Отчет о комбинированном походе 1 к.с., по р.Юг, Вологодская обл-ть.

Дата проведения:
с 1 по 8 июля 2011 г.
Место проведения:
Вологодская обл-ть, р.Юг

ОТЧЕТ
о комбинированном (водно-вело-авто) походе I категории сложности по Вологодской области, Кировской областям, совершенном группой в период с 1 июля по 8 июля 2011 года

Маршрутная книжка № 21-11
Руководитель группы:  Белозёрова Д.П.

Адрес, телефон руководителя:  г. Кострома, ул. 5-я Рабочая, д.4, кв.64, тел.8 953 669 09 28, DASHA.6891@yandex.ru

Содержание

 1. Паспорт спортивного похода

1.1 Проводящая организация

1.2 Место, где всё это случилось

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

1.4 График движения

1.5 Подробная ниточка маршрута

1.6 Реально НАШИ люди

1.7 Общегеографические сведения о районе путешествия

1.8 Адрес хранения отчета

2. Содержание отчета

2.1 Зачем нам это было надо?????????

2.2 Дневник похода

2.3 Самые классные места на маршруте. Советуем!!!

2.4 Итоги прохождения маршрута

2.5 Рекомендации по прохождению маршрута

1. Паспорт спортивного похода

1.1 Проводящая организация

Поход проведен Общественной Организацией «Костромская областная федерация туризма», расположенной по адресу: г. Кострома, ул. Боевая, д.66/88,  кв.12, тел. 8-910-958-53-35

1.2 Место, где всё это случилось

Поход проводился по реке Юг Вологодской, Кировской области.

 1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Таблица 1

Общая характеристика данных по всему походу.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая, дн

ходовых дней

Комбинированный (водно-вело-авто)

I

1 409

8

8

1.07.2011-8.07.2011

 1.4 График движения

Таблица 2

Маршрут заявленный

В таблице описывается график движения группы, представленный в МКК.

Дата

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

1.07.11

1

Кострома – д. Горка (Макарьевский р-он)

209

авто

2.07.11

2

д. Горка (Макарьевский р-он) – Мантурово – Георгиевское – Никольск – Кичменгский городок – Ивково

337

авто

Ивково – Плёсо

20

сплав

3.07.11

3

Плёсо – Подосиновец

30

сплав

4.07.11

4

Подосиновец – Ершово

30

сплав

5.07.11

5

Ершово – Чернышёво

27

вело

6.07.11

6

Чернышёво – Великий Устюг

36

вело

7.07.11

7

Великий Устюг – Тотьма – Вологда

446

авто

8.07.11

8

Вологда – Ярославль – Кострома

274

авто

Итого: 1 409 км

сплав 80 км

вело 63 км

авто 1 266 км

 Таблица 3

Маршрут фактический

Надо сказать, что маршрут заявленный и маршрут фактический не совпадают по многим пунктам и показателям. Вследствие этого возникла необходимость в составлении данной таблицы, где указан реальный график движения.

Дата

Дни пути

Участки маршрута

Км

Чисто ходовое время

Способы передвижения

1.07.11

1

Кострома – д. Горка (Макарьевский р-он)

209

5ч.

25 мин.

авто

2.07.11

2

д. Горка (Макарьевский р-он) – Мантурово – Георгиевское – Никольск – Кичменгский городок – Ивково – Большероманово

330

7ч.

25 мин.

авто

3.07.11

3

Большероманово – Утманово – Плёсо – Южная – Яхреньга

32

6ч.

45мин.

сплав

4.07.11

4

Яхреньга – Подосиновец – Дорожаица – Плёсо

25

5ч.

50мин.

сплав

5.07.11

5

Плёсо – Шолга – Ершово – Теплогорье

33

8ч.

55мин.

сплав

6.07.11

6

Теплогорье – Шилыково – паром (после Мармугино)

10

2ч.

35мин.

сплав

7.07.11

7

паром (после Мармугино) – Усть Алексеево – мост через р. Шарденга (до развилки дороги на город Великий Устюг)

15

2ч.

25мин.

вело

мост через р. Шарденга (до развилки дороги на город Великий Устюг) – Верх. Алёшково – Пеганово – Калинино – Ивашёво – паром (в городе Великий устюг) – Новатор – Верх. Анисимово – Полдарса

94

4ч.

10мин.

авто

8.07.11

8

Полдарса – Тотьма – Вологда – Ярославль – Кострома

661

8ч.

40мин.

авто

Итого: 1 409 км (52 часа 10 минут активным способом передвижения)

 сплав 100 км

 вело 15 км

 авто1 294 км

 Такая разность в данных заявленного и реального маршрутов связана с тем, что некоторые в группе частенько гоняли лафу, а некоторые ловили рыбу.

А если серьёзно, то многое зависело от погодных условий, от безопасности движения (на велосипедах по трассе), от наличия возможности для вело-группы и группы на воде встретиться в одном и том же месте. Не всегда заранее по карте можно определить характер дороги, по которой поедет машина, следовательно, и подъездные пути намечаются условно.

