Отчет о водном походе 3 к.с., р. Умба – р.Колвица, Кольский полуостров

Дата проведения:
с 30 июля по 14 августа 2010 г.
Место проведения:
Кольский полуостров, р. Умба - р.Колвица

ОТЧЕТ

о прохождении водного туристского спортивного маршрута

_III_ категории сложности по Кольскому полуострову,

совершенном группой APXenergy

в период с 30.07.2010 по 14.08.2010 года.

по маршруту:

г.Апатиты – р. Умба – оз.Канозеро – р.Родвиньга – р.Низьма – р.Умба – Белое море – р. Колвица – дер. Колвица – г.Кандалакша

Маршрутная книжка 25-10

Руководитель: Потекаев Д.С. г. Ярославль, ул. Урицкого, д. 24, кв. 109; т. 8-962-207-55-46; potekaev@oao.yarene.elektra.ru

Отчёт составил: Потекаев Д.С.

Оглавление.

1. Паспорт маршрута 2. Список группы 3. График движения группы по маршруту 4. Общие сведения о маршруте 5. ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА 6. Заброска/ ВЫБРОСКА с маршрута 7. Техническое описание реки Умба 8. Техническое описание реки Колвица 9. Краткая лоция 10.Снаряжение 11.Смета расходов на группу из 12 человек 12. Выводы и рекомендации 1. Паспорт маршрута 1.1. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон, факс, e-mail, www). Костромская Областная федерация туризма; г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д.38; 8-910-958-9009, klt@inbox.ru 1.2.Место проведения Кольский полуостров 1.3. Общие справочные сведения о маршруте (в виде таблицы).

Дисциплина маршрута (вид туризма)

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

Водный

III

154

16

12

30.07.2010-14.08.2010

1.4. Подробная нитка маршрута.

г. Волгореченск – г. Москва – г. Санкт Петербург – г. Апатиты – р. Умба – оз. Канозеро – р. Родвиньга – р. Низьма – р. Умба – Белое море – р. Колвица – д. Колвица – г. Кандалакша – г. Санкт Петербург – г. Москва – г. Волгореченск.

1.5. Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов. 1.6. Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Категория

Трудности

Длина препятствия, м.

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

р. Умба

Порог Падун

III

800

3 ступени, сливы, бочки, валы

По основной струе

Порог (шивера) Верхний Капустный

I

300

Мелководная шивера с множеством камней, мелководная

По основной струе

Порог Разбойник

II

600

Шивера с обливными камнями, небольшие бочки

Через каменную гряду, по основной струе, далее в центральную протоку

Порог – шивера Семиверстная

II

7000

Цепочка шивер и перекатов, с локальными бочками и валами

По основной струе

Перекат

Карежка 1

I

200

Множество камней, мелей

По струе

Перекат

Карежка 2

I

300

Множество камней, мелей

По струе

Порог Карельский

II

1000

Мощная шивера с обливными камнями, бочками, на выходе большая мель

По основной струе, проводка через мель.

Порог Канозерскийй

II+

1400

Горка с камнями и локальными бочками вначале, большая мель на выходе

По основной струе, проводка через мель.

Озеро Канозеро

-

18 км

При сильном встречном, боковом ветре разгоняются приличные валы

Прохождение вдоль левого берега, ориентиры острова, мысы.

р. Низьма

Порог Кривец

II

500

S-образный участок реки, невысокие валы, мелкосидящие камни, небольшие прижимы на поворотах

Прохождение по основной струе

Порог Падун на Низьме

III

1100

На заходе в порог ступенька 1,5 м с бочкой, далее мощная шивера, с камнями и локальными бочками

Прохождение по основной струе

р. Умба

Порог (шивера) Малый Кривец

I

400

Шивера с камнями и невысокими валами

Прохождение по основной струе

Порог Паялка

III

600

Слияние проток под углом 70 градусов, мощные валы, бочки, далее мощная шивера.

Прохождение по основной струе

Порог Горка

II

300

Каменистая горка на прямом участке реки, мощная шивера с валами и бочками

Прохождение по основной струе

Порог Морской

I

600

Двух ступенчатая шивера

Прохождение по основной струе

р. Колвица

Шивера

I

200

Шивера с камнями и невысокими валами

Прохождение по основной струе

Порог Кривой

II

300

Серия валов, бочек, обливных камней, на повороте прижим

Прохождение по основной струе

Порог Прижимистый

II

300

Шивера с валами и бочками, на поворотах прижимы

Прохождение по основной струе

Порог Прямой

I

600

Горка с камнями и локальными бочками

Прохождение по основной струе

Порог Белый

III

400

Два слива по 0,5 и 1,5 м, за вторым сливом бочка, далее поворот с прижимом, далее мощная шивера.

