Отчет о пеше-водном походе 3 к.с., Приполярный Урал
- Дата проведения:
- с 29 июля по 13 августа 2011 г.
- Место проведения:
- Приполярный Урал
ОТЧЕТ
о прохождении комбинированного пеше-водного туристского спортивного маршрута в районе Приполярного Урала, совершенном группой APXenergy
в период с 29.07.2011 по 13.08.2011 года.
по маршруту:
г. Санкт-Петербург – г. Ярославль – г. Инта (ст. Инта-1) – руд. Желанный – долина реки Балбанью – долина реки Лимбекою – ледник Балбан – оз. Круглое - г. Народная – пер. Кар-кар – руд. Желанный – база Санавож – сплав по р. Балбанью – р. Кожим – г. Инта – г. Ярославль – г. Санкт-Петербург
Маршрутная книжка №23-11
Руководитель группы: Потекаев Д.С.
г. Ярославль, ул. Урицкого, д. 24, кв. 109;
т. 8-980-709-55-46;
potekaev.ds@mrsk-1.ru
Руководитель пешей части маршрута: Тимонин А.В.
г. Санкт-Петербург, пр. Литейный, д. 30, кв. 42;
Отчёт составил: Потекаев Д.С.
ОГЛАВЛЕНИЕ
3. График движения группы по маршруту.9
4. Общие сведения о маршруте10
5. ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА
6. Заброска/ ВЫБРОСКА с маршрута11
8.Техническое описание (Краткая лоция)2
11.Выводы и рекомендации .
1. Паспорт маршрута
1.1. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон, факс, e-mail, www).
Костромская Областная федерация туризма;
г.Кострома, ул. Боевая, д.66/88, кв.12;
8-910-958-9009, klt@inbox.ru
1.2. Место проведения
Республика Коми, национальный парк «Югыд-Ва»
1.3. Общие справочные сведения о маршруте (в виде таблицы).
Дисциплина маршрута (вид туризма)
|
Категория сложности похода
|
Протяженность активной части похода, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
Комбинированный пеше-водный
|
|
235 |
16 |
11 |
29.07.2011-13.08.2011
|
1.4. Подробная нитка маршрута.
г. Санкт-Петербург – г. Ярославль – г. Инта (ст. Инта-1) – руд. Желанный – долина реки Балбанью – перевал Лимбеко – долина реки Лимбекою – перевал Лимбеко – ледник Балбан – оз. Круглое - г. Народная – пер. Кар-кар – ледник Балбан – долина реки Балбанью – руд. Желанный – база Санавож – сплав по р. Балбанью – р. Кожим – д. Кожим – г. Инта – г. Ярославль – г. Санкт-Петербург
1.5. Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов.
Карта пешеходной части маршрута Карта №1;
Карта водной части похода Карта №2
1.6. Определяющие препятствия маршрута:
На подходах к перевалам и на перевалах – снежники. В реке Балбанью уровень воды низкий. Уровень воды в реке Кожим средний. Протяжённость пешей части маршрута составила 78 км, время движения 4 дня, водной – 157 км, время движения 7 дней.
Пешие препятствия
Вид препятствия |
Категория трудности |
Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) |
Путь прохождения (для локальных препятствий) |
Высокотравье в виде берёзового и ивового стланика вдоль р. Балбанью |
н/к |
18 километров движения по скрытым в карликовой берёзе и ивняку неровностям склона, углубления, выходы осыпей, при крутизне склона 10 – 20º |
Индивидуальная страховка треккинговыми палками |
Переправа через исток реки Балбанью |
н/к |
Ширина русла около 10 м, глубина 0,6 м, скорость течения около 1,5 м/с |
Переход в брод с индивидуальной страховкой треккинговыми палками |
Осыпь живая средняя при движении от брода р. Балбанью к перевалу долины реки Лимбекою |
н/к |
2 километра движения по «живым» камням до1 м при крутизне склона 25 – 30º |
Индивидуальная страховка треккинговыми палками |
Перевал Лимбеко |
1А |
2 километра движения по «живым» камням до1 м при крутизне склона 35 – 40º, переход снежника. |
Индивидуальная страховка треккинговыми палками |
Высокотравье в виде берёзового и ивового стланика вдоль р. Лимбекою |
н/к |
18 километров движения по скрытым в карликовой берёзе и ивняке неровностям склона, углубления, выходы осыпей, при крутизне склона 10 – 20º |
Индивидуальная страховка треккинговыми палками |
Осыпь живая при подходе к перевалу Лимбеко, снежник на перевале |
1А |
4 километра движения по «живым» камням до1 м при крутизне склона 35 – 40º, переход снежника. |
Индивидуальная страховка треккинговыми палками |
Осыпь живая средняя при подъеме к озеру Круглое |
1А |
2 километра движения по «живым» камням до1 м при крутизне склона 35 – 40º |
Индивидуальная страховка треккинговыми палками |
Морена перед оз. Круглое |
1А |
1 километр средней пологой морены |
Индивидуальная страховка треккинговыми палками |
Подъем на г. Народная, высота 1895 м |
1Б |
8 км движения по скользким «живым» камням, осыпям, снежникам при изменяющейся крутизне 35-60 º |
