Отчет о горном походе 4 к.с., Центральный Кавказ
- Главная ›
- Отчёты ›
- Горный туризм ›
- Отчет о горном походе 4 к.с., Центральный Кавказ
- Дата проведения:
- с 1 по 22 августа 2009 г.
- Место проведения:
- Центральный Кавказ
ОТЧЕТ
о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвертой категории сложности по Центральному Кавказу, совершенном группой Костромского городского клуба туристов и Клуба путешественников «Надежда»
в период с 1 по 22 августа 2009 года.
Маршрутная книжка № 26-09
Руководитель группы Лобанов Владимир Евгеньевич
адрес: 156007, г. Кострома, ул.Ленина, д.94а, кВ.13;
телефон: 8-910-661-57-70;
e-mail: lobanov_vl@mail.ru
2. Содержание.
Стр. |
||
1. |
Титульный лист. |
1 |
2. |
Содержание. |
2 |
3. |
Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия) |
3.1. |
Проводящая организация. |
3 |
|
3.2. |
Место проведения. |
3 |
3.3. |
Общие справочные сведения о маршруте. |
3 |
3.4. |
Подробная нитка маршрута. |
3 |
3.5. |
Определяющие препятствия маршрута. |
3 |
3.6. |
Состав группы. |
4 |
3.7. |
Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов. |
4 |
3.8. |
Поход рассмотрен МКК с указанием шифра полномочий. |
4 |
4. |
Содержание отчета |
|
4.1. |
Общая идея и стратегия похода. |
4 |
4.2. |
Полезные сведения. |
4 |
4.3. |
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. |
5 |
4.4. |
Изменения маршрута и их причины. |
5 |
4.5. |
График движения |
5 |
4.6. |
Техническое описание прохождения группой маршрута. |
8 |
4.7. |
Потенциально опасные участки и явления на маршруте. |
19 |
4.8. |
Дополнительные сведения о походе. |
20 |
4.9. |
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения. |
21 |
4.10. |
Итоги и выводы. |
21 |
5. |
Приложения. |
|
5.1. |
||
5.2. |
||
5.3. |
||
5.4. |
||
5.5. |
||
5.6. |
||
5.7. |
||
5.8. |
3. Справочные сведения
3.1. Проводящая организация
ОО «Костромская областная федерация туризма»;
ОО «Костромской городской клуб туристов»,
адрес:156013 г.Кострома, ул.Маршала Новикова, д.38,
телефон: 8-4942-33-59-52, 8-4942-51-38-69,
e-mail: klt@inbox.ru;
Клуб путешественников «Надежда»
3.2. Место проведения:
Россия, Республика Северная Осетия – Алания, Ирафский район; Кабардино-Балкарская Республика (Центральный Кавказ: Дигория, Суган, Караугом)
3.3. Общие справочные сведения о маршруте.
Таблица 1.
Дисциплина маршрута (вид туризма)
|
Категория сложности похода
|
Протяженность активной части похода, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
Горный
|
Четвертая
|
143 |
16 |
16
|
4.08.09-19.08.09
|
3.4. Подробная нитка маршрута (см. карту):
А/л «Комы-арт» – р.Харес – пер.Светлова(3640м, 1Б) – лед.Айхва – поляна Хазны – пер.Федоровского(3860, 2А)(через пер.Обходной) – лед.Нахашбита – пер.Мориса Тореза(3600, 2Б) – лед.С.Суган – пер.Шести – Верхнее плато лед.Ю.Суган – пер.Гюльчи(3900, 2Б) – лед.Доппах – р.Харес – а/л «Комы-арт» – т/б«Дзинага» – р.Караугомдон – «Райская поляна». – лед.Фастаг – пер.Гурдзивцек(3325, 1Б) – лед.Бурджула – верхнее плато лед.З.Караугом – пер.Бурджула С.(4000, 2Б) – Караугомское плато – пер.Купол Воологаты(4100, 2Б) – пер.Воологата – лед.Гулар – лед.Караугом – «Райская поляна» – р.Караугомдон – т/б«Дзинага»
3.5. Определяющие препятствия
Таблица 2.
Вид препятствия |
Кат. |
Характеристика |
Путь прохождения |
Суган |
|
|
|
пер.Светлова |
1Б |
3640м, сн-лд-ос |
р.Айхвадон (р.Урух) – лед.Айхва |
р.Хазныдон |
|
гл.0,6м,шир.10м |
брод 100м выше слияния |
пер.Федоровского |
2А |
3860м, сн-ос |
р.Хазныдон – лед.Нахашбита (через пер.Обходной) |
пер.Мориса Тореза |
2Б |
3600м, сн-лд |
лед.Нахашбита – лед.С.Суган |
пер.Шести – пер.Гюльчи (связка) |
2Б |
3700-4100-3900м, сн-лд-ск |
лед.С.Суган – пер.Шести – траверс вост. склонов Суган-Тау – верхнее плато лед.Ю.Суган(выше пер.Панорамный) – пер.Гюльчи – лед.Доппах |
Караугом |
|
|
|
пер.Гурдзивцек |
1Б |
3325м, ск-ос-сн |
лед.Фастаг – лед. Бурджула |
пер.Бурджула С. |
2Б |
4000м, сн-лд-ск |
лед.Бурджула – пер.Бурджула С. – верхн. плато лед.З.Караугом – пер.Гельфгата – Караугомское плато |
пер.Купол Воологаты |
2Б |
4100м, сн-лд |
Караугомское плато – плечо Воологаты – пер.Воологата – лед.Гулар |
3.6. Состав группы.
