Отчет о водном походе, по Мурманской области, р. Западная Лица – р. Титовка

Дата проведения:
с 19 июля по 1 августа 2013 г.
Место проведения:
Мурманская область, р. Западная Лица - р. Титовка

1. ПАСПОРТ СПОРТИВНОГО ПОХОДА

 

Проводящая организация: т/к «Заря» г.Иваново

Место проведения: Кольский полуостров (Мурманская область)

Общие справочные сведения о маршруте

вид туризма

категория

протяженность активной части похода (км.)

продолжительность

сроки

проведения

общая ходовых дней

водный

четвертая

110

14

7

19.07–1.08.2013

Для сплава использовались: один четырехместный катамаран, два двухместных катамарана и каяк полиэтиленовый (неразборный каяк).

Маршрут: г. Иваново – Мурманская область – р. Западная Лица – пос. Печенга – Титовская губа Баренцева моря – пос. Печенга – р. Титовка – г. Мурманск – г. Иваново.

Определяющие препятствия

видпрепятсвия категория трудности   длина препятствия

характеристика

путь прохождения

р. Западная Лица (низкий уровень воды)

порог«Кюри» четвертая 400м. На заходе каменистая горка через всю реку, затем слалом с отдельными сливами в воротах между обливными и полуобливными камнями, крупные чемоданы в русле. На выходе 3 протоки, основная средняя. Осмотр  и страховка по ПБ, страховка возможна спасконцом или судном на выходе из порога по ПБ. Линия движения сильно зависит от уровня воды, в высокую воду порог упрощается.
порог«Пятый падун» Пятая 300 м. Порог начинается шиверой с большим уклоном, обливными камнями,  локальными бочками. Далее 2 слива подряд в каменных щеках, первый 1,5 м, второй 4 м. Второй слив разделен камнем на 2 языка, основной правый. Выходная шивера осложнена воротами, зубьями.  Заходная шивера, несмотря на множество камней, проходима даже в низкую воду. Прохождение сливов по центру или ближе к правому берегу. Страховка спас концами возможна с правого и левого берегов, фото и видео удобнее снимать с левого берега по которому идет торопа. Страховка с воды возможна из уловов как правого так и левого берегов после определяющих сливов.
Шивера«Плюшка» Третья 900м. Шивера на длинном плавном правом повороте. Осложнена обливными камнями русле. Прохождение сходу по струе, лавирование между камнями.
порог«Шампанский» Третья 150м. Справа гряда скал перегораживает проход, слева хаотичное нагромождение камней с локальными сливами и бочками между ними. Габаритные проходы для катамаранов. Возможны несколько примерно равноценных вариантов прохождения.На выходе из порога мелко, камни в русле. Осмотр возможен по обоим берегам, так же как страховка спасконцами (при необходимости). Съемка так же возможна с обоих берегов. Протоки узкие, поэтому для катов прохождение требует четкой и грамотной лавировки.
порог«Четвертый падун» четвертая 200м. Ориентир – пологие скальные выходы.В крайне низкую воду по центру торчит большой обломок скалы, делящий поток, условно, на две струи. В левой струе, представляющей серию сливов и бочек различной конфигурации   масса обливных и полуобливных камней, которые не позволяют пройти ее катамаранам «чисто». Возможно прохождение каяками. Для катамаранов возможно прохождение начиная от левого берега с резким траверсом через всю реку перед Обломком и прохождение правого водопадного слива. Осмотр по тропе ЛБ. Страховка возможна только с воды уже за основным сливом. Линия движения сильно зависит от уровня воды.
порог«Третий падун» Пятая 300м. Ориентир – сужение русла, скальные выходы. Разгонная шивера осложнена камнями, мешающими соблюдать правильную траекторию.Затем слив через всю реку высотой примерно 3 метра. В крайне низкую воду у ЛБ и по центру слив не проходим.Справа слив косой, сбивающий суда в длинный и узкий карман (шель), идущий в этой части вдоль ПБ. Над сливом в правой части реки лежит обломок скалы, под которым (при осмотре снизу) виден сифон.   За порогом – длинная выходная шивера, осложнённая зубьями и сетью браконьеров, которую по договорённости опускают. Осмотр возможен по обеим берегам. Страховка с ЛБ спасконцом либо с воды сразу за сливом. Выбор линии движения зависит от уровня воды в сверхнизкую воду проход только справа.

р. Титовка (низкий уровень воды)

Шивера «Вспомни маму» Третья 150 м. Ориентир – камни в русле.Ряд косых ворот, зубья и каменные глыбы, заметный уклон. Выраженных сливов нет. Прохождение сходу лавируя между камнями
Шивера 03 Третья 150 м. Ориентир – камни в русле. Заметное падение, но выраженных сливов нет.Ряд косых ворот, зубья и каменные глыбы. Прохождение сходу лавируя между камнями
каскадшивер «АБВГДЕ» Третья 2000 м. Ориентир – камни в русле. Каскад состоит из 6 шивер. Наиболее крутопадающая – А. Она короткая и забита камнями.Шивера Б – пологая и длинная.В и Г – мощные в одном русле без слалома, прижимы.После впадения притока справа – шивера Д, мощная, слалом в воротах, прижим. Последняя Е – простая Сходу со взаимной страховкой после каждой шиверы.
порог«Эдик» четвертая 200 м. Ориентир – на выходе из озера. Порог на заходе разделён большим островом, правая протока при заходе из озера не очевидна. В правой протоке расположен порог «Дубль». В низкую воду непроходим из за мелей и камней в русле.В левой протоке – порог «Эдик». На заходе слив порога разделён каменным островком. Проход справа от каменного островка ближе к основному острову. Слив состоит из двух ступеней, расположен на повороте близком к 90 градусам. На выходе бочка, затем выходная шивера с многочисленными воротцами, в конце крутая ступенька слива через валунную грядку. Осмотр возможен по обеим берегам. Страховка спас. концом и фото видеосъемка удобна с ЛБ сразу за сливом.Линия движения сильно зависит от уровня воды. Нужна техника работы в сливе, навыки слалома.
порог«Прорыв» Пятая 100 м. Ориентир – каньон. Высота скал до 30 м, резкое сужение русла, разгонная шивера с камнями в русле, слив около 6 м в узкой скальной щели. Мощная опрокидывающая бочка.  Справа и слева за сливом – мощные суводи обратного хода с подсосом под скалы. Осмотр и фото видео съемка удобны с  ЛБ. Обнос без использования скального и другого специального снаряжения возможен с ПБ. Страховка с ПБ спас. концом. С ЛБ для организации страховки спасконцами необходимо наводить перила. Страховка своды возможна в первом улове по ПБ или непосредственно из улова ЛБ под сливом (с большой внимательностью и соответствующей квалификацией). Прохождение по струе, заход в слив узкий.
порог«Подушка» Третья 300м. Ориентир – понижение скал каньона, круглое расширение русла, островок. Длинная разгонная шивера с зубьями, скала по ПБ, пологий слив на правом повороте не более 1,5 м, проносная бочка. Короткая выходная шивера с камнями в русле. Осмотр и страховка возможны с  ЛБ. Прохождение по струе возможно сходу.