Индивидуальная страховка треккинговыми палками |
Перевал Кар-Кар, высота 1240 м |
1Б |
Взлётка 300 м, крутизна склона 30-40º, движение затруднено живыми средними осыпями, снежниками |
Индивидуальная страховка треккинговыми палками |
Осыпь живая средняя при спуске от озера Круглое |
1А |
4 километра движения по «живым» камням до1 м при крутизне склона 35 – 40º |
Индивидуальная страховка треккинговыми палками |
Переправа через исток реки Балбанью |
н/к |
Ширина русла около 10 м, глубина 0,6 м, скорость течения около 1,5 м/с |
Переход в брод с индивидуальной страховкой треккинговыми палками |
Высокотравье в виде берёзового и ивового стланика вдоль р. Балбанью |
н/к |
18 километров движения по скрытым в карликовой берёзе и ивняке неровностям склона, углубления, выходы осыпей, при крутизне склона 10 – 20º |
Индивидуальная страховка треккинговыми палками |
Водные препятствия
Вид препятствия |
Категория трудности |
Длина препятствия, м. |
Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) |
Путь прохождения (для локальных препятствий) |
р. Балбанью |
||||
Шивера №4 |
II |
200 |
Ширина основного русла – 20 м. На входе зуб по центру. Основная струя справа. Далее обливники, бочки по центру, на выходе от ПБ надводные камни. Прижима к скале нет. |
Проход вдоль ПБ, затем слив между камнями у ПБ и галечной отмелью |
Шивера №5 |
III |
70 |
Прижим к скале левого берега на правом повороте. Ширина русла 15 м. Перед прижимом у ПБ — надводный камень, слева бочка. Слив в прижим под скалу. ЛБ — скальный, высота – 30 м. |
Прохождение по струе ближе к камню и ПБ, уходя от прижима |
Шивера №6 |
II |
300 |
Шивера, заканчивающаяся на левом повороте прижимом под скалы ПБ |
Проход по центру, через бочки, затем вдоль отмели ЛБ уходя от прижима. |
Шивера №7 |
III |
300 |
Мощная, крутопадающая шивера с крупными обливными камнями, на выходе гряда зубьев |
Проход по центру, затем левее |
Шивера №8 |
III |
400 |
Вход мелкий, широкий (до 50 м). На выходе круто падающий участок, длиной 50 м. Свал с отмели ЛБ вправо, струя узкая. Ширина русла до 20 м. Вдоль ПБ. Надводные зубья.
|
Прохождение по центру |
Шивера «Труба» |
III |
200 |
Коридор с бочками, валами до 1 м, отдельные обливники, на выходе слева плита. |
Прохождение: вход справа, затем по центру на выходе у ПБ.
|
Шивера №10 |
III |
300 |
Крутой правый поворот, затем левый. ПБ — скальный. Под него сильный прижим с карманами. Поворот русла на 90. В центре русла галечный остров. |
Вход от ПБ, затем по центру и в улово у галечной отмели уходя от прижима. |
Шивера №11 |
II |
400 |
Плавный правый поворот. По ЛБ – скальная стенка сужение до 20 м, возрастание уклона, валы до 1 м, отдельные обливники, прижимы к выступающим камням ЛБ |
Прохождение по основной струе левой протоки. |
Шивера №12 |
II |
100 |
Шивера с валами до 1 м. На входе гряда обливников слева. На ЛБ – одинокая скальная башня (в стороне от реки). |
Проход вдоль ПБ по валам и небольшим бочкам. |
р. Кожим |
||||
Порог «Манюку» |
III |
400 |
Порог состоит из 2-х ступеней. Первая - сильный прижим к скалам ЛБ на крутом правом повороте, вторая - скальный коридор. В центре и ПБ в русле надводные камни. Чистый проход у ЛБ |
Вход вдоль ПБ, затем через улово у ПБ, далее под ЛБ |
Далее на поворотах и в сужениях несложные шиверы (I-II к.с.) длиной 50-200 м, не сильные прижимы под скалы. Берега в галечных отвалах, правый берег чаще скальный. |
Прохождение по основной струе |
2. Список группы
№ п./п. |
Фамилия, И.О. |
Адрес, телефон |
Туристическая подготовка, опыт |
Судно |
Обязанности в группе |
1 |
Потекаев Д.С. |
г. Ярославль, ул. Урицкого, 24-109 |
(IVр) Красненькая – Кутсайоки – Тумча; (н/к с эл. IVр) Мзымта; (IIIр) Умба – Колвица. |
Кат №1
Raftmaster Fox-2T |
Руководитель |
2 |
Тимонин А.В. |
г. Санкт Петербург, пр. Литейный,30-42 |
(IVу) Красненькая – Кутсайоки – Тумча; (н/к с эл. IVу) Мзымта; (IIIу) Умба – Колвица. |
Кат №1
Raftmaster Fox-2T (р.Кожим – каяк) |
Руководитель пешей части |
3 |
Пайвина А.В. |
г. Санкт Петербург, пр. Литейный,30-42 |
(IIIу) Большой Зеленчук; (IIIу) Умба – Колвица. |
Кат №2
Сталкер (р.Кожим – каяк) |
Фотосъемка |
4 |
Соловьев А.В. |
г. Ярославль, ул. Войнова, 8-17 |
(Iу) Ухтохма; (IIIу) Умба – Колвица. |
Кат №3
Сталкер |
Спас. работы |
5 |
Пайвин Р.В. |
г. Тюмень, ул. Ялуторовская, 5-11 |
(Iу) Ухтохма; (IIIу) Умба – Колвица. |
Кат №3
Сталкер |
Медик |
6 |
Додонов М.В. |
г. Иваново, ул. 13 проезд, 1-25 |
(IIIу) Умба – Колвица. (Iу) Санеба |
Кат №2
Сталкер |
Рем. мастер |
3. График движения группы по маршруту.