Таблица 3.
№ |
ФИО |
Год рожд. |
Туристская подготовка |
Обязанности |
Телефон |
1 |
Лобанов Владимир Евгеньевич |
1963 |
5Г-У.,4Г-Р. |
Руководитель |
8-910-661-57-70 |
2 |
Сорокин Юрий Альбертович |
1966 |
5Г-У.,4В-Р. |
Водитель, ремонтник, видео |
8-905-151-93-59 |
3 |
Кулагин Евгений Андреевич |
1977 |
3Г-У, 3Г-Р. |
Ответственный за снаряжение, видео |
8-906-666-13-22 |
4 |
Володина Александра Сергеевна |
1987 |
3Г-У. |
Завхоз, летописец, фото |
8-910-959-51-31 |
5 |
Блинникова Полина Николаевна |
1985 |
3Г-У. |
Медик |
8-920-649-86-87 |
3.7. Отчет хранится:
- в библиотеке Костромского городского клуба туристов.
адрес: 156013 г.Кострома, ул.Маршала Новикова, д.38,
телефон 8-4942-33-59-52,
факс: 8-4942-51-38-69,
e-mail: klt@inbox.ru
Фото- и видеоматериалы находятся у участников группы.
3.8. Поход рассмотрен МКК ТССР (шифр полномочий: 100-00-666666653).
4. Содержание отчета
4.1. Общая идея похода:
- желание еще раз попасть в горы;
-продолжение освоения костромичами района Сугана, Дигории, Караугома (пройти ранее не хожеными нами ледниками и перевалами);
- попытка поднять свой тактический, технический уровень;
- проверка в деле своих сил и умения;
- любовь к этому району (когда-то давно руководитель впервые увидел горы именно здесь);
- в общем - сами себя «развели на слабо».
Стратегия похода: поменьше ходить по долинам, по-возможности «сдвинуть» нитку маршрута повыше к хребтам на ледники, подольше находиться на высоте (по нескольку дней не опускаясь ниже снеговой линии); – частично удалось.
4.2. В этом сезоне горный поход был совмещен с автопробегом: группа добиралась до места (а/л «Комы-арт») и обратно на автомобиле.
Большая часть маршрута проходила в погранзоне. О пропусках позаботились заранее: за месяц до начала похода по факсу послали заявку на коллективный пропуск в Пограничное управление ФСБ России по РСО – Алания с указанием цели пребывания, паспортных данных руководителя и участников группы, сроков похода, района и нитки маршрута, регистрационных данных транспортного средства. Во Владикавказе заехали в погран.управление и без проблем получили готовый пропуск. (Адрес: 362044, РСО – Алания, г.Владикавказ, ул.Зураба Магкаева, д.77, тел.: 8-8672-50-56-52, факс: 8-8672-50-00-58, 8-8672-50-00-67).
Спасатели находятся по адресу: РСО – Алания, г.Владикавказ, проспект Коста, д.273; тел: 8-8672-74-41-03. Заехали отметиться.
Часть похода в Сугане от перевала Светлова до Гюльчи (5 дней) проходила по территории Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника. Кроме коров и лошадей на поляне Хазны нас никто не встретил, таким образом удалось пройти заповедник без уплаты «пошлины».
Национальный парк «Дигория», видимо, пока еще не функционирует: мзду с нас никто не требовал, да и парком это называть рано – слишком много мусора на дорогах и в селениях. Однако по Уруху усиленно строится и расширяется дорога, а в Мацуте уже есть вывеска «Национальный парк» и шлагбаум.
Медицинскую помощь можно получить на турбазах и в альплагерях. В нашем случае мед. работник альплагеря без рентгена не смог распознать перелом кисти руки, и девушка в неведении прошла с переломом еще 8 дней похода.
4.3. Аварийные выходы с маршрута (см. карту):
Из Сугана: на север по долинам рек Хазныдон, Псыгансу, Рцывашки.
С хребта Саудор: на север по лед.Скатиком и долине реки Сардидон,через пер.Стурвцек (2А) на лед.Караугом.
Запасные варианты (см. карту):
Суган: вместо пер.Мориса Тореза (2Б) – обход по лед.Нахашбита и р.Псыгансу вниз, затем вверх по лед.С.Суган;
Дигория: вместо пер.Олимпийский (2Б) – пер.Электрон (2А) или пер.Цагардор (1Б);
Караугом: вместо участка пер.Гурдзивцек(1Б),пер.БурджулаС.(2Б) – связка пер.Фастаг, пер.Гельфгата (2Б).
4.4. Изменения маршрута иих причины.
Реальная скорость движения по маршруту оказалась ниже запланированной. Резервные дни мы «выбрали» еще на первом кольце по Сугану из-за плохой погоды и медленной акклиматизации. При заявке маршрута выпускающая МКК ограничила нам количество максимально-сложных перевалов (2Б) четырьмя. А спасатели запретили восхождения. Таким образом решаем отказаться от части ранее заявленного маршрута (см. карту):
- в Дигории (пер.Гебивцек(1Б), пер.Олимпийский(2Б)),
- по хр.Саудор (пер.Кадурвцек(2Б), пер.Кадурхошхин(2А), пер.Хуппара(2А)),
- попутных восхождений на вершины Суган-Тау, Цихварга, Уилпата.