1.5 Подробная ниточка маршрута

Кострома – д. Горка (Макарьевский р-он) – Мантурово – Георгиевское – Пыщуг – Лесная Роща – Никольск – Демино – Кичменгский городок – Дорожково – Шестаково – Ивково – Большероманово – Утманово – Плёсо – Южная – Яхреньга – Низовское – Подосиновец – Мельмина Гора – Дорожаица – Плёсо – Шолга – Ершово – Бараново – Плёсо – Теплогорье – Шилыково – паром (после Мармугино) – Усть Алексеево – мост через р. Шарденга (до развилки дороги на город Великий Устюг) – Чернышёво – Верх. Алёшково – Пеганово – Новосёлово – Елакино – Скородум – Калинино – Каликино – Ивашёво – паром (в городе Великий устюг) – Новатор – Шиленга – Леоново – Бол. Слобода – Верх. Анисимово – Слободка – Полдарса – Стрелка – Бол. Сельменга – Дунай – Сергиевская – Дор. Сухонский – Пески – Запольная – мост через реку Еденьга – Тотьма – Село – мост через реку Царева – Фоминское – Заболотье – Кадников – Вологда – Грязовец – Ярославль – Кострома.

 1.6 Реально НАШИ люди…

Если есть маршрут, а группы нет, то и поход не состоится. Поэтому считаю своим долгом рассказать о тех людях, которые составили нашу весёлую компашку.

Таблица 3

Состав группы

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Белозёрова Дарья Павловна

1992

В-I к.с.: р. Нея (у);Вело-I к.с.: г. Нея – г. Плёс (у)

Руководитель первой группы, завхоз

2

Роганов Аркадий Леонидович

1955

Л-V к.с.: Полярный Урал (р.)Авто-I к.с. (р.)

ремонтник, костровой

3

Собака Грей

2004

Авто – I к.с.: Европа (у)

участник

4

Калугин Владимир Сергеевич

1995

В-II к.с.: р. Мста (у.)

штурман

5

Шарова Татьяна Геннадьевна

1953

В-IV к.с. (у.)

финансист, повар

6

Абраменко Андрей Михайлович

1988

В-I к.с.: р. Нея (у)

Руководитель второй группы

7

Басов Михаил Юрьевич

1951

В – VI к.с.: Алтай, Гималаи  (р)

Руководитель всех руководителей

8

Михайлова Татьяна Михайловна

1999

Вело-I к.с.: Костромская, Ивановская обл-ти (у)

участник

9

Лисовская Наталья Евгеньевна

1976

В – III к.с.: Карелия, р. Тумча (у)

медик

10

Лисовский Антон Александрович

2000

Вело-I к.с.: Костромская, Ивановская обл-ти (у)

участник

Так как мы очень-очень любим себя и обожаем, то решили, что есть острая необходимость сделать краткую (совсем краткую) характеристику каждого из членов группы

1. Белозёрова Дарья Павловна

Умна, обаятельна, в меру красива, но !ОЧЕНЬ! упёртая.

 2. Роганов Аркадий Леонидович

Высокий, молчаливый дядя. Обожает свою собаку. Признался ей в любви в первый же день знакомства. Изредка собака испытывает все нежные чувства своего хозяина на собственном загривке. Ещё Аркаша любит рыбу, поэтому вместо того, чтобы работать веслом, он частенько её ловил…

 3. Собака Грей

Животное. Для Аркаши – страстная любовь всей жизни. Мало гавкает. Совсем не кусается. Подаёт лапу. Всегда хочет хавать.

 4. Калугин Владимир Сергеевич

Завидный жених, но, к сожалению, пока не совершеннолетний.

5. Шарова Татьяна Геннадьевна

Обаятельная женщина. Хрупкая снаружи, но сильная внутри. Любит, чтобы парни были ответственными и надёжными, как она говорит: «с такими и в разведку можно пойти». Любит поболтать. Всегда готова помочь.

 6. Абраменко Андрей Михайлович

Белый и пушистый. Милый и хороший. Но когда суп недосолен, начинает рычать.

 7. Басов Михаил Юрьевич

Усач-бородач. Наш вождь. Его традиция в походе – начинать самое раннее-раннее-раннее утро с зарядки. Любит отдавать приказы. И, не дай Бог, если чуть что будет не по его Королевской воле… Его излюбленное наказание для провинившихся – это заставлять драять котлы, да так, чтоб блестели.

 8. Михайлова Татьяна Михайловна

Танюшка – маленькая, весёлая капризулька. Настоящая соня, т.к. любит спать до полудня (а иногда и больше). Поднять её зачастую не может даже сам Басов. Когда же она просыпается, то превращается в сущего вампирёныша с избытком энергии во всех частях тела.

  9. Лисовская Наталья Евгеньевна

Молодая, заботливая женщина. Военный медик по образованию. А ещё она – мама. Общительная. Дружелюбная. Всегда готова помочь и советом и делом.

 10. Лисовский Антон Александрович

Сын Натальи Евгеньевны. Малыш. Полная противоположность Танюшки. Тихий, милый и спокойный. Избытком энерджайзера не страдает. Однако вместе с Танюшкой – они сила, по сравнению с которой Басов Михаил Юрьевич – сущий ангел.