Заявленный график движения.
День |
Дата |
Участок маршрута |
Протяженность участка |
Средство передвижения |
1 |
29.07 |
г. Санкт-Петербург (г.Ярославль) – г. Череповец |
– |
Поезд |
2 |
30.07 |
г. Череповец – г.Инта |
– |
Поезд |
3 |
31.07 |
г. Инта – руд. Желанный
руд. Желанный – оз. Круглое |
–
22 км |
Автотранспорт
Пешком |
4 |
01.08 |
оз. Круглое – г. Народная – оз. Круглое |
12 км |
Пешком |
5 |
02.08 |
оз. Круглое – пер. Кар-Кар – балок Олений |
20 км |
Пешком |
6 |
03.08 |
балок Олений – пер. Студенческий – г. Манарага – балок Олений |
19 км |
Пешком |
7 |
04.08 |
балок Олений – пер. Зиг-Заг – ледн. Балбан |
18 км |
Пешком |
8 |
05.08 |
ледн. Балбан – рудн. Желанный – база Сана-Вож |
20 км - |
Пешком Автотранспорт |
9 |
06.08 |
база Сана-Вож |
- |
Дневка, баня, стапель |
10 |
07.08 |
б. Сана-Вож – р. Балбанью – р. Кожим (пор. Манюку) |
- |
Сплав на катамаранах |
11 |
08.08 |
пор. Манюку – устье р. Лимбекою |
- |
Катамараны |
12 |
09.08 |
устье р. Лимбекою – устье р. Дурная |
- |
Катамараны |
13 |
10.08 |
устье р. Дурная – ж.д. мост (ст. Кожим) |
- |
Катамараны |
14 |
11.08 |
ст. Кожим – г. Инта |
- |
Поезд |
15 |
12.08 |
г. Инта – г. Череповец |
- |
Поезд |
16 |
13.08 |
г. Череповец – г. Санкт-Петербург (г. Ярославль) |
- |
Поезд |
В связи с изменением маршрута пешей части похода в график движения внесены изменения.
График движения с изменениями.
День |
Дата |
Участок маршрута |
Протяженность участка |
Продолжи- тельность сплава |
Средство передвижения |
1 |
29.07 |
г. Санкт-Петербург (г.Ярославль) – г. Череповец |
– |
– |
Поезд |
2 |
30.07 |
г. Череповец – г.Инта |
– |
– |
Поезд |
3 |
31.07 |
г. Инта – руд. Желанный руд. Желанный – исток р. Балбанью |
–
18 км |
8 ч.
6 ч. |
Автотранспорт
Пешком |
4 |
01.08 |
исток р. Балбанью – перевал Лимбеко – долина р. Лимбекою – перевал Лимбеко |
26 км |
9 ч. |
Пешком |
5 |
02.08 |
перевал Лимбеко – оз. Круглое – г. Народная – оз. Круглое |
12 км |
6 ч. |
Пешком |
6 |
03.08 |
оз. Круглое – пер. Кар-Кар – оз.Круглое – руд. Жемчужный руд. Жемчужный –б. Сана-Вож |
23 км
– |
8 ч.
2 ч. |
Пешком
Автотранспорт |
7 |
04.08 |
б. Сана-Вож – р. Балбанью – р. Кожим (пор. Манюку) |
9 км |
3 ч. |
Стапель, сплав на катамаранах |
8 |
05.08 |
пор. Манюку |
– |
– |
Дневка |
9 |
06.08 |
пор. Манюку – устье руч. Яренейшор |
29 км |
8 ч. |
Катамараны, каяки |
10 |
07.08 |
устье руч. Яренейшор – устье р. Бетью |
31 км |
8 ч. |
Катамараны, каяки |
11 |
08.08 |
устье р. Бетью – устье р. Джагалишор |
28 км |
7 ч. |
Катамараны, каяки |
12 |
09.08 |
устье р. Джагалишор – руч. Ошьель |
35 км |
8 ч. |
Катамараны, каяки |
13 |
10.08 |
руч. Ошьель – ж.д. мост (ст. Кожим) |
25 км |
6 ч. |
Катамараны, каяки |
14 |
11.08 |
ст. Кожим – г. Инта |
- |
- |
Поезд |
15 |
12.08 |
г. Инта – г. Череповец |
- |
- |
Поезд |
16 |
13.08 |
г. Череповец – г. Санкт-Петербург (г. Ярославль) |
- |
- |
Поезд |
Маршрут проходит по Приполярному Уралу на территории республики Коми по национальному парку «Югыд-Ва» в Российской Федерации. Географический район – Приполярный Урал.