4.5. График движения (см. высотный график), (см. карту):
Таблица 4.
Дни пути |
Дата |
Участки маршрута |
Высота (м.) |
Км |
Время(ч) |
Характер пути, вид страховки |
01.08.09 - 03.08.09 |
г.Кострома – г.Москва – г.Владикавказ |
автотранспорт |
||||
04.08.09 |
г.Владикавказ – а/л «Комы-арт» |
|
автотранспорт |
|||
Дни пути |
Дата |
Участки маршрута |
Высота (м.) |
Км |
Время(ч) |
Характер пути, вид страховки |
1 |
04.08.09 |
а/л «Комы-арт» – водопад – кош |
1900 2100 |
5 |
1.5 |
грунтовая дорога, тропа |
2 |
05.08.09 |
кош – цирк под пер. Светлова |
2100 3500 |
5 |
7 |
тропа, морена |
3 |
06.08.09 |
пер. Светлова (1Б, 3640м, сн-ос) – лед. Айхва – р. Хазныдон – поляна Хазны |
3500 3640 2400 |
6 |
5.5 |
Осыпи, снежник, перильная страховка на спуске, самосброс на ледорубах, закрытый ледник, связки, морена, переправа вброд (страховка перильная и маятником). |
4 |
07.08.09 |
Поляна Хазны – пер. Обходной (н/к, ос) – пер. Федоровского (2А, 3860м, сн-ос) – лед. Нахашбита |
2400 3860 2900 |
10 |
10.5 |
Тропа, травянистые склоны, морены, осыпи, закрытый ледник, движение в связках. |
5 |
08.08.09 |
Лед. Нахашбита – цирк под пер. Мориса Тореза |
2900 3450 |
4 |
6 |
Открытый и закрытый ледник, бараньи лбы, морена, движение в связках. |
6 |
09.08.09 |
Пер. Мориса Тореза (2Б, 3600м, сн-лд) – лед. Сев. Суган – пер. Шести(3700м) |
3450 3600 3450 3700 |
8 |
8 |
Движение в связках, перила, страховка на ледорубах и ледобурах, закрытый ледник, ледопад. |
7 |
10.08.09 |
Пер. Шести – траверс зап.склонов Суган-Тау, (выше пер. Панорамный) – верхнее плато лед.Ю.Суган |
3700 4100 |
3 |
7 |
Закрытый ледник, снежный склон, скальный гребень, движение в связках с одновременной и попеременной страховкой. |
8 |
11.08.09 |
Спуск на пер. Гюльчи (2Б,3900 м, сн-ос.) – лед. Доппах – долина р. Орс-дон (у водопада) |
4100 3900 2700 |
6 |
10 |
Закрытый ледник, скалы, морена, движение в связках, перила, самосброс на ледорубах и ледобурах, расходные петли. |
9 |
12.08.09 |
Долина р. Орс-дон – а/л «Комы-арт» |
2700 1900 |
15 |
4.5 |
Тропа, грунтовая дорога |
10 |
13.08.09 |
Полудневка. а/л «Комы-арт» – т/б «Дзинага» |
1900 1450 |
15 |
3.5 |
Грунтовая дорога |
11 |
14.08.09 |
Т/б «Дзинага» – долина р.Фастаг |
1450 2500 |
15 |
7 |
Дорога, тропа, брод. |
Дни пути |
Дата |
Участки маршрута |
Высота (м.) |
Км |
Время(ч) |
Характер пути, вид страховки |
12 |
15.08.09 |
Долина р. Фастаг – пер. Гурдзивцек (1Б, 3325м, сн-ос) – лед. Бурджула |
2500 3325 3050 3300 |
9 |
8.5 |
Морены, открытый ледник, закрытый ледник, осыпные склоны, движение в связках одновременно. |
13 |
16.08.09 |
Лед. Бурджула – пер. Бурджула С. – верхнее плато лед. Зап. Караугом |
3300 3950 3800 |
4 |
10 |
Закрытый ледник, связки, снежно – ледовый склон до 450, скалы, перильная страховка через ледоруб, ледобуры, расходные петли. |
14 |
17.08.09 |
Верхнее плато лед. Зап. Караугом – пер. Бурджула С. (2Б,4000м. сн-лд) –Караугомское плато через пер. Обходной |
3800 4000 3700 3800 3700 3850 |
11 |
8.5 |
Закрытый ледник, снежно – ледовые склоны, движение в связках с одновременной и попеременной страховкой, перильная страховка через ледоруб, ледобуры, расходные петли. |
15 |
18.08.09 |
Караугомское плато – пер. Купол Воологаты (2Б,4100 м, сн-лд) – пер. Воологата (3900 м, сн-ос) – правая морена Караугомского ледника (поляна Микелай). |
3850 4100 2800 |
9 |
10.5 |
Закрытый ледник, снежно – ледовые склоны до 550, осыпные склоны, морена, тропа, движение в связках с одновременной и попеременной страховкой, перильная страховка через ледоруб, ледобуры. |
16 |
19.08.09 |
Правая морена Караугомского ледника – «Райская поляна» – т/б «Дзинага». |
2800 1450 |
18 |
6 |
Открытый ледник, тропа, грунтовая дорога. |
20.08.09 - 22.08.09 |
т/б «Дзинага» – г. Кострома |
автотранспорт |
4.6. Техническое описание прохождения группой маршрута.