Состав группы №1

Ф.И.О.

год рождения

туристский опыт

обязанности в группе

распределение по ср. сплава

Бабурин АлександрНиколаевич 1984 р. Умба-р.КолвицаIII-Рр. Чуя– р. Катунь IV- У Руководитель; фотограф капитан К-4
Кузовова ТатьянаПавловна 1990 р. Умба-р.КолвицаIII-У Медик матрос К-4
Мешалкина Марина Алексеевна 1985 р. Умба-р.КолвицаIII-У фотограф матрос К-4
Медведев МаксимАлександрович 1985 р. Умба-р.КолвицаIII-У рем. мастер матрос К-2
Базов Павел Александрович 1977 р. Аксаут, р. Белая,р. Б. Лаба – п.в.д. матрос К-4
Абалин Андрей 1967 р. Охта – IV – Рр. Илекса – р. Вама – р.Водла – IV – Р завхоз Капитан К-2

Состав группы №2

Ф.И.О.

год рождения

туристский опыт

обязанности в группе

распределение по ср. сплава

Никольский Евгений Викторович 1976 р. Чуя– р. Катунь IV- Ун/к с эл. VI – р.Аксаут, р.Белая, р.Б.Зеленчук, р.Б. Лаба – Р Руководитель Капитан К-2
Кудряшов ИванСергеевич 1978 р.Касненькая– р.Кутсайоки-р.Тумча – III У матрос К-2каяк

Отчет хранится в библиотеках МКК Костромской областной Федерации туризма. Фото и видео материал находится у руководителя группы.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

Общая идея похода

Общие сведения о маршруте

      Кольский полуостров находится в северо-восточной оконечности Балтийского кристаллического щита, сложенного в основном древнейшими изверженными породами – гранитами, гнейсами. Рельеф полуострова обусловлен многочисленными разломами и трещинами кристаллического щита, а также носит следы воздействия ледников. Крупные реки полуострова, образовавшиеся еще до оледенения, текут в U-образных долинах, разработанных ледником, а мелкие, появившиеся после оледенения,- в узких каньонообразных долинах. Основным источником питания рек Кольского полуострова служат талые снеговые воды, составляющие до 60% годового стока. Весеннее половодье длится 2-2.5 месяца (май-июнь), после чего реки сильно мелеют. Уровень воды в них зависит от летних дождей.

     Маршрут проходит в северной части Кольского полуострова, за полярным кругом, поэтому летом больше месяца длится полярный день. Можно выделить три зоны растительности – тундра (на высоте свыше 300 м), лесотундра и лесная (хвойная, местами смешанная тайга). Весна начинается здесь в конце мая, лето длится с середины июня по конец августа (это же время оптимально для сплава). Животный и растительный мир весьма богат. Не редкость здесь встреча с медведем, много рыбы, ягод и грибов. Все реки маршрута находятся в малонаселенном районе и могут быть отнесены к карельскому типу, т. е. после каждого препятствия есть более или менее продолжительный плес.

 Река Западная Лица

 Западная Лица (Большая Лица, Лица) — река в Мурманской области, одна из крупнейших рек Кольского полуострова. Длина 107 км. Площадь бассейна 1190 км². Исток реки расположен на склоне плато Кучинтундра, устье реки расположено  в базе ВМФ Западная Лица, река впадает в одноимённую губу Мотовского залива Баренцева моря. Проходит через озёра Мемекъявр, Долгое, Горбатое, Ножъявр и Куыркъврлубол. Питание в основном снеговое. Крупнейший приток — Лебяжка. На реке расположен населённый пункт Путевая Усадьба 85 км (нежилой). Вблизи реки находится город Заозёрск. Через реку перекинуты железнодорожный и автомобильный мост (на магистрали «Кола»). В устье, на берегу губы расположена база ВМФ «Западная Лица». Во время Великой Отечественной войны не реке долгое время располагался фронт войск. Долина реки получила название «Долина смерти», а после окончания войны за ней закрепилось название «Долина славы». На побережье много «следов войны»:братских могил, ДОТов, окоп того времени. Эта река является сёмужьей, средний вес особей 5-6 кг, но встречается и рыбки  до 15 кг. Большое количество мест для стоянки.

Западная Лица – типичная река севера Кольского полуострова. Короткая, но бурная, протекающая среди скальных выступов, изобилующая порогами и шиверами, она совершенно не похожа на своих Карельских соседей. Река окружена лесотундрами. Часто встречаются ягодные болотца, которые и питают их водой. Пороги сохранились в первозданном виде, не испытав на себе воздействия человеческих рук. Нет ряжевых стенок, плотин и электростанций. Короткие мелководные плесы, имеющие течение, прерываются быстрыми перекатами и мощными сливами, часто высотой более 3-х метров.