Вершина Народная (Поэнурр).
Высота 1895 м, находится в Исследовательском кряже. От массива вершины начинаются реки: Народа, Карпин-шор (оз. Голубое), Манарага, Балбанью.
Классическое восхождение из долины р. Балбанью. По узкой долине ручья выход на плато, далее – подъём по гребню, перед вершиной подъём выполаживается, предвершинный «взлет».
Народная была открыта в 1927 году Северо-Уральской экспедицией АН СССР и Уралплана под руководством Б.Н. Городкова. Сотрудник экспедиции А.Н.Алешков дал ей название Народная (от русского слова народ, а не от мансийского «народа» – лесная, которым названа река, берущая начало около горы). С Народной открывается вид на вершины Приполярного Урала – Карпинского, Манарагу, Мансинер, Колокольню. На вершине расположены триангулятор и каменный тур. Наиболее легкий путь к Народной – от восточного конца Голубого озера. Отсюда подняться 1 км по каменистому склону на плато, с которого идет постепенный, а потом крутой подъем на запад к вершине (4 км). Крутой склон Народной покрыт крупной осыпью. Последние 2 км особенно круты (200 м/км).
Вершина Манарага.
Высота 1 башни 1598 м, (1Б). Высота 2 башни 1663 м. 2А (основная вершина). Находится в горном узле, образованном Восточными Саледами и хребтом Малдынырд, который можно обозначить, как массив Манарага. Классическое восхождение с перевала Студенческий по восточному гребню.
Выход под южный склон от приюта «Манарага» далее – на плечо восточного гребня. Отсюда – по широкому осыпному восточному гребню под 1 башню. Далее – по осыпным восточным полкам северной стороны башни – выход на нее (попеременная страховка). Выход на вершину 1 башни по внутреннему углу.
Перевал Кар-кар.
Высота 1240 м. (1А, 1Б(з)). Соединяет верховья долин рек Балбанью (бассейн р. Кожим) и Манарага (бассейн р. Косью). Находится в Исследовательском кряже, на северо-запад от г. Народная. Направление перевала: северо-восток – Юго-запад. Своё название получил от двух мощных каров расположенных по обе стороны перевальной точки.
Со стороны р. Балбанью выход на перевал от озера с островом (оз.Круглое). Перепад высот от озера до седла около 70-80 м, крутизна 40.
Из долины р. Манарага выход на перевал по двум ступеням. Первая ступень начинается от р. Манарага, длина около 80-100 м. Крутизна 25. Под вторую ступень ведут моренные гряды, около 1 км. Вторая ступень протяженностью 150-200 м. Крутизна 45. Средне – и крупнообломочная осыпь. Перепад высот 420 м.
Перевал Студенческий.
Высота 1080 м, 1А. Соединяет долины рек Манараги и Капкан-вожа (правый приток р.Косью). Находится в 1,5 км на северо-восток от вершины Манарага. Направление перевала с северо-запада на юго-восток.
От р. Манарага подъём вдоль ручья по тропе. Крутизна склона 15-20. Перепад высот 340 м.
От р. Капкан-вож подъём по среднеобломочной осыпи и травянистому склону, крутизна до 30. Перепад высот 120 м.
Реки Балбанью и Кожим – одни из самых быстрых и красивых рек Припечорья. Наибольший спортивный интерес вызывает река Балбанью и 30-ти километровый участок на реке Кожим от устья реки Балбанью до устья реки Лимбекою. Он характеризуется серией порогов 2-3 категории сложности. Пороги представляют собой сливы до 1 м высотой с расположенными между ними крупноглыбовыми шиверами и выступами скальных обнажений в русле и мощными прижимами. Порог Манюку – один из самых опасных на Кожиме. В период резкого прибавления воды сложность прохождения повышается до 3-4 к.с. Ниже устья реки Дурная, на правом берегу, находится стоянка древнего человека.
За время сплава можно познакомиться с памятниками природы: Железнодорожный, скала «Риф» и «Нортнича-ёль», «Каюк Нырд», «Сывъюский», «Западно-Сывъюский», «Лолошерский», «Монах», «Кожимский», «Водэ-шор».
5. Общая идея похода
К выбираемому маршруту комбинированного похода были предъявлены следующие требования:
· поход должен проходить в новом для участников и руководителей географическом регионе;
· маршрут должен включать пешие препятствия 2 к.с. и водные препятствия 3 к.с.;
· регион должен иметь горно-альпийский характер;
· маршрут должен быть автономным;
Всем этим требованиям по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами комбинированный маршрут.
6. Заброска/выброска.
Заброска к руд. Желанный возможна на машинах типа ГАЗ-66 или Урал от ж/д ст. Инта. Сам г. Инта находится в 30 км от ж/д станции, поэтому административные вопросы в городе Инта мы заранее поручили нашему водителю Геннадию, выслав ему по электронной почте копию маршрутной книжки для постановки группы на учёт в МЧС и список группы с паспортными данными и пропиской для оформления пропуска в Национальный парк Югыд-Ва.
