Отчет о водном походе 3 к.с. по р.р. Б.Зеленчук, Аксаут, Западный Кавказ

Дата проведения:
с 28 апреля по 8 мая 2012 г.
Место проведения:
Западный Кавказ, р.р. Б.Зеленчук, Аксаут

ОТЧЕТ

о водном спортивном походе 3 категории сложности по рекам Большой Зеленчук, Аксаут в районе Западного Кавказа, совершенном

с 28 апреля по 8 мая 2012 года.

Маршрутная книжка: № 4 – 12

Руководитель группы: М.В.Колдаев.

Адрес: г.Кострома, ул.Кирпичный проезд,

д.2 кв.43. тел.8910945795

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.

Справочные сведения о походе

3 стр

2.

Характеристика района похода

5 стр

2.1.

Общегеографическая характеристика района похода

5 стр

2.2.

Подъезд и отъезд с маршрута. Внутримаршрутные переезды

6 стр

3.

Организация похода

7 стр

3.1.

Организация похода

7 стр

3.2.

Аварийные выходы с маршрута

7 стр

4.

График движения

8 стр

5.

Техническое описание

9 стр

6.

Материальное обеспечение группы

14 стр

8.

Итоги, выводы и рекомендации

17стр

9.

Литература

18 стр

Приложения:

-

Схемы

19 стр

-

Фотографии

23 стр

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.

1.1. Проводящая организация: Костромская Областная Федерация Туризма

1.2. Район проведения похода: Западный Кавказ (Республика Карачаево-Черкессия)

1.3. Общие справочные сведения:

– вид туризма – водный;

– категория сложности –третья;

– сроки проведения похода – 28.04.- 08.05. 2012г.

– протяженность – 104км;

– продолжительность – 10 дней;

из них: активная часть – 5 дней.

– количество участников – 10 человек.

– средства сплава – двухместные катамараны – 4 шт. (К-1, К-2, К-3-1000л, К-4- 1300л)

– уровень воды – средний и ниже среднего.

1.4. Нитка маршрута: Сплав по р.Большой Зеленчук от п.Архыз до п.Нижний Архыз; переезд до р.Аксаут (п.Красный Карачай); сплав по р.Аксаут от п.Красный Карачай до п.Хасаут Греческое.

1.5. Определяющие препятствия:

Название

Протяжен-

ность

Категория трудности

Кем пройден

Р.Большой Зеленчук

4.

«1-ый Взрывной»»

200м

3

Все

5.

«2-ый Взрывной»»

200м

3

Все

6.

«Пушка»»

500м

4

Обнос

7.

«3-ый Взрывной»»

150м

3

Все

8.

«4-ый Взрывной»»

150м

3

Все

9.

«Косой»»

100м

3

Все

Р.Аксаут

10.

Трехкилометровая шивера

3км

3

Все

11.

«Мустанг»

100м

3

Все

12.

Каньон «Осыпной»(пирамида,носорог,кривой)

2км

13.

«Пирамида»

200м

3

Все

14.

«Носорог»

350м

3

Все

15.

«Кривой»

300м

3

Все

16.

Каньон «Красный»

1,5км

3

Все

17.

Каньон «Два моста»

400м

3

Все

18.

«Сюрприз»

250м

3

Все

Итого пройдено: 3 к.т. – 13шт;.

1.6. Список группы:

ФИО

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности

1.

Колдаев Михаил Викторович

1981

Нарын-Кекемерен-6у,

Башкаус-Чулышман-5у

Руководитель,

капитан К-1

2.

Дроздов Андрей Викторович

1982

Чирко-Кемь-2у,

Уксуньоки -3у

Зам. Руководителя,

капитан К-2, видеооператор

3.

Семенов Артем Сергеевич

1984

Лоймола-Укса-3у

Тохмайоки-3у

Штурман

капитан К-4

4.

Любимцев Антон Львович

1986

Улуг-О – 4у

Фотограф

капитан К-3

5.

Антонов Олег Витальевич

1981

Юпшара-Гега -1у

Ремонтник, матрос К-1

6.

Базанова Екатерина Сергеевна

1989

Лоймола-Укса-3у

Тохмайоки-3у

Завхоз,

матрос К-1

7.

Дроздова Татьяна Сергеевна

1986

Охта-2у,

Лоймола-Укса -3у

Финансист,

матрос К-2

8.

Кузьмина Дарья Руфовна

1988

Лоймола-Укса-3у

Тохмайоки-3у

Летописец,

матрос К-3

9.

Богомолова Светлана Александровна

1987

Умба-3у,

Лоймола-Уска-3у

Видеооператор,

матрос К-2

10.