 1.7 Общегеографические сведения о районе путешествия

Вологодская область

Вологодская область – субъект Российской Федерации, образована 23 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР «О разделении Северной области на Вологодскую и Архангельскую области». Расположена на северо-западе Европейской части России. Входит в состав Северо-Западного федерального округа.

Население — 1269 тыс. человек. Административный центр области — город Вологда (301,6 тыс. чел., 2010 год). Крупнейший город — Череповец.

Общие географические данные

Область граничит на севере с Архангельской, на востоке — с Кировской, на юге — с Костромской и Ярославской, на юго-западе — с Тверской и Новгородской, на западе — с Ленинградской областью, на северо-западе с Республикой Карелия.

Особенности рельефа

Вологодская область расположена на северо-востоке Восточно-Европейской равнины, рельеф здесь холмистый — чередуются низменности (Прионежская, Молого-Шекснинская), гряды (Андогская, Белозерская, Кирилловская) и возвышенности (Андомская, Вепсовская, Вологодская, Галичская, Верхневажская). Высота области над уровнем моря 150 –200 метров. Поверхность — низменная равнина с множеством озёр, болот, рек и многочисленными невысокими грядами и возвышенностями. На территории области водораздел Евразии между бассейнами Северного Ледовитого, Атлантического океанов и бассейном внутреннего стока (Каспийское море). На юго-востоке области — Северные Увалы.

Особенности климата

Климат умеренно-континентальный с продолжительной умеренно холодной зимой и относительно коротким тёплым летом. Суровость климата возрастает с запада на восток. Средняя температура января от −11 °C на западе области до −14 °C на востоке, средняя температура июля соответственно от +16 °Cдо +17,3 °C. Осадков довольно много — 500 –650 ммв год (максимум в летние месяцы), испаряемость гораздо меньше, поэтому область богата реками, озёрами и болотами. Снежный покров лежит 165 – 170 дней. Продолжительность вегетационного периода составляет около 130 дней.

Водные ресурсы

Вологодская область богата водными ресурсами. Характерна густая речная сеть. В области протекают крупные реки: Сухона с притоками Вологда и Двиница, Юг с Лузой, Молога с Чагодощей, Шексна, верховья Унжи, Андома. Реки области имеют смешанное снежно-дождевое питание. На сезон апрель-июнь приходится половина годового стока рек. Ледостав длится 160 – 170 дней.

В области около 4 тысяч озёр. На юго-западе расположены Шекснинское и крупное Рыбинское водохранилище, на западе озёра: Белое, Кубенское и Воже. Онежское озеро на севере области соединяет с Волгой Волго-Балтийский водный путь. Широко распространены болота (12 % территории области), сосредоточены преймущественно в западных районах.

Транспортное сообщение

Протяженность путей сообщения Вологодской области на конец 2007 года:

Ÿ автомобильные дороги —15 595 км;

Ÿ в том числе федерального значения —641 км;

Ÿ внутренние водные судоходные пути —2 116 км;

Ÿ железнодорожные пути —1 889 км;

Ÿ троллейбусные пути —49 км;

Ÿ трамвайные пути —24 км;

Расстояние от Вологды до Москвы —465 км.

Автомобильные дороги:

Ÿ Федеральная магистраль — М8«Холмогоры» (Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск);

Ÿ Федеральная дорога — А114 (Вологда — Новая Ладога — а/д М18).

Главные региональные дороги:

Ÿ Сухонский тракт (Тотьма — Нюксеница — Великий Устюг);

Ÿ Р5 (Вологда — Кириллов — Вытегра);

Ÿ Р6 (Череповец — Белозерск — Липин Бор);

Ÿ Р7 (Чекшино — Тотьма — Никольск).

Железнодорожные дороги:

Узел «Вологда» (станции Вологда-1, Вологда-2 и Лоста-Сортировочная) — крупнейший железнодорожный узел Северной железной дороги, а участок «Вологда 2 — Лоста-Сортировочная» — самый грузонапряженный на всей сети железных дорог РФ (по количеству пар поездов в обоих направлениях в сутки и тоннажу перевозимых грузов). Направления: южное (Ярославль — Москва), западное (Волховстрой — Санкт-Петербург), северное (Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Котлас, Сыктывкар, Воркута, Сосногорск), восточное (Киров — Пермь — Астана).

Прямые, транзитные поезда и прицепные вагоны в составе проходящих поездов связывают Вологду с такими городами как: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Челябинск, Омск, Мурманск, Архангельск, Воркута, Сыктывкар, Симферополь, Харьков, Запорожье, Белгород, Курск, Орёл, Ставрополь, Минеральные Воды, Барнаул, Астана, Караганда, Алма-Ата, Минск.

Авиационное сообщение:

Ÿ Аэропорт в Вологде (перелёты до Москвы, Кич-Городка);

Ÿ Международный аэропорт в Череповце (перелёты до Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Хельсинки).

Водное сообщение:

Порт в г. Череповце — один из крупнейших на Волго-Балтийском водном пути. У причальной стенки протяжённостью более900 метровмогут обрабатываться речные и смешанного, «река-море», плавания суда. В составе порта самоходный и несамоходный грузовой флот общим тоннажем более 61 тысячи тонн, буксирные теплоходы, плавмеханизация и портальные краны грузоподъёмностью от 5 до 40 тонн, пассажирский флот, открытые и закрытые складские площадки.