Сплавной участок на Западной Лице составляет не более 20 км и представлен пятью серьезными порогами. Все Падуны, кроме одного, имеют четко выраженные сливы или ступени водопадного типа высотой не менее полутора метров. Причем большинство сливов сильно замусорены камнями, что значительно осложняет прохождение.

 Река Титовка

 Титовка – река в Мурманской области, длина 83км. Исток реки расположен на выходе из озера Кошкаявр, впадает в губу Титовка Мотовского залива Баренцева моря. Питание в основном снеговое. Крупнейший приток р. Валасйоки. Населенные пункты на реке: станция Титовка, Новая Титовка (придорожное круглосуточное кафе, кемпинги), Старая Титовка. По реке проходит большая часть границы между Печенгским и Кольским районами. В 1920-1944 годах по реке проходила государственная граница между Советским Союзом и Финляндией.

        В верхнем течении реки перекаты и пороги, протяжением 50-80 метров, чередуются с более длинными (100-200 м.) плесами. Ширина реки составляет 15-20 метров, глубины на перекатах и порогах – 0,3-1,0 м, в плесах – 1-5 м. Течение в плесах медленное, на порогах скорость увеличивается. Грунт преимущественно песчанно-галечный, на порогах с крупными валунами. Река протекает по средне холмистой местности (холмы высотой 60 — 200 м.). Между холмами располагаются торфяные болота с ровной поверхностью. Растительность представлена березовым и кустарниковым редколесьем. Самое крупное озеро реки – Лайя. Его длина 3,5 км, наибольшая ширина около 900 м, максимальная глубина 15 м.

           Основное питание реки осуществляется талыми снеговыми водами, в меньшей мере — дождями; уровненный режим ее зарегулирован озерами. Весенний подъем уровня воды начинается в конце апреля — первых числах мая, в это время вода поднимается примерно на  3 м. Максимальный спад воды наблюдается в июле—августе.

 Солнце летом над Кольским полуостровом практически не заходит, что дает преимущества при планировании графика движения по маршруту.

Варианты подъезда и отъезда

  1. Поезд.

Из г.Москвы в г.Мурманск ходит несколько прямых поездов, также несколько раз в маршрутах на Кольский полуостров нами использовалась заброска до Вологды автомобильным транспортом и последующая заброска поездом до Мурманска.  Время в пути примерно 35-37 часов, не считая времени на заброску из Иванова до Москвы или до Вологды.

  1. Автомобиль.

На протяжении всего маршрута нас сопровождала машина (пассажирская «Газель» с верхним багажником и прицепом). Машиной управляли два водителя. Такой вариант заброски-выброски и передвижений между реками на маршруте очень удобен для туристов-водников, у которых много специального снаряжения. Кроме того, автомобильное сопровождение нам обошлось дешевле, чем заброска на поезде и переброска на такси. Проблемы возникли только с заправками: на севере их мало, некоторые обслуживают только военных, а газовых заправок вообще по пальцам пересчитать можно.

 Аварийные выходы с маршрута

На р. Западная Лица от порога «Кюри» и до конца сплавного участка всё время возможен выход на трассу  А-138 Мурманск – Киркенес. Наибольшее расстояние от трассы – в районе пор. «Кюри» – 6 км, может быть пройдено по плохой грунтовой дороге. В остальных местах удаление не превышает 2 км.

Сплав по р. Титовка более автономный. В верхнем течении реку пересекает ж/д ветка, по ЛБ реки проходит плохая грунтовка, наша машина проехать по ней не смогла. От поселка Луостари идет грунтовка, пересекающая реку бродом. Именно по этой дороге мы и забрасывались на Титовку.

За 4 км до автомобильного моста в районе пос. Ст. Титовка слева  к реке близко подходит дорога.

  Изменения маршрута

В связи с проведением военных учений в районе реки Титовка с 23.07.13 по 26.07.13, мы были вынуждены изменить маршрут. Поэтому 25-26 июля были организованы дневки на Титовской губе Баренцева моря. После окончания учений, на реку Титовку мы смогли заехать только 27 июля, а сплав начать 28.

Кроме того, по причине того, что часть участников группы №2 (руководитель – Никольский Е.В.) не смогли участвовать в походе, было принято решение, согласованное в выпускающей МКК, об объединенном прохождении маршрута двумя группами, которое себя полностью оправдало.

 График движения

День

Дата

Участок пути

Протяженность участка в км. Чистое ходовое время/час.мин.

препятствия

Средство передвижения

Метеоусловия

 

подъезд

19.07 – 21. 07. г.Иваново –Мурманская область – р. Западная Лица (лагерь на ПБ реки в 2 км. выше мемориала и братской могилы «Долины Славы») – в дальнейшем обозначаемый «БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ» Автомобиль
1 22.07 Базовый лагерь – заброска на 1 км. выше пор. «Кюри» – Базовый лагерь 10 6 пор. «Кюри», шиверы катамараны, каяк облачно, ветрено, дождь
2 23.07 Базовый лагерь – порог «Третий падун»- базовый лагерь 15 10 пор. «Пятый падун» – шивера «Плюшка» – пор. «Шампанский» – пор. «Четвёртый падун» – пор. «Третий падун» катамараны, каяк ясно
3 24.07 Базовый лагерь – Чертов перевал (радиальный выход) – пос. Печенга – Титовская губа Баренцева моря 12 пешком Газельпешком ясно
4 25.07 Дневка ясно
5 26.07 Дневка переменная облачность, дождь
6 27.07 Титовская губа Баренцева моря – 500м ниже разрушенного моста ЛБ р. Титовка газель ясно
7 28.07 500м ниже разрушенного моста ЛБ р. Титовка– ЛБ р. Титовка пред шиверами «АБВГД» 25 9 оз. Лайя, шивера «Вспомни маму» катамараны, каяк переменная облачность
8 29.07 ЛБ р. Титовка пред шиверами «АБВГД» – ЛБ р. Титовка 300 м ниже пор. «Эдик» 13 10 каскад шивер«АБВГДЕ»,пор. «Эдик» катамараны, каяк
9 30.07 ЛБ р. Титовка 300 м ниже пор. «Эдик» – 300 м выше моста ЛБ р. Титовка (в районе кемпинга) 9 5 пор. «Прорыв» катамараны, каяк пер. обл.
отъезд 30.07 –1.08 300 м выше моста ЛБ р. Титовка (в районе кемпинга)– г.Иваново ага автомобиль