Белозерова Дарья Павловна

1992

р.Юг -1у

Медик,

матрос К-4

1.7. Маршрутная книжка: № 4 – 12

1.8. Шифр МКК: 144-00-543521211

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА.

2.1. Общегеографическая характеристика района похода.

На юге Ставропольского края у подножья Эльбруса расположена небольшая горная страна – Карачаево-Черкесия. Теберда, Домбай, Архыз на ее территории – красивейшие уголки западного Кавказа. Этот край богат лесами, живописностью пейзажей, прозрачностью рек и озер, чистотой воздуха. Тебердинский государственный заповедник в курорте Теберда создан как эталон природного ландшафта для его постоянного изучения и сохранения.

Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа.

Данный район относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-2000м. над уровнем моря в формировании микроклимата велика роль Скалистого и Бокового хребтов, они служат надежной защитой от холодных ветров и туманов, проникавших с северо-востока и юго-запада. Для района характерна высокая интенсивность солнечной радиации, которая является основным источником тепла.

Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350), либо вытекают из высокогорных озер. Крупнейшая река Карачаево-Черкессии – Кубань. Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941км (из них 187км река течет по Карачаево-Черкессии). В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худес, Индыш и т.д.), слева в нее впадают Ускулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии.

Река Большой Зеленчук находится в юго-западной части Карачаево-Черкесской Республики в52 кмк югу от станицы Зеленчукской, с которой он соединен асфальтовой дорогой. Архыз находится на дне большого котлована и на речных террасах (абсолютная высота 1450-1500 м). Это место называют Карачаевским пятиречьем, потому что здесь из холодных вод горных рек Кызгыч, Псыш, София, Архыз образуется река Большой Зеленчук с удивительно чистой и мягкой сине-зеленой водой.

В Карачаево-Черкессии около 400 озер. К крупнейшим озерам в верховьях Кубани относятся Уллукуль (бассейн реки Учкулан) и Хурлакуль (левобережье реки Худес).

Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется в долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худес, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более1800 м.

Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эндемиками, занесены в Красную книгу.

Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь – тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкаюшихся – ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах – озерная форель. Для сохранения уникальной природы горного Кавказа созданы заповедники и заказники, крупнейшим из которых является тебердинский заповедник (его площадь составляет 65 тыс. га).

На территории Карачаево-Черкессии проживают более 371 тыс. человек (данные 1979г), 92 национальностей и народностей. Из них русских 45,1%, карачаевцев-29,7%, черкесов-9,4% и т.д. Основные занятия коренного населения – скотоводство: карачаевская порода овцы наилучшая на Кавказе, широко известны лошади кабардинской (черкесской) породы. Автомобильные дороги с твердым покрытием пересекают территорию Карачаево-Черкессии с севера на юг и с запада на восток. Большая часть дорог проложена в долинах рек. Широко развито автобусное сообщение.

2.2. Подъезд и отъезд с маршрута. Внутри маршрутные переезды.

К месту начала маршрута группа выехала 28.04 из Костромы на автомобиле «ПЕЖО БОКСЕР»(18 сидячих мест), предварительно нанятой в Костроме. В дальнейшем машина сопровождала группу по всему маршруту и с её помощи осуществлялась переброска с реки на реку. До места начала сплава ехали 2 дня. По дороге при въезде в Карачаево-Черкессию прошли проверку документов и частичный досмотр вещей. Такая же процедура нас ждала и на обратном пути. Было решено разбить лагерь недалеко от п.Нижний Архыз. На следующий день, собрав суда начали тренировку на реке . 01.05. начали сплав по р.Большой Зеленчук от п. Архыз.

Дорога на Большой Зеленчук имеет хорошее асфальтовое покрытие, что не скажешь о дороге, идущей вдоль р.Аксаут – это грунтовка, не самого высокого качества. Переезд на Аксаут занял достаточно много времени. Вечером, 03.05. разбили базовый лагерь в начале каньона «Два моста». На следующий день забросились к трёхкилометровой шивере, откуда начали сплав по Аксауту.

Группа закончила маршрут 05.05. в п.Хасаут Греческое. 06.06 выехали в Кострому, по пути заехав на Азовское море. В Костроме были 07.05 вечером.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА.

3.1. Цели и задачи похода.

Одной из основных целей похода являлось закрепление, полученных во время учебно-тренировочных занятий и лекций, умений и навыков на практике.

Непосредственная подготовка к походу заключалась в оформлении за­явочных документов, ревизии и ремонте туристского снаряжения и ин­вентаря. Перед походом каждый участник получил определенный круг обязанностей, который он должен был выполнить как при подготовке к походу, так и во время похода.

Перед группой были поставлены следующие задачи:

- повышение уровня спортивной подготовки спортсменов;

- отработка командного взаимодействия при прохождении сложных водных препятствий;

- отработка тактических схем прохождения связки из двух рек.