День 1 – 4.08.09г.
Первые шаги.
Местоположение: Долина р.Харес.
Описываемый участок: а/л «Комы – Арт» – кош у впадения р.Айхвадон в р.Харес.
Протяженность: 5 км.
Перепад высот: подъем – 200 м.
Таблица 5.1.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
В 14 часов подъехали к а/л «Комы-Арт». Договорились с начальством насчет стоянки машины, пообедали, перепаковали рюкзаки. По словам альпинистов, неустойчивая, с дождями, погода держится практически всю смену. |
Пасмурно. |
||
2. |
В 1715 двинулись вверх по хорошей грунтовой дороге левым берегом р.Харес. После водопада дорога резко поднимается вверх, к кошу. Мы же, оставив кош слева, поднимаемся по руслу р.Айхвадон и среди камней на более-менее ровном лужке ставим палатки. |
1,5 часа |
+200м. |
Временами дождь. |
День 2 – 5.08.09г.
Подъем по р.Айхвадон.
Местоположение: Долина р.Айхвадон.
Описываемый участок: кош – цирк под пер.Светлова.
Протяженность: 5 км.
Перепад высот: подъем – 1400 м.
Таблица 5.2.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
Сначала тропой по травянистым склонам затем по крупным осыпям поднимаемся на Айхвинские ночевки. Здесь обедаем. Поднялись в цирк под пер.Светлова. Фотографий перевала у нас нет, куда идти – сомневаемся. Володя с Юрой меньше чем за час сходили на седловину и вернулись. Всё О.К. |
7 час. |
+1400м. |
Пасмурно. Пошел дождь. |
День 3 – 6.08.09г.
Перевал Светлова (1Б), 3640 м, снежно-осыпной.
Местоположение: р.Айхвадон (р.Урух) – лед.Айхва.
Описываемый участок: р.Айхвадон (верхние ночевки) – поляна Хазны.
Протяженность: 6 км.
Перепад высот: подъем – 140 м.
спуск – 1240 м.
Таблица 5.3.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
Выходим в 800. За час по средней осыпи и снежникам крутизной 200 – 250 выходим на перевальную седловину (Видео 1). |
1 час. |
+140м. |
Ясно. |
2. |
Перевальная седловина широкая, осыпная со снежным наддувом с северной стороны. Тур расположен восточнее на скалах. Сняли записку альпинистов СК МЭИ (Москва) от 26.07.09г.(см. прил.). На спуск ведет короткий (одна веревка), но крутой снежный склон, подрезанный бергшрундами. Западнее перевальной седловины на 50 м. вешаем веревку на ледорубном кресте. Спускаемся, обходя один бергшрунд справа, второй слева (Фото 1). Далее движемся в связках (двойка и тройка) одновременно по закрытому леднику вдоль скального ребра, обходим слева «бараньи лбы», спускаемся к моренным валам. Дальнейшее движение проходит левым берегом потока. К 1330 подходим к впадению потока в р.Хазныдон. |
4 часа. |
-1240м. |
|
3. |
Ищем место переправы, переобуваемся, 100м. выше слияния потоков переходим Хазныдон вброд. Страховка: первый и последний - «маятником», остальные – перила. Здесь же на берегу ставим лагерь, сушимся (Фото 2). |
0,5 часа |
Переменно. |
День 4 – 7.08.09г.
Перевал Федоровского (2А), 3850 м, снежно-осыпной.
Местоположение: р.Хазныдон (через пер.Обходной) – лед.Нахашбита.
Описываемый участок: поляна Хазны– лед.Нахашбита.
Протяженность: 10 км.
Перепад высот: подъем – 1460 м.
спуск – 960 м.
Таблица 5.4.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
В 820 выходим. По крупной осыпи спускаемся вниз по Хазны-дону и выходим на ровные зеленые площадки – поляну Хазны. По осыпям, крутым травянистым склонам (иногда тропа), затем по крупной осыпи и моренным валам выходим в цирк пер.Зюзина. Под пер.Обходной обедаем.
|
5,5 час. |
+1100м. |
Переменно. Временами дождь. |
2. |
По живой средней и мелкой осыпи поднимаемся на пер.Обходной. На гребне оказалось, что мы ошиблись: истинная седловина западнее на 100м и ниже. |
0,5 часа. |
+200м. |
|
3. |
Траверсируем скалы и осыпи до седловины пер.Обходной. Пересекаем ледник в направлении пер.Федоровского. Перевальный взлет – короткий крутой (до400) сильно разрушенный скальный склон с живой осыпью. На перевале повалил крупный мокрый снег, видимость упала до нуля. Сняли записку турклуба «Планета» г.Ростова-на-Дону (горная тройка, маршрутка №44-09) от 26.07.09г. Оставляем свою и срочно линяем вниз. |
2 часа |
+160м. |
То дождь, то град. Где-то рядом идет гроза. Метель. |
4. |
Спускаемся по осыпному склону средней крутизны плотной группой. Снег идет вдоль склона снизу вверх (Видео 2). Ниже склон переходит в моренные валы, осыпи (Фото 3). Выходим на лед.Нахашбита. На покровной морене ледника ставим палатки (Фото 5). Сил не осталось.
|
2,5 часа |
-960м. |
Снег. Пасмурно. |
День 5 – 8.08.09г.
Подход под пер. Мориса Тореза.
Местоположение: лед.Нахашбита – лед.З.Нахашбита.