 Техническое описание

Подъезд к началу маршрута. 19 – 21.07.13

В 21-30 выехали из Иванова

В 7-00 приехали на р. Западная Лица. Встали на ПБ реки, выше по течению относительно мемориала на правом берегу реки (N69’17.970 E32’10.339), не доезжая братской могилы «Долины Славы». Рядом есть еще несколько мест для стоянки: относительно ровные площадки под палатки, дров мало, ягод и грибов тоже немного. Уставшие с дороги, поставив лагерь и позавтракав, все легли спать. После обеда занимались сборкой судов.

р.Западная Лица

22.07 Базовый лагерь –1 км. выше пор. «Кюри» – базовый лагерь 10км 6ч. пор. «Кюри», шиверы Катамараны, каяк облачно, ветрено, дождь

Первый сплавной день. На машине Газель мы планировали заброситься до реки перед порогом «Кюри».

Около 12 часов выехали из лагеря и поехали по трассе А 138 вверх по Западной Лице. Не доезжая 1,5 км до ж.д. моста, мы свернули на грунтовую дорогу, уходящую вправо к реке (N69’14.480  E32’11.299).  Однако, проехав пару километров, мы встали перед огромной лужей во всю дорогу, преодолеть которую «Газель» не в состоянии. На наше счастье, нас догнал КАМАЗ «КОЛЭНЕРГО» с бревнами для электрических опор. Ребята согласились подвезти нас. Бегом мы погрузили каты и вещи и поехали. Как оказалось, эта дорога в принципе не проходима для «Газели». КАМАЗ довез нас почти до спуска на воду, а сами ребята поехали в другую сторону.

Только в районе 15 часов мы вышли на воду, большой разлив реки перед порогом. Вскоре (где то через 10 мин.) мы зачалились на правом берегу перед порогом «Кюри». Осмотр порога и страховка удобнее с правого берега. В нашу воду порог представлял собой нагромождение камней в русле. На заходе каменистая горка через всю реку, затем сливы между обливными и полуобливными камнями, крупные «бегемоты» в русле. На выходе 3 протоки, основная средняя. Линия движения определялась возможностью судна пройти и не сесть на камни. Четверка проходила «цепляя» камни, двойке в этом плане было чуть легче, каяк чувствовал себя лучше всех. Порог пройден всеми судами.

Сразу за порогом – две шиверы. Прохождение колонной – лавировка между камнями.

После шивер река разливается, 7-8 км плес. После одного из разливов к реке по правому берегу подходит дорога, видна стела памятника участникам ВОВ и красный флаг, по правому берегу высокий скальный выступ.

21-00 – причалили к лагерю. Весь день погода не баловала. Дождь начался, когда ехали на КАМАЗЕ и весь день то начинался, то прекращался. Было достаточно холодно и ветрено, поэтому все плесы мы усиленно гребли, просто чтобы согреться.

Следует отметить, что места разливов реки довольно живописны, есть много песчаных пляжей. Из достопримечательностей на этом участке следует отметить неплохо сохранившийся ДОТ времен ВОВ и остатки окопов рядом с ним (69’16.421С 032’07.646В)

23.07 Базовый лагерь – порог «Третий падун»- базовый лагерь 15 10 пор. «Пятый падун» – шивера «Плюшка» – пор. «Шампанский» – пор. «Четвёртый падун» –пор. «Третий падун» катамараны, каяк ясно

Около 11 часов начали сплав. Где то 1,5 часа шли плес до порога  «Пятый падун». В этом месте близко к реке по правому берегу идет трасса А138. Порог начинается шиверой с большим уклоном, обливными камнями в русле. Далее 2 слива в скальном сужении реки: первый 1,5 м, второй 4 м. Выходная шивера осложнена обливными камнями и зубьями. Хотя в заходной шивере много камней, четверка преодолела ее достаточно свободно, не цепляя их. Слив проходили по центру или ближе к правому берегу. Страховку спасконцами организовали для первого экипажа из уловов ПБ и ЛБ после определяющего слива. От сюда же осуществляли и фото-видео съемку. Последующие экипажи страховали с воды из уловов ПБ и ЛБ. Порог пройден всеми судами.

От порога шли около 3 км до шиверы «Плюшка». Шивера, длиной около 1 км., находится на правом повороте реки. От конца шиверы виден правый песчаный берег и мост через реку. В нашу воду, основной задачей было не сесть на камни. Проходили колонной сходу по основной струе. Порог пройден всеми судами.

После шиверы шли примерно 2 км. до порога «Шампанский» (69’21.660С 032’07.880). Чалка и осмотр по обоим берегам. Справа гряда скал перегораживает проход. Слева беспорядочное нагромождение не больших сливов бочек и камней с габаритными проходами между ними. Двойки шли по центру слегка шаркнув камень. Четверка шла в эту же протоку и влетела в камень (между баллонов). Были организованы спас работы: на морковке вытащили катамаран. Пока таскали катамаран  продрали правый баллон (только шкуру), правда заметили это только после Третьего падуна. На выходе из порога мелко, камни в русле. Для каякера прохождение труда не составило.

За порогом плес около 500м. и чалка на левом берегу для осмотра «Четвертого падуна». Ориентир – пологие скальные выходы. В нашу воду в основной правой струе по центру торчал обливник, который не позволял пройти порог, не сев на него. Вследствие этого, суда первой группы решено было обнести. Катамаран двойка второй группы проходил порог по треку начиная от левого берега, затем сделал траверс под правый берег и прошел успешно прошел правый водопадный слив. Правда во время прохождения правым баллоном сел на обливник в сливе. Каяк обкатал порог по правому и левому сливу. Выходная шивера мелкая, камни в русле.