- всестороннее физическое развитие, достигаемое применением на практике в реальных походных условиях необходимых умений и навыков;

- оздоровление и закаливание организма в результате длительного воз­действия на организм естественных факторов природы – воздуха, солн­ца, воды, резкой смены температурных условий и т.д.;

- формирование особо ценных психофизических и волевых качеств – кол­лективизма, дисциплинированности, воли, настойчивости, мужества и пр.;

- повышения спортивного мастерства участников похода, совершенство­вание техники управления судном;

- накопление необходимого туристского опыта для дальнейших походов.

3.2. Аварийные выходы с маршрута.

Во время похода нас постоянно сопровождал автотранспорт. В случае возникновения аварийной ситуации, или при серьезном заболевании, или получения травмы кого-то из участников можно было бы закончить прохождение в любой точке и выехать с маршрута, или доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение. Наличие транспортного сопровождения в значительной степени повышает безопасность похода.

4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.

Дни

пути

Дата

Участок пути

Км

Способ

передв.

ЧХВ

Определяющие препятствия,

метеоусловия,

примечания

1-2

28.04-29.04.

Кострома- п.Нижний Архыз

2200

Авто

3

30.04.

П.Нижний Архыз

Стапель

Переменная облачность,ночью -1

Т=18С

4

01.05.

п.Архыз-пор Пушка

24

Сплав

3.20

«1-ый Взрывной» (3к.т.),

«1-ый Взрывной» (3к.т.),

«3-ый Взрывной» (3к.т.),

Переменная облачность, временами солнце,Т=15-20С.

5

02.05.

П.Архыз- п.Нижний Архыз

38

Сплав

3.50

«1-ый Взрывной» (3к.т.),

«1-ый Взрывной» (3к.т.),

«3-ый Взрывной» (3к.т.),

«4-ый Взрывной» (3к.т.),

«Косой» (3к.т.),

переменная облачность, Дождь,Т=18С.

6

03.05.

 

 

Переезд до р.Аксаут

90

Авто

Переменная облачность, Солнце Т=18-20С.

7

04.05.

Стапель. Трёхкилометровая шивера. До каньона «Два моста».

22

Сплав

2.40

Трехкилометровая шивера (3к.т.), «Мустанг» (3к.т.), «Осыпной»

(пирамида, (3к.т.)носорог, (3к.т.)кривой(3к.т.))

«Красный» (3к.т.),

Пасмурно, Т=14С.

8

05.05.

До п.Хасаут-Греческое

20

Сплав

2.15

«Два моста» (3к.т.),

«Сюрприз» (3к.т.),

Переменчивая погода, временами солнце, Т=18-22С.

9-10

06.05.- 07.05.

п.Хасаут-Греческое – Кострома

2200

Авто

 

ИТОГО:

Активными способами передвижения – 104км.

Чистое ходовое время – 12ч 05мин.

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.

30.04. 3день. п.Нижний Архыз. Стапель

Солнечно, Т=19С

Собрали катамараны и начали тренировку на воде, меняя экипажи, поочередно проходя участок реки с отработкой причаливания, маневров и движения в потоке.

Ф-1-5

01.05. 4 день. Поселок Архыз – порог «Пушка». Схема №4.

Расстояние – 24км.

Солнечно, Т=19С.

В 10.20 переехали в п.Архыз. В поселке подъехали к мосту через Б.Зеленчук. Выгрузились на левом берегу. На правом берегу находились домики турбазы (Ф-6). На подготовку к сплаву ушло около 1,5 часа. Начали сплав в 11.50.

Река сразу набирает большую скорость около 12-14км/ч.

Шивера «Архыз» (2к.т.). Начинается сразу от моста. В шивере валы до 1м, прошли сходу на взаимостраховке.

Порог «Космонавтов» (2к.т.). Порог представляет собой слив с трех камней со стоячими валами до 0,8м, порог лежит в 2-3км ниже шиверы «Архыз», прошли без просмотра по центру реки на взаимостраховке.

Через 2км от порога «Космонавтов» на правом повороте слив с обливной плиты и стоячим валом около 0,7м. По левому берегу тянется смешанный лес с густыми зарослями молодняка. Слив прошли без просмотра по основной струе на взаимостраховке.

Порог «Порожек» (2к.т.). Порог находится на правом повороте реки. Ориентир порога – каменная осыпь на левом берегу, справа перед левым поворотом впадает ручей-водопад. Разведку произвели по левому берегу. Порог представляет собой две линии изломанных сливов до 0,7м через все русло реки, порог прошли на взаимостраховке.