Описываемый участок: лед.Нахашбита – лед.З.Нахашбита (под пер. Мориса Тореза).
Протяженность: 4 км.
Перепад высот: подъем – 550 м.
Таблица 5.5.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
Обвязки одели сразу. В 830 начинаем движение. Пересекаем лед.Нахашбита. Связываемся. Лавируя между трещин, выходим к бараньим лбам. Свободным лазанием по бараньим лбам (между льдом и ручьем) обходим ледопад (Фото 6). Далее движемся моренным карманом, вдоль скал пика Буревестник (при движении вдоль скал, возможно падение камней со стен). На морене пологой части ледника обедаем. |
4,5 часа |
+450м. |
Переменно. Временами идет снег. |
2. |
В связках выходим на закрытый ледник. Лавируя между трещин, движемся крайне осторожно, местами ползком. Передвижение затрудняет плохая видимость. Тем не менее, Володя, идя вторым в связке, провалился. Вытягиваем сначала рюкзак, затем руководителя. Подойдя под перевал, решаем штурм оставить назавтра. В снегу отрываем площадки под палатки, не развязываясь, пока не убедились в их надежности (Видео 3).
|
1,5 часа |
+100м. |
Резкие порывы ветра со снегом. |
День 6 – 9.08.09г.
Перевал Мориса Тореза (2Б), 3600 м, снежно-ледовый.
Местоположение: лед.Нахашбита – лед.С.Суган.
Описываемый участок: лед.З.Нахашбита – пер.Шести.
Протяженность: 8 км.
Перепад высот: подъем – 150 м.
спуск – 150 м.
подъем – 250 м.
Таблица 5.6.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
Выходим в 830. Движемся связками, сначала с одновременной, потом с попеременной страховкой. Перевальный взлет – крутой снежно-ледовый склон с множеством трещин, зажатый между скалами. Подъем начинаем в средней части склона. Перилим на ледорубах и ледобурах. Одна веревка по центру склона прямо вверх, одна веревка влево под скалы (обходим трещину), еще одна вверх вдоль скал. Затем 3 веревки косой траверс через ледопад между трещин (Видео 4). В связках подходим под скалы Пика Десяти (Фото 7), (Видео 5). Тура не нашли. Сложили свой, положили записку. |
5 час. |
+150м. |
Облачно. Временами снег. |
2. |
Связками в западном направлении выходим на середину лед.С.Суган (Фото 8). Поворачиваем направо и, лавируя между трещин, по центру ледника спускаемся до седловины пер.Осыпной (Фото 9). |
2 часа |
-150м. |
Видимость низкая |
3. |
Развязались. По пологому леднику поднимаемся до пер.Шести. На каменной россыпи возле озера не сразу находим места под палатки c ветрозащитными стенками. Тур нашли еще позже на большом камне. Записка от 27.07.09г. группы турклуба «Планета» г.Ростова-на-Дону (горная тройка, маршрутка №44-09). |
1 час |
+250м. |
Переменно. |
День 7 – 10.08.09г.
Траверс западных склонов Суган-Тау, скально-снежно-ледовый.
Местоположение: лед.Рцывашки – лед.Ю.Суган.
Описываемый участок: пер.Шести – верхнее плато лед.Ю.Суган.
Протяженность: 3 км.
Перепад высот: подъем – 400 м.
Таблица 5.7.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
От седловины в связках по широкой дуге пересекаем снежное поле выше зоны трещин (Фото 11), (Видео 6). |
1 час. |
Ясно. t0 ниже 00. Ветер. |
|
2. |
Выходим на скальное ребро, по нему идем вверх (Видео 7). Скалы обледенелые и припорошены снегом. Неуверенно чувствуешь себя и в кошках, и без них. Уходим влево на снег (Фото 4). С переменной страховкой поднимаемся на то же ребро (Фото 12). В связках переваливаем через него и, обходя ледопад сверху, поднимаемся на плато. |
4 часа |
+350м. |
Снизу лезут облака. |
3. |
Накрыло облаком. Видимость упала до 50м. Пришлось достать компас. В редкие разрывы облаков пытаемся двигаться в сторону пер.Гюльчи между склонами Суган-Тау слева и ледовыми сбросами лед.Ю.Суган справа (20мин. стоим-ждем, 5мин. идем). Где-то справа остался пер.Панорамный (не видели). Небо затянуло окончательно. Дальше идти опасно да и непонятно куда. Пер.Гюльчи где-то рядом. В 50м. от обрыва готовим чай, а чтобы не замерзнуть отрываем на склоне площадки под палатки. Пошел снег. Не дождавшись погоды остаемся на ночевку (Видео 8). |
2 часа |
+50м. |
Видимость – одна видимость. |
День 8 – 11.08.09г.
Перевал Гюльчи (2Б), 3900 м, скально-снежно-ледовый.
Местоположение: лед.Доппах – лед.Ю.Суган.
Описываемый участок: верхнее плато лед.Ю.Суган – долина р. Орс-дон (водопад).
Протяженность: 6 км.
Перепад высот: спуск – 1400 м.