Связь

Фиксированная телефонная связь. Операторы: Вологодский филиал открытого акционерного общества «Северо-Западный Телеком» и ПетерСтар.

Мобильная связь: на территории области работает несколько общероссийских операторов. В порядке убывания срока работы и числа абонентов: «Мегафон», «МТС», «Билайн», «СкайЛинк» и «Теле2». Услуги сотовой связи оказываются на территории практически всех районов, но охват территории неравномерен — в основном промышленно развитый юг, а также центр и запад области; в восточных районах мобильная связь в ключевых населённых пунктах. Общее количество абонентов составляет более 600 тыс.

Кировская область

Кировская область преобразована из Кировского края 5 декабря 1936 года после выделения из его состава Удмуртской АССР. Численность населения стабильно снижается за счёт оттока населения в Москву и ряд крупных городов страны (Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Екатеринбург, Пермь).

На 1 января 2010 года численность населения составляла 1 391,1 тыс. чел. (1,0 % населения России).

Плотность населения на 2009 год: 11,3 чел/км², удельный вес городского населения: 72,1 %.

Крупнейший населённый пункт области и её центр — город Киров (464,5 тыс. жителей в 2009 году).

Общие географические данные

Кировская область, одна из крупнейших в Нечернозёмной зоне Российской Федерации, расположена на северо-востоке Русской равнины в центрально-восточной части Европейской России. Простирается на570 кмc севера на юг, и на440 кмс запада на восток. Площадь составляет 120 374 км².

Область граничит на востоке с Пермским краем и Удмуртией, на севере – с республикой Коми и Архангельской областью, на западе – с Вологодской, Костромской, Нижегородской областями, на юге – с республиками Марий Эл и Татарстан.

Особенности рельефа

Рельеф области – всхолмленный с общим наклоном поверхности с северо-востока на юго-запад. Разница абсолютных высот составляет281 м(от56 мдо337 м). В центральной части области — Вятские Увалы, на северо-востоке – Верхнекамская возвышенность, на севере – Северные Увалы.

Климатические особенности

Средняя многолетняя температура января – −13,5… −15 °C, июля – +17…+19 °C. Абсолютный максимум температуры достигает +38…+40 °C, абсолютный минимум — −45… −50 °C.

В среднем за год относительная влажность воздуха 75-79 %. Наиболее сухой воздух с влажностью 61-68 % бывает в мае – июне.

Область относится к зоне достаточного увлажнения. Осадки идут каждый второй день. В среднем за год по области выпадает 500-680 мм, на севере – 590-680 мм, на юге – 500-550 мм. 60-70 % осадков приходится на теплое время года.

В течение года преобладают юго-западные и южные ветры. Средняя годовая скорость ветра достигает 3-5 м/с. Летом ветры слабее (исключая шквалы), осенью увеличиваются и в холодное время достигают максимума. Ветер обычно бывает порывистый. Порывы изредка достигают 30-40 м/с, иногда более.

Водные ресурсы

В области насчитывается 19 753 реки общей протяженностью 66,65 тыс. км. Северные Увалы разделяют реки двух бассейнов — Северодвинского и Волжского. Большая часть области занята бассейном реки Вятки, впадающей в Каму на территории Татарстана. У Камы в области находится только верхнее течение. К крупным протекающим в пределах области относятся также реки Молома, Пижма, Луза, Кобра, Чепца.

Общее количество озёр на территории области 4,5 тыс. Вместе с прудами общее количество замкнутых водоёмов области составляет 5,5 тыс. Самые крупные озёра: Акшубень –85 га, Орловское –63 га, Мусерское –32 га. Самый глубокий водоём области Лежнинское озеро –36,6 м. В Уржумском районе расположено уникальное озеро Шайтан.

Характерна высокая заболоченность северной половины области. В Верхнекамском районе заболоченность достигает 40 % от общей площади. Крупнейшие болота: Волменское –13 514 га, Саламатьевское –10 556 га, Кайсинское –10 517 га.

Транспортное сообщение

Расстояние от г. Кирова до Москвы –896 км.

В Кирове расположен гражданский аэропорт Победилово.

Через Кировскую область проходят железнодорожные магистрали, связывающие центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком (Транссиб), северные регионы – с южными регионами («Киров-Котлас»). Общая протяжённость железных дорог –1 098 км.

Сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием протяжённостью9 086 км. Вместе с тем, существует необходимость уделить внимание дорожному строительству, в особенности, с дорогами, соединяющими Кировскую область с другими субъектами федерации. Так, до сих пор отсутствует дорожное покрытие на границе Кировской области и Удмуртии (дорога «Киров-Глазов-Пермь») из-за чего выгодный транспортный путь практически не используется.

Основной водной магистралью является река Вятка. Протяжённость эксплуатируемых водных путей по Вятке и её притокам –1800 км.

Река Юг

Юг — река в Вологодской и Кировской областях России, правая составляющая Северной Двины (левая — Сухона).

Общие географические данные

Длина –574 км, площадь бассейна – 35 600 км².