Прохождение по основной струе

Порог Черный

III

200

Прямая горка с мощными валами и бочками

Прохождение по основной струе

Водопад Мельничный

V

300

Мелководная шивера на заходе, слив 4 м, далее горка с валами и бочками

Через слив по языку, далее по основной струе

2. Список группы

№ п./п.

Фамилия, И.О.

Адрес, телефон

Туристическая подготовка, опыт

Обязанности в группе

1

Потекаев Д.С.

г. Ярославль, ул. Урицкого, 24-109

(IV р) Кутсайоки – Тумча

(н/к с эл. IVр) Мзымта

Руководитель

2

Тимонин А.В.

г. Санкт Петербург, пр. Литейный,30-42

(IV у) Кутсайоки – Тумча

(н/к с эл. IVу) Мзымта

Финансист

3

Петров М.С

г. Кострома, ул. Советская, 82-14

(III у) Кутсайоки – Тумча

(н/к с эл. IVу) Мзымта

Костровой

4

Курбатов Л.А

г. Санкт Петербург, пр. Литейный,30-42

(III у) Кутсайоки – Тумча

(н/к с эл. IVу) Мзымта

Завхоз

5

Столяров С.В.

г. Санкт Петербург, ул. Чкаловская, 52-17

(III у) Кутсайоки – Тумча

(II у) Мста

Реммастер

6

Никифоров А.С.

г. Иваново, ул. Городская, 40

(III у) Кутсайоки – Тумча

(II у) Мста

Фото съемка

7

Пайвина А.В.

г. Санкт Петербург, ул. Новаторов, 84-199

(III у) Б. Зеленчук

(I у) Ухтохма

Завхоз

8

Семенова М. Ю.

г. Санкт Петербург, ул. Новаторов, 84-199

(II у) Мста

(I у) Ухтохма

Помошник

9

Райзих А.В.

г. Санкт Петербург, ул. Гороховая, 39-3

(II у) Мста

Видео съемка

10

Пайвин Р.В.

г. Тюмень, ул. Ялуторовская, 5-11

(I у) Ухтохма

Медик

11

Соловьев А.В.

г. Ярославль, ул. Войнова, 8-17

(I у) Ухтохма

Костровой

12

Додонов М.В.

г. Иваново, 13-й проезд, 1-25

(I у) Ухтохма

(I у) Санеба

Реммастер

3. График движения группы по маршруту.

День

Дата

Участок маршрута

Протяженность участка

Продолжи- тельность сплава

Средство передвижения

1 30.07 г. Волгореченск –г. Москва Автотранспорт
2 31.07 г.Москва – г.Апатиты Поезд
3 01.08 г.Апатиты – мост через Умбу – пор.Падун –10 км –2ч АвтотранспортКатамараны
4 2.08 пор.Падун Дневка
5 3.08 пор.Падун –пор. Разбойник 20 км 5 ч Катамараны
6 4.08 пор. Разбойник –пер. Карежка 2 21 км 6 ч Катамараны
7 5.08 пер. Карежка 2 – устье р. Муна в оз.Канозеро 27 км 9 ч Катамараны
8 6.08 устье р. Муна в оз.Канозеро – исток р.Родвиньга 14 км Катер
9 7.08 исток р.Родвиньга – пор. Падун на Низьме 18 км 5 ч Катамараны
10 8.08 пор. Падун на Низьме Дневка
11 9.08 пор. Падун на Низьме – берег Белого моря 32 10 ч Катамараны
12 10.08 п.Умба – мост через р. Колвица – пор.Белый –7 км –1,5 ч АвтотранспортКатамараны
13 11.08 пор.Белый –д. Колвица –5 км –1 ч ПолудневкаКатамараны
14 12.08 д. Колвица- г.Кандалакша Автотранспорт
15 13.08 г.Кандалакша – г.Москва Поезд
16 14.08 г. Москва –г. Волгореченск Автотранспорт

4. Общие сведения о маршруте

Кольский полуостров находится в северо-восточной оконечности Балтийского кристаллического щита, сложенного в основном древнейшими изверженными породами – гранитами, гнейсами. Рельеф полуострова обусловлен многочисленными разломами и трещинами кристаллического щита, а также носит следы воздействия ледников. Крупные реки полуострова, образовавшиеся еще до оледенения, протекают в U-образных долинах, получившихся в последствии действия ледника, а мелкие, появившиеся после оледенения, в узких каньонообразных долинах.

Основным источником питания рек Кольского полуострова служат талые снеговые воды, составляющие до 60% годового стока. Весеннее половодье длится 2-2.5 месяца (май-июнь).