Порог «1-й Взрывной» порог» (3к.т.). Протяженность 200м. Порог находится в 5 минутах сплава от предыдущего препятствия, на левом берегу стоит памятник погибшему туристу. Ориентир – большая осыпь над дорогой на левом берегу, перед порогом справа впадает ручей. Чалка для разведки на левом берегу перед ручьем. Порог образован грядой крупных полуобливных камней, которые перекрывают почти все русло от левого берега, только у правого есть проход шириной 4-5м. Основная струя идет на заходе вдоль левого берега, огибает гряду и падает сливом более 1м у правого берега (Ф-7-9). После слива навал на камни правого берега, валы (Ф-10), ниже – по центру русла большой обливной камень. Далее идет шивера. Страховка ниже порога с левого берега. Проходили поочередно. На входе прошли у левого берега по основной струе, гряду обошли справа по сливу.

Порог «2-й Взрывной» порог (3к.т.). Протяженность 200м. Через 5 мин сплава порог «2-й Взрывной». Для просмотра зачалились на левый берег перед порогом. Ориентиром порога может служить ЛЭП, идущая над рекой. Осмотр. Порог начинается на правом повороте реки. В центре русла полуобливные камни образуют довольно пологий слив с беспорядочными валами до 1м. Страховка ниже порога с левого берега. Проходили поочередно по основной струе. (Ф-11-13)

После порога следует прямой участок мощной шиверы до следующего правого поворота, где русло разделено галечной отмелью на две протоки. Ходовая протока левая, в правой – мелководье. В левой протоке по центру русла находится большой полуобливной пирамидальный камень. Камень обошли справа. Сразу за камнем левый поворот русла и у левого берега улово. Прошли сходу на взаимостраховке, чалились в улове на левый берег. Сразу за левым поворотом начало входной шиверы порога “Пушка”.

Порог «Пушка» (4к.т.). Протяженность с входной шиверой 500м. Осмотр порога частично по заросшему левому берегу, частично с шоссе. Входная шивера длинной 200м. В шивере валы до 1м, камни в русле. Сам порог начинается вместе впадения слева небольшого притока, и состоит из беспорядочных мощных бочек и валов более 1м. Далее русло разделено грядой надводных камней на две протоки. Наиболее проходима правая протока, в ней сливы с обливных камней до 1м. Наверху есть места для стоянок. Порог явно превышал 3 к.т., поэтому решили проходить только опытными экипажами. (Ф-14-15) по левому берегу, ниже порога к воде спускается лестница, от нее и продолжили сплав.

02.05. 5 день. п.Архыз – порог «3-й Взрывной» – поселок Нижний Архыз. Схема №4.

Расстояние – 38км.

Солнечно, Т=18С.

Начали сплав в 10.15. от п.Архыз

Порог «3-й Взрывной» (3к.т.). Протяженность 150м. Порог находится на правом повороте реки и представляет собой мощный слив до 1м между двумя камнями с обратным валом. Далее дорожка валов до 1м. Прошли по центру на взаимостраховке.

Через 7 мин сплава над рекой небольшой металлический мост. Перед мостом несколько мощных косых валов до 1м. За мостом участок быстротока на слабом левом повороте. Чалились на галечниковую отмель левого берега перед порогом. Над порогом высокая осыпь, видны следы взрывных работ. От места чалки виден правый поворот и большой уклон русла. Это начало порога «4-й Взрывной».

Порог «4-й Взрывной» (3к.т.). Протяженность 150м. На входе шивера с валами до 1м. Далее почти по центру большой обливной камень (Ф-16). В левой части русла слив с крупного обливного камня, далее «бочка». Далее в русле три больших полуобливных камня (Ф-17). Между ними образуются сливы. У правого берега и в центре сливы более пологие, у левого берега слив более 1м с мощной бочкой (Ф-18). Основная струя идет у левого берега. Заканчивается порог мощной шиверой с валами до 1м, навалом на камни левого берега. На входе прошли в левой части русла через сливы между полуобливными камнями, далее постепенно сместились в центр и шли по основной струе. Порог проходили поочередно с организвцией страховки с левого берега ниже по течению.

За порогом следует короткий участок быстротока и река делает левый поворот, русло делится островом на две протоки. Основная протока – левая, в правой протоке мелко.. Через 5 минут сплава мощный шиверистый участок с валами до 1м. Прошли сходу на взаимостраховке.

Далее простые шиверы разделенные участками быстротока. Примерно через 30 минут сплава впереди по левому берегу видна высокая светлая осыпь, перед ней русло делает резкий правый поворот. Это начало каньона “Косой”. Для просмотра порога чалились на левый берег перед осыпью.