Таблица 5.8.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
С утра нам открывается грандиозный вид. При хорошей погоде панорама с высоты более 4100 мпросто не поддается описанию. До самой Безенгийской Стены – все как на ладони. Как мы и ожидали, пер.Гюльчи – прямо под нами (Фото 10). Сразу от лагеря через карниз кидаем три веревки на ледорубном самосбросе вниз (Видео 9), (Фото 13). На последней веревке ползком по хилому снежному мосту преодолеваем бергшрунд. В связках по снежным полям выходим на пер.Гюльчи (Фото 15). Снимаем записку группы Петроградского клуба туристов из Санкт-Петербурга (5к.сл., м/к № 32/09, руководитель Егорова Е.Ю.) от 31.07.09г. |
1,5 часа |
-200м. |
Ясно. |
2. |
Прямо от тура по заснеженному скальному кулуару начинаем спуск (Фото 14). На перевале оставляем расходную петлю. Остальные веревки – самосбросы на ледорубном кресте. Под свежим мокрым снегом без того «живой» склон «сползает», с каждым шагом рискуешь увлечь за собой камни. Прочных скал нет, страховка через ледоруб на таком снегу малонадежна. Всего приходится перилить 9 веревок до самого бергшрунда. |
2,5 часа |
-250м. |
Постепенно небо затягивает. Ветер. |
3. |
До морен идем в связках. По моренам и крупным осыпям идем вдоль потока. При переходе потока на левый берег Полина поскользнулась на камнях, упала и сильно ушибла руку. (Сначала думали, что растяжение, в альплагере врач посмотрел – сказал, что просто ушиб, и только после похода, дома рентген показал перелом в кисти руки. Получилось, что бедняжка половину похода прошла со сломанным пальцем и ни чего не знала. В качестве первой помощи – холодный компресс (бутылка со льдом), тугая повязка.) Идет дождь. Как только склон стал выполаживаться встали на ночевку. Место красивое – с видом на водопад.
|
6 час. |
-950м. |
Наверху идет снег, внизу – дождь. |
День 9 – 12.08.09г.
Спуск в а/л «Комы-Арт».
Местоположение: р. Орсдон – р. Харес.
Описываемый участок: долина р. Орс-дон (водопад)– а/л «Комы-Арт». Протяженность: 15 км.
Перепад высот: спуск – 800 м.
Таблица 5.9.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
Горы побелели – все в снегу вплоть до зеленки. Под дождем идем по тропе вниз. |
4,5 час. |
-800м. |
Дождь. |
2. |
В альплагере под навесом расположились на обед. Договорились насчет комнаты и душа. По телефону доложились спасателям во Владикавказ, МКК в Москву и Кострому, домой. Приводим себя в порядок, и, насколько позволяет комната, пытаемся обсушиться. Очередь на обещанный тепловентилятор до нас так и не дошла. Вечером устроили праздничный ужин: арбуз, сладости, песни под гитару. К полуночи закончился дождь. |
Дождь. |
День 10 – 13.08.09г.
Полудневка, переход до т/б «Дзинага».
Местоположение: долина р.Харес.
Описываемый участок: а/л «Комы-Арт» – т/б «Дзинага».
Протяженность: 15 км.
Перепад высот: спуск – 450 м.
Таблица 5.10.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
Быстренько разложили и развесили вещи и снаряжение сушиться на солнце. Всю первую половину дня занимались приведением в порядок снаряжения, отбирали продукты на второе кольцо. |
Ясно.Тепло. |
||
2. |
Около 1530 двинулись по дороге к т/б «Дзинага». На ночевку встаем у турбазы на берегу напротив слияния Хареса и Караугомдона. |
3,5 часа. |
-450м. |
День 11 – 14.08.09г.
Подъем по Караугомдону и Фастагдону.
Местоположение: долина р.Караугомдон – р.Фастагдон.
Описываемый участок: т/б «Дзинага» – р.Фастагдон.
Протяженность: 15 км.
Перепад высот: подъем – 1050 м.
Таблица 5.11.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
Прошли селение Дзинага, на погранзаставе у нас проверили пропуска. Правым берегом Караугомдона идет хорошая – этот путь всем участникам группы хорошо знаком. В лесу много ягод (земляника, малина, черника), попадаются грибы – все это заметно снижает темп движения. Переходим Караугомдон по мосту, дальше тропа идет левым берегом лесом, затем высохшим старым руслом Фастагдона. Напротив Райской поляны на берегу потока Фастагдона обедаем (грибной суп). |
4 часа. |
+450м. |
Переменно. |
2. |
Левым берегом по тропе поднимаемся в долину Фастага. Трава от дождя намокла и все усилия по просушке ботинок на дневке пропали даром. Вскоре тропа уперлась в скальный прижим. На мокрые скалы не полезли, а перешли поток вброд. В поисках обратного брода больше часа «ползем» без тропы по крупной осыпи, заросшей рододендроном. |
3 часа. |
+500м. |
Дождь. |
День 12 – 15.08.09г.
Перевал Гурдзивцек (1Б), 3325 м, скально-снежно-осыпной.
Местоположение: лед. Фастаг – р.Бурджула.
Описываемый участок: р.Фастагдон – лед.Бурджула.
Протяженность: 9 км.
Перепад высот: подъем – 825 м.
спуск – 275 м.
подъем – 250 м.