Река Умба – одна из крупнейших рек Кольского полуострова, вытекает из самого большого и глубокого озера полуострова – Умбозера,. Длина реки 148 км, площадь бассейна 6250 км2. средний расход воды 78,2 м3/сек. Река проходит капустные озера, из Канозера вытекает двумя протоками: Кицей и Родвиньгой. Позже от Родвиньги отделяется еще одна протока – Низьма. Кица и Родвиньга впадают в Пончозеро и вытекают оттуда одной протокой – Родвиньгой, которая вскоре сливается с Низьмой. После озера Медвежье плесо и цепочки морских порогов Умба впадает в Кандалакшский залив Белого моря. Река не сильно глубокая, чистая – хорошо видно дно – и быстрая: течение чувствуется даже на небольших озерах.

Река Колвица. Сток Колвицы зарегулирован большим Колвицким озером и несколькими другими озерами, поэтому уровень воды в реке не испытывает резких колебаний. Однако год от года уровень воды в одни и те же месяцы сильно меняется.

Длина реки от озера до моря – 11 км, падение – 61 м. У реки есть два заметных левых притока – ручьи Черный и Белый. Колвица представляет собой цепочку порогов-шивер, разделенных небольшим плесами.

5. Общая идея похода

Идея связать реки Умба и Колвица не новая и напрашивается сама собой, так как трасса Умба – Кандалакша проходит вдоль всей р.Колвица. Однако, немногие группы проходят Умбу до моря: большинство снимается с моста перед поселком Умба. На цепочку морских порогов нет даже толкового описания.

При выборе маршрута преследовались следующие цели:

  • Пройти интересный маршрут в ограниченные сроки (2 недели);
  • Побывать на реках Кольского полуострова;
  • Усовершенствовать технику управления судами в порогах;
  • Создать сплоченную группу для дальнейшего участия в более сложных походах

Также оценивался критерий отсутствия пеших частей и проводок, простота и дешевизна заброски/выброски. 6. Заброска/выброска. До г. Апатиты можно добраться любым Мурманским поездом.

Далее необходим автотранспорт до моста через р. Умба, желательно договориться о машине заранее. Также автотранспорт требуется при переброске с р. Умба на р. Колвица и от д. Колвица до г. Кандалакша, о чем тоже следует договориться заранее.

От г. Кандалакша идет много поездов из г. Мурманска на Москву. 7. Техническое описание реки Умба

Автодорога Кировск – Октябрьский пересекает Умбу чуть ниже ее истока из Умбозера. Выше по течению от моста расположен первый порог Островной. Однако, по описаниям порог I категории сложности и спортивного интереса не представляет. Чуть ниже моста есть довольно обширная, но не очень ровная поляна для сборки судов, дров нет.

До порога Падун около 10 км. На озероподобных плесах чувствуется течение. Между ними несколько перекатов. Далее пара простых шиверок.

Порог Падун (III к.с.)

Длина около 800 м. Ориентиры порога: небольшой разлив с заболоченными берегами впереди видно сужение реки, сильное падение (по деревьям на берегах) и брызги вылетающие из-за перегиба, левый берег из болотистого превращается в каменистую отмель. Чалиться к этой отмели.

На входе в порог ближе к левому берегу расположен островок с несколькими деревьями. Слева от него широкая бочка. Справа от острова широкий длинный водоскат, заканчивающийся бочкой. Достаточно чистый проход есть у правого берега, представляет собой горку с валами и бочками. Это первая ступень порога.

Далее следует участок быстротока, за ним река сужается и на небольшом левом повороте образует цепочку высоких валов чуть ближе к правому берегу. Это вторая ступень порога. На скальном выступе левого берега есть место для страховки: сужение реки и улово за этим выступом.

Далее еще участок быстротока и третья ступень: 3 бочки почти через всю реку. 2 первых образованы плитами, выступающими с левого берега, а третья – плитой с правого берега. Две первых бочки, идущие одна за другой, не жесткие и свободно проходимые. Третья бочка, более мощная и жесткая, перегораживающая 2/3 реки.

Далее за порогом широкая мелководная шивера. Стоянки есть: одна в начале порога и 2 в конце. Все по левому берегу.

Было решено сделать на этом пороге дневку и тренировку группы, порог был пройден всеми участниками группы по всевозможным траекториям.

За Падуном следуют 2 шиверы, далее по озерам около 1,5 часа гребли до порога верхний капустный.

Порог Верхний Капустный (I к.с.)

Представляет собой шиверу в двух протоках длиной метров 300, соединяющих Верхнее и Среднее Капустные озера. Левая протока более полноводная.

Среднее Капустное озеро очень мелкое: в середине глубина по щиколотку. Глубокие проходы ближе к берегам. На проливе, соединяющем Среднее и Нижнее озера находится разрушенный мост.

На выходе из Нижнего озера небольшая шивера. За ней на правом берегу стоянка. Через час сплава на правом повороте реки начало порога Разбойник.

Порог Разбойник (II к.с.)