Поезд Санкт-Петербург – Воркута прибывает в Инту в 4:30 утра, 8 часовая поездка в а/м Урал по разбитой уже от самой станции грунтовке стала настоящим испытанием для нашей группы.
Средняя скорость Урала была 20 км/час. По дороге необходимо остановиться у поста Национального парка, где проверяют пропуск в парк.
Выброска: сплав заканчивается перед ж/д мостом около небольшой деревушки на ПБ реки Кожим, рядом с которыми причалены лодки. От домиков через лес уходит хорошо накатанная дорога на ж/д станцию Кожим. В используемых нами отчетах выброска была описана следующим образом: чалка перед ж/д мостом на ЛБ, далее по дороге до ж/д станции Кожим Рудник (1954 км). На данный момент эта станция не работает, поезда там не останавливаются! Необходимо от ПБ реки двигаться по дороге 4 км. до станции Кожим. Эта станция новая, после ремонта, поезда останавливаются как в сторону Воркуты (Инты), так и в сторону Печоры. В деревне есть автотранспорт, можно договориться и доехать до станции.
Контакты:
Национальный парк Югыд-Ва: http://www.yugydva.komi.com
Для оформления заявок: Буга Ольга Викторовна [yugydva-inta@yandex.ru]
Для заброски: Геннадий Коковкин [lemva@yandex.ru] – может помочь с оформлением документов.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Аварийный выход с пешей части маршрута возможен только обратно к руд. Желанный.
С водной части маршрута можно поймать машину на переправе через реку Кожим, а далее дорога идет неподалеку от реки есть шанс встретить авто.
7. Изменения маршрута и их причины
Изменения коснулись пешей части похода. Изначально мы предполагали совершить радиальные выходы на г. Народа и дойти до г. Манарага, но ввиду плохих погодных условий и очень ограниченного времени на маршрут, пришлось отклониться от первоначальной идеи. При прибытии на рудник Желанный погода испортилась – постоянно шел дождь, а при подъеме к озеру Круглое (откуда начинается радиалка на г. Народная) шел снег с дождем, в горах шел снег. В данных условиях было принято решение отказаться от маршрута до г. Манарага и подъема на нее (подъем категорийный) при такой погоде, и отложить подъем на г. Народная. В место г. Манарага приняли решение посетить долину реки Лимбекою. По возвращению из долины реки Лимбекою погода не изменилась, в горах висели снежные тучи. И чтобы не уходить с Приполярного Урала совсем ни с чем, решили подняться на г. Народная. При подходе к Народной встретили туриста, который уже 8 дней жил у горы в ожидании хорошей погоды, чтобы «гора открылась». После посещения г. Народной совершили подъем на перевал Кар-Кар и стали возвращаться на рудник Желанный имея 1 день в запасе.
Количество пеших препятствий, пройденных нашей группой, было сочли достаточным для маршрута, а то, что гора Манарага так просто к себе не подпустила, заставляет нас задумываться о возвращении в эти места.
8. Техническое описание (краткая лоция)
Пешеходная часть маршрута
Прибытие на ст. Инта в 4:30 утра. Морось, холодно. При обсуждении заброски водитель предложил нам забрасываться с другой группой, в целях экономии денежных средств. Поэтому нам пришлось ждать на вокзале московский поезд до 9 утра, отсыпались на вокзале. В 9:30 выехали на а/м Урал совместно с москвичами до рудника Желанный.
Геннадию Коковкину заранее по эл. почте мы выслали копию маршрутной книжки для постановки нашей группы в МЧС. Заявка в МЧС нужна также для оформления разрешения на посещение Национального парка Югыд-Ва. Для парка мы составили специальный укороченный до разумных пределов график похода. Для оформления разрешения на посещение парка потребовался список группы с паспортными данными и сведениями о прописке. Всё это также заранее было выслано Геннадию, который оформил для нас это разрешение.
Дорога от самой станции Инта грунтовая и в очень плохом состоянии. Урал ехал со скоростью не более 25 км/ч. Ещё до брода через реку Кожим в предгорьях справа от дороги в кунге расположен пост национального парка Югыд-Ва. Дорога в этом месте перегорожена шлагбаумом. На посту был один мужчина, который, проверив наше разрешение, общался вежливо, предлагал воду из родника.
Около брода через Кожим на ПБ есть изба, и места стоянок. Брод проходит через галечный остров, в некоторых местах брода достаточно глубоко – по высокой воде может подмочить кунг.
Сразу за бродом дорога ненадолго улучшается, но потом опять начинается очень плохой участок. В районе пос. Сана-Вож работала дорожная техника. На ручье, впадающем в р. Балбанью были видны самодельные маленькие конструкции для мытья золота. В Сана-Вож мы договорились о хранении наших катамаранов и части еды. К руднику Желанный мы приехали в 17:00. По ПБ в зоне видимости шла отмеченная на карте дорога. Пообедали, вскипятив воду на горелках. В горном районе дров нет.