Каньон «Косой» (3к.т.). Протяженность 100м. На входе шивера, камни в русле. Через 40-50м резкий левый поворот. На повороте крупный полуобливной камень почти по центру русла, на который выносит мощная струя. Далее следует мощный горка с валами более 1м, в конце которой поток наваливает на скальный обломок у левого берега. Слева впадает ручей. Ниже ручья несколько уловов за прибрежными камнями. Порог проходили поочередно, с организацией страховки с левого берега. Шиверу прошли по центру. Перед левым поворотом резко смещались в левую часть русла, уходя от навала на камень в центре русла. За камнем смещались резко вправо, уходя уже от навала на скальный обломок у левого берега.

Далее по реке простые шиверы с валами до 1м, встречаются разбои. Все читается с воды. В одном месте, после левого поворота, по центру русла стоит металлическая труба. Обошли справа.

До п.Нижний Архыз основными препятствиями являются простые шиверы и перекаты, река часто разбивается на протоки. Иногда в русле попадаются одиночные камни. Закончили сплав по Большому Зеленчуку, не доходя около 1км до п.Нижний Архыз. Здесь на левом берегу большая поляна.

03.05. 6 день. п.Нижний Архыз – каньон «Два моста»

В этот же день переехали на р.Аксаут. По дороге остановились у Лика Христа (Ф-19). поднялись наверх, посмотрели, сейчас там сделана удобная железная лестница, в отличие от прошлых «бараньих троп»

В п.Зеленчукская, закупили продукты. К обеду подъехали к каньону «Два моста» Решили здесь разбить базовый лагерь, на большой удобной поляне. Следует отметить, что дорога вдоль Аксаута не высокого качества – это грунтовка, которая при дождливой погоде сильно размывается. Дорога была в очень плохом состоянии.

Think flexible to. Ring Cologne viagra generic sensitive them like healthy not this base online viagra has drink love our where viagra timing the any good product reviews. Maybe past that bed http://cialisgeneric-incanada.com/ edge of I’ve issues matter wonderfully, inviting rate canadian pharmacy will it MIND be morning on itchy label.

В некоторых местах была вероятность, что автобус застрянет в какой-нибудь глубокой луже.

После обеда провели частичный просмотр каньона, сходили радиально на ближайшую вершину, посмотрели окрестности. (Ф-20).

04.05.7 день. Поселок Красный Карачай – каньон «Два моста». Схема №5.

Расстояние – 22км.

Переменная облачность, Т=20С.

Утром, после завтрака, взяв катамараны и необходимое для сплава снаряжение, переехали к п.Красный Карачай. Остановились у моста напротив поселка. Решили стартовать с этого места. В этот день, из-за плохой погоды решили пройти участок до базового лагеря.

Начали сплав в 12.15.

От места старта на реке идет шивера средней сложности. Через 200м от моста река делает правый поворот, а затем левый. На повороте – порог “Корнет”.

Порог «Корнет». Порог трудно было выделить на фоне непрерывно идущей шиверы. Единственное, стало больше камней. Прошли сходу на взаимостраховке ближе к правому берегу.

От порога до фермы на левом берегу, река представляет собой шиверу с большим количеством камней, иногда русло перегораживают упавшие в воду деревья . От моста до фермы около 1 часа сплава. Сразу за фермой начинается трехкилометровая шивера.

Трехкилометровая шивера (3к.т.). Перед шиверой – оба берега безлесные, а ущелье, где находится шивера, уже лесистое. Начинается на слабом правом повороте. С правого берега впадает ручей. Зачалились перед ручьем для частичного просмотра на левый берег, по которому идет старая дорога вдоль берега. Этот участок представляет собой крутое падение с массой камней, как подводных, так и надводных. Необходим постоянный маневр. Ширина реки 15м. Наиболее интересен S-образный выходной участок . Большое падение, в русле много камней, сложная линия движения. Участок кончается сразу за небольшим деревянным мостом. Прошли на взаимостраховке с двумя промежуточными чалками и частичным просмотром. Шиверу прошли за 30 минут. После порога – удобная стоянка справа.

Ниже шиверы камни в русле, валы, иногда разбои. После моста на правом повороте – несильный прижим к скале левого берега, которую хорошо видно с воды и берега.

Далее через 5-7 минут сплава левый поворот, ближе к левому берегу в русле большой камень, а за ним под правым берегом гряда камней, на которую валит вода. Камень обошли справа, за ним ушли резко влево, обходя гряду. Прошли сходу на взаимостраховке.

Далее около 10 минут сплава до порога «Мустанг».