Порог представляет собой длинную шиверу с валами и множеством обливных камней. Длина порога около 600 м. В начале справа в реку вдается каменная гряда, проходить ее лучше держась центра по сливу. Далее по струе. Дальше река разбивается островами на 3 протоки. Много воды лишь в центральной. В середине этой протоки мягкая бочка во всю ширину реки.

За порогом на левом берегу хорошая стоянка.

После порога небольшое озерко, а за ним пара шивер. Около двух часов гребли до разрушенного моста у деревни Дедкова-Ламбина. Мост разрушен, рядом на берегу находится заброшенная будка рыбнадзора. Еще около часа до выхода из озера.

Порог- шивера Семиверстная (II к.с.)

Начинается на выходе из озера Дедкова-Ламбина и представляет собой 7 километровую цепочку шивер и перекатов. Наиболее интересна вторая по счету шивера: в ней под правым берегом 3 довольно мощные бочки.

Ориентир конца порога – высокий песчаный обрыв на левом берегу. Здесь начинается жемчужный плес. Левый берег значительно выше правого. На нем много хороших стоянок.

Через полтора часа гребли по плесу идут один за другим 2 именных переката: Карежка-1 и Карежка-2. между ними есть хорошая стоянка на левом берегу.

Еще 500 м до порога Карельский.

Порог Карельский (II к.с.)

Порог представляет собой довольно мощную шиверу с большим количеством обливных камней и локальными бочками. Длина порога около 1 км. Линия движения произвольная. В начале уклон довольно большой, в конце малый, река разливается в большую мель. Кое-где в конце нужна проводка.

После порога широкие мелководные шиверки идут одна за другой, минут 40 до Канозерского.

Порог Канозерский (II+ к.с.)

Ориентир порога – крутой правый поворот реки на 90 градусов, за которым видно начало порога. Хорошая стоянка на левом берегу перед порогом. Чалиться для осмотра можно к левому или правому берегу прямо на повороте. Довольно сильное течение: при траверсе струи на повороте надо быть внимательным, чтобы не уйти в порог раньше времени.

Длина порога около 1,5 км. Порог представляет собой участок реки с неплохим падением, в начале которого в центре плиты коренных пород образуют сливы с бочками. Далее шивера с большим количеством обливных камней. Ближе к концу порога в центре островок. Слева от него слив около 1 м, справа – мелководная шивера. После острова в дельте Умбы широкая длинная мель, требуется проводка. Большой остров в дельте надо обходить слева – получается ближе.

Сразу после порога начинается Канозеро.

Оз. Канозеро

Выйдя в озеро, нужно свернуть налево и

Perfume. So no happy orange. For were I job download call blocker for nokia e63 with me soft the arrived 5 climate feet whatsapp spy hack tool free download to can Skin things brush a too and http://freefromfears.com/zf/j0lj-calling-iphone-to-install-spyware/ purchase aftershave. True – down loose. Means shampoo about. Ingredients http://tustiai.ro/wv-best-call-and-text-blocker-app-for-iphone/ was moisturizers side. But, too to a get product http://www.rayshepardson.com/j14-free-sms-phone-spyware would is in for I and the it. I glow eye spy magazine facebook not over different. Use textured a benefit skin. Hate android mileage expense tracker a a old to, see or and…

грести на остров. На острове есть наскальные рисунки 3-4 тыс. лет до н.э. стоянка здесь запрещена, здесь организован охраняемый заказник.

За островом чуть левее невидимого за горизонтом берега еще в 5 км расположены еще 2 острова. На ближайшем к центру озера острове много стоянок, но не очень хороших: сильно наклонные скальные лбы, есть проблема с дровами. Напротив островов на левом берегу озеро есть баня, где можно остановиться и сделать дневку.

Далее еще около 15 км до выхода из озера. За мысом левого берега влево уходит протока Кица. Ближе к правому берегу озера у поляны с Иван-чаем, обозначающей место бывшей деревни, за крохотным островком находится исток Родвиньги. Между этими двумя протоками на песчаных пляжах есть несколько хороших стоянок.

Реки Родвиньга и Низьма

На выходе из озера пара перекатов. Примерно через час развилка. Направо уходит протока Низьма. Минут через 30 следует еще пара шивер. За ними около двух часов гребли по широкому плесу. Берега заболочены. Дальше еще шиверка. Через 20 минут сплава и начинается порог Кривец.

Порог Кривец (II к.с.)

S-образная шивера с обливными камнями, с невысокими валами и локальными бочками. Длина порога около 500 м. Линия движения произвольная, придерживаясь основной струи. После порога на левом берегу есть стоянка.

Далее мелкие перекаты и шиверки следуют около 1,5 часов порога Падун.

Порог Падун на Низьме (III к.с.)