В 17:30 мы стартовали по дороге вдоль реки Балбанью. Дул сильный ветер, шел дождь. Примерно через 1,5 часа хода дорога упёрлась в ручей, где и закончилась. Там же организована большая поляна, вытоптанная оленями, и имеются две небольшие постройки с печками (видимо ночлег оленеводов), в воздухе висел тяжелый запах недавнего присутствия оленей. Рядом возвышаются живописные горы Старик и Старуха. Дальше пришлось двигаться по тропе по полкам, заросшим берёзовым стлаником, местами сменявшимся осыпями. Около ручьёв движение осложнялось локальными зарослями ивового стланика, высотой до 2 метров. Вскоре опять появилась еле заметная дорога, по которой мы добрались до истока р. Балбанью.
С близлежащих гор на нас спустились тучи, и мы оказались в их зоне, видимость упала практически до нуля, стало темнеть. После преодоления вброд истока реки Балбанью, подыскали место для ночлега. Комары и мошка отсутствовали, холодно.
День 2 – 01 августа
Подъем дежурных в 8:00, группы в 8:30. Вышли в 9:30.
Ветер, холодно идет снег с дождем, г. Народная в тучах. Принимаем решение отложить подъем на гору. Идем через перевал Лимбеко и спускаемся в долину реки Лимбекою.
С рюкзаками по живой осыпи двигались очень медленно и осторожно, страхуясь трекинговыми палками. Особенно неприятны были места, где крупные камни осыпались, и осталась рыхлая земля с мелкими осколками, уезжающая из-под ног. На перевале снежник.
К этому времени облака опустились. Видимость снизилась до 30 – 50 метров. Ветер не стихал, похолодало до температуры, близкой к нулю.
За перевалом ветер утих, и ближе к обеду стало проглядывать солнце. По сторонам стали открываться живописные виды выступающих скальных гряд и образованных обвалами скальных пород цирков.
Пообедав и полюбовавшись на красоты долины стали возвращаться на перевал Лимбеко. Ближе к вечеру погода снова ухудшилась, с сильным ветром налетели низкие облака и снова пошел дождь. После преодоления перевала нашли место для ночлега и встали.
День 3 – 02 августа
Подъем дежурных в 8:00. Холодно, идет дождь, г. Народная в тучах.
Понимая, что времени совсем в обрез, решаем совершить подъем на гору Народная, несмотря на плохие погодные условия. Вышли в направлении озера Круглое, прошли мимо ледника Балабан. Двигаться решили по осыпному склону камней, напрямую, на которых проглядывалась тропа, крутизна подъема 25-30 градусов. Далее подъем становится пологим, выходя на плато. Это место, где ручей вытекает из озера, соединяясь с ручьём, стекающим со снежников г. Народной. В действительности виден только каньон этого второго ручья, а ручей из озера вытекает под камнями незаметно. К 11:00 мы пришли к месту стоянки на озере с камнем, отмеченной каменным сложением для горелок и стеночками, закрывавшими палатки от пронизывающего ветра. Погода не улучшалась. Встретили туриста из Екатеринбурга, который уже больше недели живет на этом озере в ожидании хорошей погоды для подъема на гору. К сожалению, мы не обладаем таким большим запасом времени, поэтому берем с собой только самое необходимое для подъема, оставив рюкзаки под его присмотром и выдвигаемся к леднику для подъема на гору.
В 17:00 вернулись на место стоянки, подъем совершался в условиях плохой видимости, были тучи и шел снег, начиная от верхнего плато все камни покрыты ледяной коркой. При подъеме на Народную, убедились в правильности решения отказа от подъема на Манарагу. В 21:00 отбой. Погода без улучшений, температура около нуля, сильный ветер и снег с дождем.
День 4 – 03 августа
Подъем в 8:00. Облачность, сильный ветер, дождя нет, кое-где проглядывает солнце.
Пока собираем вещи, к озеру подошли еще четыре группы туристов. Одна группа ушла через перевал Кар-Кар в сторону горы Манарага, три остальные встали на базовый лагерь.
К 9:30 происходит (на тот момент) чудо – гора Народная почти вся открывается от туч, и все ожидающие устремились на гору. Мы с легкой досадой, от того что не увидели всей красоты Урала с его самой высокой точки, понимаем что пора возвращаться на рудник Желанный.
Напоследок, решаем подняться на перевал Кар-Кар, чтобы полюбоваться на долину реки Манарага. Далее следует длительный спуск в долину реки Балбанью. К 19:00 мы пришли на рудник Желанный, где договорились с местными работниками довезти нас до базы Сана-Вож. В 20:00 добрались до базы, сняли на ночлег домик, договорились с баней. Помылись, поужинали. В 23:00 отбой.
День 5 – 04 августа
Подъем в 8:00, завтрак и сбор катамаранов. Погода кардинально отличается от той, которая в горах – тепло, легкие облака, светит солнце, много мошки и комаров.
В 12:00 обед, в 12:30 выход на воду.
Водная часть маршрута. Река Балбанью
Низкий уровень воды, из реки кругом торчат голые камни.
День 6 – 05 августа
Шивера №4 (IIк.с.)
Длина препятствия: 200 м.
Просмотр: не требуется.
Стоянка: На левом берегу, мало дров, много мошки.