Исток реки на возвышенности Северные Увалы в Кичменгско-Городецком районе Вологодской области, в верховьях течёт на юг, сильно петляя. Перед городом Никольск делает большую петлю и разворачивается на север. В районе Кичменгского Городка принимает Пичуг, Шонгу, Кичменьгу и Пыжуг, после чего расширяется более чем до100 метрови становится доступным для судов в половодье. В среднем течении Юг заходит на территорию Кировской области, где протекает черёз большие посёлки Подосиновец и Демьяново. В нижнем течении расширяется до 300-400 метров, образует большое количество стариц, заливов и островов. В межень река на этом участке сильно мелеет. За30 километровдо устья в Юг справа впадает крупнейший приток – Луза. За15 километровдо устья Юг соединён протокой с текущей параллельно Шарденьгой, которая впадает в Юг километром выше устья самого Юга.

Юг сливается с Сухоной, образуя Малую Северную Двину. Напротив устья – город Великий Устюг.

Гидрология

Средний расход воды в35 кмот устья 292 м³/сек. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Половодье с апреля по июнь. Замерзает в конце октября – первой половине декабря, вскрывается в апреле-начале мая.

Притоками являются: Кипшеньга, Шарженга, Шонга, Кичменьга, Пыжуг, Варжа, Чирядка – левые; Пичуг, Ентала, Енанга, Пушма, Луза – правые.

Населённые пункты

В верхнем течении расположен город Никольск, в среднем – посёлки Кичменгский Городок, Подосиновец, Демьяново, в устье – посёлок Кузино. Напротив устья – город Великий Устюг.

1.8Адрес хранения отчета

Отчет хранится по адресу: г. Кострома, ул. Беленогова, д. 23-А, каб. 37, тел. 8-910-958-53-35

2. Содержание отчета

2.1 Зачем нам это было надо?????????

Лето. Солнце. В самый раз махнуть куда-нибудь на юга, на море, поваляться на золотом песочке, позагорать. Но есть такие балбесы, которым этого мало. Однако и на юге хоть раз в жизни побывать стоит. Вот мы и нашли друг друга. Сговорились. Собрались. И отправились в водно-вело-авто поход, часть маршрута которого проходила по реке с совсем подходящим, тёплым названием – Юг. Для кого-то это была возможность встретиться со старыми друзьями, побыть в хорошей компании, а для некоторых птенчиков это ещё и способ проявить себя, применить знания на практике. К слову сказать, было у нас тут два желторотых студента, впервые возглавивших свои группы, впервые взваливших на свои хрупкие плечики всю тяжесть бремени руководителя.

Но, несмотря на преграды, мы все, же отправились в наше путешествие … в поисках чего-то нового.

2.2 Дневник похода

Прежде чем начать подробный отчёт прохождения маршрута, надо сказать, что на самом деле было две группы туристов, которые имели между собой постоянную связь. Данные группы начинали свой маршрут в разных точках и передвигались разным способом. В то время как одна ковыляла еле-еле на байдарках, другая катила на велосипедах, страхуемая машиной сопровождения. Группы должны были встретиться в назначенное время и в назначенном месте для того, чтобы сменить друг друга, пересев одна – на велосипеды, а вторая – на байдарки.

 1.07.2011 – 1 день

Сборы были назначены на 13:00 в МОУ ДОД ДЮСШ № 5, располагающейся по адресу: г.Кострома ул. Беленогова, д. 23-А. Здесь встретились все участники похода. Кто-то из них уже был знаком друг с другом и ранее, а кому-то ещё только предстояло стать своим среди завсегдатаев туристских клубов и туристских вечеринок. К таким постоянным туристским тусовщикам можно отнести Басова Михаила Юрьевича (организатора всей нашей сходки), Шарову Татьяну Геннадьевну и Роганова Аркадия Леонидовича.

Мы поздоровались (познакомились), обнялись (дружелюбно улыбнулись), переглянулись, собрались, сели в машину Михаила Юрьевича (нашего вождя) и тронулись.

Таким образом, наше путешествие началось в 15:50. Вечером, в 21:15 мы приехали в VIP-берлогу нашего атамана – деревню Горка (в народе она носит зловещее название «Басовка»). Сделав запоздалый ужин и ещё более запоздалый обед, мы легли спать.

2.07.2011 – 2 день

Проснулись в 6:00. Позавтракав тем, что осталось со вчерашнего дня, погрузились в наш шикарный, комфортабельный, многофункциональный драндулет и отправились дальше, на место выброски. Было солнечно, очень жарко, поэтому несколько раз у нас случались незапланированные остановки, чтобы побултыхаться в какой-нибудь местной лужице. В 15:30 мы приехали в Большероманово, но возникли такие вопросы, как: «Где река?» или «Как до неё добраться?». Поколесив по окрестностям и спросив дорогу у местных жителей, мы вернулись к въезду в Большероманово и свернули там в поле. Ни о какой дороге, конечно же, речи идти не могло. Но это же !МЫ! Зачем нам дороги, когда есть такое маниакальное желание взяться за весло или почувствовать своей пятой точкой жёсткое кожаное сиденье велосипеда. Наконец, мы нашли её – река Юг. Это было уже 16:00. Мы разбили лагерь здесь же, на левом берегу. Вода в реке была чистая, в самый раз для приготовления пищи. Однако мы привезли с собой свою воду, в пятилитровых канистрах. Пообедали. Собрали наши двухместные плоты-байдарки, проверили наших железных коней и… легли спать. Ни на что другое сил и времени у нас не осталось.