Таблица 5.12.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
Идем левым берегом Фастагдона по тропе, затем мореной, снежниками. Напротив пер.Цихварга на морене обедаем. |
4 часа |
+550м. |
Переменно. |
2. |
Дойдя до конца морены, поворачиваем налево в сторону перевала (Фото 16). Связками по закрытому леднику через фирновый вал поднимаемся на пер.Гурдзивцек (Фото 18). Находим записку туристов горной пятерки из Зеленограда от 6.08.08г. В Грузии погода хуже: вершина и перевал Бурджула с трудом угадываются сквозь облака. |
2 часа |
+275м |
Переменно. |
3. |
Метров 200 спускаемся вниз по сыпухе. Траверсом влево по снежникам и осыпям уходим в сторону лед.Бурджула. Пересекаем морену ниже ледника. По левобережной морене поднимаемся и встаем у верхнего ее края (Фото 17). |
2,5 часа |
-275м +250м |
Переменно. |
День 13 – 16.08.09г.
Перевал Бурджула С., 3950 м, скально-снежно-ледовый.
Местоположение: лед. Бурджула – лед. Зап.Караугом.
Описываемый участок: лед. Бурджула – верхнее плато лед. Зап.Караугом.
Протяженность: 4 км.
Перепад высот: подъем – 650 м.
спуск – 150 м.
Таблица 5.13.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
В связках пересекаем закрытый ледник Бурджула между нунатаком слева и ледопадом справа (Фото 20). Обойдя ледопад идем к перевалу. По снежному мосту через бергшрунд подходим к кулуару в скалах. |
3 часа |
+500м |
Снизу поднимаются облака. |
2. |
По кулуару перилим до самого гребня: сначала 5 веревок на ледорубах по снегу, потом две по скалам (Фото 19). В поисках тура пришлось на одну веревку пролезть по гребню (Фото 22). В худой жестяной банке оказалась мокрая ржавая бумажка. Дальнейшее «вскрытие» не показало, – кто и когда её туда положил. |
3 часа |
+150м. |
Облачно. |
3. |
Спуск: две веревки по сильно-разрушенным скалам и одна по снегу (спустились в бергшрунд на снежную «пробку» и с нее вышли на нижний край. Далее в связках с попеременной страховкой около 100м вдоль нижнего края бергшрунда вправо, затем вниз в центр верхнего плато ледника Зап.Караугом (Фото 21). |
4 часа |
-150м. |
Временами накрывает облаком. |
День 14 – 17.08.09г.
Перевал Бурджула С. (2Б), 4000 м, скально-снежно-ледовый.
Местоположение: плато лед.Зап.Караугом – Караугомское плато.
Описываемый участок: плато лед.Зап.Караугом – пер.Бурджула С. – Караугомское плато – пер.Обходной – восточная ветвь Караугомского плато.
Протяженность: 11 км.
Перепад высот: подъем – 200 м.
спуск – 300 м.
подъем – 100 м.
спуск – 100 м.
подъем – 150 м.
Таблица 5.14.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
В связках пересекаем верхнее плато ледника Зап.Караугом (Фото 24) и выходим на пер.Бурджула С. (Гельфгата) (Фото 25), (Видео 10). По описанию: – тур находится у характерного скального пальца. На деле их оказалось два. Под западным находим записку от 19.08.2005г. горной шестерки из Беларусии (Мозырь, Гомель)(м/к 20Г/05, руководитель Радивончик М.П.). Предыдущая записка – МГТУ им.Баумана, м/к 59/3-406, рук.Березин А.В., 13.08.1996г. Наличие тура у другого «пальца» проверять мы не стали. |
1 час |
+200м. |
Ясно. |
2. |
По кулуару слева от тура начинаем спуск. Одна веревка по скалам и осыпи до снежника (на камнях оставили петлю). Далее связками с попеременной страховкой до бергшрунда, затем с одновременной страховкой через плато (Фото 26). Обойдя по дуге трещины начала Караугомского ледопада, подходим к основанию Северного гребня массива ВЦСПС-Караугомский, разделяющего Западную и Центральную ветвь Караугомского плато. Место слияния ледников хаотично изорвано трещинами, и обход скального гребня здесь (снизу) проблематичен. Обходя скалы в основании гребня справа по снегу поднимаемся на пер.Обходной (Фото 28). |
3 часа |
-300м. +100м. |
Переменно. Из Грузии поднимаются облака. |
3. |
Прямо под перевалом снежный склон изорванный трещинами, справа участки крутого открытого льда (Фото 27). Спускаемся до ледника по снежнику слева от трещин (4веревки: 2 на ледорубах, 2 на ледобурах) (Фото 23). На леднике часть трещин открыта. Тщательно выбирая путь в связках пересекаем Центральную ветвь Караугомского плато в направлении вер.Зап.Караугом. Затем идем на вер.Скатиком. У основания юго-восточного контрфорса вер.Вост.Караугом встаем на ночлег. |
4,5 часа |
-100м. +150м. |
Переменно. |
День 15 – 18.08.09г.
Перевал Купол Воологаты (2Б), 4100 м, снежно-ледовый.
Местоположение: Караугомское плато – плечо Воологаты – лед.Гулар.
Описываемый участок: Восточная ветвь Караугомского плато – поляна Микелай.
Протяженность: 9 км.
Перепад высот: подъем – 250 м.
спуск – 1300 м.