Ориентиры: левый изгиб реки, большая отдельно стоящая скала на ЛБ.
На входе зуб по центру. Основная струя справа. Далее обливники, бочки по центру, на выходе от ПБ надводные камни. Прижима к скале нет. Проходили вдоль ПБ, затем слив между камнями у ПБ и галечной отмелью. Поразила удивительно прозрачная вода.
Шивера №5 (IIIк.с.)
Длина препятствия: 70 м.
Стоянка: на ПБ в 100 м после порога.
Ориентиры: Перепад воды в сужении русла.
Мощная шивера. Прижим к скале левого берега на правом повороте. Ширина русла 15 м. Перед прижимом у ПБ надводный камень, слева бочка. Слив в прижим под скалу. Левый берег скальный, высота – 30 м. Проходили по струе ближе к камню и ПБ, уходя от прижима.
Шивера №6 (IIк.с.)
Длина препятствия: 300 м.
Стоянка: на правом берегу.
Шивера, заканчивающаяся на левом повороте прижимом под скалы ПБ. Проходили по центру, через бочки, затем вдоль отмели ЛБ уходя от прижима.
Шивера №7 (IIIк.с.)
Длина препятствия: 300 м.
Просмотр: по левому берегу не обязателен.
Стоянок нет.
Ориентиры: сужение русла, заметное падение воды.
Мощная, крутопадающая шивера с крупными обливными камнями, на выходе гряда зубьев. Проходили по центру, затем держались левее.
Шивера №8 (IIIк.с.)
Длина препятствия: 400 м.
Просмотр: не обязателен.
Стоянка: сразу за шиверой на правом берегу.
Вход мелкий, широкий (до 50 м). На выходе круто падающий участок, длиной 50 м. Свал с отмели ЛБ вправо, струя узкая. Ширина русла до 20 м. Вдоль ПБ. Надводные зубья. Проходили по основной струе.
Шивера №9 Труба (IIIк.с.)
Длина препятствия: 200 м.
Просмотр по левому берегу, не обязателен.
Стоянок нет.
Скальными берегами образован коридор с бочками, валами до 1 м, отдельные обливники, на выходе слева плита. Прохождение: вход справа, затем по центру на выходе держались ближе к правому берегу.
Шивера №10 (IIIк.с.)
Длина препятствия: 300 м.
Обнос и просмотр: не обязателен.
Ориентиры: русло реки резко поворачивает на право, сужение русла.
Крутой правый поворот, затем левый. ПБ — скальный. Под него сильный прижим с карманами. Поворот русла на 90. В центре русла галечный остров. Вход от ПБ, затем по центру и в улово у галечной отмели уходя от прижима.
Шивера №11 (IIк.с.)
Длина препятствия: 400 м.
Просмотр: не требуется.
Стоянок нет.
Плавный правый поворот. По левому берегу – скальная стенка сужение до 20 м, возрастание уклона, валы до 1 м, отдельные обливники, прижимы к выступающим камням левого берега. Проходили по основной струе левой протоки.
Шивера №12 (IIк.с.)
Длина препятствия: 100 м.
Стоянка: стоянка на левом берегу после шиверы.
Шивера с валами до 1 м. На входе гряда обливников слева. На левом берегу – одинокая скальная башня (Старик). Проходили вдоль ПБ по валам и небольшим бочкам.
Река Кожим
Порог Манюку (IIIк.с.)
Длина препятствия: 400 м.
Просмотр и стоянки по левому берегу.
Ориентир: прямой заход в сужении русла, далее правый поворот с подпором в скалу левого берега.
Порог состоит из 2-х ступеней. Первая - сильный прижим к скалам левого берега на крутом правом повороте, вторая - скальный коридор. В центре русла и у правого берега надводные камни. Чистый проход у левого берега. В порог заходили вдоль правого берега, затем через улово у правого берега, далее шли под левым берегом. Через 200 метров на правом берегу возвышается каменный истукан: тридцатиметровая «Каменная баба», напоминающая издали фигуру женщины. Рядом есть места для стоянок. Встали на ночлег.
День 7 – 06 августа
Дневка. Погода дождливая, прохладно.
Далее река Кожим не представляла собой никакой опасности и сложных препятствий не было. На поворотах и в сужениях несложные шиверы (I-II к.с.) длиной 50-200 м, не сильные прижимы под скалы. Берега в галечных отвалах, правый берег чаще скальный. В связи с этим решили взять с собой на пробу два каркасно-надувных каяка. Разобрали один катамаран Сталкер, собрали каяки. Потренировались на быстрой струе. Рядом со стоянкой на пригорке обнаружили много ягод голубики, черники и дикой красной смородины. Ловля обещанного хариуса пока успехов не принесла.
День 8 – 07 августа
Погода переменчивая, периодически солнце сменялось сильными проливными дождями и наоборот. Из препятствий – небольшие шиверки, к.с. не выше II, постоянно сменяли друг друга. Течение быстрое, идется легко. Очень красивые скальные берега, места очень живописные. Рыбалки по-прежнему нет. Постоянно встречаются многочисленные группы туристов, дикими эти места назвать сложно. Количество людей не меньше чем в Карелии.