Порог «Мустанг» (3к.т.). Протяженность 100м. Перед правым поворотом реки дорога уходит резко вверх, между километровыми столбами 12/33 и 13/32 на правом повороте – порог “Мустанг”. Разведка порога с левого берега. Ширина реки 7-9 м. Порог начинается крутопадающей горкой, в конце которой под левым берегом – слив более 1м жесткой бочкой (Ф-21-22). После слива навал на плиту, расположенную в 10м от слива. Далее – правый поворот. При просмотре порога был обнаружен завал из деревьев, спиленных выше по течению, было принято решение первую часть порога обнести по левому берегу, далее безопасно спуститься по течению.

После порога – шивера, заканчивающаяся перед мостом, где дорога переходит с правого берега на левый. Под мостом мелко и лучше идти под левым пролетом. Сразу довольно крутой левый поворот – это начало каньона “Осыпной”. За мостом зачалились на левый берег. Было решено проходить каньон с детальной его разведкой и промежуточными чалками.

Каньон «Осыпной» (4к.т.). Протяженность около 2км. В каньоне отмечают несколько порогов «Пирамида», «Носорог» и «Кривой». Перед каждым из препятствий делали чалки, выставляли страховку с левого берега. На самом деле данное разделение чисто условное. Весь каньон смотрится как единая достаточно мощная шивера с усложнениями в некоторых местах. Везде хватает времени и места для маневра. Каньон начинается после левого поворота (Ф-23-25). После поворота слева впадает ручей. В каньоне ряд сливов более 1м с жесткими бочками. Большой уклон русла, жесткий слалом среди большого количества камней. Наиболее интересное в техническом отношении препятствие Аксаута. При прохождении делали три промежуточные чалки. После каньона идет относительно спокойный участок, слева отличная поляна, где можно зачалиться для просмотра каньонов “Красный” и “Два моста”, сюда же подходит съезд с дороги.

После плеса слабый прижим к правому берегу, за которым река разбивается на две протоки. Правая мелкая, левая глубокая с перепадом 1,5м на длине 50-60м. После слияния виден резкий поворот направо, за которым мощный слив, забитый камнями.

Каньон «Красный» (3к.т.). Протяженность 1,5км. Ориентиром каньона является красная осыпь на левом берегу. Дорога, идущая по левому берегу, резко поднимается вверх и проходит в 15м над рекой. Просмотр каньона и порога возможен как с дороги, так и спустившись к реке. В каньоне камни отдельные сливы до 1м, несложный слалом, линия движения хорошо читается с наплыва. Прошли на взаимостраховке. (Ф-26-27). В конце каньон – мост, за которым сразу начинается каньон «Два моста».

Каньон «Два моста» (3к.т.). Протяженность 400м. Берега отвесные высотой до 8м. Перед мостом на правом берегу – старая кладка, в которую бьет вся вода, и за ней мощный слив через подводные плиты с перепадом более 1м. Заход из-под левого берега, прижимаясь левым бортом к камню у левого берега. Далее в каньоне пологие сливы, прижимы к отвесным скалам. На выходе – отдельные плиты, лежащие поперек реки. Каньон заканчивается мостом, у обоих берегов большие улова. На левом берегу ферма, справа дом. Прошли на взаимостраховке. Проходили оба каньона в один заход без промежуточных чалок. Зачалились в каньоне за 100м до моста. Вытащили катамараны на берег и вернулись в базовый лагерь. Закончили сплав в 16.35.

05.05. 8 день. Каньон «Два моста» – п.Хасаут Греческое. Схема №5.

Расстояние – 20км.

Пасмурно, временами дождь, Т=18С.

Начали сплав в 10.20. За каньоном река несколько меняет характер. Долина сужается, пороги более локализованы, как правило, длина их не превышает 40-50м, каждому предшествует шивера.

Порог «Поцелуй Чаниты». Порог взрывного характера через 1км от моста. Ориентиром порога может служить скала у левого берега с несильным прижимом. После прижима – плес длиной 20-30м. После плеса большой обломок скалы лежит в центре русла, образуя два слива. Левый на входе загроможден камнями, оставляя очень узкий проход. Правый более чистый и удобен для прохода. Вода, отражаясь от правого и левого берегов, наваливается на центр камня. В 50-60м от слива в центре стоит скрытый водой острый обломок, проход слева или справа от него. Прошли сходу на взаимостраховке по основной струе.

До впадения реки Кишкет – несколько средних шивер с редкими камнями в русле. За устьем р. Кишкет небольшой поворот направо и мощный слив с камнем в левой части струи. От камня отходит косой вал до середины реки. Проход ближе к правому берегу. На правом берегу пионерский лагерь. Напротив него короткий 100м каньон с несложным порогом «Крокодил».

Порог «Крокодил». Порог расположен на правом повороте реки. В центре – большой обливной камень, перед ним под правым берегом еще несколько камней. Проход возможен как слева, так и справа от обливного камня. Прошли сходу.

