трассе Никшич – Даниловград. Хотя очень устали, решили возвратиться до реки Зета. Так и сделали – очень уж хотелось после жаркого и сложного дня искупаться в холодной воде. Стояли у железнодорожного моста через реку Зету. Искупались, сготовили вкусный праздничный ужин. Посетовали только, что в этот раз на Пасху мы остались без пасхальных яиц! Но, это так – пустяки, по сравнению с эмоциями, полученными за день. Так закончился, пожалуй, самый «длинный» день похода. |
9 | 06.05 | Никшич-Сланское озеро-Вилуси-Грахово-оз. Граховское | 60 |
Выезжаем в 9-45. Моросит дождь, прохладно. Снова проезжаем через Никшич. Дождь усилился. Переждали его в магазине, закупая продукты. Двигаемся дальше, надев накидки от дождя. С 12 часам вышло солнце, а мы остановились на обед на берегу Сланского озера. Варим суп, купаемся, загораем. Хотели даже устроить здесь полудневку, но отдыхать долго не смогли, продолжаем двигаться дальше. Весь день временами идет дождь, но нам это не мешает. Тем более Эдик на обочине дороги нашёл вполне рабочий зонт и мы тут же устроили в ним фотосессию. Взяли с собой! Дорога с небольшим уклоном идет в подъем. Доезжаем до Вилуси – здесь наш маршрут проходит в непосредственной близости от границы с Боснией –Герцеговиной. Но нам туда не надо. Здесь нас догнал хороший ливень , но мы благополучно переждали его на автобусной остановке. Теперь направление нашего движения – на юг! Картинка слегка изменилась – пейзажи Боснии немного менее привлекательны, по-сравнению с тем, что мы видели раньше. Дождь брызгал ещё несколько раз за этот день. Сегодня прокололся Сергей. Ремонт прошёл быстро, едва мы успели сходить в ближайший колодец за водой. Когда время подошло к вечеру, стали думать о стоянке. Очень хотелось встать на каком-нибудь водоёме и Алексей нашел по навигатору какое-то озеро, которое расположено где-то близко. Решили его найти. Спрашиваем местных жителей. С трудом объясняясь, находим старую дорогу с очень извилистым серпантином, которая приводит нас сначала в село Грахово, а потом, после небольшого подъема – на Граховское озеро. Озеро искусственное, образовано плотиной на реке. Очень красивое место, озеро чистое и прозрачное. Странно, но ни в одном из отчетов мы о нём не читали. Купаемся и вечером и утром. Снова пошел дождь, но что нам дождь – у нас же есть зонт! Наконец, усаживаемся у костра на долгожданный ужин. Да, чуть не забыла! На ужин у нас были пасхальные яйца! Любезные местные жители, которых мы спрашивали путь ( а заодно прикупили у них бутылочку экзотического национального продукта – ракии: по-моему, в тот раз виноградной – она называется «лозовица»), так вот, они вынесли нам целую тарелку пасхальных яиц! Мы страшно обрадовались такому подарку, и конечно, «отомстили» этим милым людям какими-то, оставшимися к этому времени сувенирами. Вот так завершился ещё один длинный день похода. В принципе, это был последний по-настоящему активный день: уже завтра мы должны спуститься к морю, а там – матрасный туризм с ленивым передвижением по побережью. |
10 | 07.05. | 58 |
Утром не жарко. Тем не менее, купаемся в озере. На завтрак (а иногда и на перекус) мы приноровились покупать мюсли и употреблять их со вкусными местными йогуртами. Очень нам это понравилось! Будем практиковать и в будущем. Сегодня позволили себе выехать на час позже – в 11 часов. Итак, после купания и завтрака выезжаем на трассу и продолжаем наш путь. Сегодня нам предстоит очень длинный спуск к морю. Спуск действительно головокружительный! Вроде не спешили, но не заметили, как оказались внизу. Остановки делали только чтобы сфотографироваться на фоне Боко-Которского залива. Вот и спустились до моря, сбросив 800 м высоты. Итак, прощайте горы – в 13-15 мы уже у моря! Внизу жара, сразу хочется в воду. Начинаем двигаться по побережью в сторону города Херцег-Нови. Внизу сразу поражает обилие запахов цветущих растений. Хочется занюхать каждый цветок! И сфотографировать на память. По побережью идет такая же узкая двух-полосная дорога, как и от Тивата. Машин много, но к нам относятся с уважением, пропускают. Снова стали встречать машины с русскими номерами. Одни москвичи даже остановились с нами поболтать . Пожелали нам счастливого пути и подсказали хороший и недорогой экспресс-ресторанчик, куда мы потом заезжали 2 раза. Плотно перекусив, продолжаем двигаться к Херцег-Нови. Доехали, побродили по Старому городу и спустились на набережную. Проехали по всей набережной и остановились в одном местечке искупаться. Да так там и остались ночевать – с видом на звёздное небо. |
|
11 | 08.05. | Херцег-Нови- Рисан-Пераст-Дразин Врт | 12 |
С утра купаемся в уже теплом море. Неторопясь, выезжаем. Сходили в монастырь святого Саввы, прямо под которым мы оказывается и ночевали. Нас сводили на экскурсию в монастырский музей, где хранятся очень древние реликвии. Одна из них – хрустальный крест святого Саввы 1219 года. А ещё в этом музее есть неизвестные в России портреты Петра Первого и Екатерины. Едем дальше, любуемся морскими пейзажами. Заехали в знакомое кафе – на обед. Купаемся, отдыхаем. Как ни пытались медлить, всё-таки быстро доехали до Рисана. Там перекусили в местном парке. Следующий город – Пераст. Нам про него рассказывала одна русская туристка. По её совету мы зашли в местный музей ( краеведческий). Любопытно! Городок – просто крохотный, но действительно оставил очень хорошее впечатление. На ночевку в этот день остановились у недостроенного коттеджа на самом берегу. Палатки поставили под навесом, а ужинали – на деревянном настиле, который используют как причал. Так что мы весь вечер «валялись на досках нагретого причала», и смотрели, как горят далёкие огни (это были огни города Котора). Вечером начался ливень с грозой, но нам он не страшен – мы под навесом! |
Монастырь Морача – Колашин | 25 | |||
Колашин – Мойковац | 22,6 | |||
7 | 04.05. | Мойковац – Жабляк | 70 | |
8 | 05.05. | Жабляк –Трса | 50 | |
Трса – Плужине | 13 | |||
9 | 06.05. | Плужине – Никшич | 57 | |
Никшич – монастырь Острог | 13 | |||
10 | 07.05. | монастырь Острог – Никшич | 13 | |
Никшич –Вилуши | 35 | |||
Вилуши – Побережье Которской бухты | 30 | |||
11 | 08.05. | Побережье – Херцег Нови | 27 | |
Херцег Нови – Рисан | 27 | |||
12 | 09.05. | Рисан – Тиват | 30 | |
Итого: | 670,4 | |||
13 | 10.05. | Запасной день |
5.Впечатления, фото, комментарии.