Через 500м плеса виден заход в «Третий падун». Ориентир порога– сужение русла, скальные выходы. Просмотр порога и фото-видео съемка возможны по обоим берегам. Перечалка с берега на берег труда не представляет, чувствуется подпор воды. Зачалились на правом берегу для осмотра порога, организации страховки и фото – видео. Разгонная шивера, основной слив по – центру, чуть ближе к правому берегу. Под самым правым берегом слив в скалу с котлом, под левым берегом отвесный слив с камнями. Заходили по центру, уворачиваясь от камней в шивере и стараясь сохранить траекторию. В слив заходили по центру но ближе к правому берегу, стараясь попасть между камнями (по центру) и котлом (у самого правого берега). Первый проходящий экипаж страховался спасконцами из уловов ПБ и ЛБ сразу за сливом. Остальных страховали с воды из тех же уловов. Двойки прошли чисто, четверка летела на зуб в сливе, но в последний момент струя развернула вправо от него. За порогом – длинная выходная шивера, осложнённая зубьями и сетью браконьеров в улове, которую по договорённости опускают. По левому берегу к порогу подходит дорога, по которой наш водитель и приехал. Суда подняли по скальным выходам левого берега прямо над порогом, примерно в 21 час, погрузив каты, выехали в сторону лагеря. Погода в этот день радовала – было ясно и достаточно тепло.

3 24.07 Базовый лагерь – Чертов перевал – пос. Печенга – Титовская губа Баренцева моря 12 газельпешком ясно

Утром собирали лагерь, заклеивали баллоны шкуры катамарана четверки. В 11 часов выехали от места стоянки. Доехав до стелы с флагом, пошли в сторону Запдной Лицы для осмотра Дота на правом берегу реки. В первый ходовой день мы видели его, но осмотрели его не все, т.к. было очень холодно.

 Затем вернулись на А 138, неподалеку от стелы начинается грунтовка на «Чертов перевал», грунтовка есть на карте. Наша машина по этой дороге проехать не смогла и, оставив газель, мы пошли пешком на «Чертов перевал». По дороге попадалось много черники и грибов. Поднявшись на высоту, погуляли где-то час по близлежащим вершинам и двинулись в обратный путь по той же дороге. Согласно другим отчетам, вернуться с Чертова перевала можно и продолжив путь на север по дороге, которая выйдет на трассу А138, по которой можно вернуться к месту начала радиалки. С сопок открываются прекрасные панорамные виды на долину р. З. Лица и окрестности. Сопки хранят множество следов войны: ячейки, окопы, блиндажи, осколки бомб. Все укрепления сделаны из камня – с использованием рельефа местности.

Вернувшись к машине, поехали в поселок Печенга – докупить продукты, и затем планировали ехать на Титовку. Свернув в Лоустари на грунтовую дорогу и немного проехав по ней мы уперлись в закрытый шлагбаум, далее дорога проходила по военному полигону. Около шлагбаума стоял солдат, от которого мы узнали, что ведутся военные учения и до 26 июля на Титовку не пустят. Расстроившись, мы поехали искать газовую или хотя бы бензиновую заправку, чтобы потом доехать до побережья Баренцева моря. Бензоколонку мы нашли только в поселке Заполярном, из которого вернулись в Печенгу, попытались найти место для дневки в губе Печенга, но ничего не получилось. В районе впадения ручья Трифонайоки в губу Печенга стоит погранзастава, для проезда через которую у нас не было документов. Посовещавшись группой, решили попробовать доехать до полуострова Среднего, а в лучшем случае до полуострова Рыбачий.  Съехав с трассы А-138 на грунтовку в идущую по левому берегу р. Титовка мы поняли, что до Рыбачьего мы не доедем, грунтовка очень «убитая» но на машине типа ГАЗель проехать можно. В виду усталости группы и водителей решено было встать на более-менее пригодной для стоянки поляне. Такая нашлась в районе второго разрушенного моста ведущего в Новую Титовку (69’32.161С 031’59.346В). Место замусоренное, местные, видимо приезжают сюда на рыбалку, зато есть дрова и пресная вода далее по дороге.

4 25.07 Дневка ясно

  Первой задачей дневки был поиск пресной воды. Оказалось, что, пройдя около километра по дороге, идущей параллельно берегу губы, в нее втекает достаточно широкий ручеек, в котором можно набрать воды. При  желании в нем можно даже помыться. Решив главную проблему, все разбрелись по своим делам: кто рыбачить, кто спать, кто загорать, кто купаться в Баренцевом море, кто искать грибы и ягоды. Поначалу показалось, что никаких ягод и грибов там нет, есть только окопы, разрушенные строения – следы войны. В целом дневка  прошла как то вяло – видимо сказались переживания предыдущего дня и неудачная попытка заброски на Титовку.

5 26.07 Дневка переменная облачность, дождь

  Следующий день дневки прошел намного оживленнее – хотелось деятельности. Поэтому решили сделать баню – место выбрали на высоком берегу губы, для спуска к воде натянули веревочные перила. Дрова нашли еще вчера – весь лес полон разрушенных или сгоревших строений, с камнями тоже особых проблем не было, каркас бани связали из каркаса катамарана. Женская часть группы и «Пашка» пошли на сопку, с которой хотели посмотреть панораму и, возможно, увидеть само Баренцево море. Сопка оказалась невысокой,  с крутыми склонами, но удобной для подъема. Еще не дойдя до вершины, нашли поле морошки, часть которой принесли в лагерь. Вид с сопки открывался, конечно изумительный. Вернувшись в лагерь, женская часть группы и «Пашка» отправились по берегу губы (был отлив) до «водопадов». Водопады увидели,  скорее их можно назвать ручейками, хотя и это зрелище достаточно красиво. Решили пройти чуть дальше – но до моря так и не дошли, зато набрали дождевик мидий, приближаясь к морю по ним можно было просто ходить.  Вечером была баня, рыба, мидии. В цело день сложился очень позитивно, и группа была готова к «покорению» Титовки.