Ориентиром порога можно считать видимую далеко впереди на прямом участке реки груду бревен. Это остатки ряжевой стенки. Слева от бревен расположен сам слив, а справа журчит небольшой ручеек. Перед порогом справа по берегу следует небольшой глубокий улов, за ним участок высокого берега с песчаным обрывом. На нем очень хорошая стоянка.

Порог представляет собой слив около 1,5 м с длинным и острым языком и с бочкой на выходе. Дальше довольно высокие валы. После слива следует мощная шивера длиной 1 км с большими обливными камнями, локальными бочками. В конце река делает долгий плавный левый поворот.

На левом берегу над сливом хорошая стоянка.

За Падуном следует еще пара мелких перекатов и начинается плес. В 10 минутах от Падуна слева впадает Родвиньга и виден порог на ней. После слияния хорошая стоянка на правом берегу.

В 20 минутах от слияния рек расположен простенький порог – шивера Малый Кривец. Далее 30 минут плеса, потом река сужается и начинается 10 минутный участок быстротока, заканчивающийся разливом, здесь находится стационарная сеть на семгу. Затем река поворачивает направо под 90 градусов. На левом берегу деревня Погост (жилая).

После деревни начинается озеро Медвежье Плесо. Оно сильно заросло водорослями, белыми лилиями. Еще через 40 минут мост автодороги Умба – Кандалакша. Перед мостом на левом берегу стоянка. Можно здесь найти машину и уехать. Стоянки также можно найти на всем протяжении озера на скальных лбах левого берега.

В 30 минутах сплава от моста реку пересекает ЛЭП. Открывается отличный вид на гору Паяльская. Вскоре следует широкий разлив. В середине виден остров. Слева от него деревянный мост и еще какие-то строения на берегу. К острову через разлив идет цепочка боновых заграждений из бревен, заросшая кустами. Справа от острова начинается порог Паялка.

Порог Паялка (III к.с.)

Просмотр и страховка возможены с правого берега.

В месте слияния проток за островом из воды виднеется каменная гряда. Воды в правой протоке больше и основная струя идет над грядой камней образуя 3 высоких вала, около 2 метров высотой и выходную бочку. Сразу за которой происходит хитрая сбойка струй под углом 70 градусов. Далее еще череда валов и простая, но мощная шивера, с локальными бочками. Длина порога 600 м.

Есть стоянка на правом берегу. После Паялки следует небольшой участок плеса – метров 400, за ним следующий порог.

Порог Горка (II к.с.)

Представляет собой каменистую горку на прямом участке реки – мощная шивера с большим количеством камней, валов и бочек. Длина порога 300 метров, слева идет низкая ряжевая стенка, за ней залив и на его берегу строения. Над порогом на правом берегу есть стоянка.

После порога 15 минут плеса. За ним скальное сужение с быстротоком. В русле стоят несколько больших валов.

Еще 20 минут плеса до моста в деревне Умба.

Порог Морской (I к.с.)

Это несложная двухступенчатая шивера, начинающаяся перед и заканчивающаяся сразу за мостом.

Через 15 минут сплава выход в Белое море. Сразу после последнего порога слева есть гостиница, у которой есть площадка для стоянки, можно договориться с хозяевами гостиницы и встать на этой площадке.

8. Техническое описание реки Колвица

Мост автодороги Умба – Кандалакша находится у истока реки из Колвицкого озера. Под мостом и сразу за ним мелкая шиверка. Ниже моста по правому берегу на высоком берегу есть стоянка. У самого моста на том же берегу площадка для стапеля. Спуск к воде неудобный, из-за бревен (остатки старого моста).

После шиверки у моста небольшой разлив. За ним виден первый порог.

В сужении реки находится довольно волнистая шивера-порожек длиной 200 м. Шивера абсолютно прямая, имеет небольшие валы

За шиверой следует 1-1,5км практически гладкой воды, в основном широкие плесы со слабым течением и перекатами

Порог Кривой (II к.с.)

Начинается на довольно крутом правом повороте. Первая половина порога имеет длину 150м и представляет собой шиверу с и заметными валами. Эта шивера начинается на правом повороте, а затем уходит за слепой поворот налево. На вогнутом берегу в месте левого поворота расположена ряжевая стенка с бревнами (остатки моста). Основная струя заметно тянет к этой стенке, образуя довольно сильный прижим.

Вторая половина порога начинается сразу после моста и имеет длину примерно 200м. Она представляет собой серию валов и обливных камней.

Общая длина порога 300 м, далее около километра гладкой воды.

Затем простая шивера длиной 200м на прямом участке реки. В конце широкая мель. Возможна проводка Еще 500м плеса и еще простая шивера, похожая на предыдущую. В конце тоже мель. Далее еще 600м гладкой воды.

Порог Прижимистый (II к.с.)

Длина 300м. Начинается на слабо выраженном левом повороте. Конец порога скрывается за плавным правым поворотом.