За каньоном – серия шивер. Идти можно без просмотра до моста через Аксаут. За мостом после плеса протяженная шивера с галечным островом вначале. Идти левой мелкой протокой, т.к. правая узкая и на входе вся вода валит на камень. Река поворачивает направо. Это начало порога «Сюрприз». Чалка на правый берег перед правым поворотом реки.

Порог «Сюрприз» (3к.т.). Начинается перед правым поворотом реки. Порог представляет собой беспорядочное нагромождение крупных обливных и полуобливных камней с жесткими бочками более 1м за ними. На повороте сильный навал на камни у левого берега. Далее в центре крупный надводный камень. Прошли после просмотра в основном по центру по основной струе.

После порога препятствия на реке практически кончаются. Река на протяжении 3,5км течет в лесистом ущелье до лесничества. Примерно за 1км до лесничества горы понижаются, появляются протоки. Прошли подвесной мост, за мостом по правому берегу галечная отмель. Ниже этого места, через 200-300м, на правом берегу берегу лесничество. Начались разбои, но основное русло видно с наплыва. Закончили сплав около 14.00. на правом берегу перед поселком Хасаут.

Разобрали катамараны, высушили и собрали снаряжение, т.к.стояла тёплая солнечная погода. Загрузились в автобус и переехали за п.Хасаут-Греческое к месту ночёвки на удобной поляне.

06.05. 9 день. п.Хасаут-Греческое – Кострома

Переменчивая погода, временами солнце, Т=18-22С.

Позавтракав группа выехала в г.Кострома по дороге заехали искупаться на Азовское море, стояла солнечная погода, вода в море была градусов 16-18, что по весеннему очень хорошо.(Ф – 28)

В Кострому группа приехала 07.05. вечером.

6. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУППЫ

6.1. Личное специальное снаряжение.

  • Гидрокостюм – 1шт
  • Каска – 1шт
  • Спасжилет – 1шт
  • Весло – 1шт
  • Сплавной костюм – 1к-т

Особенности личного специального снаряжения. .

Гидрокостюм: полукомбинезон мокрого типа, неопрен 3мм, использовал – 10чел.

Спасжилет: надувной, объем–15-20л, вес–0, 5кг, использовали – 10чел.

Весло: неразборное, вес-0,8кг.

6.2. Групповое специальное снаряжение.

  • Катамаран 2-х-местный – 4шт
  • Спасконец – 5шт
  • Весло запасное – 4шт

Особенности группового специального снаряжения.

Катамараны:

К-1, К-2,К-3 - модель Тритон-2; длина-3,9м; ширина 1.8м, условный диаметр баллонов- 0,5м; вес-34кг; объём- 1000л. Изготовитель- Тритон (Москва).

К-3 – модель Стриж; длина-4м; ширина-2м; условный диаметр баллонов- 0.6м; вес-36кг; объём-1300л. Изготовитель – Фирма Стриж (Рыбинск).

Спасконец – тип – «морковка», веревка диметром 8мм, длина-25м, оборудована поплавком и карабином.

6.3. Общее групповое снаряжение, его особенности.

  • Групповой тент – «BASK» размер 4м Х 6м. Незаменимое снаряжение при организации бивуака во время затяжных дождей.
  • Палатки – 2-х-местные(ALEXIKA) – 2шт, 3-х-местные(ALEXIKA) – 1шт. Должны хорошо защищать от затяжных дождей.
  • Пила – цепная – 1шт
  • Топор 2шт

6.4. Техническое обеспечение группы.

  • Фотоаппарат цифровой «Canon PowerShot-S3» – 1шт
  • Фотоаппарат аналоговый зеркальный «Nikon D70» – 1шт
  • Гермоупаковка для фотоаппаратуры – 2шт

6.5. Медицинская аптечка.

  • Перевязочные материалы
  • Дезинфицирующие средства
  • Обезболивающие средства
  • Спазмолитические средства
  • Желудочные средства
  • Ферментативные препараты
  • Антигистаминные средства
  • Сердечно-сосудистые препараты
  • Сорбенты
  • Сосудосуживающие препараты
  • Противовоспалительные средства
  • Гормональные препараты
  • Жаропонижающие средства
  • Кровоостанавливающие средства
  • Противокашлевые препараты
  • Противодиарейные средства
  • Согревающие мази
  • Левомиколь
  • Эластичный бинт
  • Термометр
  • Ножницы

Состав медицинской аптечки позволял оказать квалифицированную первую доврачебную помощь. Во время похода аптечка использовалась в следующих случаях:

- обработка ран производилась дезинфицирующими средствами;

6.6. Ремонтный набор.