6 27.07 Титовская губа Баренцева моря – 500м ниже моста через р. Титовка л.б. газель ясно

Еще один день переброски  с осмотром водопадов реки Титовки.

От дороги отходят отвороты к водопадам «Мельничный каскад»  (69’29.026С 031’50.746В) и «Прощание славянки (69’30.448С 031’53.293В)».

Ориентир водопада «Прощание славянки» – табличка про лицензионную ловлю. Здесь расположен домик Мурманрыбвода, где продаются лицензии на ловлю сёмги. Мимо домика к водопаду ведёт тропа. Водопад впечатляет. Его пытается прыгать сёмга, но, видимо, в основном безуспешно. Под водопадом располагаются основные участки для лицензионной ловли.

Добравшись до военного полигона, не обнаружили ни закрытого шлагбаума, ни часового. Через полигон проходит грунтовая дорога, по которой можно добраться до ж/д. станции «Титовка»

Согласно заявленному маршруту, мы планировали заброситься  к шивере “Островная”, но дорога оказалась непроходимой для нашего транспорта. Поэтому было решено встать рядом с бродом через Титовку (500м ниже него по ЛБ) за порогом «Каменец». Как оказалось, мы ничего не потеряли. Группа из Ярославля, которую мы встретили на реке в этот же день, сказала, что они проводили суда по этому порогу и в целом воды в реке мало. Место для стоянки по качеству среднее (69’19.701С 031’20.368В), есть ровные площадки под палатки, можно найти дрова, местами ягоды и грибы.

Из достопримечательностей стоянки – окопы в полный профиль по ЛБ, искореженные и наполовину срезанные стволы деревьев на ПБ остатки мишеней, воронки, накатанные треки от тяжелой техники и прочие «прелести в стиле Миллитари для фанатов». Последствия «нечаянного» попадания туда группы туристов во время проведения стрельб будут весьма печальными.

7 28.07 ЛБ р. Титовка 500м ниже разрушенного моста – л.б. пред шиверами «АБВГД» оз. Лайя, шивера «Вспомни маму» катамараны, каяк переменная облачность

Утром собрали лагерь, взяли с собой все самое необходимое, остальные вещи погрузили в машину и отправили водителей в кемпинг Старая Титовка на окончании нашего маршрута. Возможности двигаться группе и машине параллельно по этой реке нет. Естественно, когда машина уехала, обнаружилось, что один рюкзак (причем не самый маленький) забыли погрузить на газель,  и пришлось его грузить на катамаран четверку. Но это еще полбеды, оказалось, что во время переброски на Титовку повредили катамаран двойку, который пришлось спешно восстанавливать. Наконец, встали на воду. Воды в реке, как и на Лице, мало.  До озера Лайя шли по плесу, течение еле заметное. Перед выходом в озеро встали на перекус, большинство использовало это время для рыбалки. Озеро прошли достаточно легко, дул попутный ветер, четверка шла под  самодельным парусом, матросы отдыхали. Озеро живописно – много песчаных красивых берегов, есть возможности для стоянок. Через 500 м после выхода из озера два препятствия – шиверы «Вспомни маму» и 03. Обе шиверы хоть и с большим уклоном, выбираемым невыраженными ступенями сливов, в нашу воду представляли собой нагромождение камней в русле, местами с мелями. Основной сложностью прохождения была посадка на камни. Экипаж четверки  обе шиверы протащил катамаран на себе пешком. Катамараны двойки шли, цепляя камни. В шивере 03 река делится на две протоки, основная правая.

За шиверой 03 – разлив плёса, затем река сужается, появляется течение, камни в русле, мелко. Затем следует разлив – рекомендуется идти вдоль ПБ. За разливом в русле – остров, основная протока – правая. Река сужается, но при этом мелко. Течение ускоряется, много камней, мелей, перекаты. На этом участке берега высокие, можно найти место для стоянки. Пройдя шиверу «Вспомни маму» начали искать место для стоянки, поскольку «пешеходинг» этого дня всех сильно вымотал и морально и физически. Встали на ночлег по ЛБ на одном из мысов разлива (69’23.874С 031’34.184В).

8 29.07 м.н. – 300 м ниже пор. «Эдик» л.б. каскад шивер«АБВГДЕ»,пор. «Эдик» катамараны, каяк

   Как оказалось, «Вспомни маму» была только разминкой перед каскадом шивер «АБВГДЕ». Стиль движения по этим шиверам был точно такой же, как и в прошлый день – два гребка, слезли- перетащили.

  Шивера А короткая с большим уклоном, напоминает 03 и «Вспомни маму». Шивера Б очень длинная, несложная при достаточном количестве воды. Шиверы В и Г – в одном русле с мощными валами, прижимами. Перед шиверой Д справа впадает приток р. Каменка. Его выходной порог возможно пригоден для сплава, при уровне воды выше среднего. Таким образом, к шивере Д Титовка увеличивает расход. Шивера интересная – похожа на порог «БСТ» на р. Кутсайоки – в конце шиверу запирает каменная глыба, уходить от прижима к которой нужно резко вправо.

   За шиверой  до островов перед озером Титовское – участок мелководных перекатов, многие из которых требуют проводки. Пройдя озеро Титовское, зачалились на выходе из него на ЛБ для осмотра порога Эдик. В нашу воду – условно проходимый порог, очень высока вероятность продрать судно.