 3.07.2011 – 3 день

Утро мы встретили в 6:00, в духоте наших палаток. На улице же было наоборот свежо и прохладно, но это пока… Позавтракав, наша группа погрузила все необходимые вещи на байдарки, коих насчитывалось всего две штуки, и отправилась не спеша в неизведанные края, где по слухам живёт тот самый Дед Мороз. На сплаве в этот день было четыре человека, среди которых: Белозёрова Дарья Павловна, Роганов Аркадий Леонидович, Шарова Татьяна Геннадьевна и Калугин Владимир Сергеевич, плюс – Собака.

Участь второй группы нам не очень известна, так как мы встретились с ней уже только вечером. Погода к полудню сильно изменилась: было невыносимо яркое, обжигающее солнце, очень жарко. В общем – настоящая парилка. Но к полудню не только погода преподнесла сюрпризы, но ещё и сама река жестоко подшутила над нами. Уровень воды в ней снизился на столько, что временами не байдарка нас держала на воде, а это мы пёрли её, шагая босиком по дну. Казалось в сливном бочке унитаза воды больше, чем в той лужице, которая гордо носила название Юг. Несколько раз мы останавливались, чтобы перекусить или просто отдохнуть. В 18:00 мы встретились у Яхреньги (на левом берегу реки) со второй вело-группой. Оказалось, что пока мы, кряхтя и обливаясь потом копали вёслами по дну почти 7 часов без передыху, они на велосипедах, как на реактивных самолётах, долетели до пункта назначения за каких-то 3 часа. Поужинав, было решено, что группы, продолжают свой запланированный маршрут, однако теперь встретятся только на 6-ой день. Это было сделано из-за разницы во времени, необходимого для прохождения маршрута, используя разные способы передвижения. На этом уставшие, но довольные и разошлись по палаткам. Результатом дня стали обгоревшие на солнце носы, руки и коленки. Но это уже было неважно. Неважно, что где-то поблизости кто-то храпит, и что тебе в бок тычет какая-то коряга. Через минуту всё куда-то ушло, и мы уснули без задних ног.

 4.07.2011 – 4 день

Поднялись мы рано, в 5:30. В такое время, наверное, все петухи ещё дрыхнут, а особенно в такую погоду. Пасмурно, ветрено, холодно, изредка моросит лёгкий дождик – полная противоположность той погоды, что была в это же время всего день назад. Позавтракав, погрузили вещи, запас еды на 2 дня в байдарки и быстрей запрыгнули в них сами, начав грести, чтобы хоть как-то согреться. Состав нашей группы на сегодня (и на все последующие дни) немного поменялся: на место Калугина Владимира Сергеевича пришёл Абраменко Андрей. Так наша команда безумных супер-туристов продолжила своё путешествие.

На воде ветер стал сильнее. Уровень воды поднялся, но незначительно: иногда вёсла всё же скрябали по дну. Из-за сильного ветра появились небольшие волны, которые при таком уровне воды скрывали под собой все коряги и камни. Это создавало некоторую опасность, так как можно было налететь на что-нибудь, даже не заметив этого. Вот одна байдарка и налетела. Наверное, стыдно кильнуться в такой речке, при таком её уровне воды и при такой категории сложности. Да и холодно было для купания… Бр-рр-рр-р-р… Матрос вспомнил всё, о чём когда-то его учили, и байдарка всего лишь сильно накренилась – встала почти вертикально. А вот капитан (рыбак) в этот момент, наверное, думал о своей рыбе… В целом день прошёл без происшествий. К 14:10 мы добрались до Плёсо (после Подосиновца). Лагерь разбили, чуть-чуть пройдя вперёд, за Плёсо, на правом берегу реки Юг. Приготовили обед. Необходимо сделать важное замечание: если на всех предыдущих остановках вода из реки была пригодна для употребления в пищу, то пить её отсюда не советуем. Течением выше, всего в пару километрах был канализационный сток, поэтому вода приняла соответствующий приятный глазу цвет и вкусный запах. Лучше принести две пятилитровых канистры воды с собой, с предыдущего места стоянки. Куда приятнее для Вас и Вашего туристского организма.

К вечеру появился туман. Аркаша ушёл опять в поисках своей золотой рыбки, однако так и вернулся с пустыми руками, ничего не поймал (ха-ха-ха).

А потом бал крепкий сон и конец 4-ого дня.

 5.07.2011 – 5 день

Проснулись в 5:45. Погода встретила нас куда дружелюбнее, чем вчера. Солнечно, но всё ещё ветрено. В 8:15 мы уже были готовы продолжить сплав. И мы продолжили. Времени у нас было предостаточно, поэтому мы ни куда не спешили. К 14:00 погода решила подарить нам бесплатные солнечные ванны. Воспользовавшись таким предложением, мы встали на обед, после чего понежились на солнышке в окружении дружной компании комаров. Этот день был удачным ещё и тем, что Аркадий, рыбак с пелёнок, поймал, наконец-то, рыбу – 1 штуку. Хотя Аркаша и молился своим богам, хотя он и приносил им жертвы и танцевал с бубном вокруг послеобеденного костра, всё же за оставшееся время путешествия, на его супер-навороченную удочку так больше ничего и не попалось.