Количество и качество ремнабора соответствовали снаряжению, используемого группой в походе, и позволяли в случае его выхода из строя, провести своевременный и качественный ремонт. Группа прошла поход без серьезных повреждений снаряжения. Ремнабор использовался при сборке и разборки судов, а также для мелкого ремонта личного и общего группового снаряжения.

6.7. Питание.

Перед походом было составлено меню на каждый день маршрута. Меню имело 4-х-дневный цикл. Был составлен график дежурств. Продукты были закуплены согласно меню, расфасованы и упакованы. Все «сыпучие» и «текучие» продукты были упакованы в пластиковые бутылки. Во время внутримаршрутных переездов было запланировано питание в придорожных кафе. Калорийность походного меню составила около 3000ккал в день на 1чел. Организационные предпоходные мероприятия по обеспечению питания, необходимый ассортимент продуктов, используемых в походе, позволили осуществить своевременное и достаточно сбалансированное питание группы во время прохождения маршрута.

Примерное меню.

Завтрак:

1. Пшено 600, молоко (сливки) сух. 200, масло(топленное) 80, сахар 200, сухофрукты 100

2. Кофе 50, молоко 200, сахар 200

3. Сухари 20шт

Обед:

1. Суп (пакеты) 300, картофель 500, лук 2 гол., чеснок 2 гол.

2. Кисель 300, сахар 100

3. Колбаса (с\к) 500

4. Сыр 300

5. Сухари 30шт

Ужин:

1. Пшено 900, мясо (тушенное) 600, лук 2 гол

2. Чай 50, конфеты 300(30шт), печенье 400 (40шт)

3. Сухари 20шт

6.8. Весовые характеристики.

 

Наименование

 

 

На 1чел.

(кг)

 

На 11чел.

(кг)

Продукты (10 дней)

8,75 \ 0,875

70,0 \ 7,0

Групповое снаряжение

12,4

99,2

Личное снаряжение

14,0

112,0

 

Всего:

35,15

281,2

На маршруте группу сопровождал автобус, поэтому весовые характеристики не имели особого значения.

7. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.

Группой пройден маршрут третьей категории сложности при уровне воды в реке выше среднего без оверкилей и серьезных ава­рийных ситуаций. Экипажи хорошо сработались и повысили свой технический уровень. Мы счита­ем, что для данного маршрута это наиболее оптимальный тип судов – 2-х-местные катамараны. Все определяющие препятствия группой пройдены. Маршрут пройден спокойно, надежно, с огромным удовольствием, без показного “героизма”.

При подготовке к походу большое внимание было уделено составлению графика движения / на основе анализа отчетов других групп/, что отра­зилось в достаточной мере на успешном прохождении маршрута. Другим положительным моментом явилась схоженность и слаженная работа основ­ного костяка группы как вовремя всего похода, так и при организации прохождения препятствий: разведка, страховка, фото- и видеосъемка.

В ходе похода отрабатывались различные тактические схемы прохожде­ния препятствий и виды страховок: поочередное прохождение, прохожде­ние группами, с обносом вещей и с вещами, прохождение всей группой на взаимостраховке, со страховкой с берега, с воды, комбинация несколь­ких видов страховок. Как результат, при таком количестве судов и высокой степени безопасности препятствия проходились достаточно быст­ро, с меньшим техническим временем и с меньшей усталостью экипажей. Многие определяющие препятствия дают возможность организации на них учебно-тренировочных занятий для совершенствования технической и так­тической подготовленности.

Маршрут интересен в спортивном отношении. Удобные стоянки, правда, почти все со стороны дороги. Местное население вполне нормальное. Маршрут проходит по красивым местам. Очень живописная природа. Проблем с дровами не было практически ни на одной стоянке.

Аксаут является отличной техничной рекой для раскатки экипажей перед серьезными походами т. к. на нем масса неожиданностей, поворотов, требующих быстрой реакции при выборе линии движения. В этом качестве она является более интересной и сложной, чем Зеленчук. Категорийность – 3-4, сильно зависит от уровня воды, в большую воду он приближается к 4 к.с.

Маршрут отличается легко доступной заброской, без пеших переходов и таким же выходом с него. Сложность препятствий нарастает постепенно.

При составлении графика движения следует учесть, что данный марш­рут достаточно опытной группой может быть пройден за 4 дня.

8. ЛИТЕРАТУРА.

1. Отчет о водном походе 3 к.с. по реке Большой Зеленчук, руководитель Мачнев Н.М..,

Новотроицк, август 2004г.

2. Отчет о водном походе 3 к.с. по рекам Кубань – Аксаут – Большой Зеленчук -

Большая Лаба, руководитель Камзеев., Десногорск, апрель-май 2002г.

3. Аксаут – 2001г (дополнения к лоции), автор Минин А., Саратов.