Решили перечалиться справа – на остров, для осмотра порога в правой протоке, который называют «Дубль». В нашу воду «Дубль» не проходим – выход в основную струю закрыт множеством зубьев. Порог «Эдик» требует  хорошего и точного слалома. Вещи занесли по тропе ЛБ на вершину холма, где и решили встать на ночлег. (69’27.497С 031’42.787В). По описаниям на «Прорыве» стоянок нет, а идти в конце ходового дня такой сложный порог как «Прорыв» опасно, поэтому решили остаться на «Эдике». Порог проходим вдоль острова – левая часть слива перекрыта каменной плитой. Слив косой, осложнён зубьями, состоит из двух ступеней, расположенных под углом 90 градусов друг к другу на левом повороте. Под вторым сливом – бочка, на выходе – шивера с многочисленными воротами и сливом с валунной грядки в конце. Страховку и фото видео съемку организовали с ЛБ. От конца выходной шиверы «Эдика» виден вход в ущелье, в котором расположен порог «Прорыв». Вечером, поставив лагерь, пошли «бояться» на «Прорыв». В любом случае, утром он выглядел гораздо внушительнее, чем вечером.

9 30.07 м.н. – 300 м выше моста по л.б. в районе кемпинга Порог «Прорыв» катамаран пер. обл.

Осмотр порога «Прорыв» по ЛБ удобен, а вот обнос очень затруднён – требует подъёма и спуска вещей и судов по скалам. Осмотрев ПБ, решили по нему обносить вещи  – спуск на воду по ПБ гораздо удобнее, чем по ЛБ.

Прохождение заключается в правильном заходе в слив и выходе из него, уходя от прижимов к скалам. В самом сливе, что-то сделать вряд ли получится. Выставили «морковочников» по ПБ (наскальной полке) и ЛБ (на перилах сразу за сливом, на этих же перилах висел фотограф). Первый кат двойка, проходя порог, исполнил («эзду на одном баллоне») но кат остался на киле, а экипаж в упорах. Пройдя порог, первый экипаж встал на страховку в улово ЛБ сразу за сливом. Экипажи других катамаранов прошли порог успешно. У каякера под сливом потоком воды сорвало юбку, но и здесь киля не было. Другая группа, как мы узнали позже, все же перевернула катамаран четверку в «Прорыве».

За порогом ущелье продолжается ещё около 300 м, в конце – участок с несколькими невысокими валами и круглое расширение русла, сразу за которым островок и начало шиверы. В лоциях эта шивера обозначена номером 04, но на самом деле – это заходная шивера в порог «Подушка», расположенный сразу за скальным выступом ПБ на правом повороте реки.

Порог похож на обычные карельские падуны – разгонная шивера, пологий слив, бочка. Основная проблема порога – посадка на камни. Все экипажи прошли успешно.

За порогом следует двухкилометровый участок быстротока с мелководными перекатами, по которым мы периодически проводили катамараны. Сразу за порогом «Подушка» на ЛБ есть места для стоянок – к ним подходят отвороты с трассы А-138.

За перекатами река успокаивается, до моста в посёлке Старая Титовка тянется плёс. В 300 м выше моста на ЛБ виден деревянный дом и будка водомерного поста. Здесь мы зачалились (69’28.836С 031’48.796В), поднялись мимо дома к шоссе и увидели гостиницу из соединённых вместе вагончиков. Там нас ждали водители. На территории гостиницы есть кафе, поляна с чумом, баня. Прямо на газоне около гостиницы мы разложили и просушили вещи, пожевали пирожков, загрузились и двинулись в обратный путь.

отъезд 30.07 –1.08 300 м выше моста по л.б. р. Титовка в районе кемпинга – г.Иваново ага автомобиль

По дороге обратно заехали в Мурманск – поставить печать, зайти в магазин, купить магнитики. Доехали до мемориала  «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска.

На обратном пути под Вологдой случилась поломка Газели, заклинило подшипники генератора, в 5 утра без запчастей устранить поломку не возможно, решено было заночевать. В 8 утра разбудил патруль ГИБДД, он же и подбросил водителя в город за запчастями.

Во второй половине дня приехали в Иваново.

Потенциально опасные участки

1) Обязательного осмотра и страховки требуют пороги «Пятый», «Четвёртый» и «Третий» падуны на реке Западная Лица. Пороги «Дубль» «Эдик», «Прорыв» и «Подушка» на реке Титовка.

2) Шиверы на реке Титовка носят горный характер – большой уклон, много камней. Они требуют хороших навыков слалома по высокой и средней воде, а по низкой их придётся проводить.

3) Пороги «Кюри» и «Шампанский» на реке Западная Лица и порог «Каменец» на реке Титовка разбиваются на несколько проток, поэтому требуют обязательного осмотра.

4) За падунами на Западной Лице могут стоять сети рыбаков – в случае прохождения, нужно просить, чтобы сети опустили.

5) Ниже «Третьего падуна» на реке Западная Лица начинается территория ЗАТО. В районе «Первого падуна» в связи с этим лучше не появляться вообще. На «Второй падун» военные, как правило, не заходят.

6) Сплав по реке Титовка на участке от ж/д моста до озера Лайя частично пролегает по территории действующего военного полигона.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов

Весь маршрут, проходящий за полярным кругом на Кольском полуострове достаточно интересен с многих точек зрения. Реки Кольского не только спортивны, но и по своему уникальны – различные зоны растительности, богатый животный мир, разнообразие видов рыбы, обилие ягод и грибов.

Маршрут позволяет подробно изучить историю боёв за Кольский полуостров во время Второй мировой войны – фактически, это поход по мемориальным местам воинской славы. Радиальные выходы с реки западная Лица – это возможность посетить Долину Славы (Чёртов перевал), фортификационные сооружения Адмирал-горы и горы Кат. На реке Титовка в рамках радиального выхода к Баренцеву морю также встречается целый ряд памятников войны: на сопке над гостиницей в посёлке Старая Титовка восстановлена опора горизонтальной канатной дороги, которую построили немецкие горные егеря для снабжения фронта. Канатка протянулась на 58 километров. Одна тележка брала до 250 кг груза. Дорога была легко восстановима и приводилась в движение дизельными подстанциями. Местные водопады – в том числе знаменитый водопад «Мельничный каскад» – уже после войны служили источником энергии, там сохранились остатки гидростанции. Вдоль дорог и по берегам рек, служивших рубежами, всюду встречаются братские могилы и памятники воинской славы. Более подробно все эти памятные места и возможности их посетить описаны в Техническом описании маршрута и литературе, на основе которой отчет составлялся.