В 15:40 мы уже заняли места первого класса в наших супер-комфортабельных, пассажирских мини-лайнерах. Наша команда в составе 4-ёх человек взяла курс на Великий Устюг. Это был самый трудный и долгий день. Мы никак не могли найти подходящее место для лагеря: повсюду был высокий берег. Наконец, в 19:40 мы встали на ночёвку на левом берегу, неподалёку от Теплогорья. Место красивейшее. Самое лучшее за всё время нашего путешествия. И в то же время весьма необычное для стоянки: это был крутой обрыв. Байдарки были оставлены внизу на пляже небольшого заливчика, а сам лагерь мы развернули на вершине обрыва. Вода этого небольшого заливчика была необычайно чистая из-за впадающего в него еле заметного ручейка. Утомившись долгим путешествием, очень хотелось есть.  Чувствуя лёгкую добычу, комары и другая мошкара облепили нас с ног до головы. Вот Вам и все прелести туристской палаточной жизни. Но разве это было важно??? Спать – вот чего хотелось больше всего.

Завтра нам предстояло догнать нашу вторую группу – группу велосипедистов.

6.07.2011 – 6 день

Это был единственный день, когда мы встали так поздно – в 7:00. А всё из-за того, что место встречи со второй группой находилось совсем близко. В 9:15 мы уже собрались, расселись по байдаркам и продолжили путь. Без остановок и происшествий добрались в 11:50 до парома, неподалёку от Гольцово. Лагерь наших друзей уже давно был разбит и находился на правом берегу реки, на небольшом обрыве. Собратья встретили нас криками и жуткими воплями (вот что значит одичали, вот что значит быть 6 дней оторванным от цивилизации). А ещё нас встретил приятный аромат супчика. Честно говоря, мы почуяли его ещё раньше, чем увидели саму группу. Здесь же, присоединившись к общему лагерю наших друзей, мы закончили 6-ой день нашего увлекательного путешествия.

7.07.2011 – 7 день

Весь лагерь проснулся в 6:00. Сегодня нам предстояло сменить наш транспорт: с байдарок пересесть на велосипеды. Позавтракав, снарядили в путь группу байдарочников и помахали им вслед белым платочком. Спешить нам было некуда. Мы, наученные горьким опытом, прекрасно знали, что один и тот же километраж на велосипедах преодолевается быстрее в 3 раза, чем на байдарках. Таким образом, сами мы оседлали своих двухколёсных железных коней только в 10:05. Численность группы увеличилась: к нам присоединились два малыша по 10-11 лет, вечно орущих и спорящих между собой. То и дело можно было услышать совсем недетские фразы типа: «Ты дурак, отдай!!!», «Сама такая, моя очередь ехать!», «Я всё дяде Мише расскажу!» … и всё в таком духе. По отдельности они были тихие, милые детки, а вместе (это страшная сила) выносили мозг любому, кто был с ними на расстоянии меньше 1-ого метра. Делайте вывод, Господа…

В 12:30 мы доехали, нет, долетели, до моста через реку Шерденга. Здесь наш маршрут на велосипедах был закончен. Железные кони, один за другим, перекочевали в машину. И синий мерс помчал нас навстречу тем, кто в скором времени также должен был завершить свой путь, но уже на байдарках.

Место встречи изменить нельзя. В 13:20 мы наконец-то доехали до парома в городе Великий Устюг. Погрузили байдарки, кое-как угомонили и запихали детей на заднее сиденье, где они благополучно и заснули, расселись сами и поехали. Финалом нашего маршрута, но ещё не всего путешествия, стало посещение резиденции Деда Мороза. Мечта, пожалуй, всех детей.

После музея, с чистой совестью, что запланированная культурная программа пройдена, мы готовы были отправиться домой, в Кострому. Но не тут-то было… В 19:20 машина начала хрюкать, кряхтеть и дымиться и мы сломались. Зря мужики недооценивают женские силы и знания. Ох, зря-зря… В составе нашей дружной компании было двое взрослых, сильных, загорелых мужиков, которые колдавли над машиной чуть ли не 3 часа. Но догадайтесь, кто всего за 20 минут её починил – правильно, женщина!!! Хвала Лисовской Наталье Евгеньевне!!!

Таким образом, ремонт отнял у нас ещё 3 часа 10 минут. Было уже слишком поздно (22:30), поэтому было решено разбить лагерь (в 22:40) у деревни Полдарса, на берегу реки Сухона. Место, надо сказать, совсем не подходящее, особенно для палатки. Весь берег был покрыт отборными, большими, острыми булыжниками – мечта для тех, кто занимается йогой.

Так на булыжниках, в окружении комариков и закончился наш 7-ой день путешествия.

 8.07.2011 – 8 день

Подъём был строго по расписанию, в 6:00. И, несмотря на то, что после ночного массажа на булыжниках ничего не двигалось, вставать пришлось по свистку нашего капитана. Зарядка. Завтракать. В 7:40 отправились в путь, домой, в Кострому. Путь предстоял нам долгий. Хорошо погода была не жаркая, а то думается, некоторые киндеры до дома бы не дотерпели. Несколько раз мы останавливались, чтобы поразмяться и перекусить.