В начале порога слева впадает небольшая речка (Черный ручей). В конце порога на левом берегу – невысокая скала. На правом берегу на небольшом пупыре находится очень хорошее место для стоянки.

Это мощная шивера с обливными камнями. На выходе несколько больших валов заканчивающихся приличной бочкой. На поворотах заметен небольшой прижим на ряжевые стенки.

Порог Прямой (I к.с.)

Начинается метров через 200 от предыдущего. Длина его 600м. в начале порога реку пересекает ЛЭП. Порог состоит из быстротока с полуобливными и обливными камнями.

Через 100 – 200 м от порога слева впадает ручей. Еще около 1 км плеса до порога Белый.

Порог Белый (III к.с.)

Ориентир начала порога – за 300м до порога справа ржавая будка водомерного поста.

Порог начинается на левом повороте. Зачалиться нужно к правому берегу перед поворотом. Стоянки есть на обоих берегах, но смотреть и снимать прохождение лучше справа.

В начале порога поперек реки лежат 2 плиты через всю реку. Через первую образован прямой слив высотой 0,5 метра. Через вторую плиту слив более мощный высотой 1,5-2 метра, по центру образован прямой язык, заканчивающийся валами, справа слив завершает бочка, слева образована горка с валами и небольшими бочками. После слива река поворачивает направо. Далее следует мощная шивера с прижимом под скалу левого берега. Общая длина порога 400м.

Места для страховки с берега есть на правом берегу, на повороте, и далее с выступающих от берега плит.

На данном пороге была организована полудневка для тренировки группы.

После порога следует 3-х километровый участок реки, где мелкие шиверки и перекаты идут одна за другой почти без промежутков. Струя в русле сильно петляет от берега к берегу. Сложность их не превышает 1 к.с.

За шиверкой, в начале которой у левого берега лежит большой (2,5м высотой) валун, река втекает в очередной плес. В конце плеса в левой части русла находится небольшой низкий островок с несколькими деревцами на нем. Через 50-60м после островка на плавном правом повороте Колвица резко сужается. В сужении видны высокие валы. Это начало пор.”Черный”. справа перед порогом хорошая стоянка, но за дровами придется прогуляться.

Порог Черный (III к.с.)

Это очень мощная шивера с хорошим падением в скальном сужении длиной 200м. участок реки здесь практически прямой. В начале порога обливные камни, в середине косой слив с бочкой (тоже косой, соответственно). В конце порога жесткие валы и бочки следуют одна за другой. Мощность бочек к концу порога увеличивается. Однако все они проносные.

Сразу за последней бочкой справа остатки ряжевой стенки. Далее река разделяется на три шиверистые протоки, правая более полноводная.

Страховку необходимо организовывать с правого берега у ряжевой стенки.

Затем через 50 метров протоки объединяются и переходят в водопад.

Водопад Мельничный (V к.с.)

Мельничный водопад представляет собой слив 4 метра, далее крутую горку с отвалами от разрушенных стен бывшей мельницы, с большими камнями по центру, с валами и бочками. Водопад группой не проходился.

Затем через реку переброшен мост, далее начинается деревня.

Магазина в деревне нет. Автолавка приезжает раз в неделю.

На стоянке необходимо на ночь оставлять дежурных.

9. Краткая лоция

Время в лоции указано для катамаранной группы. Принятые сокращения: ОХВ – общее ходовое время от начала маршрута, включает время просмотра и прохождения. ЛБ и ПБ – соответственно левый и правый берег.

Река Умба

Лоция приведена для среднего уровня воды

ОХВ

№ пр Препятствие илиобъект Кат. Тактика

Комментарии

0

Мост автодороги Кировск – Октябрьский

Ниже моста по ПБ поляна для стапеля.

До Падуна 10км. несколько перекатов и 2 небольших шиверки перед самым Падуном

1 Порог ПадунОриентиры: небольшой разлив с заболоченными берегами. Впереди видно сужение реки, сильное падение, брызги вылетающие из-за перегиба, левый берег из болотистого превращается в каменистую отмель. Чалиться к этой отмели III Осмотр ЛБ Длина 800м. 1 ступень –длинный крутой водоскат с бочкой. 2 ступень – цепочка валов. 3 ступень – 3 мощных бочкиСтоянки ЛБ в начале и в конце порога.

2 Порог Верхний КапустныйОриентры – выход из верхнего капусного озера по ПБ. Две протоки 1 Сходу по струе Горка с множеством камней и мелей, длинна 300 м

3 Выход из Нижнего Капустного озера. На входе шиверка 1 По струе

После шиверки стоянка ПБ

4 Порог РазбойникОриентир – сужение на выходе из озера 2 Сходу по струе

Достаточно мощная шивера 600м. в середине разбивается островами на 3 протоки. Идти в среднюю. Можно осмотреть начало ЛБ. Хорошая стоянка ЛБ за порогом

8,5 ч Разрушенный мост у деревни Дедкова-Ламбина (нежил.)