Прекрасна природа Кольского полуострова – величественные водопады, зажатые суровыми заполярными сопками, на вершине которых зона тундры уже переходит в зону горной пустыни; сильная и красивая рыба сёмга, проходящая вверх эти водопады, являющиеся порой непреодолимым препятствием для людей с их судами; просторы северного моря с обрывами скалистых берегов и узкие ущелья рек, где камни сменяются цепкими зарослями березняка, скрывающегося от холодных ветров в расщелинах за скальными уступами; белые, словно лежащий здесь большую часть года снег, сугробы ягеля в кроваво-красных каплях то цветов, то недозрелой морошки, то брусники; горделивые олени, царапающие зимой в кровь свои ноги об острый наст в попытках выкопать из-под него ягель; хищные птицы над ущельями, стерегущие чью-то беду, распластав чуть загнутые по краям крылья, и вечно оплакивающие кого-то чайки над холодным морем.

Дополнительные сведения о походе

Маршрут проходил в заполярье и, несмотря на то, что была уже вторая половина июля, при безоблачном небе даже после полуночи было относительно светло (по средней полосе – сумерки), что позволяло при необходимости увеличить ходовой день. Участники похода брали  репелленты и мази от комаров и мошки, но они пригодились только в особо болотистых местах в основном понадобились только в первой половине похода (мошки по местным меркам было мало). Дождь и изморось – достаточно частое явление на маршруте, т.ч. непромокаемые куртки и плащи лишними не оказались. Планировать рыбу в рацион питания можно, но не часто – запросто могут получиться разгрузочные дни. У нас рыба была только на Титовке, подальше от цивилизации. Грибов почему-то было немного, хватало на добавку в супы и несколько раз пожарили, ягоды были. На маршруте встретили только одну группу туристов-водников из Ярославля. Проблем со стоянками и дровами не испытывали. С рыбнадзором не сталкивались, но спиннинги у населенки и дорог убирали.

Средства сплава

  1. Самодельный четырехместный катамаран («верблюд» с упорами)  – 1 шт.
  2. двухместный катамаран – 2 шт.
  3. каяк- 1шт.

все суда укомплектованы спасконцом и запасным веслом

Смета расходов

(первая группа – 6 человек + вторая группа – 2 человека =8 человек)

вид расхода на 1 человека на 2 группы
транспорт: заказной автомобиль с прицепом

6 250

50 000

питание (в т.ч. закупки на маршруте)

1 725

13 800

прочие расходы

2 00

1 600

ИТОГО:

8 175

65 400

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

        Своеобразная северная природа, рыбалка, ягоды, грибы, достаточно большой набор порогов, множество замечательных природных и исторических объектов, две реки и Баренцево море – это то, что делает маршрут интересным, разнообразным, спортивным и познавательным.

        Две группы прошли маршрут в одном графике, что внесло свои плюсы в организацию страховки на сложных участках и в удешевление подъездов и питания. В целом поход прошел удачно – были пройдены все запланированные пороги (некоторые неоднократно), временами хорошая погода, неплохая рыбалка, подъезды и отъезды хоть и были затруднены, но автомобиль ГАЗ и два водителя профессионала с большой буквы, справились с поставленной задачей. От похода получили массу ярких незабываемых впечатлений.

        Сроки проведения похода считаем не совсем оптимальными (по этому году) – низкий уровень воды, зато идет сёмга, черника, морошка уже поспела, мошки было немного. При планировании маршрута рекомендуем заложить временной запас для возможного пережидания учений на военном полигоне, через полигон проходит часть автомобильной заброски на р.Титовка, а также сама р. Титовка. В наше время учения длились 3 дня.

         Сплав по рекам лучше проводить на малогабаритных судах, из за высокой вероятности попасть в «низкую воду».  Рекомендуемые для прохождения маршрута суда – катамараны «двойки» и каяки.

     Поскольку заброска была организована при помощи арендованной машины, нам удалось избежать множества проблем, связанных с переброской с Западной Лицы на Титовку.

С туристской точки зрения, данный район мало освоен. На пути мы встретили лишь одну тур. группу, а также группу поисковиков, и рыболовов.

        Пройденный маршрут при низком уровне воды, по нашему мнению, соответствует спортивному походу четвертой категории сложности.

При разработке маршрута и составлении отчета были использованы материалы:

http://www.pechenga-fish.ru/

Отчет спортивно-туристского клуба «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга (Маршрутная книжка № 39/11

Руководитель группы: Фёдорова Мария Владимировна

Адрес руководителя: Санкт-Петербург, ул. Маршала Новикова, д. 9, кв. 49.

3й падун Лица заход

 

3й Падун Лица основной слив

 

3й Палун Лица в основном сливе

 

3й Падун 4ка в сливе и общий вид

 

Каякер

 

Шампансккий

 

Шампанский

 

4й Падун Лица 2ка в основном сливе

 

Шампанский общий вид и 4ка торчит на зубе

 

4й Падун Лица Каякер

 

5й Падун Лица основной слив

 

5й Падун Лица основной слив

 

5й Падун основной слив общий вид и 4а на зубе

 

П-ов Средний Вид сопки на Баренцево море

 

Чертов перевал вид на долину Лицы

Титовка пор. Эдик средняя часть

Титовка пор. Эдик общий вид и каякер

Титовка вдп. Прорыв

Прорыв 2ка под сливом

Титовка Прорыв накрячило

Прорыв 4ка под сливом

Каякер в Прорыве

Мурманск Порт

Мурманск обелиск

Рожи почти все

 

Обсуждение