День 9 – 08 августа
Подъем в 8:00, выход в 9:00. Погода без изменений, переменная облачность, прохладно.
Рельеф берегов несколько упрощается, но по-прежнему очень красив. Скальные выступы сменяют сопки и болота. Река становится шире появляются широкие разливы и острова.
Ближе к вечеру встретили двух лосей на водопое. На ночь встали на организованной стоянке. Рыбалка в этот день опять неудачна, хариус кормится на быстринах, его очень много, но клевать отказывается, видимо еды ему и так достаточно. Зато сбор ягод радует, голубика и черника в изобилии. В 22:00 отбой.
День 10 – 09 августа
Подъем в 8:00, выход в 9:00.
Течение реки стало еле заметным, по сравнению с высокогорьем. Погода без изменений.
День ознаменовался «бешеным клёвом». После впадения в Кожим реки Дурной, на крутом левом повороте находится стоянка древнего человека (по описанию). В тот момент там стояла группа туристов из Екатеринбурга. Река в этом месте довольно глубокая, течение очень быстрое. Заброс спиннинга, наконец, ознаменовался успехом, вот он первый хариус! Затем второй, третий и т.д. Часть группы отправилась на запланированное место стоянки. Вторая часть осталась заниматься рыбной ловлей. За три часа ловли набрали по полному садку. Обещанной нам крупной рыбы мы так и не встретили, максимум, что попалось – это хариус грамм на 400, но за то он взял количеством. На планируемое место стоянки прибыли уже в темноте. Сразу принялись за переработку и заготовку рыбы, т.к. хариус – рыба очень нежная и на ночь оставлять ее было жалко. Рыбу засолили, часть сразу закоптили, уж больно хотелось свежекопченого хариуса. Т.к. во всех отчетах о данных реках говорилось, что рыбы здесь очень много и она «сама на катамаран запрыгивает», то раскладка составлялась с учетом ловли рыбы, на конец маршрута разовая норма пищи на человека не увеличивалась, и была довольно скромной. Да и поход подходил к своему завершению, люди уже хотели еды больше выдаваемой нормы. Поэтому три коптилки рыбы было съедено только за вечер. Остальную рыбу засолили с собой в дорогу. Последующие попытки наловить еще рыбы ниже по течению реки не увенчались успехом.
День 11 – 10 августа
Подъем в 10:00 выход в 11:00.
Река стала широкой и мелкой, много островов. Рельеф берегов совсем упростился до равнинного, течение реки замедлилось. Весь день дул очень сильный встречный ветер, периодически нагоняя грозы. Иногда на широких разливах приходилось проводить катамараны волоком вдоль берега, т.к. из-за сильного ветра они приобретали отрицательную скорость. В итоге маршрут который планировалось пройти за 5-6 часов, был пройден только за 9 часов постоянной работы на веслах. На финиш, к ж/д мосту, пришли только к 20:00, встали на левом берегу. Сразу отправились на ж/д станцию Кожим рудник (1954 км) в разведку, исходя из описаний предшествующих групп. Как потом оказалось, что данная станция не работает, и поезда там не останавливаются. В итоге перешли на правый берег к деревне, где выяснили, что теперь надо отправляться со станции Кожим, которая находится в 4 км от деревни. Разобрали катамараны и каяки на просушку. В 22:00 отбой. На следующий день упаковали все вещи дождались рабочего поезда до г. Инты и на нем уехали.
9.Снаряжение
Личное специальное снаряжение (на одного человека):
· Спасательный жилет – 1 шт.;
· Каска – 1 шт.;
· Гидрокостюм – 1 шт.;
· Весло – 1 шт.;
· Гермоупаковка – 1 шт.;
· Палки для трекинга – 1 пара;
· Обувь для трекинга – 1 пара;
· Гамаши – 1 пара.
Групповое специальное снаряжение:
· Катамаран 2 местный – 3 шт.;
· Каяк каркасно-надувной – 2 шт.;
· Вёсла запасные – 2 шт.;
· Спасательный конец – 4 шт.;
· Тент групповой – 1 шт.;
· Горелка газовая с баллонами – 2 шт.
10.Смета расходов на группу из 6 человек.
Питание на маршруте: 12 000 р.
Расходные материалы (аптечка, ремнабор и т.д.): 4 000 р.
Транспорт на маршруте:
Поезд: 29 000 р.
Заброски на авто: 20 000 р.
Итого: 65 000р.
Итоги:
Наша группа прошла интересный комбинированный маршрут по Приполярному Уралу. Пешая часть маршрута достаточно продолжительна, технически интересна, а также очень красива. Из-за плохих погодных условий во время пешей части маршрута, он претерпел некоторые изменения, вместо подъема на гору Манарага мы посетили долину реки Лимбекою.
Выводы:
Маршрут проходит по территории Национального парка Югыд-Ва, что требует сбора группы и оформления пропусков заранее, но никак не помогает в случае аварии на маршруте. Аварийные выходы с середины пешей части маршрута отсутствуют. Маршрут автономный. Водная часть маршрута требует умения работать на струе, опыта прохождения рек горного характера. Пешая часть маршрута осложнена весом рюкзаков и нестабильностью погоды.