Проехав на машине бесконечно долгие 8 часов и 40 минут мы, наконец, в 17:30 причалили в Кострому.

 Вот и закончилось наше путешествие… А конец чего бы то ни было подразумевает под собой необходимость прощаться с теми, к кому ты привык за это время. Прощаться с тем, что так полюбилось твоему сердцу. И здесь тоже пришлось прощаться. Прощаться и надеяться на новую, совсем скорую встречу 

2.3 Самые классные места на маршруте. Советуем!!!

Великий Устюг – родина Деда Мороза

В Вологодской области с 1999 года действует туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза».

25 декабря 1999 года в городе Великий Устюг состоялось торжественное открытие Дома Деда Мороза. В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран.

В этом городе располагается Вотчина Деда Мороза, в которую можно сходить на экскурсию. Здесь можно посетить Тропу сказок, Дом Деда Мороза, Зимний сад, для детей будет особенно интересна игровая площадка. В торговых рядах можно будет приобрести сувениры на память. На территории также располагается несколько кафе, две гостиницы, а также имеется зоопарк.

Стоимость экскурсии по вотчине составит 520 рублей, за вход в зоопарк возьмут отдельную плату – 50 рублей.

  2.4 Итоги прохождения маршрута

1. Группой совершён комбинированный (водно-вело-авто) поход I категории сложности.

2. Активным способом передвижения пройдено:

сплав100 км

вело15 км

авто 1 294км

Таким образом, запланированный километраж пройден полностью и без человеческих потерь.

3. Произошло некоторое несовпадение расстояний и несовпадение по количеству дней, которые были отведены для прохождения маршрута на байдарках и на велосипедах, и которые фактически пройдены на данных средствах передвижения.

4. Стоимость проезда и питания на момент совершения похода (июль 2011 года) составила 1000 российских рублей. В эту сумму, однако, не входит стоимость тусовки в доме Деда Мороза, а это дополнительные 520 рублей. За вход в зоопарк, располагающийся на территории вотчины Деда Мороза, возьмут отдельную плату: 50 всё тех же российских рублей.

5. Довольная, весёлая, с кучкой положительных эмоций компашка вернулась домой.

2.5 Рекомендации по прохождению маршрута

1. Если есть такая возможность, то перенесите время похода на более ранние сроки, когда уровень воды в реке ещё не опустился, а солнце не такое сильное.

2. Попытайтесь сделать такое соотношение расстояний, чтобы километраж, предназначенный для прохождения на велосипедах, был значительно больше, чем километраж, предназначенный для прохождения на байдарках.

3. Если у Вас имеется машина на протяжении всего маршрута, то необходимо запастись чистой питьевой водой.

4. Дабы уберечь своё лицо от поджаривания на солнышке, запаситесь солнцезащитным кремом и кепкой.

5. Средняя сумма, которую придётся потратить на поход: 1 000 рублей.

6. «Дети – цветы жизни». Но подумайте, стоит ли их брать в ПОХОД, пусть даже такой категории сложности? Не каждый киндер сможет справиться с таким напряжением, с такими экстремальными условиями, с такими нагрузками.

7. Если же Вы всё таки решились взять с собой маленьких детишек, будьте готовы потратить на них пару сотен лишних рублей (на мороженое, на пирожное, на визит к Деду Морозу).

8. Возьмете с собой улыбку и готовность провести 8 дней без благ цивилизации, но в компании весёлых, общительных, интересных людей. И тогда этот комбинированный поход доставит Вам массу хороших впечатлений и приятных эмоций

Список литературы

1. Алексеев А.А. Пособие по составлению отчётов о туристских походах, путешествиях и спортивных турах / А.А. Алексеев, М. : 2005. – 26 с.

2. Гарин В.Б. Россия. Энциклопедический справочник / В.Б. Гарин, В.В     Лисюченко, Ростов н/Д : Феникс, 2001 – С. 183-187.

3. Ананьев А.Н. Вся Россия. Города и населённые пункты. Энциклопедия / А.Н. Ананьев, А.К. Кулагин, О.В. Петров и др., М. : Институт экономики и управления в промышленности, 2001 – С. 67.

4. Ананьев А.Н. Вся Россия. Регионы. Энциклопедия / А.Н. Ананьев, А.К. Кулагин, М.И. Лычагин, М. : Институт экономики и управления в промышленности, 2002 – С. 224-229.

5. Вишнёва И.В. География России. Энциклопедия / И.Ю. Вишнёва, И.В. Ескина, М.Ю. Киселёва, гл. ред. А.П. Горкин, М. : Большая Российская энциклопедия, 1998 – С. 99-100, 122-124, 683.

6. Ехалов А. Великий Устюг – родина Деда Мороза, Вологда : Арника, 1998 – 28 с.

7. Сычёв А.Б. Общие сведения // Официальный сайт Правительства Вологодской области. – URL: http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=1

8. Общие сведения // Правительство Кировской области. Официальный сайт. – URL: http://www.ako.kirov.ru/region/

Обсуждение