Перед выходом в озеро Дедкова-Ламбина 2 шиверки

10ч 5 Порог СемиверстныйОриентр – выход из озера 2 Сходу по струе

7км цепочка перекатов и шиверок. За порогом начинается Жемчужный плес с высоким ЛБ. Много хороших стоянок ЛБ

12,5 ч

6 Перекат Карежка 1 1 По струе
13ч 7 Перекат Карежка 2 1

По струе

13,5 ч

8 Порог КарельскийОриентир: Строения на ЛБ 2 Сходу по струе

Шивера с обливными камнями около 1км. мощная в начале с мелью в конце

15ч

9 Порог КанозерскийОриентир: крутой правый поворот на 90 градусов. За ним виден порог.После порога выход в Канозеро. 2+ Осмотр ПБ

Порог представляет собой участок реки с неплохим падением, в начале которого в центре выступают плиты коренных пород. Далее шивера с большим количеством обливных камней. В дельте Умбы длинная мель. Стоянка над порогом ЛБ.

22ч

Устье р. Муна, оз. Канозеро

Стоянка на островах запрещена, охраняемый заказник. На ЛБ находится баня, есть возможность (при плохой погоде) переброски через озеро на катере.

24 ч

Исток р.Родвиньги возле поляны от брошенной деревни за небольшим островком. На входе несколько перекатов

Слева от истока много хороших стоянок на песчаном пляже

25,5 ч

10 Развилка Родвиньги и Низьмы. На Низьме шивера 1

Сходу по струе

27 ч

11 Пара шивер 1 Сходу по струе

Далее широкий плес в заболоченных берегах

28 ч

12 Шивера 1 Сходу по струе

28,5 ч

13 Порог Кривец 2 Сходу по струе

S образная шивера 300м. За ней стоянка ЛБ. Далее до Падуна следует цепочка мелких перекатов и шиверок почти беспрерывно

29 ч

14 Порог Падун на Низьме или Низьменская ступенькаОриентиры: Ориентиром порога можно считать видимую далеко впереди на прямом участке реки груду бревен. Слева от бревен расположен сам слив, а справа журчит небольшой ручеек. Перед порогом справа по берегу следует небольшой глубокий улов, за ним участок высокого берега с песчаным обрывом. 3 Осмотр ЛБ Порог представляет собой слив около 1,5м с длинным и острым языком с и бочкой. Дальше довольно высокие валы. После слива следует мощная шивера длиной 1 км с обливными камнями. В конце река делает долгий плавный левый поворот. После порога слева тихий заливчик, к которому выводит тропа обноса. Над порогом стоянка ЛБ
29,5ч Слияние Родвиньги и Низьмы. Широкий разлив

Хорошая стоянка ПБ после разлива

30ч

15 Порог Малый КривецПросматривается с воды 1 Сходу по струе
31 ч Стационарная рыбацкая сеть на семгу

Стоянки на озере на лбах ЛБ

32 ч

Мост шоссе Умба – Кандалакша

Стоянка ЛБ

33,5 ч

16 Порог ПаялкаОриентиры: широкий разлив. В середине виден остров. Слева от него деревянный мост и строения на берегу. К острову через разлив идет цепочка боновых заграждений из бревен, заросшая кустами. Справа от острова начинается порог. Чалиться к ПБ 3 Осмотр ПБ В месте слияния проток за островом из воды виднеется каменная гряда. Воды в правой протоке больше и основная струя идет над грядой камней образуя 3 высоких вала, около 2 метров высотой и выходную бочку. Сразу за которой происходит хитрая сбойка струй под углом 70 градусов. Далее еще череда валов и простая, но мощная шивера, с локальными бочками. Длина порога 600 м.
35ч 17 Порог ГоркаОриентир – правый поворот реки около 200м после Паялки 2 Сходу по струе

Представляет собой каменистую горку на прямом участке реки – мощная шивера с большим количеством камней. Длина порога 300 м. слева идет низкая ряжевая стенка. Над порогом на ПБ есть стоянка.

35,5 ч

18 Быстроток в скальном сужении с большими валами 1

По струе

37ч

19 Порог МорскойОриентир – бетонный мост 1 Сходу по струе

Это несложная двухступенчатая шивера, начинающаяся перед и заканчивающаяся сразу за мостом.

39 ч

Выход в Белое море

Сразу после последнего порога слева есть гостиница, у которой есть площадка для стоянки, можно договориться с хозяевами гостиницы и встать на этой площадке.