Таблица 5.15.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
Вдоль восточных склонов вер.Вост.Караугом поднимаемся по Восточной ветви Караугомского плато цирк перевалов Купол Воологаты и Скатиком. В связках через закрытый ледник идем к «нашему» перевалу. Обойдя бергшрунд справа под склонами вер.Воологата, по снегу с одновременной страховкой правее скальной гряды выходим на пер.Купол Воологаты (Фото 29). На скале в туре берем записку группы ТК МГТУ от 10.08.09г. |
2,5 часа |
+250м. |
Ясно. |
2. |
Траверсируем купол с попеременной страховкой в направлении лед.Гулар. Затем 6 веревок на ледорубах и ледобурах вниз на гребень хребта Саудор (Фото 31). В связках траверсируем восточный снежный склон хребта, и не теряя высоты через бергшрунд попадаем в кулуар под перевалом Воологата. Метров 50 вверх и мы на перевале. |
4,5 часа |
-100м. |
Переменно. |
3. |
Снег раскис и кошки плохо помогают. В связках с попеременной страховкой метров 100 траверсируем, потом прямо вниз до пологой части снежника. Далее одновременно по снегу и льду до морены (Фото 30). Сняли всю амуницию. По моренам, травянистым склонам, иногда по тропе спускаемся до поляны Микелай. У ручья разбиваем лагерь. |
3,5 часа |
-1200м. |
Переменно. |
День 16 – 19.08.09г.
Перевал Светлова (1Б), 3640 м, снежно-осыпной.
Местоположение: лед.Караугом – р.Караугомдон.
Описываемый участок: поляна Микелай – т/б «Дзинага».
Протяженность: 18 км.
Перепад высот: подъем – 140 м.
спуск – 1350 м.
Таблица 5.16.
№ |
Участок маршрута, характер пути, техника, ориентиры |
Время |
Перепад высот |
Метео условия. |
1. |
Последний раз надев кошки, пересекли лед.Караугом (Фото 32). По гребню левобережной морены (хорошая тропа) спускаемся до Райской поляны. Здесь впервые за весь поход встречаем группу туристов. Дальше знакомой тропой через грибы, ягоды и пограничников до т/б «Дзинага». |
6 часов |
-1350м. |
Ясно. |
2. |
Юра и Женя уходят по Харесу вверх за машиной. По телефону доложили спасателям и МКК об окончании маршрута. К праздничному ужину вся группа в сборе. Завтра домой! |
~400 (разбавляли наглаз) |
4.7. Потенциально опасные участки и явления на маршруте:
закрытые ледники, водные преграды, камнепадо- и лавиноопасные склоны, мокрые камни, отсутствие видимости и разгильдяйство «туристов». Как пел Высоцкий: «в горах не надежно ВСЁ»; в общем, – смотри под ноги, по сторонам, дружи с головой – и ничего тебе не будет.
4.8. Дополнительные сведения.
Снежно-ледовая обстановка в районе меняется каждый сезон и не поддается ни анализу, ни прогнозу. Туристу остается следовать девизу: «Будь готов!».
Перечень общественного и специального снаряжения:
1. Палатки каркасные: – 2 шт.
Normal – Конкор 3-х. местная
Bask – SharkFin 2-х. местная
2. Газовые горелки Kovea- 2 шт.
3. Котел – 2 шт.
4. Фотоаппарат – 1 шт.
5. Видеокамера – 2 шт.
6. Бинокль – 1 шт.
7. Мед.апечка - 1 шт.
8. Рем.набор - 1 шт.
9. Основная веревка: 40м – 3 шт.
10. Карабины – 11 шт.
11. Ледобуры – 11 шт.
12. Крючья скальные – 5 шт.
13. Молоток ледовый – 1 шт.
14. Расходные петли – 4 шт.
15. Репшнур 6мм. вспом. - 10 м.
Личное специальное снаряжение:
1. Страховочная система – 1 шт.
2. Самостраховка – 2 шт.
3. Ледоруб, айсбаль – 1 шт.
4. Каска – 1 шт.
5. Кошки – 1 пара.
6. Карабины – 3-4 шт.
7. Жумар, зажим – 1-2 шт.
8. ФСУ – 1 шт.
9. Перчатки, рукавицы – 3 пары.
10. Очки солнцезащитные – 1 шт.
11. Фонарь - 1 шт.
12. Репшнур 6 мм. – 5 м.
Продукты: всего59 кг. / 5чел. = 11,8 кг/чел.
11,8 кг/чел. / 16 дней = 0,7375 кг/чел. в день.
4.9. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
Таблица 6.
Статья затрат |
Расходы ( руб.) |
Коментарии |
Бензин |
6180 |
туда |
5305 |
обратно |
|
Штрафы ГИБДД |
2100 |
|
Газ |
1886 |
|
Мед.аптечка |
1100 |
|
Зап.части для а/м |
218,5 |
|
Сублиматы |
1155 |
|
Проезд по платной а/д |
20 |
|
Проживание в а/л |
650 |
|
Продукты, питание в дороге, тел.разговоры + всякая мелочь (мыльные принадлежности, моющие ср-ва, и т. д.) |
18880 |
|
Итого |
37494,5 |
|
Итого на человека |
7498,9 |
4.10. Итоги и выводы.
Четверка, по-нашему, получилась с плюсом. Пройденный маршрут оказался красивым и насыщенным (сложность набрана больше нормы). «Железо» не пылилось на дне рюкзака. Веревки не успевали обсохнуть – снова шли в работу. Располагай мы большим временем, – успели бы пройти еще два–три перевала: силы и продукты для этого оставались.
Выполнена основная цель похода – пройти верхами Суган и Караугом. В районе осталось еще немало интересного и не пройденного, думаем, что когда-нибудь вернемся.