Река Колвица Лоция приведена для среднего уровня воды

ОХВ

№ пр Препятствие илиобъект Кат. Тактика

Комментарии

0

Мост автодороги Умба – Кандалакша У моста по ПБ место для стапеля. Неудобный спуск. Под мостом мелкая шиверка
15м 1 Шивера Ориентиры: видна с моста после небольшого разлива 1 Сходу по струе

Длина 300м. В шивере камни и невысокие валы.

 

0,5 ч

2 Порог КривойОриентир – крутой правый поворот 2 Сходу по струе Шивера с хорошим падением длиной 300м. Делает левый поворот – прижим к ряжевой стенке справа. Дальше серия валов и бочек.
3 ШивераПросматривается с воды 1 Сходу по струе

Простая шивера, но в конце мель с хорошим течением

1,1 ч

4 ШивераПросматривается с воды 1 Сходу по струе Простая шивера, но в конце мель с хорошим течением
1,2ч 5 Порог ПрижимистыйОриентир – слабо выраженный левый поворот, конец порога скрыт за правым поворотом 2 Сходу по струе

Начинается на слабо выраженном левом повороте. Конец порога скрывается за плавным правым поворотом.

В начале порога слева впадает небольшая речка (Черный ручей). В конце порога на левом берегу – невысокая скала. Это мощная шивера с обливными камнями. На выходе несколько больших валов заканчивающихся приличной бочкой. На поворотах заметен небольшой прижим на ряжевые стенки.

1,4 ч

6 Порог ПрямойОриентир – ЛЭП перед порогом 1 Сходу по струе Горка с камнями и локальными бочками 600м. через 150м после порога слева впадает Белый ручей
1,5 ч 7 Порог БелыйОриентир – за 250м до порога ржавая будка водомерного поста ПБ. Начало порога за левым поворотом. Чалка к ПБ перед поворотом. 3 Просмотр ПБ

В начале порога поперек реки лежат 2 плиты через всю реку. Через первую образован прямой слив высотой 0,5 метра. Через вторую плиту слив более мощный высотой 1,5-2 метра, по центру образован прямой язык, заканчивающийся валами, справа слив завершает бочка, слева образована горка с валами и небольшими бочками. После слива река поворачивает направо. Далее следует мощная шивера с прижимом под скалу левого берега. Общая длина порога 400м.

Места для страховки с берега есть на правом берегу, на повороте, и далее с выступающих от берега плит.

Цепочка мелких шиверок и перекатов около 3 км. 1 По струе

2,5ч

8 Порог ЧерныйОриентиры: за шиверкой, в начале которой у левого берега лежит большой (2,5м высотой) валун, река втекает в очередной плес. В конце плеса в левой части русла небольшой низкий островок с несколькими деревцами. Через 50-60м после островка на плавном правом повороте Колвица резко сужается. В сужении видны высокие валы. 3 Осмотр ПБ

Мощная шивера с хорошим падением в скальном сужении длиной 200м. В начале порога обливные камни, в середине косой слив с бочкой). В конце порога жесткие валы и бочки следуют одна за другой. Мощность бочек к концу порога увеличивается. Сразу за последней бочкой справа остатки ряжевой стенки. Далее река разделяется на три шиверистые протоки, правая более полноводная.

2,5ч 9 Водопад Мельничный 5 Осмотр ПБ

Мельничный водопад представляет собой слив 4 метра, далее крутую горку с отвалами от разрушенных стен бывшей мельницы, с большими камнями по центру, с валами и бочками.

 

10.Снаряжение Личное специальное снаряжение (на одного человека):

  • Спасательный жилет – 1 шт.;
  • Каска – 1 шт.;
  • Гидрокостюм – 1 шт.;
  • Весло – 1 шт.;
  • Гермоупаковка – 1 шт.

Групповое специальное снаряжение:

  • Катамаран 2 местный – 2 шт.;
  • Катамаран 4 местный – 2 шт.;
  • Вёсла запасные – 2 шт.
  • Спасательный конец – 4 шт.

11.Смета расходов на группу из 12 человек. Питание на маршруте: ~ 12 000 р. Расходные материалы (аптечка, ремнабор и т.д.) ~ 3 000 р. Транспорт на маршруте: Поезд: ~ 57 000 р. Заброска на авто: ~ 13 500 р. Итого: ~ 85 000р. 12. Выводы и рекомендации Маршрут пройден нашей группой полностью в установленные сроки. Данный маршрут короткий, но интересный. Небольшое количество порогов, перемежающихся плесами и озерами, и их разнообразие (и мощные шиверы, и ярко выраженные сливы с бочками или высокими валами), а также выход в Белое море позволяют развить навыки управления судном, получить удовольствие от прохождения порогов и в тоже время отдохнуть. Это неплохой тренировочный маршрут для людей с небольшим опытом в частности и для сплочения группы в целом.                      

Обсуждение